Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примечания. 1. Это был кризис религиозной идеологии, а не церкви как организационной структуры
1. Это был кризис религиозной идеологии, а не церкви как организационной структуры. Последняя, напротив, в XV—XVI вв укрепилась: в 1448 г. русская православная церковь обрела автокефалию (самовозглавление), а в 1589 г. ее глава получил титул патриарха Московского и всея Руси и в общеправославной «табели о рангах» занял почетное пятое место — непосредственно за константинопольским, александрийским, антиохийским и иерусалимским патриархами.. 2. По-видимому, Н. М. Никольский имеет здесь в виду русского историка второй половины XIX в. К. Н. Тихонравова — знатока Владимирского края. 3. Бичевалыцики, или бичующиеся (флагелланты),—средневековые фанатики, подвергавшие себя всевозможным истязаниям во искупление грехов. Во время стихийных бедствий (например, эпидемии чумы в середине XIV в., землетрясения) движение флагеллантов приобретало характер массового психоза. Папы римские осудили это движение, содержавшее в себе элементы протеста против учения и обрядов католической церкви. 4. Имеется в виду историк второй половины XIX в. Никитский А. И., главные труды которого посвящены истории Пскова и Новгорода. 5. Симония — продажа и покупка церковных должностей, широко практиковавшаяся в Западной Европе в период средневековья. Название произведено от имени Симона-волхва, который, согласно евангельской легенде, хотел за деньги приобрести у апостолов «благодать духа святого». — Прим. авт. 6. Катары (от греч.— чистые) — сторонники христианской ереси, существовавшей в Западной Европе в XI—XIII вв. Признавали наличие в мире злого начала (материальный мир) и доброго (духовная жизнь), отвергали всякую собственность, осуждали богатство, что отражало в религиозной форме неприятие эксплуататорского строя. Не признавали церковной иерархии, отрицали обряды, отвергали почитание мощей, икон и т. п. Уничтожены инквизицией. 7. Т. е. братством, общиной. 8. Лютеранство — одна из разновидностей протестантизма, возникшая в начале XVI в. в Германии. Его родоначальником был немецкий монах-богослов Мартин Лютер (1483—1546), чье выступление против католической церкви было поддержано различными социальными слоями Германии, но прежде всего княжеско-бюргерской верхушкой. Распространено в Германии, Северной Америке, Скандинавских странах. В СССР лютеране имеются преимущественно в Прибалтийских республиках. 9. Советская историческая наука в общем-то отказалась от православно-церковного термина «жидовствующие», заменив его названием «новгородско-московская ересь». Тем не менее некоторые авторы современных научно-атеистических изданий продолжают пользоваться старым термином (см.: Крывелев И. А. История религий. Очерки в двух томах. М., 1975, т. 1, с. 388—394). 10. Очерк истории русской культуры, ч. II, 5-е изд. М., 1923, с. 38, 54 11. По-видимому, имеется в виду Панов И. И., протоиерей Владимирского собора в Петербурге, церковный историк. 12. Маркеллианство — учение епископа анкирского (IV в.) Маркелла; Маркелл выступал против Ария, который отказывался признать единосущность бога-отца и бога-сына, но в толковании догмата о троице сам впал в ересь. Массилианство — ересь, распространившаяся в V—VI вв. в монастырях, расположенных вокруг города Массилии (Марсель), отсюда название движения. В своем учении массилиане частично признавали точку зрения Пелагия, который считал, что достижение спасения больше связано с нравственными силами человека, со свободой выбора, чем с божественной благодатью.. 13. Осифлянская партия — сторонники Иосифа Волоцкого 14. Пасхалия — свод правил и таблиц для исчисления дня празднования паски. 15. Каббала (древнеевр.— предание, традиция) — тайное религиозное учение, возникшее во II в. в среде приверженцев иудаизма. В XVI—XVIII вв. свелось к магии и колдовству, к символическому толкованию текстов Ветхого завета, в ходе которого словам и числам придавалось мистическое значение. 16. Т. е. совершали обряд причащения. 17. Ламентация (от лат. lamentatio) — жалоба, сетование. 18. Руга—в России XVI—XVIII вв. средства, отпускавшиеся государством на содержание церковного причта: главным образом городских церквей и монастырей, не имевших земли и других источников дохода. 19. Налицо один из примеров неправильного употребления Н. М. Никольским термина «капиталистический» по отношению к чисто феодальному учреждению, каковым русская православная церковь была не только в начале XVI в., но и четыре века спустя — вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. 20. «Похвала Глупости» — книга голландского гуманиста эпохи Возрождения Эразма Роттердамского (1466—1538), в которой он высмеял пороки своего времени, подверг критике моральные поучения религии, а также христианское вероучение и обрядность, выразил сомнение в подлинности и святости библейских книг.
Date: 2015-10-19; view: 278; Нарушение авторских прав |