Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исторические условия и особенности культурного развития украинских земель
Украинская культура в обозначенный период развивалась в противоречивых условиях. В ходе Освободительной войны под руководством Б. Хмельницкого возникла украинская государственность, население освободилось от крепостного, национального и религиозного угнетения, что в целом благоприятно влияло на развитие культурных процессов. С другой стороны, в этот период произошло разделение украинских земель между Россией и Речью Посполитой, что имело негативные последствия для развития культуры. Разные регионы Украины оказались в различных социально-экономических и политических условиях, что существенно сказывалось на развитии культуры. Кроме того, постоянные войны, которые продолжались на протяжении 60 лет, приводили к массовому уничтожению культурных ценностей. Сравнительно лучшими для развития культуры были условия на Левобережье, где длительное время сохранялась гетманская автономия, а также на Слобожанщине, которая в это время начинает активно заселяться. Относительное улучшение культурной ситуации произошло в период гетманства И.С. Мазепы (1687-1709). На Левобережной Украине благодаря гетману было сооружено 14 и отреставрировано 20 храмов, среди них и Софийский собор. На Правобережье, в Восточной Галиции, Закарпатье и Буковине условия для развития культуры были неблагоприятными. Речь Посполитая ликвидирует на своих землях украинское казачество. Под давлением католицизма православная церковь постепенно присоединяется к унии и переходит под власть папы Римского. Братства в первой половине 18 века присоединяются к унии. Притеснение украинской культуры усиливается, идет процесс полонизации. В Польше в 1696г. был издан закон, который исключал украинский язык из административной жизни, оставляя его лишь в церковной сфере. Своеобразным критериям уровня духовной культуры народа является положение в сфере образования. На украинских землях, входящих в состав России, XVIII век явился временем дальнейшего распространения грамотности и успехов в области просвещения. Основными очагами начального обучения на Левобережье, Слобожанине и Запорожье до последней четверти XVIII в оставались церковно-приходские школы, в которых учительствовали дьяки. В середине XVIII в. на территории 7 полков гетманщины действовало 866 школ. На украинских землях, находившихся под властью Речи Посполитой, образование было в тяжелом положении. Большинство школ находилось под контролем католической церкви, и поэтому были недоступны для украинцев. В результате постоянных ограничений и преследований со стороны католической церкви начали приходить в упадок братские школы. Церковно-приходские школы с украинским языком преподавания существовали лишь в отдельных городах и селах (Перемышль, Львов, Дрогобыч). Важную роль в развитии культуры в обозначенный период играло среднее образование. В области среднего образования Левобережье было представлено несколькими коллегиумами: Черниговским (1700 г.), Харьковским (1727 г.), Переяславским (1738 г.). Ежегодно в них обучалось 700– 800 студентов. Эти учебные заведения готовили служителей религиозного культа, государственных служащих и учителей начальных классов. В конце XVIII в. коллегиумы были преобразованы в духовные училища. Центром просвещения Слободской Украины был Харьковский коллегиум, основанный в 1727 году. Высшее образование в Украине было представлено Киевской академией (до 1701 г. – Киево- Могилянской коллегией). В 1701 г. Киево- Могилянская коллегия получила официально статус академии. Она была настоящим центром образования, науки, культуры и общественной мысли. Это учебное заведение подготовило целую плеяду ученых, литераторов, педагогов, общественно-политических и культурных деятелей, которые главной целью своей деятельности видели в просвещении народа, служении его интересам. В конце XVIII в. церковная ориентация и традиционализм академии постепенно начали отталкивать от нее молодежь, заинтересованную в получении современного образования. Позже это учебное заведение было преобразовано в обыкновенную духовную семинарию. Таким образом, на протяжении XVIII в. в области образования происходят существенные изменения. Наряду с дальнейшим распространением просвещения, Украина постепенно утрачивает свои позиции в области высшего образования. Отныне ведущие учебные заведения находятся в России в Петербурге (1725 г) - Академия наук, Университет - в Москве (1755 г.). На западно-украинских землях действовал Львовский университет, основанный еще в 1661 г. Он по-прежнему носил католический характер, способствовал полонизации западно-украинского населения. На развитие общественно - политической мысли и научных знаний, большое влияние имели западноевропейские философы – просветители. XVIII век был отмечен глубокими изменениями в общественном сознании. В результате новых явлений в общественной жизни на первый план вышел ряд проблем. Среди них центральное место отводилось идеологическому обоснованию абсолютизма. Крупнейшим идеологом абсолютизма выступал Феофан Прокопович (1681 - 1736 гг.), который начал свою деятельность в Украине, продолжил ее в Петербурге, став одним из ближайших сподвижников Петра І и ярым сторонником его реформ. В его сочинениях была изложена официальная политическая доктрина русского абсолютизма. Ф. Прокопович являлся также идеологом церковной реформы. По мнению Прокоповича, монарх имеет неограниченные права не только в светских делах, но и в религиозных. Гуманистические традиции нашли свое выражение в творчестве выдающегося украинского мыслителя, просветителя, поэта Григория Саввича Сковороды (1722-1794 гг.). Философские взгляды, гуманистические идеалы Сковороды ярко отразились в его поэтическом творчестве. В рукописных сборниках "Сад божественных песней" и "Басни харьковские" Сковорода затрагивал важные проблемы своего времени, утверждая высокие моральные качества человека. украинской литературы. В XVIII веке большие изменения происходили в научной сфере. Достижения страны в хозяйственном развитии способствовали распространению знаний. Предметом научных исследований украинских ученых стали астрономия, математика, география, медицина, астрономия. Одним из важных направлений развития образования, науки и культуры в целом было книгопечатание. В конце XVII- XVIII ст. в украинских землях действовало 13 типографий в Киеве, Чернигове, Львове, Луцке, Кременце, Умани и т. д. Большое значение имела типография Киево-Печерской лавры. В западном регионе наиболее активной была львовская типография А. Тиллера, которая до 1800г. издала около 250 книг на иностранных языках, а в 1776 г. напечатали во Львове первую газету – "Львовская газета" на французском языке. Во второй половине XVIII в. в издательском деле происходят значительные изменения, связанные с введением гражданского шрифта (впервые это было осуществлено в Елизаветграде в 1764 году). После этого кириллицей печатались только церковные издания, а "гражданскою" - светские. Этот шаг способствовал освобождению литературы от влияния церкви, а также способствовал развитию народного языка и литературы. В развитии украинской литературы XVIII в. отчетливо проявились новые черты. Она постепенно освобождалась от церковного влияния и приобретала все более светский характер. На протяжении XVIII в. постепенно ведущие жанры древней литературы житийная, ораторская и паломническая проза, духовно-церковная поэзия, школьная драма и т. д. утрачивают свое значение и сходят на нет. Выдающимся явлением в литературе Украины второй половины XVIII в. стало творчество Г.С. Сковороды, который оказал огромное влияние на всю последующую украинскую литературу. Вместе с тем развивались жанры светского характера, прежде всего стихосложение - на историко-бытовые темы, а также сатирические и юмористические стихи. Появляется лирическая поэзия, в том числе поэзия любви. Фольклор был представлен песнями и думами, балладами и преданиями, которые изображали исторические события и их героев. Высокого уровня достигло во второй половине XVII – XVIII в. украинское искусство. Начиная со второй половины XVII в. Киев становится столицей, так называемого, казацкого возрождения. Это особенно выразилось в архитектуре, господствующем стилем которой стало украинское барокко. Широко применялся сочный орнамент, лепные украшения, глазурованная керамика. Особенно много в этом стиле было построено церквей. В этом стиле в 1686 -1689 гг. был построен и Покровский собор в Харькове. В середине XVIII ст. в Украине появляется стиль позднего барокко – рококо. К нему принадлежат жемчужины искусства - Андреевская церковь в Киеве (1744 - 1787 гг.) – творениие архитектора Растрелли, Покровская церковь в Киеве, церкви в Козельце (архитектор Квасов), знаменитый собор Святого Юра во Львове (архитектор Б. Меретини - Мердерер) и т. д. В 60 - 70-е годы XVIII в. на смену стилю барокко в архитектуре приходит российский классицизм (строгость форм, отказ от пышных украшений, симметрично - осевая композиция строения, светлые краски - преимущественно желтый цвет стен и белые колонны). Большое значение для развития архитектуры на Украине имела деятельность известных российских архитекторов, которые работали на Украине – В. В. Растрелли, А. В. Квасов, П. У. Неелов и др. Известными украинскими архитекторами были С. Д. Ковнир и И. Г. Григорович - Барский. B XVIII в. все больше развивалась светская архитектура. Строились административные здания, жилые дома и дворцы казацкой старшины и высшего духовенства, создавались дворцово-парковые ансамбли. Продолжала развиваться живопись. В ней проявлялись элементы реализма. Наиболее известными мастерами живописи были Д.Г. Левицкий (1735 - 1822 гг.), В. Л. Боровиковский (1757 - 1825 гг.), А. П. Лосенко (1737- 1773 гг.). Сначала жили и учились в Украине, затем в Петербургской академии художеств и работали там. Особенно велики их заслуги в развитии портрета. Напряду с портретом, появились новые жанры - пейзаж и историческая живопись. Развивалась на Украине и гравюра, художественное ремесло - резьба, керамика, ковроткачество, художественная вышивка, гончарство, художественное литье и ювелирное искусство. В XVIII в. наряду с сохранением народного кукольного театра - вертепа, появляется так называемый крепостной театр. Первая русская профессиональная труппа на Украине - Харьковский вольный театр (1789 - 1796 гг.). В ее репертуаре были классическая драма и комическая опера, переводная драматургия. Высоким уровнем развития отличалось на Украине музыкальное искусство. Как и раньше, развивалась народная музыка. В своих поместьях помещики часто имели оркестры и хоры, оперные и балетные труппы из крепостных. В городах при магистратах существовали духовые оркестры. Известными украинскими композиторами XVIII в. были М. С. Березовский (1745-1777 гг.), А. Л. Ведель (1767 - 1808) и Д. С. Бортнянский (1751 - 1825). Светская музыка развивалась в городах. В 1738 году была открыта Глуховская певческая школа, где обучали также игре на музыкальных инструментах. Таким образом, рассматриваемый период был, с одной стороны, периодом замечательного расцвета украинской литературы и искусства с его причудливым стилем "барокко". С другой стороны, возникают условия для потери самобытности украинской культуры и ее постепенного приспособления к образцам культур господствующих наций. Это обуславливается тем, что на протяжении вт. пол XVII–XVIII в.в. Левобережная Украина постепенно утрачивает свою государственность. Также в рассматриваемый период украинская культура становилась все более светской. Характерной чертой ее развития стала "утечка умов" из Украины в Россию. Украина все более превращается в провинцию России.
Развитие культурных процессов на украинских землях в конце XVIII – началеXXвв. Исторические условия и особенности развития украинской культуры в конце XVIII - начале ХХ в.в. Украинские земли развивались под властью двух империй – Российской и Австрийской, которые проводили антиукраинскую политику (запрещение использовать украинский язык в школах и других учебных заведениях, создание препятствий на пути развития украинской культуры). На тех украинских землях, которые входили в состав Австрийской империи активно проводилась политика ассимиляции украинского населения, насаждения немецкого языка в школах и культурно-просветительских учреждениях. Такая политика, проводимая имперскими правительствами вызывала протест украинского населения и предопределяла развитие национально-освободительного движения на украинских землях. ХIХ век стал также временем, когда появилось особая социальная группа, которая занималась обоснованием и распространением идей. Таких людей называли представителями интеллигенции. Понятием "интеллигенции" в широком смысле называли сравнительно немногих в ХIХ веке людей, которым удавалось получить высшее образование. В украинском обществе появление интеллигенции было событием, значение которого трудно переценить. Дело в том, что еще в XVI веке Украина утратила свое дворянство. Поэтому на интеллигенцию падала роль – обеспечить украинцев культурным, а со временем и политическим руководством на протяжении всего нового времени. Национальное возрождение как понятия очерчивает процесс обретения этносом таких качественных черт, которые разрешают нему осознать себя нацией, действующим лицом истории и современного мира. Оно было характерно для тех этнических сообществ, которые в предшествующие времена утратили собственную государственность и самостоятельную национальную жизнь вообще. Объективная цель процесса национального возрождения состояла в оздоровлении и консолидации украинской нации и воспроизведении украинской государственности. Процесс украинского национального возрождения историки, как правило, разделяют на три этапа: период собирания наследства или академический этап (конец XVIII -40-х г.г. XIX ст); украинофильский или культурнический этап (40-1 гг. XIX ст. ~ конец XIX ст.);I политический этап (из конца XГX ст). Важное влияние на начало украинского национального возрождения сыграла революция в Франции, которая провозгласила "права народов". Это стимулировало интерес к неповторимым чертам своего этнического сообщества, таким как фольклор, история, язык и литература. Национальному возрождению оказывало содействие и распространение романтизма. Один из основателей мирового романтического движения. немецкий философ и историк, выдающийся исследователь мировой культуры, чьими произведениями зачитывалась вся Европа, Йоган Горфрид Гердер после посещения Украины еще в 1769 г. отмечала: "Украина станет когда-то новой Элладой. Замечательный климат этой страны, достойный характер народа, его музыкальное дарование, плодородная земля - когда-то пробудятся. Романтизм разрушил пренебрежительное отношение к народной культуре, утверждая, что именно из народного источника интеллектуальная элита может черпать лучшие образцы для своего творчества. Образование. Развитие промышленности и торговли увеличивало потребности в просвещенных и квалифицированных работниках, и это стимулировало расширение сети учебных заведений и количества учеников в них. В 1802 г. начало свою деятельность Министерство образования, которое в следующем году провело систематизацию учебных заведений. Было утверждено четырех типы школ: приходские, уездные, губернские (гимназии), университеты. В приходских школах, которые создавалось при церковных приходах и были начальными, обучение продолжалось 4-6 месяцев в селах и до одного года в городах. Обучение велось на русском языке, учеников учили читать, писать, считать, основам православной веры. Уездные школы были сначала, двух-, а со временем - трехкласными. Здесь учились преимущественно дети купцов, дворян, чиновников, зажиточных ремесленников. Они изучали русский язык, географию, историю, арифметику, физику. В гимназиях сначала учились 4 года, а со временем - 7. Здесь и преподавали иностранные языки, как правило, французский, немецкий. греческий, латинский, "закон божий", священную и церковную историю. В конце 50-х гг. XІX ст. в Украине считывалось 1300 начальных школ, где учились 67 тыс. учеников, 19 гимназий (из них две в Харькове), где училось около 4 тыс. учеников. Историческим успехом в развитии образования стало учреждение на восточно-украинских землях университетов. Университеты вследствие общеевропейской реформы высшего образования быстро начали играть большую роль в культурной жизни, в развитии науки. Первый университет на украинских землях в составе Российской империи был основан в 1805 г. в Харькове на средства местного дворянства и купечества по инициативе ученого-экспериментатора. В Н. Каразина. С открытием университета связано значительное возрастание населения и кардинальные изменения жизни в провинциальном к тому времени городе. В первое время университет имел четыре отделения факультета: словесный (историко-филологический), этико-политический (юридический), физико-математический. медицинский. Первым ректором университета (1805-1811) был профессор русской словесности И. Рижский. В 1834 г. в Киеве был основан Университет святого Владимир. Сначала он состоял из двух факультетов: историко-филологического и физико-математического. Со временем прибавились юридический и медицинский факультеты. Первым ректором стал Михаил Максимович. Третьим университетом в Украине был Новороссийский (в Одессе), основанный в 1865 году. В трех университетах в конце столетия одновременно училось 4 тыс. студентов. В 1863 г. был введен Устав университетов, который предоставил им довольно широкую автономию, право избирать всю администрацию, профессоров, доцентов. Но в 1883 г. была отменна автономия. Потребности экономического и культурного развития обусловили возникновение в Украине и других высших учебных заведений. В 1874 г. создастся Глуховский учительский институт, через год - Нежинский историко-филологический институт. Южно-русский технологический институт в Харькове (1885), Киевский политехнический институт (1858), Высшее горное училище в Екатеринославе (1893) и др. На Западно-украинских землях центром культуры оставался Львов. Здесь в 1817 г был восстановлен университет, но с немецким языком преподавания. В 1849 г здесь впервые была созданная кафедра украинскою языка и литературы. Все время шла борьба между украинцами и поляками за язык преподавания. В 1894 г основана кафедра истории Украины, которую возглавил профессор М. Грушевский. На Буковине университет основан 1875 г. в Черновцах с немецким языком преподавания, но были кафедры и с украинским языком обучения: украинского языка и литературы, церковнославянского языка и практического богословия. В 1864 г была проведена реформа образование, в соответствии с которой был отменен сословный характер образования. Девушки учились в отдельных в институтах благородных девиц (в Харькове открытый в 1812 г., организовывал и возглавил это учреждение украинский писатель и общественный деятель Г. Квитка-Основьяненко), гимназиях и епархиальных училищах (для девиц духовного звания). В конце XІX ст. в украинских губерниях Российской империи было 129 гимназий, 19 реальных и 17 коммерческих училищ 17 тыс. начальных школ всех видов. Тем не менее эти имперские учреждения могли охватить обучением лишь 30% детей. По переписи 1897 г в Украине среди населения в возрасте 9 до 49 лет грамотных начислялось лишь 24%. Date: 2015-10-19; view: 326; Нарушение авторских прав |