Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Первый этап. Развитие памяти пяти органов чувств
Имеется тесная связь, взаимосвязь, взаимодействие наших пяти чувств (органов восприятия). Сначала создаются зрительные представления, а потом через эти зрительные представления возбуждаются и другие внутренние органы. Когда говорят: вспомните вкус гречневой каши или арбуза, мы сначала видим гречневую кашу или арбуз, а потом уже ощущаем их вкус. У одних легче развивается память зрительная, у других —• слуховая, у третьих — осязательная, а у четвертых — в равной степени память всех органов чувств. «Из всех пяти чувств зрение — наиболее отзывчивое при восприятии впечатлений. Слух также очень чуток. Вот почему легче всего воздействовать на наши чувства через глаз и ухо», — говорил Станиславский[121]. Для чего же нужны ощущения пяти органов чувств при сценическом творчестве? Они необходимы как «манок» для возбуждения эмоциональной памяти. Кроме того, они нужны актеру при общении с бутафорскими предметами, чтобы при помощи их вызывать нужные ощущения, а вслед за ними и чувства. Ведь по ходу действия той или иной пьесы актеру часто приходится и есть и пить, а ему подают бутафорские кушанья. И вот при этом надо сыграть так, чтобы зритель поверил, что на столе все настоящее. Предположим, что вы играете в спектакле «Хозяйка гостиницы» Гольдони роль Кавалера ди Риппафрата. Мирандолина, хозяйка гостиницы, приносит вам рагу и соус, приготовленные ее собственными руками. Вы едите это, восхищаетесь и хвалите. А как же вы будете это делать, если не сумеете вызвать в своей памяти вкусовые ощущения этого блюда? А запахи? На сцене от декораций пахнет краской и клеем, а актеру по ходу пьесы надо говорить, например, что чудесно пахнет сеном, цветами и т. д. И тут важны ощущения, чтобы сыграть правдиво. Упражнения (на повторные ощущения). 1. На зрительные повторные ощущения. Представить себе: — дачу, на которой вы были или живете; — слона; — гроздь винограда; — бабочку, моль, жука; — розу — чайную, красную, белую; — пчелу, осу, шмеля; — звездное небо, луну; — как ползает ящерица, жук, гусеница, червяк-землемер; — семафор; — кошку, собаку, корову, верблюда; — Большой театр, Малый театр, МХАТ; — праздничный салют в Москве; — зиму, снег, иней; — осенний лес; — самолет, вертолет; — милосердие, правосудие и т. д. 2. На слуховые повторные ощущения. Послушать: — вой ветра за окном; — прибой морской волны; — капель при таянии снега весной; — гармонь, балалайку, гитару; — лай собаки; — колку дров, пилку дров; — карканье вороны; — жужжание шмеля, мухи, комара: — тарахтение телеги по дороге, по мосту; — шум мчащейся по шоссе машины; — приближающийся и удаляющийся звон бубенчиков тройки; — шаги по мокрому песку, по хрустящему снегу, по ступенькам лестницы; — шум сосен; — гудок поезда, автомобиля; — настройку оркестра перед началом спектакля и т. д. 3. На повторные ощущения обоняния. Понюхайте, здесь пах нет: — морем, рекой, болотом; — ландышами, сиренью, розой, жасмином; — жареным гусем, вареной курицей; — нашатырным спиртом, валерьянкой; — кислыми щами, жареным картофелем; — бензином, пивом, вином; — кофе, чесноком, сушеными грибами; — йодом, елкой; — сыростью, газом, гарью, дымом; — яблоками, жареными пирожками и т. д. 4. На вкусовые повторные ощущения. Представьте, что вас во рту: — шоколад, горчица; — мороженое, перец; — рябчик, лимон; — дыня, касторка; — апельсин, лесной клоп; — малина, зубной порошок; — горячий вареный картофель, клубника; — чернила, кровь, лед, сыр, железо, глина, щавель и т. д. 5. На осязательные повторные ощущения. Представьте себе, что вы: — берете в руки снежный комок; — опускаете руку в горячую, теплую или холодную воду; — гладите кошку, собаку-дворняжку; — щупаете меховой воротник, шерстяную или шелковую ткань, бархат, полотно, кожу; — берете в руку лягушку, песок мокрый, песок сухой и горячий; — надеваете на обнаженное тело шерстяную кофту, закутываетесь в мокрую простыню; — купаетесь в холодной, теплой воде; — пьете горячий чай, обжигаете язык; — хватаетесь за железную ручку на морозе; — определяете сорт муки на ощупь — картофельная, пшеничная, манная, гречневая; — трогаете вату, мех — каракуль, белку, синтетические меха. В ходе исполнения упражнений педагогу необходимо спрашивать участников, какие возникают у них зрительные ощущения, внутренние видения. Очень важно следить за тем, чтобы они рассказывали о возникших видениях, а не фантазировали в момент рассказа. Необходимо также выяснить, какие ощущения вызвать легко, а какие — трудно. Следует рекомендовать упражнения на те повторные ощущения, которые плохо поддаются возбуждению. Упражнения (на постепенное расширение зрительного представления). Педагог называет те или иные предметы, а потом, через паузы, дополняет их определениями. 1. «Кошка», — добавляет «черная», затем «большая». 2. «Скатерть» — «бархатная», с «кистями». В данном упражнении видения (зрительные образы) должны соответственно перестраиваться. Важно добиваться, чтобы вводимые добавления не выбивали, а лишь направляли видения по определенному руслу, то есть расширяли бы представления о предмете. Упражнения (на комплекс повторных ощущений). 1. Предложить участникам мысленно выйти из дома и пройтись в знакомый продовольственный магазин. Выяснить, что видели по дороге в магазин и в самом магазине, что слышали (шум идущего транспорта, разговоры, стук дверей магазина, работу касс, шуршание упаковочной бумаги и т. д.). Какие запахи уловили в разных отделах магазина. Что осязали, беря в руки те или иные продукты (холодную бутылку молока, теплую булку, влажную бумагу со свежей рыбой и т. д.). Какой вкус ощутили, пробуя яблоко, сыр, творог и т. д. 2. Посетить Третьяковскую галерею. 3. Вспомнить сегодняшний завтрак, обед. 4. Вспомнить все события сегодняшнего дня. 5. Вспомнить сегодняшний путь в институт. Предложив данные упражнения, необходимо дать на подготовку 5—10 минут, а затем заставить нескольких человек рассказать всю представленную ими картину внутреннего видения. Date: 2015-10-19; view: 369; Нарушение авторских прав |