Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Киевская Русь: политическое, социально-экономическое и культурное развитие, взаимоотношения с соседями
В IX в. у восточных славян возникает классовое общество и появляется государство. Начальный период образования государства в источниках отражен недостаточно, так как письменность распространяется уже после создания государства.
Норманнская теория Многие историки в XVIII - XIX вв. придерживались так называемой " норманнской" теории, которая приписывает норманнам - скандинавским викингам (на Руси их называли варягами) -создание Русского государства. Основанием для этой теории послужил летописный рассказ о призвании на княжение в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора. Новгородское летописание сообщает о том, что в IX веке легендарный князь Гостомысл собрал воинскую дружину и прогнал за море варягов, нападавших на славян. Гостомысл долго правил славянами. При нем все соседи признавали славян, многих он сам обложил данью. По легенде, Рюрик в то время был вождем одной из варяжских дружин. Он приплыл вместе со своими воинами и двумя братьями Трувором и Синеусом, согласился защищать призвавшие его племена от врагов и княжить по старому обычаю и правде.Рюрик посадил княжить брата Синеуса в Белоозеро, Трувора - в Изборск, а сам остался в Новгороде. Этот город был построен на месте старого Славянска, и, так как он был новым городом, его назвали Новгород. Постепенно этот город стал богат и известен. В этой легенде многое до сих пор неясно. Большинство историков считают Синеуса и Трувора вымышленными личностями. Историчность Рюрика целым рядом исследователей не отвергается. В самом факте призвания иноземных князей на княжение нет ничего невероятного. Раннеклассовое государство всегда рождается в острой и кровопролитной междоусобной борьбе. Одним из возможных путей прекращения взаимного истребления может быть приглашение третьей, нейтральной по отношению к враждующим сторонам, силы. Имеется и другая возможность - оформление насильственного захвата власти варягами в качестве акта "добровольного" призвания. В любом случае в летописном тексте речь идет о появлении варяжской династии в Новгородской земле, а не о создании государства на Руси. Исходя из логики самой легенды, можно отметить, что для того, чтобы пригласить на княжение, надо было уже иметь у себя эту форму власти. В то же время надо признать, что варяжские дружины сыграли определенную роль в ранней истории Руси, но они составляли меньшую часть зарождавшегося господствующего класса. Полемика о норманнизме подчас обострялась и из-за того, что в гитлеровской Германии его использовали как доказательство неполноценности славян и принадлежности германцев (в том числе норманнов) к "расе господ". Однако сегодня в западной историографии доминирует уже неонорманнизм, не отрицающий роли внутренних факторов в создании государства на Руси, но несколько преувеличивающий роль норманнов в этом процессе. Совершенно очевидно, что восточнославянское общество в IX в. было в стадии создания государственности. Летописец рассказывает о племенных княжествах - ранних государственных образованиях, существовавших у полян (где, согласно летописи, первым князем был основатель Киева Кий), древлян, дреговичей, полочан.
Date: 2015-10-19; view: 793; Нарушение авторских прав |