Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культурное развитие первого уровня
Система аффективной организации поведения исходно обеспечивает разрешение витальных задач адаптации к внешнему миру и саморегуляции. Вместе с тем, как и всякая психическая система человека, она должна получить культурное развитие, т. е. стать высшей психической функцией (как это понимал Л. С. Выготский, 1983а). Мы знаем, что с помощью особых стимулов-средств культурное сообщество получает возможность активно влиять на процессы переживаний, определять мироощущение, формы отношений с миром и саморегуляции внутренней душевной жизни. Психотехнические средства произвольной организации переживания усваиваются субъектом по мере его вхождения в культурный уклад жизни. Рассмотрим, как вместе со всей системой происходит культурное развитие и ее низшего уровня аффективной пластичности. Проследим, как усваиваются культурные средства организации переживания по двум направлениям - непосредственной адаптации внешнему миру и саморегуляции. Интересно, что подобным образом разделяет области культуры О. Шпенглер. Он выделяет в культуре сферу родового бытия, осуществления вожделения - навыков борьбы, жизни и работы и сферу развития духа, дающую нам, как он говорит, возможность борьбы со страхом. Первую он связывает с развитием средств цивилизации, решения реальных жизненных задач, вторую - с развитием "чистой" культуры и искусства. Поясняя это разделение, О. Шпенглер сравнивает, например, функциональное развитие формы ручки рабочего инструмента, дающее все большее удобство, дополнительные возможности в его использовании и совершенствование орнамента, украсившего эту ручку. Для себя мы тоже будем различать, с одной стороны, развитие средств аффективной организации в утилитарной области - при решении насущных задач нашего приспособления к внешнему миру, и, с другой - развитие саморегуляции внутренних аффективных процессов. В то же время следует помнить, что в конечном итоге все эти культурные средства служат организации адаптации индивида к внешнему миру, и решение утилитарных задач невозможно без поддержания внутренней стабильности и активности субъекта. Обратимся сначала к тому, как развивается культура, психотехника организации переживания первого уровня, в области "утилитарной", то есть в ходе непосредственной адаптации к внешнему миру. Date: 2015-10-19; view: 271; Нарушение авторских прав |