Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Об иероглифах, гетерограммах и о начале буквенных алфавитовВ советское время вполне официально считалось, что у башкир не было письменности, и полноценная литература и письменность у нашего народа начала развиваться только после «получения» письменности на кириллической основе. Считалось также, что достоверная башкирская история началась после начала вхождения башкир в состав Великого княжества Московского (В дальнейшем Московское царство, Российская империя). В целях утверждения этих постулатов после перехода к новому алфавиту на кириллической основе не были переизданы на новой письменности ни документы, ни литература существующие на древних башкирских письменностях. Не были подготовлены ни специалисты архивисты, ни музейологи, ни археологи, ни музыковеды, ни историки и.т.д., которые знали бы те древние письменности и культуру. В целях исправления этой вопиющей исторической несправедливости и начинаю размещение цикла статей в газете с целью ознакомления читателей историей письменной культуры наших предков. История башкирской письменности берет свое начало из иероглифов Тамгаташа села Янги Кульчибай Бирского района, каменных печаток села Бахмут (сейчас слилось с селом Чандар) Нуримановского района, бронзового браслета села Утягулово Зианчуринского района. В древности наши предки использовали для передачи информации во времени и в пространстве цвет (рисунок-силуэт) и звук, который был присущ рисунку-силуэту данной вещи. Эти и были первые, простейшие иероглифы. Некоторые исследователи говорят и о способности наших предков к передаче информации и на дальнем расстоянии. Но мне кажется, что это вряд ли было, так как способностей распознавать запах и температуру на расстоянии у нас нет, думаю, что такой способности у наших предков тоже не было. Считалось, что каждая вещь «Сама себя называет», поэтому рисунок-силуэт всегда был связан только с определенным звуком (фонемой), то есть иероглиф всегда был не только рисунком но и звуком одновременно, то есть был неделимым «слово-символом». Например, для передачи звука игры рыбы на воде «слп» использовали рисунок «рыба», для передачи звука тетивы «дзнк» при стрельбе из лука использовали рисунок «лук». Для передачи звука мычания «муу» коровы или быка использовали рисунок «корова (бык)», для передачи звука горения «стр» при сжигании хвороста использовали рисунок «лучина (хворост)» и так далее. Эти иероглифы стилизовывались в зависимости от используемого материала письма и приспособлений для письма, упрощались по мере прохождения времени. Упрощенные «рисунки-силуэты (иероглифы)» называют гетерограммами. Гетерограммы это символы близкие к буквам, но не буквы. В таблице №1 показано превращение иероглифов в гетерограммы.
Таблица №1.
В дальнейшем, по мере появления все более отвлеченных понятий, иероглифы перестали «сами себя называть», а стали символами для слов созвучных по произношению. Смотри таблицу №2. Таблица №2.
Иероглифы Мосала (Двенадцатеричного звериного летосчисления Туранцев) преобразуясь в гетерограммы стали применяться и для обозначения чисел. Действительно, эти числа впервые появляются в рунических и хазаро-караитских текстах Башкортостана уже в начале 7-го века. Смотри таблицу №3. Таблица №3.
В дальнейшем гетерограммы были преобразованы в буквы (рунические знаки; числа). При этом с разделением языков произошло и разделение названий букв. В таблице № 4 на примере тюркских и германских рун рассмотрим эти расхождения. Таблица №4.
Из гетерограмм же происходят и часть тюркских юридических (правовых) тамг. Смотри таблицу № 5. Таблица № 5.
Ниже дана фотография поясного крючка из уфимских могильников с иероглифической надписью- «Тффтхм(а) Марднh\\ Туфахтохому от Мардана»..
|