Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие и виды монополистической деятельности
Монополистическая деятельность – противоречащие закону действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей. При монополии на рынке один продавец имеет дело со многими покупателями и является монополистом. Он вне конкуренции и поэтому сам определяет цену и количество продаваемых товаров. В условиях монополии и доминирующего положения субъекта хозяйствования он может навязывать покупателю монопольно высокую цену. Признаки монополистической деятельности: · противоправность, так как она в любой форме запрещена законодательством под угрозой применения различных видов юридической ответственности; · проявляется как в активной форме (действия), так и путем бездействия; · антиконкурентный характер, проявляющийся в ограничении, устранении или недопущении конкуренции на товарном рынке; · наличие специфического субъектного состава (субъекты хозяйствования); · наносит вред другим субъектам хозяйствования и потребителям. Правомерная монополия – государственная, естественная или чрезвычайная монополии. Государственная монополия – система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности (в том числе предпринимательскую) имеет государство в лице определенных государственных органов или иных специально уполномоченных субъектов права. Чрезвычайная монополия – система общественных отношений на товарном рынке, санкционированная государством на определенный период, при которой конкуренция отсутствует или ограничена. Естественная монополия – система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции Субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. К ним относятся: · транспортировка энергоресурсов; · железнодорожные перевозки; · услуги связи и т.д. Законодательство защищает такие монополии от конкуренции, исходя из того, что их функционирование эффективнее при отсутствии конкуренции. Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий: · ценовое регулирование, осуществляемое посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня; · определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Основные меры государственного антимонопольного регулирования: – осуществление государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке; за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов; за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов; – принятие в установленном порядке мер по реорганизации – оказание содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства; принятия иных мер. Государственный контроль за исполнением антимонопольного законодательства осуществляется антимонопольным органом – Антимонопольный орган вправе в целях развития конкуренции принять в установленном законодательством порядке решение о принудительной реорганизации хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке. В целях предупреждения возникновения и предотвращения усиления доминирующего положения на товарных рынках в Республике Беларусь осуществляется государственный контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов, в том числе дочерних, зависимых обществ, холдинговых компаний, союзов, ассоциаций, за преобразованием государственных органов и хозяйствующих субъектов в объединения, если это может привести Государственная регистрация холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов осуществляется регистрирующим органом только после получения согласия антимонопольного органа. В целях содействия развитию товарных рынков и конкуренции антимонопольный орган может направлять соответствующим государственным органам, хозяйствующим субъектам и иным субъектам права предложения об (о): – изменении сфер применения свободных или регулируемых цен товаров, производимых или реализуемых хозяйствующими субъектами, злоупотребляющими своим доминирующим положением на товарном рынке; – создании параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет государственных инвестиций; – привлечении иностранных инвестиций; – финансировании мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения на товарном рынке отдельных хозяйствующих субъектов и других мер экономического протекционирования; – лицензировании экспортно-импортных операций; – внесении изменений в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию; – принятии в пределах своей компетенции иных мер, содействующих развитию товарных рынков и конкуренции. Общественные организации (объединения) потребителей, другие общественные объединения, уставы которых ставят своей целью защиту потребителей от злоупотреблений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, могут осуществлять общественный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и вправе: – подавать в антимонопольный орган заявления о фактах нарушения антимонопольного законодательства и вносить предложения по их устранению; – обращаться в суд с исками в защиту прав, свобод и законных интересов своих членов и других лиц от деяний, нарушающих антимонопольное законодательство; – проводить собственную экспертизу принятия и осуществления решений о создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов на соответствие этих действий требованиям антимонопольного законодательства и информировать общественность о результатах экспертизы; осуществлять иные действия, не противоречащие законодательству.
Date: 2015-10-19; view: 1096; Нарушение авторских прав |