Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Межэтнические отношения в восточных районах Ставропольского края





 

Теперь уже можно считать доказанным, что чаще всего не нации (народы) создают государства, а наоборот, государства, точнее, элиты образуют нации. Например, после распада СССР культурные различия между русскими и украинцами, русскими и казахами и т.п. постоянно увеличиваются, и сейчас они значительно больше, чем в советское время. Политические элиты и государственные институты соперничают в попытках превратить культурные различия между людьми в политические различия между народами в основу территориальности последних: восприятие "своей" и "чужой" территории есть важнейшая составляющая идентичности. "Вечных" идентичностей не бывает, просто в одних обстоятельствах идентичность меняется крайне медленно, в других - за считанные месяцы. Каким образом, например, могло произойти такое "чудо", как одобрение подавляющим большинством украинского электората государственной независимости Украины на референдуме 1 декабря 1991 г., если всего лишь восемь с половиной месяцев до того три четверти украинских избирателей высказались за сохранение СССР? За этот период украинская коммунистическая политическая элита, уже успевшая осознать выгоды, которые сулит ей выход из состава СССР, сумела воспользоваться обстановкой (заговором против Горбачева, дальнейшим ухудшением экономического положения) и найти достаточно сильные средства воздействия (основанные прежде всего на национальной идее) на представления сограждан о своей идентичности (которые, впрочем, и впоследствии продолжали быстро меняться). Возникло ощущение исходившей из России угрозы голода и нестабильности (насколько такая угроза была реальной - вопрос другой), укрепившее групповую солидарность всех жителей Украины, в т.ч. и русских.

Главные виды территориальной идентичности - этническая и национальная (политическая, государственная), основывающиеся на приобретенной в ходе социализации культуре и на лояльности государству. Они, естественно, могут пребывать в гармонии, но нередко находятся в состоянии острого конфликта. Международная миграция ведет к увеличению доли смешанных браков и, соответственно, числа людей с двойной или даже множественной идентичностью. Иногда разные идентичности мирно сосуществуют в сознании человека, но порой заставляют своего носителя делать нелегкий выбор, становятся причиной кризиса (например, в бывшем СССР или Югославии).

Широкое распространение двойной или еще более "многослойной" идентичности в бывшем СССР было связано с многовековым совместным проживанием народов, взаимопроникновением культур, смешанными браками, особенно в этнически разнородных переходных зонах (например, в украинском и одновременно русском Донбассе, на Северном Кавказе), в быстро развивающихся индустриальных регионах или на вновь осваиваемых территориях, которые притягивали мощные потоки мигрантов из разных частей страны. В России подобная идентичность типична, к примеру, для казаков, большинство которых ощущают себя одновременно и отдельной группой, и русскими, а также для людей, происходящих от смешанных браков. Многие "полукровки" ощущают свою принадлежность прежде всего к нерусской национальности, но, как правило, не могут полностью отказаться от русского компонента своей идентичности, от мира русского языка и культуры.

Ситуация в Ставропольском крае, ставшим фактически новым пограничным регионом России, типична для "русской" части Северного Кавказа. С одной стороны, здесь сложились многовековые традиции совместного мирного проживания представителей многих национальностей. С другой - геополитическое положение региона, ставшего южным форпостом России в сердцевине пестрого по национальному составу и конфликтного Кавказа, превращает его в зону повышенного риска. Массовый приток мигрантов, принадлежащих к иным культурам, провоцирует межнациональную напряженность, влияет на взгляды и политические пристрастия населения.

Новое геополитическое положение Ставрополья как пограничного, почти "прифронтового" региона в сочетании с неконтролируемым миграционным притоком из Закавказья и из Дагестана самым негативным образом сказалось на состоянии межнациональных отношений в крае. Прилегающие северокавказские республики воспринимаются жителями Ставропольского края в основном в качестве источников преступности, политической и социальной нестабильности. Отсюда - растущее стремление отгородиться от Чечни и Дагестана "железным занавесом".

В конфессиональном плане территория Ставрополья представляет собой пограничную зону между православно- христианской и исламской культурами. Однако социальное влияние этих двух религиозных культур не одинаково: доля верующих среди славянского населения Ставрополья составляет 42 %, а среди традиционно мусульманских этнических групп - 69е%.

Особого упоминания заслуживает появление в ногайских селах пограничных с Дагестаном районов Ставропольского края небольших, но хорошо организованных групп исламских радикалов - ваххабитов. Сторонники этого движения выступают за возвращение к изначальному "чистому" исламу, не признают никаких новшеств и реформ в религиозной практике, а также категорически отвергают идею исторической эволюции ислама и его адаптации к изменяющимся общественным условиям.

Сегодня в крае нет явных межрелигиозных конфликтов. Однако выявлено негативное восприятие слов "ислам" и "мусульманин" славянским населением, особенно православными верующими. Наличие скрытой межконфессиональной напряженности не может не вызывать тревоги, особенно учитывая быстрое возрождение мусульманских религиозных обычаев, динамичное развитие в Ставрополье исламской "религиозной инфраструктуры" (возведение новых мечетей и пр.), а также деятельность иностранных исламских миссионеров. Нельзя забывать уроки недавних драматических событий в Дагестане, где несколько общин ваххабитов объявили свою территорию неподконтрольной властям и поддержали вторжение чеченских боевиков, что в итоге привело к кровопролитным боевым действиям.

Date: 2015-10-19; view: 212; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию