Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техническая теория» в античной науке





Переход от использования в технике отдельных научных знании к построению своеобразной античной «технической науки» мы нахо­дим в исследованиях Архимеда. Но отдельные предпосылки этого процесса можно найти и в самой античной математике. Например, в «Началах» Евклида не трудно заметить группировку теорем (поло­жений), которая вполне схожа с группировкой технических знаний. (В технических теориях, как известно, описываются классы однород­ных идеальных объектов — колебательные контуры, кинематические цепи, тепловые и электрические машины и т.д.) Евклид объединяет математические знания, описывающие классы однородных объектов, в отдельные книги.

Именно в античной математике (в работах до Евклида и в его «Началах») были впервые применена и отработана сама процеду­ра сведения и преобразования одних идеальных объектов (фигур, еще не описанных в теории) к другим идеальным объектам (фи­гурам, описанным в теории). В ходе таких преобразований получа­лись знания отношений («равно», «больше», «меньше», «подобно», «параллельно»). В дальнейшем, как известно, эти знания были использованы в фундаментальных науках и параметризованы, т.е. отнесены к связям параметров природных, реальных объектов. Наконец, именно в античной геометрии были отработаны две основные процедуры теоретического рассуждения: прямая — дока­зательство геометрических положений и обратная — решение проблем. Эти две процедуры являются историческим эквивален­том современной теоретической постановки и решения в техни­ческих науках задач «синтеза- анализа».

Более явно отдельные элементы технического мышления могут быть прослежены в античной астрономии. Конечная прагматическая ориентация теоретической астрономии не вызывает сомнений (пред­сказание лунных и солнечных затмений, восхода и захода планет и луны, определение долготы и широты и т.п.). Но совеем не очевидно, что эта ориентация может быть сближена с технической ориентацией, ведь человек вроде бы непричастен к ходу небесных явлений. Тем не менее, такое сближение возможно.

В определенном смысле все объекты античной астрономии могут быть отнесены к однородным объектам. На эту мысль наводит еди­нообразная форма их моделей — геометрических изображений не­бесных сфер и эпициклов. Идеальные объекты, представленные в этих моделях, формируются точно так же, как идеальные объекты технических наук, т.е. складываются в ходе схематизации и онтологизации процедур сведения одних теоретически представленных не­бесных явлений к другим. (Первоначально эти явления описыва­лись в родственных «фундаментальных теориях» — арифметике, гео­метрии, теории пропорций.) Аналогично этому в античной теорети­ческой астрономии, вероятно, впервые была отработана процедура по­лучения отношений между параметрами изучаемого в теории ре­ального объекта.

Первоначально исходные параметры геометрических моделей теоретической астрономии заимствовались непосредственно из таблиц, фиксирующих ступенчатые и зигзагообразные функции. Эти табли­цы греческие астрономы получили от вавилонян. Позднее гре­ческие астрономы стали производить собственные измерения, ориен­тируясь уже на новые, «тригонометрические», модели, фиксирующие небесные явления, а также на требования, возникающие в процессе преобразования этих моделей (в новое время эта процедура была пе­ренесена Галилеем в механику и уже в XIX в. — из естествознания в технические науки).

Чем же отличается «техническая» наука Архимеда от совре­менных технических наук классического типа? Казалось бы, и там и тут — реальное обращение к объектам техники и теорети­ческое описание закономерностей их строения и функционирова­ния. И там и тут налицо применение для этих целей математичес­кого аппарата. И там и тут дело не ограничивается лишь реальными объектами техники, изучаются также случаи, мыслимые лишь теоретически, т.е. те, которые конструируются на уровне идеальных объектов, но не воплощены еще в техническом устройстве (опережа­ющая роль науки). Отличие все-таки принципиальное — у Архи­меда нет специального языка технической теории, специфичес­ких для технической науки онтологических схем и понятий.Сцеп­ление разных языков в его работе достигается за счет онтологи­ческой схемы (чертежей), которая еще не превратилась в специ­фическое, самостоятельное средство научно-технического мышле­ния (как, скажем, позднее, в конце XIX —начале XX вв. это про­изошло со схемой колебательного контура, кинематического звена, четырехполюсника и т.п.).







Date: 2015-10-19; view: 430; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию