Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава IV





ЗАГРОБНЫЙ МИР

 

 

Наши предки верили, что существуют два мира: «этот» мир, в котором существуют живые люди, и «тот» мир – потусторонний, куда после смерти уходят души умерших. Потусторонние силы не всегда желают человеку зла, но они всегда опасны уже по той причине, что принадлежат к миру мертвых. «Тот» мир невидим для людей, но он тесно связан с миром живых. Восточные славяне считали, что в году есть время, когда границы между мирами открываются, – это годовые дни поминовения умерших; тогда любой человек с помощью магических приемов может увидеть души умерших, которые приходят на землю.

 

Душа

 

У любого человека кроме тела есть душа. Она невидима, но находится внутри человека и обеспечивает ему жизнь. Такое представление об устройстве человека сложилось у восточных славян еще в язычестве, хотя позже немного изменилось под влиянием христианства. По христианскому вероучению, души имеются у всех без исключения людей, независимо от их веры и национальности, но только христианские души светлые, остальные – темные. Душа есть только у людей, а у животных вместо души – пар, который исчезает после их смерти. Все души еще не родившихся людей находятся у Бога, но место их пребывания неизвестно. Душу в человека вкладывает Бог. Когда новый человек получает душу, на небе загорается новая звезда. По мере того как растет человек, растет и его душа.

Наши предки представляли душу как самостоятельное живое существо, но где она находится у человека, предположений было множество: в сердце, в груди, в области живота, в печени, в крови, в горле, под правой мышкой. В течение жизни душа питается паром от той пищи, которую ест человек. Душа имеет вид ветра, сгустка пара или дыма. Часто верили, что душа имеет вид насекомого или мелкого животного: бабочки, мухи, пчелы, мыши, птицы; иногда душа умершего человека принимает вид бабочки. При виде бабочки или мотылька до сих пор часто говорят: «Вот чья‑то душа летает». В некоторых русских говорах бабочку так и называют – душечка.

Считали также, что душа умершего имеет образ мухи, иногда белого цвета. Она вылетает из тела человека после смерти и является к родным умершего в ночь после погребения. Поэтому на Украине в ночь после похорон караулили душу умершего. Для этого старые женщины ставили на стол специальное поминальное блюдо – сыту – это мед, разведенный водой. Душа умершего в виде мухи должна прилететь отведать это угощение. Человеческой душой считали муху, зимующую в хате. Впрочем, иногда полагали, что мухи, зимующие в доме, олицетворяют собой души живых, поэтому их должно быть такое же количество, сколько людей в семье. Стайки мелких мушек, роящихся высоко над землей, белорусы принимали за души умерших, выпущенных на время с «того» света прогуляться. Верили также, что душа может прилетать и в виде птицы, особенно голубя или ласточки. О птице, случайно залетевшей в дом, говорили: «Покойник озяб, пичужкой погреться прилетел». Облик белых голубей принимают только души добрых людей, а злые воплощаются в черных воронов.

В древности восточные славяне считали, что души людей, особенно умерших в молодом возрасте, появляются на земле в виде растений на их могилах. В одном из русских причитаний к умершему обращаются с вопросом: в каком виде воплотится его душа? «На травах ли ты вырастешь, на цветах ли ты выцветешь?» Поэтому строго‑настрого запрещалось на кладбищах рубить деревья и срывать цветы, ведь в них воплотились души погребенных.

В народе верили, что при жизни человека душа пребывает в нем постоянно. Лишь во время сна она может ненадолго покидать тело и путешествовать по разным местам. Если человеку снится, что он находится где‑нибудь далеко от дома, значит, там летает его душа. Рассказывают такую историю.

 

Как‑то раз дядя с племянником ходили косить траву. В полдень дядька лег отдохнуть, а племянник варил обед на костре. И тут он увидел, как из открытого рта спящего дяди вылетела муха. Она подлетела к миске с водой и села на краешек. Тогда племянник поперек миски положил ложку. Муха по ней переползла на противоположную сторону миски. Племянник убрал ложку, и она долго ходила кругом по краю миски. А когда племянник вновь положил ложку, она перешла по ней, подлетела к спящему и влетела к нему в рот. Дядя сразу зашевелился. Племянник разбудил его и принялся расспрашивать, что ему снилось. Тот рассказал, что он гулял в лесу и подошел к красивому озеру. Перешел озеро по мосту, а обратно собрался идти – моста нет. Долго он ходил вокруг озера и вдруг опять увидел мост. Только перешел по нему – и проснулся. После этого племянник показал дяде его «озеро» и «мост».

 

По поверьям, когда душа навсегда покидает тело, человек умирает, а душа покидает землю и переселяется в загробный мир, потому что она бессмертна. Душа умершего человека сохраняет все человеческие свойства: она нуждается в пище, питье, тепле, омовении. Она может сидеть, передвигаться, дотрагиваться до различных предметов.

 

2. Путь души на «тот» свет

 

Большое место в мифологических представлениях восточных славян занимала смерть человека, переход души из мира живых, где она пребывала «в гостях», в иной мир – «домой», «на вечное житье». Поэтому в народных говорах гроб называется «домовина», «домок», иногда – «хата». Гроб считался постоянным домом человека на «том» свете. Раньше в нем даже прорезали небольшое окошко там, где находится голова покойника. Внутреннее пространство гроба оформляли по образцу жилого дома: ставили в углу гроба иконку, украшали ее вышитым рушником. Туда же клали вещи, которые были необходимы умершему при жизни, – курящему человеку – трубку, хромому – палку, плохо видевшему – очки, музыканту – его инструмент, маленькому ребенку – игрушки и соску. В гроб клали также недоделанную при жизни работу – недоплетенный лапоть или недовязанные носки, чтобы покойник мог докончить ее.

Восточные славяне считали, что человек и за гробом продолжает вести такую же жизнь, какую вел при жизни. Он сохраняет и свои привычки. Археологические исследования древних захоронений дают возможность узнать, как в языческие времена происходили похороны. Рядом с телом умершего клали его оружие, сосуды с едой, а также хоронили вместе с ним его коня и останки жертвенных животных – свиньи или барана, чтобы покойный мог воспользоваться всем этим в загробном мире.

В могилу бросали деньги: «покупали» место покойнику. Верили, что в первую ночь после похорон вокруг него соберутся все, кто был раньше похоронен на этом кладбище. Старые покойники попытаются выгнать его из могилы. Но он им скажет: «Вы не имеете права: я это место купил» – и покажет деньги. После этого старые покойники признают его право на это место. По другим поверьям, эти деньги нужны душе для оплаты ее переправы через реку или море на пути в загробный мир.

От момента смерти человека до того часа, когда его душа обретет новое пристанище на «том» свете, проходит сорок дней. Этот период называется переходом, потому что путь на тот свет представляется в виде тяжелой дороги, которую должна преодолеть каждая душа, прежде чем достигнет загробного мира. Это очень древнее представление о дороге на «тот» свет встречается еще в «Поучении» князя Владимира Мономаха (1096). Князь обращается к своим детям и предупреждает о своей близкой смерти: он стоит «на далеком пути». Доро́гой, по которой души мертвых идут на «тот» свет, считался Млечный путь. По некоторым поверьям, посредине он разделяется на две дороги: одна ведет в рай, другая – в ад.

Чтобы облегчить тяжело умирающему переход в иной мир, в доме открывали окна, двери, заслонки в печной трубе, снимали обручи с бочек. Особенно тяжелой считалась смерть колдуна или ведьмы. Чтобы они перед смертью не мучились, родственники выламывали доски в крыше или делали подкоп под порогом. Считалось, что их грешная душа может выйти только через то отверстие, на котором никогда не ставили креста, ведь окна и двери в крестьянских домах всегда крестили на ночь.

По мнению ученых, в древности всех покойников выносили через специальный пролом в стене или через окно. В крепостных стенах многих средневековых городов были даже особые ворота, предназначенные исключительно для выноса покойников. В «Повести временных лет» рассказывается о смерти великого князя Владимира Красное Солнышко 15 июля 1015 года. Для похорон в стене, соединявшей две клети (клетью называлось подсобное, хозяйственное помещение), сделали пролом. Потом завернули тело князя в ковер, на веревках спустили его на улицу и повезли на санях в церковь. Все это делали для того, чтобы покойник не мог найти дорогу назад и больше не возвращался к живым. Ведь на «тот» свет вел особый путь, который не мог совпадать с путями живых людей. Вот почему покойника нельзя было выносить в двери, через которые ходили живые.

 

 

«Рождение и смерть человека». Рукописный сборник с Синодиком из собрания Ф. И. Буслаева. XVII в.

 

У наших предков еще до начала XX века сохранялся древний обычай – везти покойника на кладбище или в церковь для отпевания на санях. Так поступали независимо от времени года. Это тоже был способ преодоления длинного пути на «тот» свет. Сани – одна из первых повозок, известных восточным славянам. Поэтому они использовались не только для бытовых перевозок, но и в похоронном ритуале. И тело князя Владимира привезли в церковь на санях, несмотря на то что была середина лета. В древнерусском языке существовало даже выражение «сидеть в санях», означавшее «ожидать смерти». Владимир Мономах говорит о себе в «Поучении»: «Сидя на санях, помыслил в душе своей и поблагодарил Бога за то, что довел меня до сих дней».

В языческие времена восточные славяне верили, что загробный мир отделен от человеческого водной преградой – морем или огненной рекой, через которую перебираются души умерших. Эта река со всех сторон обтекает землю, поэтому избежать ее нельзя ни праведным, ни грешным. Подобные воззрения на устройство потустороннего мира отчасти возникли под влиянием книг. Апокрифическая книга «О всей твари» рассказывает, как устроена Вселенная. Четырехугольная земля плавает в бесконечном океане. За океаном находится земля, на которой расположено царство мертвых. Посреди этой земли пролегает глубокая пропасть, где течет огненная река, разделяющая рай и ад.

Как же образовалась эта огненная река? Ее происхождение объясняется легендами о борьбе Бога и Сатаны в начале сотворения мира. Когда Бог согнал с неба Сатану и взбунтовавшихся ангелов, те упали на землю. И в этом месте потекла огненная река. Затем эта река, по Божьему повелению, провалилась под землю, где и течет теперь. В севернорусских сказаниях река, отделяющая «тот» свет от этого, называется Забыть‑рекой. По пути в загробный мир душа каждого умершего человека на сороковой день пересекает Забыть‑реку, после чего умерший забывает все, что с ним было в мире живых.

В восточнославянских мифах души умерших через Забыть‑реку перевозит святой Николай или архангел Михаил. В духовном стихе «О Страшном суде» архангел Михаил, подобно древнегреческому Харону, перевозит души через огненную реку.

 

Протекала тут река, река огненная,

Как по той там реке, реке огненный,

Да тут ездит Михайло‑архангел‑царь,

Перевозит он души, души праведные,

Через огненную реку ко пресветлому раю.

 

Однако не было единого представления о том, как души попадают на «тот» свет. По одним поверьям, души самостоятельно преодолевали огненную реку. Но как душе преодолеть такую преграду? Разве она умеет плавать? Через огненную реку проложена тоненькая жердочка или натянут волосок. Перейти по ним на другой берег, где находится рай, могут только безгрешные души, грешники же не выдерживают этого испытания и срываются вниз.

Восточные славяне даже строили символические мосты, чтобы облегчить переход умерших в иной мир. Древнерусские церковные поучения отмечали, что язычники «мосты творят по мертвым». Обычай построения реальных мостов в память об умершем сохранялся у восточных славян вплоть до XX века. В Белоруссии на другой день после поминок по умершему делали мостик – «кладку» через какое‑либо мокрое и топкое место или ручей. Для этого рубили сосну, обтесывали ее и привозили к нужному месту. На дереве вырезали год смерти и изображение человеческой стопы. Затем все садились на это бревно и поминали покойника. Делали это для того, чтобы его душа беспрепятственно достигла места вечного обитания. Каждый, проходя по такому мостку и видя знак стопы, читал молитву по душе умершего. В древности были настолько убеждены в существовании моста, ведущего на «тот» свет, что клали в гроб щепки и стружки, оставшиеся от его изготовления. Если мост в нескольких местах окажется непрочным, душа сможет подстелить эти щепки себе под ноги.

Но если умерший по дороге в загробный мир преодолевает водную преграду, может быть, надо сразу хоронить его в лодке? Тогда покойнику легче будет переплыть огненную реку. Так думали наши предки, поэтому делали ладью, клали туда покойника и сжигали его вместе с ладьей на погребальном костре.

Согласно поверьям, существовал еще один путь, связывавший мир живых с загробным миром, – это дерево. Древние русичи верили, что дерево – временное пристанище души до погребения тела. Птица, сидящая на вершине дерева, представлялась душой, направляющейся на небо. На деревья, растущие на могилах, вешали веревки, по которым душа могла взобраться на небо. До сих пор сохраняется обычай на праздник Троицу приносить в дом березовые ветки. Считалось, что души умерших в этот день приходят в гости к своим живым родственникам и сидят на этих ветках.

У восточных славян не было единого представления о том, что душа делает в первые сорок дней после смерти. Первые три дня до похорон, пока тело лежит в доме, душа находится возле него, летая в виде мухи или птицы. По ночам она ест и пьет все, что для нее оставлено. В этот период покойник якобы видит и слышит все, что происходит вокруг него, и только после отпевания лишается слуха и зрения. Поэтому в это время в доме не следовало работать и убираться, чтобы не обидеть душу. Например, нельзя было подметать пол, пока в доме находится покойник, чтобы случайно не загрязнить душу пылью или не вымести ее за дверь, а также белить хату или печь, чтобы не замазать душу и не забрызгать ее глиной.

В народе верили, что посмертное странствие души начинается, когда покойника выносят за порог родного дома. Порог дома – это рубеж, который отделяет покойника от его земной жизни. После пересечения этого рубежа возвращение покойника в дом опасно для оставшихся родственников. Исключение составляют несколько поминальных периодов в году, когда «родители» (так называли всех умерших членов одной семьи) специально приглашаются к столу. С помощью специальных магических приемов старались не допустить возвращения покойника назад. Как только гроб выносили из дома, двери и окна тотчас закрывали, в доме мыли пол – «дорожку замывали». Вещи, связанные с покойником (постель, на которой он умирал, посуду, из которой его обмывали, и пр.), выбрасывали на улицу. Покойника обязательно выносили из дома ногами вперед. Считалось необходимым также перевернуть в доме все стулья, лавки, табуретки, особенно те, на которых стоял гроб, чтобы покойник не смог на них сесть.

По поверьям, в течение сорока дней после смерти душа летает по свету, а на ночь возвращается к себе домой. Она нуждается в питье и еде. Поэтому на подоконник ставили воду, мед и хлеб, чтобы душа могла напиться и поесть. Об обычае кормить душу упоминается в древнерусском переводе «Слова Иоанна Златоуста», осуждавшем «поганские дела» (то есть языческие, нехристианские обычаи).

Восточные славяне считали, – конечно, под влиянием церковных книг, – что после погребения и до сорокового дня душа ходит по мытарствам: ее водят по глубоким оврагам, пропастям, горам, истязая и показывая ей ее прегрешения и дурные дела. Часто мытарства души представляли как восхождение по лестнице из девяти, двенадцати или сорока ступеней. На каждой ступени стоит огромное количество бесов, напоминающих душе о ее грехах. Один грех соответствует одной ступени. Если человек при жизни не был замешан в этом грехе или душа сумела в нем оправдаться, ее поднимают на следующую ступеньку. Но там находится еще большее количество бесов. Светлый дух, сопровождающий душу в мытарствах, старается защитить ее. Он показывает ее добрые дела. На ночь душу отпускают домой, куда она прилетает, усталая и измученная. Поэтому на подоконнике оставляли воду, пищу и полотенце.

На сороковой день после смерти человека его душа является к Богу на суд. Там и определяется, куда ее поместить – в рай или ад. Мытарств и тяжелого пути на «тот» свет избегают только души тех, кто умер на Пасху или перед праздником Вознесения. Они идут прямо в рай, какими бы грешными ни были, потому что в это время ворота в рай стоят открытыми. Новую душу на «том» свете встречают умершие ранее родственники и соседи.

 

Date: 2015-10-19; view: 594; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию