Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 2. Славяне и другие народы Восточной Европы IX-XIII вв
1.Образование и развитие Древнерусского государства IX– X вв. 2.Эпоха расцвета Киевской державы. Правление Ярослава Мудрого. 3. Русь в период раздробленности XII–XIII вв.
Вопросы для самостоятельного изучения: Дипломатия и международные отношения Киевской Руси. Социально – экономические отношения и общественный строй Древней Руси. Особенности древнерусской культуры.
Темы рефератов и творческих заданий: Быт и нравы Древней Руси. Дипломатия и походы Святослава. «Иду на Вы». Общественные отношения Киевской Руси в зеркале Русской Правды. «Господин «Великий Новгород». Ремесла и искусства Древней Руси.
Вопросы для самоконтроля: Изложите содержание норманнской теории и антинорманизма. С какими событиями связан расцвет Киевской Руси? Как звали первого русского митрополита? Что означает удельно-лестничная система правления? Охарактеризуйте отношения Руси и Византии. Назовите причины и последствия феодальной раздробленности. Основные термины и понятия: Автокефалия (греч. – сам голова) – самоуправление, административная независимость православных церквей. Агиография – описание житий святых. В Киевской Руси появляются первые житийные циклы, посвященные русским святым – Борису и Глебу, Феодосию Печерскому. Апсида – свод, алтарный выступ. Архиепископ (владыко) – распоряжался казной, судом, внешнеполитическими делами, избирался из монашеской среды. Ему принадлежало право церковного суда, при его дворе велась новгородская летопись. Новгородский епископ, получивший в 1165 г. сан архиепископа, председательствовал в “совете господ” – правительственном органе боярской олигархии. Политическая роль архиепископа определялась прежде всего тем, что он был крупнейшим из новгородских феодалов. Барщина – отработочная рента – одна из форм земельной ренты. Появилась на Руси во времена Киевского государства и зафиксирована в “Русской правде”. Бояре (боляре) – высший, наряду с великими и удельными князьями, слой общества в России с X по XVIII вв. Боярская Дума – с X по XVIII вв. высший совет при князе (с 1547 г. – при царе). В период Древнерусского государства представляла собой совет по вопросам законодательства, внешней и внутренней политики, в который, помимо князя, входили дружинники (княжие мужи) и земские бояре (старцы градские) – прямые потомки родоплеменной знати, иногда присутствовали представители духовенства. Былина – эпическая песня, посвященная действительным историческим событиям (главным образом с 11 по 16 вв.). Героями былин являлись как вымышленные образы (например, Илья Муромец), так и реальные люди (Добрыня Никитич – воевода, родственник князя Владимира), послужившие прототипом былинного образа. Читались былины нараспев, часто их исполнение сопровождалось игрой на гуслях или других инструментах. Вервь (от “вервь” – веревка) – участок земли, отмеренный веревкой(насевере), мир (на юге) – название общины в Древней Руси. Вече (слав. – “вет” – совет) - высший орган власти в Новгородской республике, народное собрание, решавшее вопросы внутренней и внешней политики, приглашавшее князя и заключавшее с ним договор, разбиравшее спорные торговые дела. Но реальным влиянием в Новгороде пользовалась узкая группа крупнейших боярских домов (30-40) – господа. Вира – штраф. Вирники – сборщики штрафов. Вотчина – древнейший вид феодальной земельной собственности на Руси, родовое имение, переходившее по наследству. Возникла в X- XIвв. (княжеская, боярская, монастырская). Гривна (от грива – шея) – весовая, денежно-весовая, денежно-счетная единица, первоначально связана с шейным обручем – украшение из золота или серебра. 12 гривен = 6 коней = 12 волов = 15 коров = 120 овец. Гриди в IX – XII вв. гридень – телохранитель князя – в Древней Руси младшие, рядовые дружинники. Место, где собирались гриди, входило в комплекс княжеского двора и называлось гридница. Десятина – десятая часть доходов князя, отчислявшаяся в пользу церкви. Дым, рало, плуг – единицы обложения, отдельные хозяйства, облагаемые данью. Закомара – в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания: повторяет очертания расположенного за ней свода. Закупы – люди, не имевшие своих средств производства, получавшие от хозяина небольшой участок земли (отарица) и небольшую сумму денег (купа), которая подлежала возвращению в случае ухода закупа от хозяина, а также плуг, борону и право пользоваться хозяйским конем. Закуп работал на земле своего господина, уйти от которого без разрешения не мог. Изгои – обедневшие выходцы из общин. Киевская Русь – первое устойчивое, крупное объединение восточных славян периода становления феодализма. Оно занимало огромную территорию от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги. Под властью киевского князя находился ряд славянских племенных союзов Среднего Поднепровья, а затем ему были подчинены несколько литовско-латышских племен Прибалтики и многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы. Центром объединения стало племя полян. История Древней Руси охватывает примерно 300 лет. Крестово - купольный храм – тип христианского храма, возникший в средневековой Византии (4, 6 и более столбов в плане образовывали крест, над которым возводился купол). Это были толстостенные постройки, восточная часть их имела выступ – апсиды и называлась алтарной; в западной части распологался балкон – хоры; внутреннее пространство храма разделялось на нефы. Храм являл как бы уменьшенное отражение мироустройства. На Руси по примеру Византии храмы возводили со сложной системой сводчатых и купольных перекрытий, что придавало им особую монументальность. К таким строениям относятся Софийский собор в Киеве, увенчанный 13 куполами, позже появился Софийский собор в Новгороде. Однокупольный тип храмовых построек, искусно украшенный резьбой по камню (Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире; Спасо-Преображенский в Переяславле-Залесском; церковь Покрова на Нерли). Во второй половине XII в. при Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое гнездо во Владимире сооружается Успенский собор. Традиционная крестово-купольная конструкция получает новое развитие: нарядный фасад украшен рядом небольших арок – аркатурным поясом, пилястры и полуколонны придают особую торжественность. На Владимирской земле была построена и другая жемчужина древнерусской архитектуры – церковь Покрова на Нерли. Возводились храмы из плинфы- кирпичей (Киев), известняка (Новгород), белого камня (Владимир). Левкас – меловой грунт, использовавшийся в русской средневековой живописи. Литература в Киевской Руси. Первыми письменными литературными произведениями на Руси стали переводы произведений византийских авторов: жития святых, византийские хроники, “Александрия” – сборник легенд и преданий об Александре Македонском; “Повесть о разорении Иерусалима” – Иосифа Флавия. Летописи или погодные записи. Древнейшая из сохранившихся – “Повесть временных лет” – посвящена истории Руси с древнейших времен до начала XII в. Ее авторство приписывают монаху Киево-Печерской Лавры – Нестору. Появляются всевозможные поучения, наиболее известное: ”Поучение Владимира Мономаха”, появившееся около 1117 г. Вершина древнерусской литературы – “Слово о полку Игореве”(к. XII в.), повествующее о неудачном походе в 1185 г. против половцев князя Игоря Новгород-Северского. Люди – лично свободное население, облагаемое податями. Огнищанин – начальник двора («огнища»), охранял имущество землевладельца. Плинфа – широкий и плоский обожженный кирпич (размер 31на 31, толщина 2,5–4см.), применялся в Византии и на Руси в X – XIII вв. Погост – место сбора дани. Полюдье – объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани, позже сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в XII в. фиксированная денежная повинность. Посадник – избирался из среды бояр, ведал городским управлением. В его руках находились право назначения и смещения должностных лиц, контроль за деятельностью князя. Романский стиль – стиль средневекового западно-европейского искусства X – XII вв. Главная роль отводилась суровой, крепостного характера архитектуре. Монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах. В архитектуре русских городов преобладал данный стиль – полуколонны, порталы, резьба стен, барельефы. Пущенники – вольноотпущенные рабы. Славянская письменность. Моравский князь Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу III с просьбой перевести христианские богослужебные книги с греческого на славянский язык. Славянскую азбуку составили греческие монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий. Вначале была составлена глаголица, а затем с опорой на греческое письмо – кириллица. “Русская Правда” – Первый письменный свод законов, действовал до XV века и состоял из трех частей: “Древнейшей правды” (1016 г.), ”Правды Ярославичей” (1072 г.), “Устава...” Владимира Мономаха (1113 г.). “Русская правда” фиксировала отмирание кровной мести; устанавливала наказание за покушение на честь, здоровье, жизнь, свободу, имущество; закрепляла новые формы социальных отношений. Рядовичи – люди, попавшие в экономическую кабалу, юридически оформленную особым договором – «рядом» и на основании этого договора работающие на хозяина. Система управления и административно-территориальное деление в Киевской Руси – Князь должен был оборонять землю, где княжил, от внешних врагов, осуществлять суд, дипломатические связи с зарубежными странами, регулировать общественные отношения. Высшие должностные посты в Киевской Руси занимали представители дружинной знати. Совет при князе составлял Думу. Военными отрядами руководили воеводы. Сбором подати ведали данники (поземельная подать) и лептники (торговые пошлины). Судебные чиновники – мечники, вирники, емцы и мелкие должностные лица - бирючи, метельники. К X в. земли племенных союзов превратились в административные единицы – волости под управлением князей – наместников Великого князя. В городах были поставлены посадники, назначаемые князем из числа дружинников. Князем же назначались тиуны – управители княжеского вотчинного хозяйства. Смерды – крестьяне-общинники. Изначально свободные, с развитием феодальных отношений постепенно попадали в зависимость от феодалов. Тиун – княжеский или боярский слуга, управлявший феодальным хозяйством. Тысяцкий – первый помощник посадника, командовал торговыми делами и городским ополчением. Урок – размер дани. Феод – наследственное земельное владение, обусловленное несением преимущественно военной службы вассалом сеньору и выполнением других обязанностей. Феодализм – особый строй поземельных и служебных отношений в средние века, характеризующийся собственностью феодалов на землю, неразрывно связанной с внеэкономическим принуждением крестьян, ведших собственное индивидуальное хозяйство на находившейся в их наследственном пользовании земле. Холопы – феодально-зависимое население, по правовому положению близкое к рабам. Не имели собственного хозяйства, исполняли различные работы в хозяйстве феодалов, их можно было продавать и покупать. Челядь – рабы.
Хронологический минимум: 862 год – Рюрик сел княжить в Новгороде, а по легенде – Синеус – во владениях веси,Трувор – в Изборске, племенном центре кривичей. 882 год – объединение Руси под властью князя Олега. 988 год – принятие христианства на Руси. 1037 год – учреждение на Руси митрополии, во главе поставлен греческий священнослужитель Феопемпт. 1051 год – избрание митрополитом всея Руси Илариона. 1054 год – после смерти Ярослава Мудрого начинается постепенное обособление княжеств: Изяслав получил в наследование Киев, Святослав – Чернигов, Всеволод – Переяславль, Вячеслав – Смоленск, Игорь – Владимиро-Волынскую землю. 1054 год. – Разделение христианской церкви на католическую и православную. 1096 – 1099 гг. – Первый крестовый поход. 1097, 1100, 1103 годы – княжеские съезды: в Любече, в Витичеве, у Долобского озера. Был принят удельно-лествичный принцип престолонаследия. После смерти великого князя наследником становился не сын, а следующий по старшинству брат, если прекращалось поколение братьев, то престол наследовал сын старшего брата, который ранее имел титул великого князя. Все те князья, у которых отцы при жизни не успевали получить великое княжение, становились изгоями, т.е. выбывали из порядка наследования. 30-е годы XII века – начало политической раздробленности Руси. 1147 год – основание Москвы князем Юрием Долгоруким. Конец XII века – “Слово о полку Игореве”. Памятник древнерусской литературы написан неизвестным автором вскоре после половецкого похода князя Игоря Святославовича в 1185 году. Единственно уцелевший до нового времени список “Слова” был обнаружен в 1790-х гг. графом А.И. Мусиным- Пушкиным и им же опубликован. В 1812 г. во время пожара Москвы рукопись сгорела.
Персоналии: Князь Олег – правил в879–912 гг. В 882 г. объединил Новгород и Киев под своей властью. В 907 и 911 гг. совершил два успешных похода на Византию, в результате чего был подписан первый мирный договор. По нему устанавливались: беспошлинная торговля и особое содержание русских купцов в Византии. Князь Игорь – правил в 912 – 945 гг. в Киеве. В 941 и 945 гг. совершил походы на Византию, первый – неудачный и второй, завершившийся подписанием мирного договора. В 913, 941, 944 гг. – походы против Хазарского каганата, добился освобождения вятичей от уплаты дани хазарам. Пытался упрочить власть на вновь присоединенных землях уличей, радимичей, тиверцев, убит древлянами при сборе дополнительной дани. Княгиня Ольга – правила в 945 – 962 гг. в Киеве. Стала регентшей при малолетнем Святославе, установила «уроки» – размер дани и «погосты» – места сбора дани. В 957 году посетила Константинополь и приняла христианство. Князь Святослав –правил в 962 – 972 гг. в Киеве. В 965 г. успешный поход на Волжскую Булгарию и Хазарский каганат. В 967 г., высадавшись в устье Дуная, дружина Святослава разбила войско царя Петра и овладела Болгарией. В 971 г. – сражение у Доростола (болгарский город, с XIV в. называющийся Силистра). В этом году греческие войска осадили Переяславец, осажденные в крепости Доростол, русичи героически сопротивлялись и византийцы вынуждены были пойти на переговоры. В 972 г. Святослав был убит печенегами, попав в засаду у днепровских порогов. Князь Владимир –правил в 980 – 1015 гг. в Киеве. В 980 г. – провел первую религиозную реформу, пантеон языческих богов сокращен до шести, во главе с богом Перуном, в 988 г. – провел принятие христианства из Византии, в 992 г. нанес крупное поражение печенегам. Князь Ярослав Мудрый – правил в 1019–1054 гг. в Киеве. В 1019 г. разбил войско Святополка в битве на реке Альте. С 1024 г. по 1036 г. соправителем Ярослава выступил его брат тьмутараканский князь Мстислав, после смерти которого Ярослав вновь стал единым правителем. Проводил активную внешнюю политику: в 1038 г. водил войско на ятвягов, в 1040 г. – на Литву, в 1031 г. и 1041 г. – на Польшу. В 1043 г. – сын Ярослава Владимир ходил походом на Византию. В 1046 г. был заключен мирный договор с Византией. Илларион, первый русский митрополит, автор «Слова о Законе Божием и благодати». Князь Владимир Мономах – правил в 1113 – 1125 гг. в Киеве. В 1113 г. была подготовлена новая редакция Русской Правды Устав Владимира Всеволодовича. В 1116 г. совершил поход против половцев, отправил войско в Византию, но из-за уступчивости Византии война не состоялась. В 1122 г. заключил договор с Византией. Князь Юрий Долгорукий –правил в 1149 – 1151, 1155 – 1157 гг. в Киеве. Владея Ростово-Суздальской землей, стремился расширить свое княжество, мечтал овладеть Киевом. Сделал столицей своего княжества город Суздаль. В 1147 г. основал Москву. В 1155 г. в очередной раз захватил Киев, им были построены и укреплены города: Дмитров, Звенигород, Кострома, Юрьев- Польский, Кидекша и др. Князь Андрей Боголюбский – правил в 1157 – 1174 гг. во Владимире,а 1169 – 1174 гг. правления в Киеве. В 1155 г. самовольно покинул Вышгород и вместе с дружиной ушел во Владимир, унеся с собой икону Богородицы, позже названную Владимирской. В 1157 г. вступил на престол в Ростово-Суздальском княжестве. Перенес столицу княжества во Владимир на Клязьме, построил себе резиденцию в Боголюбове. В 1164 г. совершил успешный поход на Волжскую Булгарию, в 1169 г. захватил Киев, поход на Новгород был неудачным. В 1158 г. заложил во Владимире Успенский собор, а чуть позже – храм Рождества Богородицы в Боголюбове. В его княжение построены Золотые ворота во Владимире, церковь Покрова на Нерли. Князь Всеволод Большое Гнездо – правил в 1176 – 1212 гг. во Владимире. Подчинил Киев, Чернигов, Рязань, Новгород. Владимиро-Суздальская Русь достигла наивысшего расцвета. В 1183 г. совершил успешный поход на Волжскую Булгарию. Князь Роман Мстиславич – правил в 1199 – 1205 гг. в Галицко-Волынской земле. Был князем новгородским 1168–1169 гг., владимиро-волынским с 1170 г., галицким с 1199 г. Объединил Галицкие и Волынские земли в единое княжество. После захвата Киева в 1203 г. принял титул Великого князя. Он укрепил русское влияние в Литве, восстановил дипломатические отношения с Византией, заключил договор о мире с Венгрией. Убит в войне с Польшей. Князь Даниил Романович – правил в1222 – 1264 гг. В 1222 г. закрепил за собой часть Волыни, к 1227 г. утвердился на волынском княжеском столе и начал борьбу за присоединение Галиции. В 1238 г. утвердился в Галиче, а Владимир Волынский передал брату Васильку. В 1245 г. разгромил в сражении под Ярославлем обьединенные силы венгров, поляков, галицких бояр. Поощрял строительство городов – Холм, Львов и др. В 1254 г. получил от римского Папы титул короля Галицкого.
Основная литература: История Отечества / под ред. Г.Б. Поляка, 2-е изд. – М., 2002. – С. 94-126. История России, IX-XXI века. От Рюрика до Путина: учебное пособие / отв. ред. Я.А. Перехов. – 4-е изд. – М., 2007. – С. 8-59. История России: учебник / под ред. М.Н. Зуева; А.А. Чернобаева – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2009. – С. 16-51. Скворцов Е.М., Маркова А.И. История Отечества. – 2-е изд. – М., 2008. – С. 6-61. Дополнительная литература: Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории. М., 1996. Ермилова Т.Н., Отечественная история. Восточные славяне в древности. Образование Древнерусского государства. Киевская Русь. Лекция для студентов всех специальностей и форм обучения – 2005. Жук С.М., Киевская Русь – М., 2007. Карамзин Н.И. История государства Российского. В 12-ти томах. Т 1. М., 1989. Киевская Русь: исторические рассказы. М., 2000. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996. Котляр Н.Ф. К вопросу о причинах удельной раздробленности на Руси. Вопросы медиевистики. 2011.№ 1. С.5-17. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1987. Кузьмин А.Г., Крещение Руси – 2004 (Истоки). Кушнир М.И., Древнерусское государство и право. Учебное пособие по дисциплине «История Отечественного государства и права» - 2008. Ловмянский Х. Русь и норманны. М., 1985. Осетров Е.И. Живая древняя Русь. М., 1976. Рапов О.М. Княжеские владения на Руси в X – XIII вв. М.,1979. Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995. Он же. Святость и святые в русской духовной культуре. Т.1. М., 1995. Черный В.Д. Куликовская битва: запечатленная память. – М.: Университетская книга, 2008. – 336 с. – 2000 экз. – ISBN 978-5-98699-068-2 Творогов О.В. Древняя Русь: события и люди. СПб. 1994. Тихомиров М.Н. Древняя Русь. М., 1985. Date: 2015-10-19; view: 401; Нарушение авторских прав |