Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие экономической безопасности
Указом През. РБ от 9 ноября 2010 г. № 575 утверждена новая редакция Концепции нац. безопасности РБ. В концепц. рассмотрены осн. тенденции совр. мира и нац. интересы Бел., состояние и угрозы её безопасности, цели, зад. и сист. обеспечения безопасности. Сост. частями нац. безопасности явл. политическая, эконом., научно-технологическая, соц., демографическая, информац., военная и экологич. безопасность. В конц. под эконом. безопасностью пон-ся сост. эк-ки, при кот. гарантированно обеспечивается защищённость нац. интересов страны от внутренних и внешних угроз. Она затрагивает все стороны жизни гос. и общества. Сущ. тесная взаимосвязь ЭБ с сист. нац. гос. интересов кот. заключаются в укреплении независимости и суверенитета РБ, обеспечение нерушимости её границ и территориальной целостности, созд. усл. для полноценного духовного и физ. разв. граждан, сохр. духовного и культурного наследия, укреплении традиц. ценностей бел. народа. Экономическая безопасность — состояние НЭ, которое позволяет обеспечить её устойчивое функционирование в условиях воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов, достаточное удовлетворение общественных потребностей, необходимую обороноспособность, защиту национальных интересов. Подобные обстоятельства могут возникнуть в результате: - обострения межгосударственных отношений; - возникновения военных конфликтов и террористических актов; - дестабилизации внутриполитической ситуации, усиления социальной напряженности, резких изменений демографической ситуации; - усиления дискриминационного влияния тех или иных доминирующих экон. группировок и обострения конкурентной борьбы как вне, так и внутри страны; - истощения жизненно важных ресурсов; - возникновения стихийных бедствий и эколог. катастроф в стране и за рубежом и т. п. Объектами экономической безопасности выступают как экономическая система страны в целом, так и ее составляющие: производственный и научно-технический потенциалы, финансовая система, АПК, производственная и соц. инфраструктуры, регионы, население и трудовые ресурсы и др. Субъектами эк-кой безопасности является государство, его законодательные и исполнительные институты, предприятия, учреждения и организации как госуд., так и частного секторов экономики, а также общественные объединения и граждане. Экон. безопасность может быть достигнута тогда, когда степень зависимости страны от доминирующей экономики, а также степень обострения внутриполитической, соц-эк и экологической ситуаций не превышают предела, грозящего утратой нац. суверенитета, существенным ослаблением экон. мощи, значительным снижением уровня и качества жизни нации либо срывом достижения глобальных стратегических целей страны. Эк-кую безопасность следует рассматривать как систему взаимосвяз.уровней: международного, нац-го, регионального, отраслевого, отдельных предприятий, личности. Эк-кая безопасность страны представляет собой сложную систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды безопасности: Производственная: определяется способностью реального сектора экономики обеспечить производство необходимой продукции для удовлетворения потребности страны с учётом эффективных внешнеэкономических связей. Основные угрозы: износ, физич. и моральное старение ОФ; высокая энерго- и материалоемкость производства, зависимость от внешних поставок сырья; наличие устаревших технологий; высокий уровень монополизации в произв. сфере. Для повышения произв. безопас-ти необходимы: повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции; переход на инновационный путь развития эк-ки; ускоренное развитие сферы услуг. Финансовая: охватывает все секторы Э: государство, нефинанс.предприятия, фин. организации, домашние хозяйства, регионы, а также внешнеэкономическую деят-сть. Обеспечение финансовой безопасности в государствах с рыночной организацией хозяйства осуществляется через реализацию бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, а также через политику в области валютного регулирования, которые в совокупности определяют состояние в финансовой сфере и условия функционирования реального сектора экономики. Устойчивость финн. сист. зависит от ур. дефицита бюджета, стабильности цен, банковской сист. и нац. валюты, нормализации фин. потоков и расчётных отн., золотовалютных запасов, разв. фин. рынка и рынка ценных бумаг, размеров внешнего и внутреннего долга, дефицита платёжного баланса, обеспечения фин. усл. для активизации инвестиционной деятельности. Консолидированный бюджет в 2010г. был исполнен с дефицитом 4,2 трлн.руб. (2,6% к ВВП), а республиканский с дефицитом 4 трлн.руб. (2,4% к ВВП). Гос.внутренний долг на 1.01.2011 = 9267,9 млрд.руб. (5,7% от ВВП), гос.основной внешний долг на 1.01.2011 = 9687,2 млн.$ (17,8% от ВВП). Прирост индекса потребительских цен = 104%. Продовольственная: характеризует состояние продовольственного рынка и в целом Э стран или группы интегрированных стран(ЕС, СНГ), а также мир. рынка продовольствия. Эксперты прод. и сельскохоз. орг. ООН (ФАО) оценивают сост. междунар. продов. безопасности по двум показат.: объёмам переходящих до след. урожая мир. зерновых запасов и уровню мир. пр-ва зерна в ср. на душу нас.. Для обесп. продов. безопасности требуется, чтобы совокупные потребности в сельскохоз. продукции и продовольствии покрывались в осн. за счёт собств. пр-ва. Валовой объем производства зерна за текущее пятилетие достиг 38 млн. тонн, что в 1,3 раза больше сбора зерновых за 2001 — 2005 годы. Урожайность зерновых культур устойчиво превышает по стране 30 центнеров с гектара. Построены, реконструированы и оснащены современным технологическим оборудованием 1.448 молочнотоварных ферм, 100 комплексов по откорму свиней и 60 птицефабрик. По производству мяса и молока уровень предыдущего пятилетия превышен в 1,6 и 1,5 раза соответственно. Укрепляется национальная продовольственная безопасность: достигнута полная самообеспеченность по стратегическим видам продуктов питания, а в общем объеме потребления продовольствия импорт составляет менее 10 процентов. Энергетическая: это наличие энергии в том или ином количестве и того качества, которые необходимы при определённых экономических условиях. Наша страна слабо обесп. собств. топливно-энергетическими ресурсами (до 15% общего объёма потребления). Отрицат. момент энергобез-ти РБ – то, что на долю прир.газа приход-ся около 60% валового потребления топливно-энерг.ресурсов. Потенциальные внутр.угрозы – превышающий крит. ур-нь износа ОФ п/п; недостаточно надежная инфрастр-ра; высокая энергоёмкость отеч.произв-ва. Активно проводится модернизация электроэнергетики республики. В 2006 — 2010 годах реализован 21 проект, в том числе модернизация энергоблоков на Лукомльской ГРЭС, Минской ТЭЦ–3, Гродненской ТЭЦ–2, Лидской ТЭЦ. Построено 6 мини–ГЭС и 3 ТЭЦ на местных видах топлива, введено в эксплуатацию более 1,4 тыс. котлоагрегатов на местных видах топлива. Все это позволило увеличить долю местных возобновляемых энергоресурсов в балансе котельно–печного топлива с 16,8 процента в 2005 году до 20,5 процента в 2010 году, сэкономить за счет энергосберегающих мероприятий более 8,5 млн. тонн условного топлива, что составляет 4,5 процента от валового потребления топливно–энергетических ресурсов за пятилетие. Инфраструктурная: обеспечение устойчивого развития Э и благоприятных условий жизнедеятельности населения.Подразделяется на производственную (включает отрасли, обслуживающие произв-во: все виды транспорта, связь, электро-, газо- и водоснабжение) и социальную (торговля, ЖКХ, здравоохранение и образование, п/п бытового обслуживания). Для РБ приоритетное значение имеют транспорт и связь. Инновационная: основные показатели развития научной деят-ти – доля затрат на исследования и разработки в ВВП (наукоемкость ВВП). Беларусь существенно продвинулась по пути создания инновационной экономики. На 1 августа 2010 г. создано 105 новых производств, модернизировано и реконструировано 255 действующих предприятий, внедрено 359 новых технологий. Освоен выпуск многих видов импортозамещающей продукции. В настоящее время республика экспортирует бесшовные горячекатаные трубы, железнодорожные вагоны, автобусы, зерноуборочные комбайны, полированное стекло, микроволновые печи, автоматические стиральные машины. Ускоренными темпами осваивается выпуск новой высококачественной продукции, что сказалось на увеличении экспорта промышленных товаров, которые в настоящее время поставляются более чем в 140 стран мира. Объем экспортных поставок увеличился в 2010 году по сравнению с 2005 годом в 3 раза.. Внешнеэкономическая: должна гарантировать сохранение эк-го суверенитета страны, рост конкурентоспособности НЭ и защиту интересов белорусских производителей с учётов изменения мировых экономических процессов.. Экономика Республики Беларусь в значительной мере зависит от условий и результатов внешней торговли. По данным платежного баланса, внешнеторговый оборот товаров и услуг за 2011 г. составил 94978,9 млн. долл. и увеличился по сравнению с 2010 г. на 41,2 %. Экспорт товаров и услуг составил 46670,4(85,4% ВВП) млн. долл. и вырос на 56,2%. Импорт товаров и услуг увеличился на 29,3% и сложился в размере 48308,5 млн. долл.(88,4 ВВП). Отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами сформировалось в размере 1 638,1 млн. долларов (3 % ВВП). За 2010 год дефицит составлял 7 454,6 млн. долларов (13,5 % ВВП). Оборот внешней торговли товарами составил 86 535,4 млн. долларов и вырос на 44,5 %. Из него 48 330,5 млн. долларов (55,9 % внешнеторгового оборота) пришлось на страны СНГ, в том числе на Российскую Федерацию – 39 329 млн. долларов (45,4 %); на страны вне СНГ – 38 204,9 млн. долларов (44,1 %), в том числе на страны Европейского Союза (далее ЕС) – 23 767,3 млн. долларов (27,5 %).Сальдо внешней торговли товарами за 2011 г. сформировалось отрицательным в размере минус 3716,4 млн. долл. и было вызвано дефицитом внешней торговли товарами со странами СНГ (7 854,9 млн. долларов). Со странами вне СНГ положительный торговый баланс составил 4 138,5 млн. долларов. Экспорт товаров составил 41 409,5 млн. долларов (75,8 % ВВП), что в 1,6 раза больше, чем за 2010 год. 2011 год характеризовался изменением условий поставок нефти и нефтепродуктов (беспошлинно внутри Таможенного союза). Экспорт энергетических товаров составил 14 078 млн. долларов, что в 2,1 раза больше, чем за 2010 год. Физические объемы поставок энергоносителей за рубеж выросли в 1,5 раза, в то время как средние цены на них – на 35,8 %. Экспорт остальных товаров (без учета энергетических) сложился в размере 27 331,5 млн. долларов и вырос на 47,3 %. При этом наблюдалось увеличение как физических объемов поставок данных товаров (на 20,7 %), так и средних цен (на 17,8 %). Основными видами экспортируемых Республикой Беларусь товаров являлись: нефть и нефтепродукты, экспорт которых составил 13 857 млн. долларов (34,4 % экспорта товаров), а также калийные удобрения – 3 351,4 млн. долларов (8,3 %). Товары белорусского производства поставлялись на рынки 156 государств. В Российскую Федерацию продано 34 % общего объема экспорта Республики Беларусь, из которых 37,8 % составили поставки транспортных средств, машин и оборудования, 23,7 % – сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. В страны ЕС поставлено 39 % общего экспорта товаров, при этом доля минеральных продуктов в экспорте в эти страны составила 69 %. За экспорт товаров поступило валютной выручки на сумму 41 003,5 млн. долл. (рост в 1,6 раза). Импорт товаров составил 45 125,9 млн. долларов (82,6 % ВВП) и вырос на 30,9 %. Импорт энергетических товаров сложился на уровне 18 628,5 млн. долларов и по сравнению с 2010 годом увеличился в 1,6 раза. При этом физический объем импортируемых энергоносителей увеличился на 35,7 %, средние цены – на 14,6 %. Импорт остальных товаров (без учета энергетических) составил 26 497,4 млн. долл, что на 17,8 % больше, чем за 2010 год. Физические объемы поставок данной группы товаров выросли на 5,2 % и средние цены – на 12,6 %. Ведущие позиции в поставках товаров из-за границы занимали нефть сырая, природный газ, легковые автомобили и нефтепродукты. Нефти было импортировано на сумму 9 387,5 млн. долларов (20,5 % импорта товаров), сжиженного и природного газа – 5 434,4 млн. долл (доля 11,9 %), нефтепродуктов – 3 487,4 млн. долл (доля 7,6 %) и легковых автомобилей – 2 636,2 млн. долл (доля 5,8 %). Импорт товаров осуществлялся из 188 стран. Основным поставщиком товаров оставалась Российская Федерация, доля которой в импорте товаров составила 54,5 %. Из России поставлялись главным образом минеральные продукты (66,8 % импорта из России) и недрагоценные металлы (11,5 %). Доля импорта товаров из стран ЕС составила 19 %. Из этих стран осуществлялись в основном поставки машин и оборудования (33,4 % импорта из стран ЕС), продукции химической промышленности (13,9 %) и сельскохозяйственной продукции и продуктов питания (11,6 %). Оплата импорта товаров составила 41 414,5 млн. долларов (рост на 29,9 %). Демографическая безопасность - стабилизация рождаемости и её повышение в перспективе до уровня, обеспечивающий нормальный режим воспроизводства насел., улучшение соц-эк условий жизнедеятельности семей. Для обеспечения информационной безопасности необходимы эффективное испол. нац информ ресурсов, защита безопасности информ-ых систем и сетей связей. Социальная: повышение мат.благосостояния граждан, обеспечение соц.защиты и соблюдение соц.гарантий. Экологическая: отражает состояние защищенности жизни и здоровья человека и среды обитания от возможных вредных воздействий, ЧС. Оборонная: создание необходимых условий для обеспечения эффективной защиты суверенитета и территориальной целостности страны в случае применения против нее вооруженной силы. Система ЭБ хар-ся совокупностью критериев и показателей, которые опр. угрозы устойчивому разв. и пороговые значения функционирования НЭ. Внешние угрозы, обусловленные: - геополитич положением страны (агрессия, военно-полит. конфликты, терроризм.) - низким ур. эк-кой мощи и конкурентными позициями на мир. рынке - вступлением в ВТО (утраты конкур-ых преимуществ в стратегически важных отраслях) - нерациональной эк-кой политикой государства в отношении конкурентных преимуществ, снижающей ур. конкурентоспособности страны Внутренние угрозы, обусловленные: - нерациональной отраслевой и региональной структурой ВВП - эк-ой экспансией доминирующих экономик и военно-политических союзов - импортной интервенцией на внутр рынки стратегически важных тов. и услуг - нерациональной эк-кой политикой государства в отношении соц. сферы, вызывающей высокий уровень бедности, социальной напряженности в обществе - недостаточным объемом стратегических резервов. Показатели и индикаторы эк-кой безопасности - наиболее значимые параметры, характеризующие состояние эк-кой системы страны, её устойчивость и мобильность. Для оценки реального сост. ЭБ важное знач. имеют не столько сами показатели, сколько их пороговые знач. (предельные величины, несоблюдение кот. способствует дестабилизации НЭ, обострению соц. и полит. сит.)
Date: 2015-10-19; view: 369; Нарушение авторских прав |