Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общая характеристика средневековой культуры
"Средние века" - принятое в науке обозначение периода в истории Западной Европы между античностью и новым временем. Этот период охватывает более тысячелетия - с V в. н.э. до середины XVII столетия. Средневековая культура не была однообразной. Поэтому выделяют разные этапы ее развития: I – V – X вв.- раннее средневековье II – XI -XIII вв. – зрелое или классическое средневековье III – XIV – середина XVII вв. – позднее средневековье, получившее еще название эпохи Возрождения. В этом исторически длительном периоде развития были и общие черты, объединяющие все эти этапы в один исторический период. Средневековый человек строил свои взаимоотношения с миром: - на основе феодальной формы собственности, основанной на личной и поземельной зависимости крестьян от землевладельцев, присваивающих себе их труд (или продукты труда) в самых разных формах (натурой, рентой и т.п.) - в условиях сословно-иерархической структуры общества, пронизанной сверху донизу сословной замкнутостью и отношениями вассального служения сюзерену; - в процессе бесконечных войн, которые несли голод, разрушения, смерть и ощущение трагизма человеческой жизни; - в духовной атмосфере эпохи, где своеобразно переплетались традиции "погибшей" античной культуры, христианства и духовной культуры варварских племен, чей героический эпос сохранял свою привлекательность, и влияние вплоть до нового времени. Особую роль в формировании средневековой культуры сыграла христианская религия и римско-католическая церковь. Именно христианство стало основным центром мира, складывающегося в Западной Европе с V века, которая влияла на все стороны жизни человека, его духовные приоритеты, устои общества. Р оль христианской религии и римско-католической церкви в культуре Христианство возникло в I в. н.э. в условиях императорского Рима с его острыми социальными противоречиями. Оно выступило как движение униженных и несчастных, проповедующее "грядущее избавление от рабства и нищеты", было запрещено. В начале IVв. император Константин провозгласил христианство государственной религией. Были приняты основополагающие положения христианского вероучения, сформулированные в 12 пунктах "Символа веры". Они становятся обязательными для всех христиан. Вера в вознесение Христа, в божественную троицу, в существование загробной жизни стала основой христианского учения. Христианство также учило, что человек является земным воплощением бога, любовь которого к человеку всеобъемлюща, а зло – это результат первородного греха и нарушения заповедей. Слабый человек может получить спасение с помощью церкви. Христианство явилось качественно новой религией, способной влиять на огромные массы людей, занимающих различное социальное положение. Этому способствовало: 1) обращение ко всем людям и народам, независимо от их этнической, языковой, политической и социальной принадлежности, идея равенства всех перед богом 2) новая религия упростила и гуманизировала культ, запретив жертвоприношения и отказавшись от жесткой регламентации поведения человека в быту. 3) в то же время христианство сохраняло наиболее распространенные, привычные обряды, более того обосновывало правомерность их заимствования, что облегчало переход в христианскую веру. Таким образом, христианство совершило великий исторический синтез, наследуя и по-своему преобразуя интеллектуальные завоевания предшествующих эпох 4) в христианстве существенно изменился сам образ Бога. Христианство, утверждая Бога, который сотворил мир и господствует над ним, предложило нравственный идеал в образе Иисуса Христа. Христос – это богочеловек, полный сострадания к людям и добровольно принявший смерть, чтобы искупить их грехи и отворить им врата рая. Следование этому образцу становилось смыслом жизни каждого человека, т.к. жизнь эта получала направленность к загробному воздаянию. Христианский образ человека исходно оказался разорванным на 2 начала: "тело" и "душа", и в этом противопоставлении безоговорочно приоритет отдавался началу духовному. Отныне красота человека выражалась в торжестве его духа над телом. На смену античному атлету, как символу античной культуры, пришел средневековый аскет-человек, подавляющий чувственные желания, добровольно переносящий физические страдания, одиночество и т.д. То есть утверждался образ жизни человека с идеалом духовного возвышения. При этом требования к нравственной жизни человека ужесточались, предполагая постоянный самоконтроль не только за поступками как это было в языческой культуре, но и за желаниями, мыслями, побуждениями и словами. Христианский образец человека – человек глубоко религиозный и поэтому нравственный. Ближе всего к христианскому идеалу человека был образец, складывающийся в среде духовенства и особенно монашества, которое уходило от мирской жизни, посвящая себя аскетическим "подвигам" во имя Бога. Стали возникать монастыри. Роль христианской церкви в культуре средневекового общества определялась тем, что: 1) В руках церкви была сосредоточена система образования и воспитания. В 5-9 вв. в руках церкви находились школы. Их целью была подготовка служителей церкви, которая составляла программы обучения и осуществляла набор учащихся. Наряду с изучением богословских наук в церковных школах преподавались предметы, доставшиеся в наследство от античной системы светского образования: грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Параллельно с этими школами церковь открывала школы, где обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры. Христианская церковь также создавала свои университеты. 2) Художественное творчество средневековья также испытывало сильнейшее влияние церкви. Средневековый художник был призван отображать лишь совершенство миропорядка, строго следуя канонам –правилам религиозного искусства. 3) Всякое знание церковь оценивала сообразно тому, согласуется ли его содержание с учением церкви или нет. Мировоззрение средневековых людей имело церковный или теологический характер. Наука была схоластической. (Схоластика [от лат. scholasticus - школьный] – общее название средневековой религиозно-идеалистической философии) Схоластический - формальный, оторванный от жизни, склонный к пустому мудрствованию. Светская наука и культура преследовалась. Особая роль в этом принадлежала инквизиции (от лат. inquisitio –расследование, розыск). Инквизиция – это судебно-полицейское учреждение католической церкви, созданное в XIII в. для борьбы с инакомыслием. Став в ІV веке государственной религией христианство очень быстро распространилось по всей Европе. В отличии от православной церкви положение римско-католической церкви оставалось независимым от светской власти. Римско-католическая церковь сохранила практически полную самостоятельность в решении внутренних и целого ряда политических вопросов, начиная с IV века, с момента, когда был оформлен институт папства. Влияние папства на европейских монархов было достаточно сильным. Росло также вмешательство Рима в международные дела, возросло экономическое могущество. Росту влияния католической церкви способствовал ее окончательный разрыв с восточной христианской церковью, который произошел в 1054 году. Римско-католическая церковь играла большую роль в развитии культуры средних веков, особенно в период раннего и зрелого средневековья. Date: 2015-10-19; view: 407; Нарушение авторских прав |