Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел 2. Игры на сплочение ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Игры на сплочение помогают создать атмосферу доверия среди участников и подготовить группу к восприятию наиболее важной информации. Хотя в целом деление на игры весьма условно, отличительной особенностью игр этого этапа является объединяющий мотив, способный развить солидарность и понимание между участниками, зародить командный дух.
2.1. “Мечты” (20 мин.) Цель: развить солидарность и понимание, создать атмосферу доверия среди участников и сплотить группу. Материалы: бумага и маркеры. Предложите участникам подумать в течение нескольких минут о том, как каждый из них видит свое будущее. Затем обменяйтесь мыслями о своих мечтах или даже изобразите их на бумаге. Далее пусть каждый участник определит, какие три конкретные вещи, действия, люди... могут помочь, а какие три — помешают ему осуществить мечту, и что человеку нужно делать/сделать, чтобы мечта сбылась. Примечание: это упражнение проходит очень хорошо, если к обмену мечтами подойти творчески. Если участникам трудно рассказать или нарисовать свою мечту, то можно предложить изобразить мечту в виде сценки. Пусть участники сами пофантазируют, каким образом они могут изобразить свою мечту. Любые средства выражения при творческом подходе предпочтительнее, чем устный или написанный текст.
Цель: сплотить и раскрепостить участников тренинга. Материалы: не требуются. Участники встают в круг. Один из игроков делает шаг в центр круга, называет свое имя, показывает какое-то движение или жест, свойственный ему или придуманный, затем возвращается снова в круг. Начинать можно с простейших движений — поднятия головы, наклона корпуса, кивков головы. Затем движения усложняются: умывание под рукомойником, боксирование, кидание камня, поиски авторучки по краманам и т.д. Все игроки повторяют как можно точнее его движение, интонацию, мимику. Таким образом, каждый из участников продемонстрирует свое движение или жест. Примечание: Здесь, как и в других упражнениях, стоит побуждать к участию в действиях всех членов игры, но никакого требования — “обязательно участвовать” — быть не должно.
Участники группы делятся на пары. Один участник закрывает глаза и, расслабившись, падает спиной в руки партнёра. Второй участник уверенно поддерживает его. Если весовые категории в паре не совпадают, упражнение выполняется в тройке (двое поддерживают третьего участника, который падает). Затем участники меняются ролями. Обсуждение результатов: • Самочувствие • Что нового открыли для себя? • В чём состояли трудности при выполнении заданий?
Цель: преодоление барьеров в общении между участниками и их раскрепощение. Материалы: не требуются. Участники становятся плотным кругом, закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться с закрытыми глазами по росту. После того как все участники найдут свое место, дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет. Примечание: эта игра имеет несколько вариаций. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных — естественно, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т. д.
Цель: повысить тонус группы и сплотить участников. Материалы: не требуется. Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе “партнера по рукопожатию”. Число игроков должно быть четным. Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе “партнера по рукопожатию” (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т. е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое словесное общение.
Цель: определить показатель сплоченности группы. Все участники группы должны молча, глазами найти себе пару. Ведущий дает для этого примерно полминуты, а затем произносит: “Рука!”. Все участники должны мгновенно показать рукой на человека, который составляет с ним пару. Если оказывается, что несколько членов группы показывают на одного и того же человека, а у других участников нет пары, или кто-то не может найти себе партнера, опыт повторяется. Важен не столько сам результат, когда все участники объединяются в согласованные пары, сколько процесс: реакция группы на “выпадение” одного или нескольких участников, которых никто не выбрал или которые никого не выбрали; реакция участников, которым казалось, что они договорились с партнером о взаимном выборе, а тот выбрал кого-то другого и т. д. Высший показатель сплоченности группы — ее мгновенная реакция на выбывание, исключение из своих рядов некоторых членов и ее чувствительность к возникающему у участников тренинга ощущению отчужденности от группы.
Цель: ввести участников группы в тренинговую атмосферу. Группа игроков произвольно делится на две примерно равные подгруппы-команды. Команды могут подобрать себе название (ведущему лучше иметь названия наготове, например, “Команда забияк”, “Крутые перцы”, “Cool guys” и “Клевые девчонки” и др.). Подгруппы становятся напротив друг друга. Одна команда, выстроенная в затылок, подходит к “соперникам” и здоровается с каждым за руку — две цепочки движутся навстречу друг другу. Это напоминает приветствие двух футбольных команд. Варианты усложнения: а) поздороваться левой рукой; б) похлопать соперника по плечу; в) одновременно сказать несколько соответствующих ситуации слов, например: “Мы сегодня выиграем”, “Что-то ты сегодня плохо выглядишь”, “Не расстраивайся, мы тебя сегодня взгреем” и т.п. Члены второй группы соответственно также побуждаются к вербальным и невербальным выражениям своего отношения к коллегам-соперникам. Упражнение заканчивается, когда каждый “поприветствовал” всех соперников, и команды вновь оказались на своих исходных позициях.
Цель: отработать коллективное взаимодействие в группе. Упражнение можно проводить сразу после “Рукопожатия”, когда подгруппы стоят еще друг против друга. Ведущий предлагает участникам представить, что перед ними находится “большой и тяжелый камень (кусок скалы, спиленное дерево, бочка, бревно и пр.)”. Он предлагает одной из команд поднять этот воображаемый камень и, поднатужившись, бросить его “подальше”, или даже в сторону “противников”, как бы демонстрируя им свою силу. Ведущий побуждает всех членов группы принять участие в этом действии, демонстрируя усилия, руководя “подниманием камня” и пр. в одной из групп. “Кинув камень”, он вместе с членами своей подгруппы побуждает “противников” ответить каким-либо образом на свой вызов: бросить камень обратно или еще дальше, сделать что-то другое для демонстрации силы их команды. Вполне возможен еще один цикл “устрашающих действий”. Пусть их форму предложат сами участники.
Цель: приобретение новых ощущений путем отключения зрительного восприятия и необходимости быть внимательным к остальным своим ощущениям. Для этой игры необходим один доброволец. Он становится в начале или напротив достаточно длинного и не очень широкого прохода, который можно организовать, например, из двух рядов стульев. Середину этого прохода занимают стоящие в нем участники группы. Они образуют что-то вроде плотной пробки в этом проходе. Во всяком случае, ведущий, который становится в центр этой плотной группы, призывает всех сплотиться и предстать для добровольца “как монолит”. Одновременно ведущий негромко инструктирует стоящих вокруг него: когда доброволец по команде ведущего пойдет “на группу”, все должны в последний момент быстро и молча расступиться перед ним, сомкнувшись за ним опять. Добровольцу же ведущий громко говорит примерно следующее: “Посмотрите на группу. Вы видите перед собой плотный монолит из тел. теперь закройте плотно глаза. Нацельтесь на мой голос. Нацелились? Теперь быстро и уверенно по моей команде идите на нас. Не думайте ни о чем, кроме своего желания сокрушить этот монолит, протаранить его. Ничего не бойтесь. Приготовьтесь. Внимание! Идите”. Самые первые попытки “идти на группу” могут быть не очень успешными: доброволец не знает, как быстро ему идти; группа еще не умеет быстро расходиться перед ним, чтобы он никого не задел. Но упражнение можно повторить, предложив добровольцу идти быстрее и увереннее. Можно придать упражнению характер испытания. Для этого несколько добровольцев предварительно покидают комнату, и для каждого следующего прогона упражнение сохраняет свою новизну. Потом можно будет обсудить индивидуальные стили поведения добровольцев в этой новой для них ситуации. Примечание: Ведущий должен следить, чтобы самый “ретивый” доброволец не врезался в стену. Для этого в конце прохода можно поставить страхующего участника или же скомандовать добровольцу “Стоп!”.
Цель: развитие личностной внимательности, самооценки, сравнение личностных качеств других членов группы. Доброволец выбирает из группы пять человек. Лучше, если это будут юноши, либо девушки. Тренер предлагает добровольцу построить их в линеечку, с одного края которой будет самый-самый, например, хитрый из пяти выбранных, а с другой, наименее хитрый, с его точки зрения, из пяти. Вместо хитрости можно взять любое другое человеческое свойство: силу, красоту, общительность, количество ухажеров, сексуальность, стыдливость, совестливость. Такие “линеечки” могут выстраивать следующие добровольцы. Тренер начинает работать с “линеечкой”: • куда бы себя по этому качеству в этой “линеечке” поставил тот, кто поставлен первым? • как себя видит последний, на каком месте? • пусть себя этой “линеечкой” померяет сам доброволец, • пусть доброволец найдет место для тренера в этой “линеечке”, измеряющей определенное человеческое свойство, • попросить очередного добровольца померить некоторой нужной тренеру “линеечкой” нужного тренеру героя (например, “Кто больше всего мешает тренеру?” или “Кто больше всего спит на тренинге?”, а потом померить этой линеечкой конкретного человека), Упражнение “Линеечка” можно выполнять и как упражнение-загадку, когда только расставляющий пятерку подростков знает, по какому свойству они расставляются, а группа должна еще отгадать это человеческое, личностное или поведенческое качество, зная только, что на одном полюсе “линейки” его много, а на другом — мало. Кроме того, важно и дооснащение этого упражнения: тот, кто выстраивает “линейку”, потом должен каждому еще в “линеечке” сказать, каков тот по данному качеству.
Участники группы делятся на пары. Они садятся друг напротив друга. Один из участников выполняет какое-либо движение, жест или изменяет мимику своего лица. Его напарник должен в точности повторить эти движения. Затем движения совершает другой участник, а первый повторяет за ним. Можно усложнить упражнение, попросив повторять движения симметрично, как изображение в зеркале.
Цель: сплочение команды, выбор верной тактики действий, развитие командного мышления. Материалы: листы белой плотной бумаги различной величины и формы, имитирующие айсберги (обычно подбираются так, чтобы на них смогли уместиться от 1 до 3 стопы среднего взрослого, но некоторые делаются размером поменьше для усложнения задания). Участники команды должны перебраться с одного условно обозначенного берега на другой по айсбергам, которые ведущий раскладывает на определенном расстоянии друг от друга. Тренер объясняет участникам правила: Если участник команды наступает мимо айсберга (“падает в воду”), то он возвращается обратно на берег и начинает свой путь заново; Участники команды начинают выходить на другой берег только когда все остальные члены команды покинули берег отправления и находятся “на айсбергах”; Если один из участников команды прыгает мимо айсберга все, кто уже переправился на другой берег, возвращаются к исходной точке. Тренер раскладывает айсберги по мере продвижения команды и может регулировать их количество в море, убирая или добавляя их. Упражнение считается выполненным, когда вся группа окажется на “противоположном берегу”.
Цель: сплочение команды, выбор верной тактики действий. Материалы: две веревки или палки, расположенные на расстоянии 7-8 м друг от друга. За фиксированное количество времени (10 мин) участники команды должны преодолеть расстояние, ограниченное палками. Тренер объясняет условия: • все участники команды должны одновременно пересечь границу обозначенной территории; • в любой момент времени все участники команды могут иметь только (n+1) точки соприкосновения с землей, где n — количество участников в группе. Упражнение считается выполненным, когда вся команда преодолеет заданное расстояние. Варианты выполнения могут быть различными. Это зависит от количества участников (оптимально – 6-7 человек) и их фантазии.
Цель: внутреннее сплочение коллектива, формирование теплых, доброжелательных отношений в группе. Материалы: небольшие одинаковые листки бумаги, ручки. Все участники группы пишут на отдельных листках свои имена, заворачивают и складывают их вместе, затем каждый из членов группы вытягивает листок с именем другого участника, который становится его “тайным другом”. Для своего тайного друга необходимо делать различные приятные сюрпризы и маленькие подарки, но незаметно для него. Игра может продолжаться несколько дней. В конце игры все участники высказывают свои предположения о том, кто являлся их тайным другом, а затем объявляют истинных тайных друзей.
Date: 2015-10-19; view: 643; Нарушение авторских прав |