Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел I. Научить определять свой темпо-ритм в каждой данной сцене и действовать в нем
В этюдах, в отрывках, в сценах, в пьесе мы пользуемся темпо-ритмом, но не одним для всех участвующих, как мы уже говорили выше, а у каждого должен быть свой ритм, соответствующий его задаче, настроению, предлагаемым обстоятельствам. Совокупность всех этих ритмов и создает ритм данной сцены. И даже один и тот же человек одновременно может действовать в разных ритмах. «Разные ритмы и темпы, — пишет К. С. Станиславский, — встречаются одновременно не только у многих исполнителей в одной и той же сцене, но и в одном и том же человеке в одно и то же время»[151]. Так, например, в спектакле «Нашествие» Л. Леонова (начало первого действия) Демидьевна, нянька, собирает на стол посуду к обеду — в обычном рабочем деловом ритме, и в то же время уговаривает Анну Николаевну бежать от немцев или хотя бы закопать вещи — в тревожно-повышенном ритме. Упражнения. 1. На действие нескольких человек в одной сцене (одновременно) в разных темпо-ритмах. В этом упражнении педагог или сами ученики дают тему этюда. Оговаривают предлагаемые обстоятельства. Каждый намечает свою задачу в данном этюде и начинает действовать в соответствующем ритме. Пример разработки заданий на данные упражнения. 1) На вокзале в зале ожидания: а) группа людей сидит и ест; их поезд пойдет через два часа; б) один пассажир ждет опаздывающую сестру (поезд идет через 15минут); в) девушка ищет своего маленького брата, которого она оставила на несколько минут у барьера кассы а он куда-то отошел; г) отъезжающая семья (отец, мать, сын). Много вещей. Ждут поезда. Предполагали, что поезд пойдет через час, но приходит сын и объявляет, что состав отправляется через десять минут; д) группа рабочих встречает своего товарища — передовика производства, возвращающегося с конференции Всемирного Совета Мира. 2) Приехали на гастроли в один из отдаленных районов Сибири. Актеры готовятся к спектаклю (все в одной комнате). Уже было два звонка: а) несколько актеров готовы к выходу на сцену и заняты кто чем: один смотрится в зеркало, проверяя костюм, другой повторяет фразы роли, третий подклеивает усы и т. д.; б) актриса должна выходить первой, а ей до сих пор не даны некоторые детали костюма; в) один из актеров сидит перед зеркалом и гримируется-—ему выходить на сцену только в конце акта, другому же, заканчивающему грим, выходить надо через пять минут; г) костюмерша должна всех обслужить. И далее идут все последующие упражнения на то же задание. 3) на рынке; 4) в поликлинике — зале ожидания; 5) на за воде, в цехе; 6) в партизанском отряде; 7) в лаборатории на учено-исследовательского института; 8) отъезд на строительство: отъезжающие и провожающие; 9) приезд группы молодежи на целинные земли; 10) дежурство школьников-пионеров в доме одинокой, старой, больной колхозницы. Педагог должен следить, чтобы ученики, занятые в этих упражнениях, не создавали ритм ради ритма, а целесообразно, оправданно и продуктивно действовали в ритме. 2. На определение темпо-ритма отдельных людей. Педагог дает ученикам домашнее задание понаблюдать в повседневной жизни за толпой, определить в ней темпо-ритмы отдельных людей и решить, чем вызваны эти ритмы, какими предлагаемыми обстоятельствами, какой задачей: 1) на вокзале; 2) в театре, во время антракта; 3) в магазине; 4) на собрании; 5) на улице; 6) на сквере; 7) на почтамте; 8) у подъезда в кинотеатр и т. д. 3. На действие одного человека одновременно в разных темпо-ритмах. Дается ученику два или три разных темпо-ритма (или он выбирает их сам). 1) Медленный, осторожно-внимательный и быстрый, страстный. Одна из учениц горячим утюгом гладит кофточку с ажурными оборочками. Гладит осторожно, чтобы не спалить (темпо-ритм медленный, осторожно-внимательный). В то же время она рассказывает с увлечением своей подруге, зашедшей к ней, о виденном ею спектакле французского театра, приехавшего на гастроли в Москву (темпо-ритм быстрый, страстный). 2) Быстрый, деловой и медленный, сосредоточенно-внимательный. Найти оправдание данным темпо-ритмам. Надо идти на работу, убираю комнату, готовлю завтрак {быстрый, деловой темпо-ритм) и в то же время читаю на память сестренке отрывок из повести А. Пушкина «Дубровский» для диктанта по русскому языку (медленный темпо-ритм). Опыт показывает, что для организации разных темпо-ритмов и действий надо сначала заставить выработать один темпо-ритм (например, в первом упражнении медленно-осторожный при глажении), и когда к нему привыкают, доводят его до механической приученности, тогда вводят действие в новом темпо-ритме (рассказ о гастролях в быстро-страстном темпо-ритме). 3) Действие в разных резко контрастных внешних и внут ренних ритмах. В «Вишневом саду» А. Чехова, в четвертом действии, в сцене объяснения Лопахина с Варей, они оба внешне действуют спокойно, а внутренний ритм у них взволнованный, неспокойный. Или в «Нашествии» Л. Леонова — в третьем действии, в сцене допроса. У Федора Таланова, а особенно у Анны Николаевны и Ивана Тихоновича Талановых (матери и отца Федора) внутренний ритм диаметрально противоположный внешнему. У всех трех внешний ритм спокойный, а внутренний у Федора — приподнятый, настороженно-ожидающий, а у родителей его — тоскливо-тревожно-напряженный. Методику проведения упражнений можно объяснить примерно так: Педагог (обращаясь к ученику). Я вам даю внешний ритм — спокойный, внутренний же — быстрый, взбудораженно-радостный. Ученик (рассказывает свои предлагаемые обстоятельства). Я получил назначение в геолого-разведочную экспедицию. Я очень доволен, что поеду в таежный край, но дома скрываю эту радость, чтобы не обижать мать. Мое действие: я готовлюсь к завтрашнему отъезду... Педагог (обращаясь к ученице). Я вам даю два разных ритма: внешний — медленный, спокойный; внутренний же тревожный, напряженный. Ученица. Я партизанка, послана с заданием в оккупированную зону. Педагог. Продумайте детально тему и предлагаемые обстоятельства и начинайте действовать. И далее ученица, по окончании этюда, просит у педагога разрешения проделать еще одно упражнение на эти же ритмы. Ученица. Мои предлагаемые обстоятельства таковы. Я живу с сестрой. У меня есть любимый друг, который не нравится моей сестре, и она протестует против нашей дружбы и встреч. Мы сегодня с ним решили пойти в театр. Я сказала сестре (чтобы ее не волновать), что пойду по делу в общежитие института. Педагог. Пожалуйста, начинайте действовать. Ученица одевается, старается скрыть свое повышенное настроение. И когда оно вдруг невольно прорывается, ученица старается его чем-то оправдать перед сестрой, замаскировать. Педагог дает ученикам темы, предлагая каждому оправдать свою тему, соединив два разных ритма (внешний и внутренний): 1) В дни войны вы скрываете раненого партизана. Внезапно в ваш дом пришли неизвестные люди и застали его у вас. 2) События в период революции 1905 года. Пришли на вокзал передать листовки отъезжающему товарищу. 3) Вы работаете в подпольной комсомольской организации. Родители об этом не знают. Вечереет, надо идти на задание. 4) Следователь и подсудимый. 5) Иду с соседом (или соседкой), с которым дружу (а родители в ссоре с ним), весело беседуем, а сама все время настороже, не встретить бы кого-нибудь из знакомых. 6) В артистической уборной. Вы актер, срочно введены в спектакль. Текст роли знаете еще некрепко. 7) Вокзал. Ваша любимая уезжает работать в другой город. Надо незаметно от ее родных проститься еще раз с ней. 8) Сквер. Знакомая девушка сидит с матерью на скамейке. Надо передать ей записку от друга. Date: 2015-10-19; view: 375; Нарушение авторских прав |