Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы и средства трезвеннического воспитания. Формы трезвеннического воспитания - способы применения отде­льного средства или совокупности средств в определенной последова­тельности для осуществления





ФОРМЫ ТРЕЗВЕННИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - способы применения отде­льного средства или совокупности средств в определенной последова­тельности для осуществления процесса трезвеннического воспитания. Если средства позволяют говорить о том, с помощью чего методы трез­веннического воспитания получают реальное воплощение, то формы по­казывают, как, каким образом осуществляется это воплощение.

Формы трезвеннического воспитания делятся на индивидуальные, групповые и массовые.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ТРЕЗВЕННИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - формы трез­веннического воспитания, основанные на непосредственном или опос­редованном общении между специалистом и лицом, на которое направ­лен воспитательный процесс; предусматривают передачу специалистом антинаркотической информации или, наряду с этим, обмен мнениями между собеседниками.

Индивидуальные формы трезвеннического воспитания позволяют максимально учитывать особенности личности как физиологического (половые, возрастные особенности, состояние здоровья), так и соци­ально-психологического характера (уровень знаний об оптимальных для здоровья стилях жизни, отношение к своему здоровью и здоровью ок­ружающих, ценностные установки и т. д.).

Этим объясняются доказанные экспериментально преимущества индивидуальных форм перед групповыми и массовыми формами трезвен­нического воспитания. Исключение составляет метод Г. А. Шичко.

Основным средством реализации индивидуальной формы трезвенни­ческого воспитания является устная речь. Эффективность индивидуа­льных форм повышается при использовании наряду с устной речью письменной речи в виде различных изданий (памяток, буклетов и др.), изобразительных средств (плакатов, диапозитивов и др.).

В настоящее время все более широкое применение получают инди­видуальные формы трезвеннического воспитания, основанные на испо­льзовании компьютеров. Эффективность их применения доказана экспе­риментально. Разрабатываются компьютерные программы для антинарко­тического обучения, самообучения, интервьюирования, контроля зна­ний.

Валеологическую и собриологическую информацию можно получить с помощью телефонной связи: ответы на поставленные по телефону вопросы даются на терминале домашнего компьютера или компьютера учреждения. Заслуживают внимания индивидуальные оздоровительные программы, основанные на предварительном диагностировании с помощью ЭВМ параметров индивида (выяснении его физиологических, психологических особенностей, условий труда и быта, факторов риска, стиля жизни в отношении здоровья и т. д.).

Компьютеры могут быть использованы в школах, культурно-просве­тительных и лечебно-профилактических учреждениях, промышленных предприятиях и т. д.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ БЕСЕДА - индивидуальная форма трезвеннического воспитания, основанная на непосредственном общении между специали­стом и лицом, на которое направлен воспитательный процесс; предус­матривает сообщение специалистом антинаркотической информации, пре­доставление рекомендаций в отношении стиля жизни, профилактики за­болеваний, а также обмен мнениями между собеседниками. В процессе индивидуальной беседы могут быть использованы изобразительные средства, печатные издания.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ - индивидуальная форма трезвеннического воспитания, основанная на непосредственном общении между специалистом и лицом, на которое направлен воспитательный процесс; предусматривает сообщение специалистом советов в отноше­нии стиля жизни, профилактики наркотизма.

Советы могут носить характер категорических рекомендаций в случае очевидной опасности для здоровья обращающегося за консуль­тацией лица или его окружения. Кроме того, советы могут даваться таким образом, чтобы предоставить пациенту возможность выбора.

В настоящее время находит все большее распространение консу­льтирование практически здоровых контингентов в различных лечебно-профилактических учреждениях. Консультации осуществляет как один специалист, так и группа специалистов: геронтолог, ювенолог, собриолог, нарколог, психотерапевт, сексолог, гигиенист-эколог, соц. педагог и др. Практикуются выезды этих специалистов на места (в сельскую местность, на промышленные предприятия и т. д.).

Предварительное снятие фона состояния индивида (определение степени стресса, измерение АД, других физиологических параметров), выяснение уровня его трезвеннической культуры повышает эффект консультаций.

В процессе индивидуального консультирования речь специалиста может дополняться изобразительными средствами, печатными изданиями.


Создаются специальные консультативно-оздоровительные центры или подразделения учреждений и предприятий (например, Центров здо­ровья, врачебно-физкультурных диспансеров, промышленных предприя­тий), где пациенты получают не только индивидуальную информацию по оптимальным для здоровья стилям жизни, но проходят оздоровитель­ный курс, включающий занятия на тренажерах, плавание, аутотренинг, массаж, электросон, профилактическое иглоукалывание и т. д. Возмож­на организация таких центров на кооперативной и хозрасчетной осно­ве.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ - индивидуальная форма трезвенниче­ского воспитания, основанная на непосредственном общении между специалистом и лицом, на которое направлен воспитательный процесс; предусматривает сообщение специалистом антинаркотической информа­ции инструктивного характера. Индивидуальный инструктаж использует­ся для нормализации антиалкогольного поведения в определенных ус­ловиях труда и быта. Цель и содержание инструктажа определяются спецификой этих условий.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ТЕЛЕФОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ - индивидуальная форма трезвеннического воспитания, основанная на общении между специалистом и лицом, на которое направлен воспитательный процесс посредством телефона; предусматривает сообщение специалистом сове­тов по оптимальным для здоровья стилям жизни, профилактике заболе­ваний. Ответ на поставленные абонентом вопросы может быть получен на терминале компьютера (компьютера учреждения, домашнего компью­тера). Для проведения телефонных консультаций работают специально организованные телефонные службы медицинской информации и доверия.

ЛИЧНАЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ - индивидуальная форма трезвенническо­го воспитания, основанная на общении между специалистом и заинте­ресованным лицом посредством обмена письмами; предусматривает от­веты специалиста на заданные вопросы, касающиеся стиля жизни в от­ношении здоровья, профилактики заболеваний.

ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ ТРЕЗВЕННИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - формы трезвен­нического воспитания, основанные на непосредственном или опосредо­ванном общении специалиста с группой лиц; предусматривают сообще­ние специалистом информации по антинаркотической тематике, обмен мнениями по рассматриваемой проблеме.

Эффективность групповых форм трезвеннического воспитания опре­деляется однородностью возрастного профессионального состава груп­пы, наличием обратной связи и т. д. Наиболее оптимальный количест­венный состав группы - 15-20 человек. В процессе группового обще­ния устная речь специалиста может быть дополнена изобразительными средствами, печатными изданиями. Намечается тенденция к использо­ванию в процессе группового трезвеннического воспитания современ­ной компьютерной техники.

ГРУППОВАЯ БЕСЕДА - групповая форма трезвеннического воспита­ния, основанная на непосредственном общении между специалистом и группой лиц, на которую направлен воспитательный процесс; преду­сматривает как сообщение специалистом информации антинаркотическо­го характера, так и обмен мнениями между собеседниками.

Характер групповой беседы зависит от цели, которую ставит пе­ред собой специалист. Как и индивидуальная беседа, групповая бесе­да сочетает в себе информативную и репродуктивную направленность, которая предполагает наличие у данной группы лиц определенного уровня адекватных антинаркотических знаний и воспроизведение их. С целью стимулирования поисковой активности обучаемой группы лиц специалист может строить беседу эвристического характера. Эвристи­ческая беседа, в отличие от репродуктивной, требует не только вос­произведения знаний, но и осуществления частичного самостоятельно­го поиска решения проблемы, о которой идет речь. Таким образом беседа способствует повышению уровня знаний антинаркотического характера, укреплению имеющихся знаний, а также формированию твор­ческого подхода к решению вопросов охраны и укрепления здоровья.


БЕСЕДА ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ - групповая форма трезвеннического воспитания, основанная на обсуждении группой специалистов конкрет­ных вопросов, связанных с укреплением и охраной здоровья, в присут­ствии слушателей; предусматривает участие слушателей в обмене мне­ниями. Беседа за круглым столом проводится под руководством веду­щего.

ДИСКУССИЯ - групповая форма трезвеннического воспитания, ос­нованная на непосредственном общении между специалистом и группой лиц, на которую направлен воспитательный процесс; предусматривает совместное обсуждение под руководством специалиста вопросов, каса­ющихся стиля жизни, профилактики заболеваний, которое позволяет выявить различия в их понимании и толковании.

Дискуссия позволяет стимулировать познавательный интерес к проблемам здоровья, способствует формированию позитивных устано­вок, содействует коррекции поведения в отношении здоровья.

КЛУБЫ ЗДОРОВЬЯ - групповая форма трезвеннического воспитания, предполагающая объединение людей для совместной деятельности по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.

Среди клубов здоровья можно назвать: спортивные клубы, клубы трезвости, клубы диабетиков, клубы, объединяющие лиц, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, клубы молодых матерей, клубы П. Иванова, семейные трезвеннические клубы, психотерапевтические клубы и др.

Занятия в клубах осуществляются под руководством одного или нескольких специалистов.

В функции специалистов, наряду с трезвенническим воспитанием, которое реализуется посредством сочетаний различных форм (лекций, просмотров фильмов, видеозаписей, ознакомления с литературой и т. д.), входит организация оздоровительных процедур, спортивных уп­ражнений и т. д. Для каждого из посетителей предусматривается пов­седневная оздоровительная программа. Осуществлению оздоровительных функций клуба способствует наличие бассейнов, бань, помещений для аэробики, массажных залов, трезвенных коктейль-баров, площадок для спортивных игр, оснащенность тренажерами, теннисными кортами и т. д. Эффектив­ность работы клуба повышается, если он обеспечивает приход и пре­бывание желающих в течение всего дня. В этих условиях создается возможность не только для непосредственного оздоровления, но и общения.


ДЕМОНСТРАЦИЯ ВИДЕОЗАПИСИ - групповая форма трезвеннического воспитания, предполагающая предоставление группам лиц информации по вопросам здоровья посредством показа видеозаписи. Сочетание в видеозаписи устной речи с изображением, музыкальное оформление де­лает ее показ весьма эффективной формой трезвеннического воспита­ния, которая постепенно находит применение в лечебно-профилактиче­ских и учебных заведениях. Демонстрация видеозаписи осуществляет­ся по внутреннему телевидению. Применение видеозаписи может рас­сматриваться также в качестве массовой и индивидуальной форм трез­веннического воспитания.

ИГРА - групповая форма трезвеннического воспитания, представ­ляющая собой развлекательное занятие с совокупностью определенных правил, приемов, тематика которого отражает различные аспекты по­ведения человека в отношении своего здоровья и здоровья окружающих. В практике трезвеннического воспитания распространены такие разно­видности игры, как настольные, ролевые, спортивные, деловые игры, викторины и др. Популярностью у детей пользуются игровые аттракцио­ны. Эмоциональное восприятие информации во время игры способствует лучшему ее усвоению и запоминанию. Игра может носить характер со­ревнования, что стимулирует познавательный интерес участников.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ - групповая форма трезвеннического воспи­тания, основанная на непосредственном общении специалиста с груп­пой лиц, на которую направлен воспитательный процесс, путем орга­низации выполнения обучаемыми упражнений, предусматривающих прак­тическое применение полученных теоретических знаний. В качестве примеров практических занятий можно назвать выполнение упражнений на тренажере, занятия аутотренингом, занятия по оказанию первой медицинской помощи, уходу за больными, занятия по обучению прие­мам самоконтроля и самообследования и т. д.

ЗАНЯТИЕ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ - групповая форма трезвеннического воспитания, основанная на непосредственном общении специалиста с группой лиц, на которую направлен воспитательный процесс, путем постановки вопросов, требующих поиска решения по определенным дан­ным с соблюдением известных условий. Задачи могут иметь проблем­ный характер. При этом в их условиях содержатся какие-либо парамет­ры решения, но поиск решения осуществляется обучаемыми самостоя­тельно. Решение задач способствует формированию творческой потенции, умению самостоятельно применять полученные антинаркотические зна­ния.

УРОК - групповая форма трезвеннического обучения, основанная на непосредственном общении учителя (или специалиста) с учащимися в ходе учебного занятия по антинаркотической тематике в рамках учебной программы. Для проведения занятий могут быть использованы уроки естественных дисциплин (анатомии, биологии, химии) и также дисциплин гуманитарного цикла (история, литература и т. д.), и так­же часы дополнительной работы классного руководителя. Форма урока предусматривает возможность комплексного применения различных средств трезвеннического воспитания, поясняющих и иллюстрирующих живое слово учителя. В последнее время факультативно практикуются самостоятельные уроки здоровья, а также уроки трезвости, уроки собриологии, валеологии и т. д. Перспективно введение таких уроков на законных основаниях непосредственно в учебный процесс.

КУРСОВОЕ ОБУЧЕНИЕ - групповая форма трезвеннического воспи­тания, предусматривающая проведение одним или несколькими специа­листами никла занятий с группами лиц, объединенных по возрастному, профессиональному и др. признакам, по специальной учебной програм­ме с целью систематического изложения знаний по определенной тема­тике, связанной с трезвостью и здоровьем, и формирования соответ­ствующих практических умений.

Курсовое антинаркотическое обучение проводится преимуществен­но среди беременных, родителей, молодежи, работников промышленных предприятий, общественного питания, сельского хозяйства и т. д. Курсовое обучение предусматривает сочетание различных форм трезвен­нического воспитания. Так, лекции сочетаются с практическими заня­тиями, с использованием печатных изданий различного характера, де­монстрацией кинофильмов, видеозаписей и т. д. Организация курсового обучения может осуществляться путем создания народных университе­тов, факультетов, школ здоровья, школ матерей, курсов отцов и т. д. Тематические циклы занятий проводятся также непосредственно на промышленных, сельскохозяйственных и других объектах.

МАССОВЫЕ ФОРМЫ ТРЕЗВЕННИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - формы трезвенни­ческого воспитания, предусматривающие сообщение специалистом све­дений по вопросам оптимальных для здоровья стилей жизни, профилак­тики наркотизма одновременно большому числу лиц.

Возможно как непосредственное общение специалиста с массовой аудиторией, так и опосредованное - через каналы массовой коммуни­кации, использование которых способствует оперативности распрост­ранения информации, ее жанровому разнообразию.

ЛЕКЦИЯ - массовая форма трезвеннического воспитания, преду­сматривающая изложение специалистом какой-либо темы, касающейся определенных аспектов стиля жизни в отношении здоровья, профилак­тики наркотизма.

Лекция может проходить как при непосредственном контакте с аудиторией, так и опосредовано, например, по радио. Лекция, осно­ванная на прямом контакте лектора и слушателей, позволяет ему учи­тывать реакцию аудитории. Живое слово лекторов часто сопровождает­ся показом диафильмов, видеозаписей, кинофильмов и т. д., иллюстри­рующих содержание изложенного материала. Лекция может быть самостоятельным выступлением или составной частью цикла. Лекция в трез­венническом воспитании используется и при групповой работе с насе­лением.

ФОРУМ - массовая форма трезвеннического воспитания, предус­матривающая непосредственное общение с численно большой аудиторией одного или нескольких специалистов, которые отвечают на вопросы по тематике стиля жизни в отношении здоровья и профилактики наркотизма. Ответы на вопросы могут сопровождаться просмотром кинофильмов, ви­деозаписей, диапозитивов и т. д.

РАДИОПЕРЕДАЧА - массовая форма трезвеннического воспитания, предусматривающая сообщение населению посредством радио информа­ции по проблемам здоровья, профилактики наркотизма.

Радиопередача в трезвенническом воспитании может быть пред­ставлена в форме радиолекции, радиобеседы, ответов на вопросы ра­диослушателей, радиожурнала и др. Она может быть включена в раз­личные рубрики и циклы. По своей тематике радиопередачи часто бы­вают адресованы определенным целевым группам населения с учетом их специфических потребностей в антинаркотической информации.

ТЕЛЕПЕРЕДАЧА - массовая форма трезвеннического воспитания, предусматривающая сообщение населению посредством телевидения ин­формации по проблемам здоровья, профилактики наркотизма. Телепере­дача о трезвенническом воспитании характеризуется жанровым разно­образием и может быть представлена в виде тележурнала, телефильма, телеинтервью, телерепортажа, ответов на вопросы телезрителей. Она может быть включена в различные рубрики и циклы. Специальный цикл телепередач, посвященный различным аспектам поведения в отношении здоровья, позволяет в значительной мере систематизировать получен­ные знания. Намечается тенденция к дифференциации тематики теле­передач в зависимости от состава зрителей (телепередачи для детей, для родителей и т. д.). Перспективна организация специальных теле­визионных "каналов отрезвления". Передачи по этим каналам, напри­мер, в больницах, могут вестись в дневное время в течение всех дней недели.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ФИЛЬМА - массовая форма трезвеннического воспи­тания, предусматривающая предоставление населению посредством ки­носведений по оптимальным для здоровья стилям жизни, профилактике наркотизма. Демонстрация кинофильмов по антинаркотической тематике может проходить в виде кинофестивалей, тематических декадников. Кинофестивали, как правило, охватывают более широкий круг проблем, чем тематические декадники. Показ кинофильма целесообразно сочетать с лекцией по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здо­ровья.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ - массовая форма трезвенниче­ского воспитания, предусматривающая предоставление населению инфор­мации об оптимальных для здоровья стилях жизни, профилактике нар­котизма посредством текстовых материалов, выпускаемых в виде раз­личных печатных изданий. В процессе массового предъявления инфор­мации по антинаркотической тематике используются такие печатные издания, как книги, брошюры, листовки-памятки и др. Предоставле­ние текстовых материалов населению может быть самым разнообразным: непосредственное вручение, например, на врачебном приеме; ознаком­ление с памятками и буклетами, разложенными на столах в холле поликлиники; чтение детям литературы на антинаркотические темы; дос­тавка печатных изданий в каждую семью через почтовые ящики и т. д. Положительным моментом использования печатных изданий является возможность выбора читателем наиболее интересной для него информа­ции, ознакомления с информацией в удобное время, возвращения к прочитанному. Публикации, сопровождаемые рисунками, фотографиями и др. иллюстративными материалами, способствуют лучшему усвоению информации.

ДЕМОНСТРАЦИЯ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ - массовая форма трезвенниче­ского воспитания, предусматривающая предоставление населению ин­формации об оптимальных для здоровья стилях жизни, профилактике наркотизма посредством показа конкретных предметов, процессов и явлений, а также их изображений. Демонстрация наглядных пособий сочетается с формами, основанными на устном или письменном слове, которые выполняют пояснительную, комментирующую функцию. Демонст­рация наглядных пособий часто выступает как дополнительная форма для иллюстрирования различных положений антинаркотического харак­тера.

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - массовая форма трезвенниче­ского воспитания, предусматривающая предоставление зрителям информации об оптимальных для здоровья стилях жизни, профилактике наркотизма посредством сценической постановки и показа конкретных предметов, процессов и явлений, а также их изображений. Театрали­зованное представление имеет разнообразные жанры: сценки "судебные разбирательства", кукольные представления, "театр теней", клоуна­ды. Кукольные представления особенно целесообразны для детей. Ус­пехом у молодежи пользуются шоу, подготовленные специалистами-собриологами совместно с рок-группами. В спектаклях по антинаркотиче­ской тематике могут принимать участие сами зрители.

ТЕЛЕФОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ - массовая форма трезвеннического воспитания, предусматривающая автоматическое предоставление абонен­там по определенному номеру телефона антинаркотических сведений справочного характера, записанных на магнитофонную ленту. Информа­ция, получаемая с помощью автоответчика, носит обобщенный характер и не учитывает индивидуальных особенностей абонента.

ПРОСЛУШИВАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ЗАПИСИ - массовая форма трезвеннического воспитания, предусматривающая ознакомление населения с ин­формацией по оптимальным для здоровья стилям жизни, профилактике наркотизма посредством записи речи специалиста на магнитофонную ленту или пластинку; информация имеет тематическую направленность,

ЭКСПОНИРОВАНИЕ - массовая форма трезвеннического воспитания, предусматривающая показ для обозрения на выставке, в музее, сово­купности различных изданий наглядных пособий, предметов повседнев­ного обихода и других экспонатов, имеющих отношение к антинаркоти­ческой тематике, а также технической аппаратуры, в т. ч. компьюте­ров, видео- и радиоаппаратуры, автоматических устройств, используе­мых в процессе трезвеннического воспитания.

Экспонирование по проблемам трезвеннического воспитания может быть организовано в лечебно-профилактических и культурно-просвети­тельных учреждениях, музеях антинаркотической ориентации, например, музеях гигиены, истории медицины и здравоохранения. Экспонирование часто сочетается с другими формами работы: индивидуальными и груп­повыми беседами, местными радио- и телепередачами и т. д. Так, в ныне организуемых специализированных центрах по отдельным пробле­мам, связанным с поведением человека в отношении здоровья, в част­ности, в Центре по планированию семьи, наряду с экспонированием различных материалов проводится индивидуальное консультирование, предоставляется литература по вопросам охраны здоровья матери и плода, осуществляется показ кинофильмов, видеофильмов по соответ­ствующей тематике, проводятся экскурсии по музею центра.

МАССОВАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ - массовая форма трезвенни­ческого воспитания, предполагающая осуществление в определенный пе­риод различных видов деятельности с целью пропагандирования опти­мальных для здоровья стилей жизни, обеспечения участия значитель­ного числа лиц в оздоровительных мероприятиях.

Широкое распространение имеют так называемые праздники, дни, декадники, недели, месячники трезвости. Они проводятся с предвари­тельной рекламой, тщательной подготовкой, отработкой сценария, привлечением общественности. При этом используют практически все разнообразие форм трезвеннического воспитания. Например, в день трезвости предоставляется возможность получить консультацию по кор­рекции стиля жизни, ознакомиться с санитарно-просветительной лите­ратурой, принять участие в играх, викторинах антинаркотической те­матики, конкурсах детского рисунка, ознакомиться с выставками, пос­мотреть театрализованные представления, послушать информационные выступления и т. д. Обычно наряду со специфическими формами трезвен­нического воспитания в период массовых кампаний проводятся спортив­но-оздоровительные мероприятия.

Кампании часто имеют тематическую направленность, например антиалкогольные, антитабачные кампании, кампании по борьбе со СПИДОМ и др. Разновидностью массовых кампаний является такая форма, как "аккорд", которая характеризуется одновременным и повсеместным (в пределах данного города, района, страны и т. д.) применением прак­тически всех форм трезвеннического воспитания. Так, одновременно оказываются задействованы печать, радио, телевидение, организуют­ся выставки, показы кинофильмов, читаются лекции и т. д. "Аккорд" обычно проводится в короткий срок (например, в течение 10 дней).

СРЕДСТВА ТРЕЗВЕННИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - способы реализации ме­тодов трезвеннического воспитания, основанные на речи, изображении, действии, а также реальные предметы (приспособления), имеющие от­ношение к антинаркотической тематике.

РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА - средства трезвеннического воспитания, ос­нованные на устной и письменной речи.

УСТНЫЕ РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА - речевые средства трезвеннического воспитания, основанные на устной речи; позволяют реализовывать ме­тоды трезвеннического воспитания вербальным путем.

К устным средствам трезвеннического воспитания относят как "живое слово" специалиста при непосредственном общении его с аудиторией так и возможные опосредованные способы передачи речевого процесса (речь или звукозапись, транслируемую по радио или по те­левидению, передаваемую по телефону, звукозапись на магнитофонной пленке, грампластинке или магнитном диске).

ПИСЬМЕННЫЕ РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА - речевые средства трезвеннического воспитания, основанные на письменной речи; позволяют реали­зовывать методы трезвеннического воспитания путем отображения уст­ной речи с помощью системы графических знаков. Средства, основан­ные на письменной речи, представляют собой печатные издания, руко­писные или машинописные текстовые материалы.

Антинаркотическая информация может быть заложена в специаль­ные электронные или автоматические устройства.

ЛИСТОВКА - письменное речевое средство трезвеннического вос­питания, представлявшее собой издание в виде листка агитационно-информационного характера, содержащего антинаркотические сведения.

В листовке могут быть даны лаконичные советы и рекомендации. Текст листовки часто сопровождается мотивированным призывом к учас­тию в тех или иных профилактических оздоровительных мероприятиях.

БУКЛЕТ - письменное речевое средство трезвеннического воспи­тания, представляющее собой иллюстрированное издание, в виде лист­ка бумаги с расходящимися параллельными складками, содержащее крат­кую информацию по отдельным вопросам укрепления и охраны здоровья.

ПАМЯТКА - письменное речевое средство трезвеннического воспи­тания, представляющее собой издание в виде книжки небольшого форма­та, содержащей перечень конкретных советов, правил, сведений анти­наркотического характера. Памятка предназначается для отдельных целевых групп населения. Особенно широко используется в работе ле­чебно-профилактических учреждений.

КНИГА - письменное речевое средство трезвеннического воспита­ния, представляющее собой научно-популярное издание, в котором ком­плексно излагаются вопросы охраны и укрепления здоровья. Текст кни­ги должен быть понятным, доступным, иллюстрированным примерами.

ЛОЗУНГ - письменное речевое средство трезвеннического воспита­ния, представляющее собой призыв, в краткой форме выражающий тре­бование или рекомендацию антинаркотического характера; может быть печатным или рукописным. Лозунги используются при проведении мас­совых кампаний по охране и укреплению здоровья, в периоды возник­новения опасности эпидемических вспышек заболевания, например СПИДа.

ЖУРНАЛ - письменное речевое средство трезвеннического воспи­тания, представляющее собой научно-популярное периодически иллюст­рированное издание, которое содержит материал по различным аспек­там здоровья, профилактики наркотизма.

В качестве примеров могут быть названы журналы "Трезвость и культура" в России. "Зависимость" в Германии и др.

ГАЗЕТА - письменное речевое средство трезвеннического воспита­ния, представляющее собой периодическое издание, содержащее текущую информацию по различным вопросам здоровья, профилактики заболева­ния.

Кроме специальных газет (например "Соратник" и "Оптималист" в России, "Трезвенност" в Болгарии) издаются приложе­ния по трезвеннической тематике к газетам общего профиля. Информа­ция антинаркотического характера освещается и в других газетах раз­личного профиля.

Существуют так называемые стенные газеты, которые выпускаются силами работников лечебно-профилактических учреждений, педагогиче­ских центров, психологических консультаций и т. д.

РЕЦЕПТ - письменное речевое средство трезвеннического воспи­тания, представляющее собой бланк, содержащий совет индивидуально­го характера, поведения человека в отношении здоровья. Может быть печатным и рукописным.

Совет дается в виде рекомендации, касающейся двигательного режима, характера питания, режима труда, отдыха и т. д.

Рецепт как средство трезвеннического воспитания, особенно ра­спространен в лечебно-профилактических учреждениях (поликлиниках, амбулаториях и т. д.) и вручается пациенту во время врачебного при­ема.

АВТОМАТИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНЫЙ ИНФОРМАТОР - письменное речевое средство трезвеннического воспитания, представляющее собой специ­альное устройство, которое дает возможность получить необходимую информацию по вопросам охраны здоровья и профилактики заболеваний, напечатанную на специальных пластинках, путем нажатия кнопки с оп­ределенным индексом, зафиксированным на пластинке с соответствующей информацией. Автоматический справочный информатор позволяет быстро получить точные сведения, в которых заинтересовано то или иное лицо. Он является весьма эффективным средством трезвеннического воспитания, т. к. за короткий промежуток времени обслуживает зна­чительное количество людей.

ЭЛЕКТРОННЫЙ ИНФОРМАТОР "БЕГУЩАЯ СТРОКА" - письменное речевое средство трезвеннического воспитания, представляющее собой специ­альное устройство, позволяющее получить антинаркотическую информа­цию с помощью точечного светящегося изображения этой информации, предварительно заложенной в программу ЭВМ, которая дает сигнал на переключение контактов светящихся элементов. Информатор "Бегущая строка" дает возможность сообщать в краткой форме одновременно бо­льшому количеству людей конкретную антинаркотическую информацию, в том числе наиболее актуальные сведения, касающиеся охраны и укреп­ления здоровья.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА - средства трезвеннического воспита­ния, основанные на изображении - образном воспроизведении предме­тов, процессов и явлений, связанных со здоровьем. Показ некоторых изобразительных средств подразумевает со стороны специалиста воз­можные практические действия с ними, которые могут воспроизводить­ся впоследствии обучаемыми лицами.

ПЛАКАТ - изобразительное средство трезвеннического воспитания, представляющее собой рисунок, который может сопровождаться кратким текстом, с изображением предмета, процесса или явления, связанного с тематикой здоровья, профилактики наркотизма.

Плакат может быть издан в виде микроплаката с текстом на обо­роте. Плакат служит для агитационно-информационных целей. Он приз­ван привлекать внимание, поддерживать интерес населения к трактуе­мой проблеме, побуждать к осуществлению антинаркотических рекомен­даций и советов. Рисунок и текст на плакате взаимно дополняют друг друга и составляют единое целое. Плакат позволяет быстро донести заложенную в нем идею до сознания лица, на которое направлен вос­питательный процесс. Степень воздействия плаката во многом зависит от удачного образного решения, способов его экспонирования и т. д.

ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ СНИМОК - изобразительное средство трезвенниче­ского воспитания, представляющее собой изображение на светочувстви­тельной пластинке или пленке предмета, процесса или явления, связан­ных с тематикой здоровья, профилактики наркотизма.

КАРТОТЕКА - изобразительное средство трезвеннического воспита­ния, представляющее собой тематический набор рисунков, наклейных на картонные листы небольшого формата, каждый из которых сопровож­дается пояснениями, рекомендациями антинаркотического характера.

ДИАПОЗИТИВ (СЛАЙД) - изобразительное средство трезвенническо­го воспитания, представляющее собой фотографический снимок на проз­рачном материале, тематика которого отражает вопросы охраны здо­ровья, профилактики пьянства, алкоголизма и наркомании.

Наиболее часто диапозитив используется в качестве иллюстратив­ного материала для бесед и лекций. Крупногабаритные диапозитивы применяются для оформления лечебно-профилактических учреждений, выставок и пр.

ДИАФИЛЬМ - изобразительное средство трезвеннического воспита­ния, представляющее собой фильм, составленный из диапозитивов, те­матика которого отражает вопросы охраны и укрепления здоровья, про­филактики заболеваний. Диафильмы используются в целях динамической сюжетной иллюстрации материала бесед и лекций.

АППЛИКАЦИЯ - изобразительное средство трезвеннического воспи­тания, представляющее собой рисунок или набранный шрифт, отражающие тематику охраны и укрепления здоровья, которые прикреп­ляются к специальному устройству, предназначенному для их показа.

Наибольшее применение в трезвенническом воспитании находят ап­пликации, наклеенные на фланель, которые накладываются на обтянутую фланелью доску (фланелеграф), а также аппликации, приклеенные к магниту и прикрепляющиеся к железной доске с бумажной и пластмас­совой облицовкой.

КАРТИНКИ ДЛЯ РАСКРАШИВАНИЯ - изобразительное средство трезвен­нического воспитания, представляющее собой рисунки, связанные с вопросами здоровья, которые предназначены для разрисовки разными красками.

СИМВОЛ - изобразительное средство трезвеннического воспитания, представляющее собой специально созданный условный знак, вызываю­щий ассоциацию с определенными понятиями охраны и укрепления здо­ровья. Символ используется при проведении массовых антинаркотиче­ских мероприятий и кампаний, например, Всемирных дней борьбы с наркоманией и т. д.

МАЛОФОРМАТНЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА - изобразительные средства трезвеннического воспитания, представляющие собой рисунки с изображениями предметов, процессов и явлений, относящихся к антинаркотической тематике, на листах бумаги (или другого материала) небольшого формата. К малоформатным средствам относятся наклейки на спичечных коробках, почтовые марки, календари, закладки, сал­фетки и др.

ИСКУССТВЕННЫЙ ПРЕДМЕТ - изобразительное средство трезвеннического воспитания, представляющее собой копию натурального предмета, которая используется при освещении вопросов трезвеннической тема­тики.

К искусственным предметам относятся муляжи, модели, макеты и другие копии натуральных предметов или органов человеческого тела. Копия может быть увеличенной, уменьшенной или в натуральную вели­чину, может быть упрощенной. Искусственные предметы используются как иллюстрированный материал по вопросам охраны здоровья в каче­стве экспонатов в музеях, на выставках и т. д.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА - средства трезвеннического воспитания, основанные на сочетании речевого способа передачи ин­формации о здоровье, профилактике заболеваний с изображением пред­метов, процессов и явлений, иллюстрирующих эту информацию.

К изобразительно-речевым средствам трезвеннического воспита­ния относятся: телевидение, кино, театр. Применение этих средств в трезвенническом воспитании предполагает их использование и на местном уровне. Так, например, местное телевидение позволяет осве­щать проблемы охраны и укрепления здоровья, специфичные для дан­ного промышленного предприятия, городского или сельского района и т. д.

ДЕЙСТВИЯ КАК СРЕДСТВА - средства трезвеннического воспитания, основанные на совокупности практических приемов, связанных со здо­ровьем. Действие как средство трезвеннического воспитания актуали­зируется в виде физкультурных упражнений, практических приемов аутотренинга, приемов ухода за больными, оказания первой медицин­ской помощи самоконтроля физического и психического состояния, самообследования. Действие получает свое проявление в приемах ра­циональной обработки, приготовления и хранения пищи, выполнении антинаркотических процедур, использовании предметов индивидуальной защиты и т. д.

ПРЕДМЕТНЫЕ СРЕДСТВА - средства трезвеннического воспитания, представляющие собой реальные ("натуральные") предметы, имеющие отношение к здоровью. В качестве предметных средств трезвенниче­ского воспитания могут выступать практически любые предметы, испо­льзуемые в процессе жизнедеятельности человека и имеющие отношение к его здоровью.

К предметным средствам трезвеннического воспитания относят также кукольные персонажи, используемые в целях формирования у де­тей позитивного с точки зрения здоровья поведения (например, Кунди - в Германии, Желудевый человечек - в Венгрии, Айболит в России, Здравушка - в Чехии и Словакии и т. д.).

ЛИТЕРАТУРА

Афанасьев А. Л. Трезвость - настоятельное требование социалистического образа жизни. – Томск: ОК ВЛКСМ, 1986. – 17 С.

Афанасьев А. Л. В. И. Ленин и борьба за трезвость. - Томск: ТИАСУР, 1987. - 24 с.

Батраков Б. Сборник № 2 - Абакан, 1999. - 38 с.

Бенюмов В. М., Костенко O. Р., Флоренсова К. М. Вред алкоголя, никотина и наркотиков: Пособие для учителя. – К.: Рад. шк., 1989. - 125 с.

Берштейн В. М. Можем и должны! - Петрозаводск: Карелия, 1986. - 78 с.

Бестужев-Лада И. В. Ступени к семейному счастью. - М.: Мысль, 1988. - 301 с.

Маюров А. Н. Методологические основы собриологии. / Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Вып. 3. – Н. Новгород: МУ; МНАТ; ИСБВ и др., 1997 – с. 33-38.

Маюров А. Н. Международные фонды / Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Вып. 3. – Н. Новгород: МУ, ИСБВ, и др., 1997 – с. 61-63.

Маюров А. Н. Перечень периодических изданий о производстве и реализации ал­коголя, о пьянстве и алкоголизме, о мерах по утверждению трез­вого и здорового образа жизни (1703-1917 гг.). / Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Вып. 3. – Н. Новгород: МУ, ИСБВ и др., 1997 – с. 64-66.

Маюров А. Н. Статистика алкогольно-наркотического геноцида. / Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. – Н. Новгород - Алушта, 1997. - с. 52-53.

Маюров А. Н. Методы трезвеннического воспитания в собриологии. / Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Вып. 5. – Н. Новгород: МУ, IVES и др., 1998 – с. 20-26.








Date: 2015-10-19; view: 276; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.033 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию