Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие культуры психотехники аффективной саморегуляции





Помимо развития культурных средств непосредственной организации активных отношений с миром на основе третьего уровня развивается и культура саморегуляции: тонизирования, стабилизации аффективных процессов, борьбы с астеническими переживаниями.

Культура тонизирования переживанием осиленной, уже не страшной опасности, как мы уже говорили, сопровождает нас с раннего детства, с первых игр с приближением лица близкого, с подбрасывания на руках и коленях, с предложения "Сейчас я тебя съем", с первых "А вот я тебя сейчас догоню", с любимых нелепиц и страшных сказок, которые рассказываются на ночь, усиливая ощущения атмосферы уюта, защищенности, любви, окружающей маленького ребенка.

Каждая, культура вынянчивания ребенка в большом разнообразии предлагает ему все эти восхитительные переживания. Когда он подрастает и попадает в детскую компанию, эта стимуляция усиливается. Культура детских игр, детский фольклор вызывают у него эти переживания в еще более острой форме. Очень рано в нашу жизнь вносится дух соревнования, азарт игры, спортивные развлечения.

Эта стимуляция не прекращается с детством. Мы испытываем особое чувство, когда, устроившись уютно в кресле, прислушиваемся к вою ветра и шуму дождя за окном, но часто мы стараемся раскачать эти качели сильнее, и если не продолжаем заниматься спортом, туризмом или играть в азартные игры, то хотя бы болеем за других игроков и любим читать о путешествиях, приключениях, тайнах. И в общем мы все, даже самые домашние люди, понимаем, что тянет других заниматься альпинизмом или спелеологией.

В большинстве своем современное, искусство сюжетно, а значит оно массированно несет нам переживание события, приключения, нагнетания напряжения и развязки. Характерно особое внимание жанрам остросюжетного, приключенческого, детективного рассказа или фильма, стимуляция прямым символическим переживанием ужаса.

Параллельно с развитием средств стимуляции переживанием осиленной опасности, героического приключения формируется и культура борьбы с астеническим переживанием бессилия перед обстоятельствами, грозными силами, собственным страхом. Мы уже говорили о том, что третий уровень дает возможность десенсибилизации страха в его символическом переживании. Одним из мощнейших средств овладения страшным является его осмеяние. Так, М. М.Бахтин (1965), в тысячелетней смеховой культуре выделяет уже в древнейших образах народного творчества специальные формы борьбы со страхом, с предчувствием и памятью о неизбежной гибели. Ритуальный смех, сакральная ритуальная брань - осмеяние грозных высших сил являются необходимыми двойниками древних героических мифов.

Рассматривая особенности народной смеховой культуры средневековья и ренессанса, М. М. Бахтин подчеркивает и в этом случае ее связь с критическими моментами бытия и выделяет ее функцию борьбы со страхом. Создаются специальные культурные формы умаления страшного: оно представляется как "смешное страшилище". Страх уничтожается в зародыше смехом и оборачивается ликующем весельем карнавала.

Для нас очень важно, что М. М. Бахтин отмечает глубокую активность смехового образа и сравнивает его организацию с колесом свободных аффективных символов или с их качелями. Он также считает, что эти образы отражают не статику, а динамику явления, его становление, когда аффективно очевидны оба его двоящихся амбивалентных полюса: побоище и мир, кровь и вино, смерть и возрождение. Акцент переживания падает на положительный полюс - утверждение жизни, которое запускает переживание, контролирует его, дает ощущение ликующей победы.

При этом механизм третьего использует аффективный материал других уровней. Торжествующее усиление положительного полюса, дающее преобразующую силу аффективному механизму колеса или качелей, достигается за счет гротескного обогащения его символами второго уровня - образами материально-телесного ряда: плодородии, роста, избытка хорошего качества. Снижение уровня переживания тоже происходит за счет переведения его в материально-телесный низ, в образы еды, питья, пищеварения, испражнений, половой жизни, зачатия и рождения, что одновременно умаляет страшное и возрождает из него. Смерть, похороны оборачиваются пожиранием, испражнением и одновременно зачатием и рождением из материнского лона. Процессы агонии и родов аффективно связываются, совмещаются, и смерть побеждается, входя в целое жизни как ее часть, как необходимый момент возрождения, могила оказывается матерью - сырой землей, залогом нового рождения и наслаждения.


Страх преодолен мудрым смехом, целое уже не пугает, но это достигается, как мы уже говорили, за счет снижения аффективного уровня сознания, ведь целое здесь - это телесная жизнь рода. Бесстрашно смеющееся сознание утверждается здесь за счет отказа от индивидуального переживания, прививки аффективного механизма третьего уровня к стволу энергии символов второго уровня.

Это один из возможных культурных архетипов освобождения от страха, спасения в кризисные минуты жизни, но Существует, как мы будем обсуждать далее, и возможность организации освобождающих от страха качелей на основе прививки переживания третьего уровня к образам высшего, четвертого, уровня, когда мы поднимаемся к другой столь же древней форме борьбы со страхом - трагическому катарсису свободного героического выбора зиждительной гибели. Эти разнонаправленные культурные архетипы преодоления страха, трагического и смешного тоже активно взаимодействуют, развивают и дополняют друг друга, и творчество Шекспира, Сервантеса, Гоголя, Платонова, Булгакова свидетельствует об этом.

* * *

Таким образом, пытаясь кратко охарактеризовать вклад третьего уровня в организацию наших взаимоотношений с миром, мы должны будем сказать, что благодаря развитию его механизмов мы получаем возможность развернуть активный и гибкий диалог с обстоятельствами. Он вносит в нашу жизнь новизну и азарт, позволяет принимать решение, сосредоточиваться на преодолении трудностей и стремлении к достижению, служит основой интеллектуального развития и, прежде всего, понимания причинно-следственных связей, закладывает основу развития уровня притязаний субъекта. Механизмы этого уровня способствуют формированию средств саморегуляции, лежат в основе развития фантазии, позволяют осмеять страшное, делают искусство сюжетным.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что и этот уровень при всех своих возможностях не является универсальным в организации нашего поведения и сознания. Он направлен на разрешение своего класса адаптивных задач и не может подменить другие уровни. Так, в частности, он способен дать нам переживание активного субъекта действия, концентрировать на разрешении отдельных задач, но без поддержки других уровней мы теряем ощущение целостной ситуации, индивидуальной связи с миром.







Date: 2015-10-19; view: 264; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию