Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нормы. ИсточникиСтр 1 из 12Следующая ⇒
1. Дайте классификацию норм МП и приведите примеры. 1. Классификация норм международного права. В основу классификации норма МП могут быть положены самые различные критерии: 1. Форма – документарно закреплённые (зафиксированные в международных актах), и документарно не закреплённые (международные обычаи, зафиксированные в ненормативных актах). 2. Предмет регулирования – нормы отдельных отраслей международного права (права международных договоров, морского, воздушного, гуманитарного права и т.д.) 3. функциональное назначение – регулятивные и охранительные (обеспечительные) нормы. Регулятивные устанавливают конкретные права и обязанности. Охранительные гарантируют реализацию регулятивных. 4. Характер субъективных прав и обязанностей – обязывающие, запрещающие, управомочивающие. 5. Общая теория права – материальные и процессуальные нормы международного права. Материальные закрепляют права и обязанности участников, процессуальные определяю процессуальный аспект реализации материальных. 6. Адресат – нормы персонифицированные (двусторонний договор), неперсонифицированные (к неопределённому кругу лиц). 7. Способ реализации – самоисполнимые и несамоисполнимые нормы. Несамоисполнимые адресованы государству, самоисполнимые более конкретные (физические лица и юр. лица, суды и т.п.). 8. Субъектно-территориальная сфера действия – универсальные (всеобщий интерес, подавляющее большинство государств) и локальные (определённая группа государств).
Императивные и Когентные нормы: Диспозитивные нормы тоже обязательны для всех, но существует много отступлений, выбора иной модели поведения. Нормы МП – правила поведения, которые создаются на основе соглашения между субъектами МП и признаваемые ими в качестве обязательных. Обязывающие нормы устанавливают обязательство Г совершить указанные в норме действия, например, оповестить другие Г о ядерной аварии или ядерном инциденте; запрещающие нормы обязывают Г воздерживаться от признанных противоправными действий (например, не производить бактериологическое и химическое оружие, не создавать в открытом море опасности столкновения судов при маневрировании вблизи военного корабля, осуществляющего подъем в воздух летательных аппаратов); управомочивающие нормы признают за многими (всеми) субъектами МП возможность осуществлять какие-либо действия (например, признание права каждого Г на исследование и использование космического пространства в мирных целях, на осуществление свобод открытого моря). 2. Правовая природа и точки зрения на то, какие нормы можно считать нормами jus cogens ИМПЕРАТИВНАЯ НОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА (лат. -jus cogens) - в соответствии со ст. 53 Венской конвенции оправе международных договоров 1969 г. - норма, "которая принимается и признается международнымсообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может бытьизменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер". Нормыjus cogens могут основываться на международных договорах или на международно-правовых обычаях.Локальное соглашение государств относительно изменения содержания нормы jus cogens недействительно.Императивные нормы не кодифицированы, но императивный характер носят все основные принципысовременного общего международного права, являющиеся главным критерием правомерности всехмеждународно-правовых норм. Наличие в международном праве императивных норм не сдерживаетпроцесса создания новых, прогрессивных норм, направленных на более эффективное обеспечениемеждународного мира и безопасности, на дальнейшее развитие долговременного взаимовыгодногосотрудничества государств. Императивная норма международного права (jus cogens) устанавливает конкретные формы и пределы действий субъектов, которые не могут по своему усмотрению изменить установленные объем и содержание прав и обязанностей. К таким нормам относятся прежде всего нормы договоров, учреждающих международные организации, договоры о границах и т. д. /// Императивная норма общего международного права, или jus cogens, – это норма, которая при- нимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклоне- ние от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер1. Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права – jus cogens. Если даже договор был действительным на момент его заключения, он ста- новится ничтожным, если он противоречит возникшей в последующем норме jus cogens. Примером императивной нормы общего международного права, или jus cogens, является абсо- лютное запрещение пыток. По этой причине в случае заключения в контексте борьбы с терро- ризмом договора, который противоречит этому запрещению и допускает пытки, такой договор был бы ничтожным и не мог служить источником международного права.
Что такое норма jus cogens? Некоторые нормы обычного международного права в меньшей степени подвержены измене- ниям в силу того, что они приобрели статус императивных норм международного права, или jus cogens. Это "материальные нормы поведения, запрещающие действия, которые считаются неприемлемыми в силу того, что они представляют угрозу существованию государств или их граждан и высшим человеческим ценностям"34. Примерами jus cogens являются нормы, которые запрещают геноцид, пытки, рабство, приме- нение силы в нарушение Устава Организации Объединенных Наций. Нормы jus cogens могут быть изменены только "последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер"35. Большое значение этих норм находит свое отражение в том факте, что они создают у государств обязательства перед международным сообществом в целом (erga omnes). Такие нормы должны обязательно соблюдаться, и от них нельзя отсту- пать перед лицом серьезной угрозы, такой как терроризм. ---- Правозащитные соображения как основания для отказа в выдаче Помимо оснований для отказа в выдаче, которые конкретно включены в договоры о выдаче, существуют также основания, вытекающие из других обязательств. Наиболее важно то, что в целях соблюдения своих международных обязательств в области прав человека государство не может выдать лицо в том случае, когда существует значительная опасность того, что опреде- ленные права, такие как запрещение пыток, бесчеловечного и унижающего достоинство обра- щения (131 Пример дела, по которому суд по правам человека счел невозможной выдачу по той причине, что затрагиваемые лица могут под- вергнуться пытке или плохому обращению в принимающей стране, см., в частности, Европейский суд по защите прав человека, Саади против Италии (заявление № 37201/06), решение от 28 февраля 2008 года), могут быть нарушены в запрашивающем государстве по возвращении в него этого лица (принцип невозвращения)132. Принцип невозвращения является краеугольным камнем международного режима защиты беженцев. Он кодифицирован в качестве основополагающего принципа, не допускающего отступлений, в Конвенции о беженцах 1951 года и в Протоколе к нему 1967 года и будет рассмотрен более подробно в главе 4 о беженском праве. Будучи неотъ- емлемой частью абсолютного запрещения пыток, которое достигло статуса jus cogens в рамках обычного международного права, запрет на возвращение в государство, где есть веские осно- вания полагать, что лицо может подвергнуться пыткам, стал принципом, который является обязательным для всех государств. Это обязательство кодифицировано в Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловеч- ных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года. В статье 3 этой Конвенции прямо говорится, что "ни одно государство-участник не должно высылать, возвра- щать (refouler) или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток". --- Право применения силы (jus ad bellum) 3.1.1 Может ли терроризм служить оправданием применения силы? Современные нормы применения силы содержатся в Уставе Организации Объединенных Наций и обычном международном праве. Общее запрещение применения силы является одним из осно- вополагающих принципов Организации Объединенных Наций и закреплено в статье 2 Устава: Устав, статья 2: […] 3. Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость. 4. Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силы или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объеди- ненных Наций. Главная цель Устава Организации Объединенных Наций изложена в статье 1 и состоит в том, чтобы "поддерживать международный мир и безопасность": Устав, статья 1: Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллектив- ные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нару- шений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и между- народного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира. То важное значение, которое имеет запрещение применения силы против другого государства, видно из того факта, что оно входит в число немногочисленных императивных норм обычного международного права, или jus cogens156. Из этого общего запрещения применения силы есть только два исключения: применение силы в целях самообороны(157); и применение силы с санкции Совета Безопасности, которая дается в том случае, если Совет Безопасности сочтет, что применение силы необходимо для поддержания или восстановления международного мира и безопасности(158). Применение силы в ответ на террористические акты законно только в том случае, если оно подпадает под одно из этих двух исключений.
157 Устав Организации Объединенных Наций, статья 51 158 На основании главы VII Устава Организации Объединенных Наций. 3. Раскройте содержание следующих принципов (с указанием в каком документе получил свое закрепление): · Принцип суверенного равенства государств Сущность данного принципа составляет правило о том, что поддержание международного правопорядка возможно и может быть обеспечено лишь при полном уважении юридического равенства участников. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, т.е. их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Суверенное равенство государств составляет основу современных международных отношений, что закреплено в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов». Данный принцип закреплен в качестве основополагающего также в уставах международных организаций системы ООН, в учредительных документах (уставах) подавляющего большинства региональных международных организаций, в многосторонних и двусторонних соглашениях государств и международных организаций, в правовых актах международных организаций. В современном международном праве этот принцип с наибольшей полнотой отражен в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Позднее этот принцип был развит в Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Итоговом документе Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1989 г., Парижской хартии для новой Европы 1990 г. и ряде других документов. Основное социальное назначение принципа суверенного равенства заключается в обеспечении равноправного участия в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями. В соответствии с Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., понятие суверенного равенства включает следующие элементы: 1) государства юридически равны; 2) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету; 3) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств; 4) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны; 5) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы; 6) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами. В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ государства приняли на себя обязательства не только соблюдать принцип суверенного равенства, как он изложен в Уставе ООН и Декларации 1970 г., но и уважать права, присущие суверенитету. Таким образом, в отношениях между собой государства должны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутренние законы и административные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению и согласно международному праву отношения с другими государствами, право принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних и многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет. Вместе с этим необходимо отметить, что юридическое равенство государств не означает их фактического равенства, что учитывается в реальных международных отношениях. Один из примеров этого различия - в статусе постоянных и непостоянных членов Совета Безопасности ООН. Суверенитет является неотъемлемым свойством государства. Таким образом, никакое государство, группа государств или международная организация не могут навязывать созданные ими нормы международного права другим государствам. Включение субъекта международного права в любую систему правоотношений может осуществляться только на основе добровольности. В настоящее время наблюдается следующая тенденция: государства передают часть своих полномочий, которые ранее считались неотъемлемыми атрибутами государственного суверенитета, в пользу создаваемых ими международных организаций. К примеру, в ряде международных организаций государства-учредители отошли от используемого ранее принципа формального равенства при голосовании (одна страна - один голос) и приняли метод так называемого взвешенного голосования, в соответствии с которым количество голосов, которым обладает страна, зависит от размера ее взноса в бюджет организации и иных обстоятельств. В вышеупомянутой Декларации о принципах международного права 1970 г. подчеркивается, что при истолковании и применении изложенных в ней принципов они являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других. Так, между принципом суверенного равенства государств и их обязанностью не вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию, существует тесная связь. Понятие внутренней компетенции государства в теории вызывает споры, поскольку оно зависит от уровня развития международных отношений. В настоящее время принято соотносить внутреннюю компетенцию с международными обязательствами каждого конкретного государства. Суверенитет как основное свойство, присущее государству, не означает полной независимости государств или тем более их изолированности, поскольку они живут и сосуществуют во взаимосвязанном мире, следовательно, говорить об абсолютном, ничем не ограниченном суверенитете нелогично.
Date: 2015-10-19; view: 1057; Нарушение авторских прав |