Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физиологические механизмы формирования трудовых навыков





Процесс трудового обучения и формирования наиболее экономич­ных (с точки зрения затрат энергии) и рациональных рабочих дей­ствий проходит три этапа развития, каждый из которых имеет свою физиологическую основу. На первом этапе обучения новым, непри­вычным трудовым действиям движения человека в плане координа­ции несовершенны вследствие недостаточно сформированной систе­мы трудовых навыков. В работе принимает участие большее, чем нужно для ее выполнения, количество мышц. В целом, на первом этапе обучения, который обозначают термином "фаза генерализа­ции", движения мало эффективны, на работу затрачивается больше энергии, чем она того требует. На этом этапе одна и та же работа более тяжела и утомительна, чем на последующих.

На втором этапе обучения, способствующего становлению трудо­вого навыка, процессы возбуждения в двигательных центрах кон­центрируются. Движения становятся плавными и координированны­ми, осуществляются более экономично с точки зрения затрат энер­гии. Работать становится легче и менее утомительно.

Третий этап формирования трудовых навыков называют «фазой стабилизации и образования устойчивой доминанты». Рабочие дви­жения становятся высококоординированными и экономичными. В работе принимают участие лишь те мышцы, которые непосредствен­но обеспечивают достижение конечного результата труда. Стабиль­ный и высокий уровень работоспособности поддерживается на про­тяжении всего рабочего дня.

В процессе обучения, на завершающем его этапе, формируется динамический стереотип, то есть цепь психомоторных реакций, выработанная в ответ на постоянно повторяющееся действие одних и тех же раздражителей (последовательная цепь рабочих действий, сигналов). В этом случае достаточно одного начального раздражи­теля (вербального, зрительного, звукового, образного и др.), чтобы запустить в ход всю программу рабочих действий. При хорошо за­крепленном динамическом стереотипе условнорефлекторные связи достигают автоматизма. Благодаря этому, исключаются лишние мы­шечные напряжения и лишние движения, ускоряются программиро­вание и текущая коррекция движений, закрепляются ассоциативные связи между рефлексами, составляющими рабочий динамический стереотип. В результате, рабочие действия становятся более эко­номичными, менее утомительными, менее подверженными влиянию внешних раздражителей, не требуют постоянного сосредоточения внимания.

Таким образом, в процессе обучения в организме работающего возникает ряд приспособительных изменений, обеспечивающих по­вышение интенсивности трудовой деятельности, увеличение ее эф­фективности, длительное поддержание высокой работоспособности.







Date: 2015-10-19; view: 751; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию