Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика преподавания социологии

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные цели дисциплины – ознакомление студентов с основными этапами организации учебного процесса, методиками подготовки и проведения занятий по социологии в вузе.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- теоретическим основам, дидактическим принципам, способам, общим приемам и формам организации учебного процесса в вузе;

- особенностям педагогической деятельности, психологическим основам обучения;

- раскрывать специфику различных форм преподавания социологии, в том числе новейших;

- развивать навыки использования разработок, методов инновационного образования в процессе преподавания социологических дисциплин;

- формированию профессионального, творческого, педагогического потенциала студентов.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Методика преподавания социологии» студент должен:

· знать:

- основные этапы организации учебного процесса;

- содержание и технологию методики преподавания социологии;

- методику подготовки и проведения лекций и семинарских занятий по социологии;

- особенности работы с аудиторией;

- методику организации самостоятельной работы студентов;

· уметь:

- составлять рабочую программу по социологии;

- формулировать и решать педагогические задачи при разработке и реализации учебных программ курсов по социологии;

· получить навыки:

- работы с учебными материалами (планами, программами, учебниками, лекциями, практическими занятиями и т.д.);

- чтения лекции и проведения семинарского занятия;

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Социология как предмет преподавания   - -      
2. Дидактические особенности преподавания социологии   - -      
3. Методическое обеспечение лекций по социологии   -        
4. Методика подготовки и проведения семинаров по социологии   - -      
5. Организация самостоятельной работы студентов   - -      
6. Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя социологии   -        
  Всего:   -        
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -  
  Для заочной формы обучения
  Всего:   - -      
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -  

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Социология как предмет преподавания

Первые кафедры социологии в Европе (Франция, Германия) и США (конец XIX - начало XX века). Российские кафедры и факультеты социологии: возникновение и современное положение.

Общая характеристика преподавания социологии. Построение учебных программ по социологическим дисциплинам, основные требования к ним. Распределение учебного времени, планирование и организация занятий по целому курсу, аудиторных занятий и самостоятельной работы. Оформление и утверждение программы курса.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Социология как учебная дисциплина и предмет преподавания: общее и особенное.

2. Первые кафедры социологии в Европе, США и России: сравнительный анализ

3. Государственный образовательный стандарт по социологии для разных специальностей.

4. Проблема построения и оформления учебных программ по социологическим дисциплинам.

Литература:

1. Добреньков, В. И. Социологическое образование в России / В. И. Добреньков,
Г. Е. Зборовский, В. Я. Нечаев. – М.: Альфа-М, 2003.

2. Елсуков, А. Н. Методика преподавания социологии в высшей школе: учеб. пособие /
А. Н. Елсуков. – Минск: Тетра Системс, 2003.

3. Лукс, Г. А. Методика преподавания социологии и социологических дисциплин. Материалы лекционного курса / Г. А. Лукс. – Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 2000.

4. Маршак, А. Л. Социология как учебная дисциплина (обзор литературы 1990-2000-х гг.) / Социологические исследования. - № 8. – 2003.

5. Покровский, Н. Е. Социология, преподавание социологии, социологическая культура и их место в современном российском обществе // Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России. Аналитический доклад / Н. Е. Покровский; Под ред.
Л. Г. Ионина. – М.: Логос, 2003.

6. Покровский, Н. Е. О совершенствовании преподавания теоретико-социологических дисциплин / Социологические исследования. - № 10. - 2005.

7. Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и методическое пособие / под ред. М. М. Поташкина. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

 

Тема 2. Дидактические особенности преподавания социологии

Цели обучения социологии (образовательные, воспитательные, практические). Стили обучения (репродуктивный, творческий, эмоционально-ценностный). Содержание и способы обучения социологии. Сущность и виды педагогических технологий (традиционная, модульно-рейтинговая, проблемного обучения, программного обучения, дистанционного обучения). Формы преподавания социологии (лекции, семинарские и практические занятия, организация практики и др.) Инновационные технологии в преподавании социологии (интерактивные методы преподавания, использование мультимедийных средств). Особенности контроля знаний в процесе преподавания социологии. Виды контроля (текущий контроль, рубежный контроль, контроль остаточных знаний). Основные формы и методы педагогического контроля: учебные задания, тесты, зачет, экзамен. Разработка тестов и тестовых заданий для контроля качества знаний и умений студентов.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Специфика образовательных, воспитательных и практических целей обучения социологии.

2. Виды педагогических технологий в зависимости от стиля обучения

3. Особенности контроля знаний в процессе преподавания социологии.

Литература:

1. Веревкина, А. И. Как оформить библиографию к научной работе: метод. пособие /
А. И. Веревкина, С. Ю. Калинин, А. И. Обризан. – М.: Моск. гос. инст-т культуры, 1992.

2. Елсуков, А. Н. Методика преподавания социологии в высшей школе: учеб. пособие /
А. Н. Елсуков. – Минск: Тетра Системс, 2003.

3. Коржуев, А. В. Дидактика высшей школы: учеб. пособие / А. В. Коржуев, В. А. Попков. – М.: Академия, 2001.

4. Лукс, Г. А. Методика преподавания социологии и социологических дисциплин. Материалы лекционного курса / Г. А. Лукс. – Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 2000.

5. Ляудис, В. Я. Методика преподавания психологии: учеб. пособие / В. Я. Ляудис. - 4-е изд., испр. и доп. – М.: УМК «Психология», 2003.

6. Чернилевский, Д. В. Дидактические технологии в высшей школе / Д. В. Чернилевский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

 

Тема 3. Методическое обеспечение лекций по социологии

Лекция как форма преподавания социологии. Виды лекций (вводная, информационая, обзорная, лекция-монолог, монолог с использованием аудио-визуальных средств, эвристическая беседа, лекция-дискуссия и т.д.). Принципы проектирования лекционного курса (системность, информативность, наглядность, доступность). Методика подготовки лекций по социологии: принципы отбора материала, определение структуры лекции, реализация дидактических требований к каждому разделу содержания лекции, формирование списка литературы, подготовительные и раздаточные материалы. Способы фиксации лекции: письменный текст, конспект, план лекции. Информационные источники и базы данных по социологии. Специализированные сайты. Библиография. Методика проведения лекции. Основные правила и приемы работы лектора с аудиторией. Учет особенностей аудитории при организации восприятия учебного материала. Закономерности процессов восприятия, внимания, мышления и поведения аудитории.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Методика подготовки и проведения лекции по социологии.

2. Особенности взаимодействия преподавателя и аудитории.

3. Чтение мини-лекций (10-15 минут), с соблюдением основных требований к методике подготовке лекций и работы с аудиторией.

Литература:

1. Выборнова, В. В. Инновационные методики в преподавании социологии / В. В. Выборнова, А. В. Варбузов, Л. А. Орлова / Социологические исследования. - № 3. – 2001.

2. Елсуков, А. Н. Методика преподавания социологии в высшей школе: учеб. пособие /
А. Н. Елсуков. – Минск: Тетра Системс, 2003.

3. Инновационные образовательные технологии и методы в преподавании социологии («круглый стол») / Социологические исследования. - № 10. - 2001.

4. Коджаспирова, Г. М. Технические средства обучения и методика их использования /
Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. – М.: ИНФРА-М, 2001.

5. Лукс, Г. А. Методика преподавания социологии и социологических дисциплин. Материалы лекционного курса / Г. А. Лукс. – Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 2000.

6. Маликова, Н. Р. О некоторых инновационных методах преподавания социологии / Социологические исследования. - № 2.- 2002.

7. Смирнов, С. Д Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие / С. Д. Смирнов. – М.: Академия, 2001.

8. Сорокина, Н. Д. Об инновационных методах в преподавании социологических курсов / Социологические исследования. - № 8. – 2005.

9. Социология в аудитории: искусство преподавания. – Харьков: Изд. центр Харьковского национального ун-та им. В. Н. Каразина, 2003.

10. Трайнев, В. А. Деловые игры в учебном процессе / В. А. Трайнев. – М.: Дашков и К, 2002.

11. Шаронова, С. А. Игровые ситуации в преподавании социологии / Социологические исследования. - № 2. – 2003.

12. Шаронова, С. А. К вопросу об интерактивных методах в преподавании социологии / Социологические исследования. - № 12. – 2004.

13. Щеглова, С. Н. Использование Интернет-технологий в преподавании социологических дисциплин / Социологические исследования. - № 4. – 2002.

Практическое занятие:

Чтение мини-лекций (10-15 минут), с соблюдением основных требований к методике подготовки лекций и работы с аудиторией.

 

Тема 4. Методика подготовки и проведения семинаров по социологии

Семинар как средство развития у студентов профессионально значимых качеств (культура научного мышления, научная речь, культура диалога). Цели, задачи и формы проведения семинаров по социологии. Виды семинарских занятий. Структура семинарского занятия. Требования к подготовке семинарского занятия. Формы активизации познавательной деятельности студентов на семинарских занятиях. Критерии оценки семинарского занятия.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Сравнение и обсуждение возможностей и недостатков основных форм организации семинарского занятия.

2. Использование научной и учебной литературы на семинарских занятиях. Анализ учебников и учебно-методической литературы по социологии.

3. Представление и обсуждение студентами планов семинарских занятий.

Литература:

1. Елсуков, А. Н. Методика преподавания социологии в высшей школе: учеб. пособие /
А. Н. Елсуков. – Минск: Тетра Системс, 2003.

2. Лукс, Г. А. Методика преподавания социологии и социологических дисциплин. Материалы лекционного курса / Г. А. Лукс. – Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 2000.

3. Смирнов, С. Д Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие / С. Д. Смирнов. – М.: Академия, 2001.

4. Социология в аудитории: искусство преподавания. – Харьков: Изд. центр Харьковского национального ун-та им. В. Н. Каразина, 2003.

 

Тема 5. Организация самостоятельной работы студентов

Основные формы занятий студентов по самостоятельному изучению социологии. Виды и типы самостоятельной работы студентов. Планирование, организация и контроль самостоятельной работы студентов. Цели и задачи научно-исследовательской работы студентов. Основные формы научно-исследовательской работы студентов при изучении социологии. Курсовые и дипломные работы по социологии. Производственная и педагогическая практика как важный фактор подготовки специалистов. Организация студенческих конференций и публикаций.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Планирование, организация и контроль самостоятельной работы студентов.

2. Особенности научно-исследовательской работы студентов.

3. Производственная и педагогическая практика студентов.

Литература:

1. Абосов, З. А. Роль педагогической практики студентов в их профессиональном становлении / Социологические исследования. - № 3.- 2002.

2. Алиев, Т. А. Академические работы в вузах: практ. руководство для студентов, магистрантов, аспирантов / Т. А. Алиев, Т. А. Заболотская. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.

3. Елсуков, А. Н. Методика преподавания социологии в высшей школе: учеб. пособие /
А. Н. Елсуков. – Минск: Тетра Системс, 2003.

4. Кутейников, А. Е. Выполнение дипломной работы: учебно-метод. пособие для студентов гуманитарных и социальных специальностей / А. Е. Кутейников. – СПб.: Социологическое общество им. М. М.Ковалевского, 2003.

5. Лукс, Г. А. Методика преподавания социологии и социологических дисциплин. Материалы лекционного курса / Г. А. Лукс. – Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 2000.

 

Тема 6. Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя социологии

Содержание деятельности преподавателя социологии. О единстве научной и учебной деятельности преподавателя социологии. Повышение квалификации преподавателя социологии. Пути совершенствования педагогического мастерства. Взаимодействие преподавателя и студентов.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Профессиональные и личностные характеристики преподавателя социологии.

2. Особенности взаимодействия преподавателя и студентов.

Литература:

1. Елсуков, А. Н. Методика преподавания социологии в высшей школе: учеб. пособие /
А. Н. Елсуков. – Минск: Тетра Системс, 2003.

2. Лукс, Г. А. Методика преподавания социологии и социологических дисциплин. Материалы лекционного курса / Г. А. Лукс. – Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 2000.

3. Смирнов, С. Д Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие / С. Д. Смирнов. – М.: Академия, 2001.

4. Скок, Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: учеб. пособие / Г. Б. Скок. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

5. Социология в аудитории: искусство преподавания. – Харьков: Изд. центр Харьковского национального ун-та им. В. Н. Каразина, 2003.

Практическое занятие:

Разработка небольшого теста по любой из тем выбранного курса, а также разного рода педагогических задач.

Составление анкеты (8-10 вопросов) «Преподаватель социологии глазами студентов».

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора;

- проработку учебного материала по конспектам лекций, учебной и научной литературе;

- подготовку докладов, сообщений по заданию руководителя семинарских занятий;

- подготовку к экзамену.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

- опрос на семинарских занятиях;

- проверка выполнения контрольных заданий;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

- экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студента (тесты).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Социология как предмет преподавания.

2. Своеобразие социологии как учебной дисциплины.

3. Первые кафедры социологии в Европе, США и России.

4. Общая характеристика преподавания социологии.

5. Государственный образовательный стандарт по социологии для разных специальностей.

6. Требования к построению учебных программ по социологическим дисциплинам.

7. Распределение учебного времени и планирование занятий по целому курсу, аудиторных занятий и самостоятельной работы.

8. Организация учебного процесса

9. Содержание и способы обучения социологии.

10. Цели и стили обучения социологии.

11. Сущность и виды педагогических технологий (традиционная, модульно-рейтинговая, проблемного обучения, программного обучения, дистанционного обучения).

12. Характеристика основных форм преподавания социологии (лекции, семинарские и практические занятия, организация практики и др.).

13. Инновационные технологии в преподавании социологии.

14. Особенности и виды контроля знаний в процессе преподавания социологии.

15. Основные формы и методы педагогического контроля (учебные задания, тесты, зачет, экзамен).

16. Подготовка тестов по социологическим дисциплинам.

17. Лекция как форма преподавания социологии.

18. Характеристика основных видов лекций.

19. Специфика чтения лекций для студентов заочной формы обучения.

20. Принципы проектирования лекционного курса (системность, информативность, наглядность, доступность).

21. Методика подготовки лекций по социологии.

22. Способы фиксации лекции: письменный текст, конспект, план лекции.

23. Технические и наглядные средства преподавания социологии.

24. Информационные источники и базы данных по социологии. Специализированные сайты.

25. Методика проведения лекции.

26. Игровые методы обучения социологии.

27. Интерактивные методы преподавания.

28. Основные правила и приемы работы лектора с аудиторией.

29. Закономерности процессов восприятия, внимания, мышления и поведения аудитории.

30. Критерии оценки лекционного занятия.

31. Семинар как средство развития у студентов профессионально значимых качеств.

32. Цели, задачи и формы проведения семинаров по социологии.

33. Виды и структура семинарских занятий.

34. Требования к подготовке семинарского занятия.

35. Формы активизации познавательной деятельности студентов на семинарских занятиях.

36. Критерии оценки семинарского занятия.

37. Использование научной и учебной литературы на семинарских занятиях.

38. Организация самостоятельной работы студентов.

39. Основные формы занятий студентов по самостоятельному изучению социологии.

40. Виды и типы самостоятельной работы студентов.

41. Планирование и организация самостоятельной работы студентов.

42. Осуществление контроля самостоятельной работы студентов.

43. Цели и задачи научно-исследовательской работы студентов.

44. Основные формы научно-исследовательской работы студентов при изучении социологии.

45. Курсовые и дипломные работы по социологии.

46. Производственная практика студентов.

47. Педагогическая практика студентов.

48. Организация студенческих конференций и публикаций.

49. Повышение квалификации преподавателя социологии.

50. Содержание деятельности преподавателя социологии: единство его научной и учебной деятельности.

51. Профессиональные и личностные характеристики преподавателя социологии.

52. Особенности процесса взаимодействия преподавателя и студентов.

53. Пути совершенствования педагогического мастерства.

54. Специфика публичного выступления (этапы публичного выступления, ошибки начинающего лектора).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Кравченко, А. И. Социология: учебник / А. И. Кравченко. – М.: Академпроект, 2006.

2. Общая социология: учеб. пособие / под ред. А. Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2007.

3. Социология образования: учеб. пособие/ отв. ред. А. М. Осипов, В. В. Тумалев. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

Дополнительная:

1. Елсуков, А. Н. Методика преподавания социологии в высшей школе: учеб. пособие /
А. Н. Елсуков. – Минск: Тетра Системс, 2003.

2. Коджаспирова, Г. М. Технические средства обучения и методика их использования /
Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. – М.: ИНФРА-М, 2001.

Периодические издания:

1. Вестник МГУ. - Сер.18. Социология и политология: журнал.

2. Высшее образование в России: журнал.

3. Социологические исследования: журнал.

 

Составитель: к.с.н., ст. преподаватель кафедры «Социология» Е.В. Шишкина.

Рецензент: к.с.н., доц. кафедры «Социология» Е.А.Михайлова

 


<== предыдущая | следующая ==>
Примерная схема структуры урока по декоративному рисованию | Модуль 1. Воспитание как ведущая функция образовательного процесса в ДОУ

Date: 2015-10-19; view: 1472; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию