Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие нормы в психологии
Проблема употребления термина «норма» применительно к явлениям психической жизни человека неоднократно обсуждалась в литературе, и был высказан целый ряд различных точек зрения относительно содержания и границ его применимости. Делались и попытки подытожить дискуссию, в этом случае авторы, критически проанализировав существующие представления и показав их неудовлетворительность, либо предлагали новые определения (см., например, (Mowrer, 1948; O'Kelly, Muckier, 1955)), либо объявляли проблему ложной, а сами рассматриваемые понятия - лишенными объективного содержания (Pharos, 1967). В настоящее время в психологии все еще не существует единого представления о норме, в связи с чем задача анализа и сопоставления существующих взглядов продолжает оставаться актуальной. Если обратиться к другим областям исследования, где используется понятие нормы, то оказывается, что во всех этих случаях оно неразрывно связано с представлением о том объекте, «нормальная» (т.е. особым образом выделенная) форма бытия которого этим понятием утверждается. Знакомство же с бытующими в психологии пониманиями нормы указывает не только на отсутствие единства, но и на явно выраженную тенденцию к заимствованию представлений. Одним из ведущих источников заимствований является понятийный аппарат медицины и, более конкретно, психиатрии, с которой психология в определенном смысле делит предмет исследований. В психиатрии понятие нормы традиционно существует в виде дихотомии «норма - патология». Занимаясь главным образом резко выраженными патологическими явлениями, «ненормальность» которых не вызывала разногласий, сама психиатрия, однако, в целом долгое время не испытывала потребности в теоретическом осмыслении «нормы», различия между нормальной и патологической психикой. Этот вопрос тем не менее возник со временем в тех областях психиатрии и психологии, которые имели дело с так называемыми пограничными явлениями: психопатиями, клиникой и педагогикой трудного детства, судебно-психиатрическими феноменами и др. Усилению интереса к тому, что же такое «норма», способствовал психоанализ, значительно раздвинувший границы психопатологии путем включения в нее так называемой «психопатологии обыденной жизни» и пришедший к представлению о непрерывности, континууме проявлений и состояний психики. Важным импульсом к развитию понятия «норма», выведению его за рамки медико-физиологической дихотомии «норма - патология» послужили социально-психологические методы изучения человеческой психики с присущим им акцентом на функции социальных норм как регуляторов поведения. Переключение внимания с индивида на социум, а также соответствующим образом интерпретированные данные культурной антропологии привели к появлению релятивистских представлений о норме и патологии в том смысле, что содержание этих понятий зависит от культуры, в условиях которой живет человек. Все это время также в психологии использовались восходящие к Гальюну статистические критерии нормы; помимо собственно дифференциально-психологических исследований эти критерии широко применялись и продолжают применяться в психофизике, а также в различных прикладных областях психологии - инженерно-психологическом проектировании, психодиагностике, профотборе и т.п. Поскольку в отечественной психологической литературе понятие нормы не становилось предметом специального анализа, ценным опорным материалом для нас послужили работы зарубежных психологов, попытавшихся изложить и рассмотреть по возможности все явно или неявно используемые представления о норме. Особенно полезными оказались работа Мауре-ра (Mowrer, 1948), где различные концепции обсуждаются в форме дискуссии представителей разных научных дисциплин н направлений, и работа Фареса (Pharos, 1967). (Зафиксированные в этих работах 40-60 гг. подходы не потеряла актуальности и в том или ином виде воспроизводятся в публикациях 70-80 гг. - как можно убедиться, например, из обзора С.Б.Семичова (1984).) Главная задача, которую мы ставили перед собой, состояла в анализе существующих пониманий и критериев нормы с целью выявления их онтологического содержания, т.е. той реальности, которая подразумевается каждым представлением. Для психолога, безусловно, важно понимать, как онтологически концептуализирована норма в заимствуемых определениях, с тем, чтобы оценить пригодность соответствующих конструктов для построения собственно психологического (теоретико-психологического) представления о норме. Понятия нормы, заимствуемые из психиатрии, заслуживают в этой связи особого внимания: во-первых, как уже говорилось, концепция нормы здесь традиционно складывалась «от противного», как отсутствие патологии (т.е. в отсутствие изначального онтологического образа нормы), во-вторых, по причине множественности вариантов концептуализации самой патологии в мировой психиатрии. Представление о душевных болезнях (нозологический подход). Этот вариант психиатрического понимания нормы восходит к тому времени, ког-да в ходе освоения материалистической наукой все новых областей действительности пришел черед детерминистическому объяснению таких явлений, которые до тех пор «проходили по разряду» этики, права, религии и т.п. В частности, по мере накопления данных о протекании некоторых видов «странного» поведения (например «бесноватости») была выдвинута гипотеза, что эти состояния являются болезнью. Иными словами, к объяснению немощей, страданий и уродств души были привлечены схемы и категории науки, ведавшей немощами, страданиями и уродствами человеческого тела, т.е. медико-физиологические категории вместе с клинико-физиологическим подходом. Все это привело к оформлению такой области медицины как психиатрия, которая в составе ассимилированного ею медицинского понятийного аппарата восприняла и дихотомию «норма - патология» в варианте «здоровье - болезнь». Отвлекаясь от всей проблематики, связанной с теорией отдельных психических заболеваний, рассмотрим само понятие «душевная болезнь». В соответствии со своим медицинским происхождением оно, как и следует ожидать, сближено с понятием «соматическая болезнь». Если в случае последней имеются в виду процессы и состояния, связанные с нарушением физиологических функций организма, то под болезненными явлениями в психике приходится понимать нарушение постулируемых по аналогии, неких психических функций организма. Как следствие, использование столь привычного для нас понятия, как психическая болезнь, сталкивается с целым рядом теоретических затруднении. Наиболее принципиальная трудность связана с тем, что болезнь, (как она понимается теоретической медициной) это целостный процесс с определенными (специфическими для каждой отдельной болезни) этиологией (происхождением, причинами) и патогенезом (характером протекания). Отсюда следует, что определенность болезни зависит от выясненности всех аспектов патологического процесса - болезнетворных факторов, локализации и характера поражения, симптомов н последствий. Но природа многих психических болезней (что именно заболевает? по каким причинам? в чем состоит заболевание и как оно протекает?) далеко не выяснена и остается предметом споров. Можно указать на два основных направления теоретического разрешения этой ситуации: анатомо-физиологическое (господствующее в традиционной психиатрии), при котором психопатологический процесс описывается и объясняется путем апелляции к той или иной патологии мозга, и психологическое, в рамках которого предметом рассмотрения служат патологические (в той или иной интерпретации) изменения психики или личности. Исторически сложившееся противостояние этих концепций иногда приводит к чрезмерному заострению исходных посылок каждой из них, что ведет, в первом случае, к полной редукции генезиса психи- ческого заболевания к физиологическим структурам и процессам, а во втором - к психологизации и полному отрыву больной психики от какого-либо субстрата. Подробнее проблемы, связанные со вторым направлением, рассматриваются ниже. Еще одна трудность, которую следует назвать в этом контексте, связана с тем, что каждая из выделяемых нозологических единиц может наблюдаться в различной степени выраженности. Это ставит перед исследователем задачу квантификации патологических изменений - о различных подходах к ее решению речь пойдет в разделе о статистических определениях нормы. Патологические симптомы. Объективные трудности, связанные с последовательной реализацией нозологического подхода, недооценка или игнорирование важности знания клинических закономерностей возникновения и течения болезни для ее диагностики и изучения, приводит некоторых психиатров к отказу от нозологического подхода в пользу чисто симптоматического описания патологии. Область патологии при этом определяется путем перечисления и описания тех элементов поведения - симптомов (и их устойчивого сочетания - синдрома), в которых она проявляется. Такой подход к диагностике психопатологических явлений в ряде стран становится в последнее время преобладающим. Яркой иллюстрацией этой тенденции, за которой стоят прагматизм и явная, сознательная и активно провозглашаемая атеоретичность, служит последний вариант американской национальной номенклатуры психических заболеваний (Diagnostic and..., 1980); подробнее см. (Семичов, 1984). Симптоматический (синдромологический) подход делает, как будто бы, ненужным понятие «болезнь». Очевидно тем не менее, что внешне одинаковое (ненормальное) поведение может иметь различные причины. Кроме того, несмотря на выраженное стремление обойтись без постановки нозологического) диагноза, описания симптомов и сама их номенклатура скрывают за собой те или иные представлениям о механизмах. В соответствующей психиатрической практике этот критерий и не употребляется строго; психиатры обычно не ограничиваются констатирующим описанием поведения и вносят в него в большей или меньшей степени - элементы интерпретации. Так, уже говоря о таком симптоме, как галлюцинации, диагност очевидным образом интерпретирует поведение больного, ибо делает некоторое заключение о внутрипсихологических нарушениях, в данном случае - в сфере перцепции. Еще больше интерпретационного произвола требует постановка диагноза в полном смысле слова, т. е. установление тех причин, которыми обусловлено патологическое поведение больного. Само представление о возможности такого диагноза предполагает опору на те или иные онтологически содержательные представления. Стремление удержаться в рамках операциональных определений и сохранить тем самым чистоту рассматриваемого подхода вызвали тенденцию к сужению рамок психиатрической диагностики. Любопытно, однако, проследить, как эта задача решается конкретно. Так, сужение диагностики шизофрении, в частности, было достигнуто в США за счет того, что все расстройства, прежде диагностируемые как шизофрения, но не сопровождавшиеся продуктивной психотической симптоматикой (в том числе значительная часть случаев простой формы заболевания), были переведены о разряд личностных нарушений (Семичов, 1984, с. 459); иными словами, из ведения психиатрии такие расстройства были переданы в ведение психологов и психотерапевтов - для лечения, коррекции и, по сути, для теоретического осмысления. В известном смысле за такой передачей стоит нежелание или неумение психиатров осуществить такое осмысление, стоит молчаливое признание того, что реконструкция ге-неза патологии (иными словами, онтологическое осмысление перехода к патологии от нормы) - дело других дисциплин и в немалой степени -психологии. Субъективный отчет. В попытке сформулировать максимально «осязаемый», операциональный диагностический критерий иногда высказывается и такая радикальная точка зрения, что единственно надежным критерием патологичности того или иного состояния является суждение самого пациента. В этом случае диагностическое решение выносится на основании субъективного отчета испытуемого или пациента о своих ощущениях: патология констатируется при наличии болезненных ощущений - тревожности, растерянности и т.п. Пользование этим критерием в принципе ставит проблему адекватности субъективных критериев оценки (собственных) внутренних состояний. Содержание фиксируемых реальностей зависит, кроме того, от строгости используемых операциональных критериев. Если в целях такой строгости диагноз опирается исключительно на то, что сообщает о своем состоянии сам пациент, то описание может относиться не к одной, а к нескольким реальностям: жалобы пациента, помимо патологических изменений в психике, могут иметь и другие причины, скажем, мнительность или симуляцию. Причем даже если относить к патологии и эти последние случаи, как это делают некоторые психиатры 1, то очевидно, что их онтологическое содержание будет иным, чем то, для чего изначально вводилось понятие «субъективный отчет». 1 Анализ разных точек зрения по этому вопросу см., напр., в работе Шаша (Szasz, 1970). Предположим теперь, что нам удалось конкретизировать определяемую реальность и что мы умеем фиксировать по тем или иным проявлениям действительные душевные страдания пациента. Легко увидеть, что за пределами таким образом заданной области патологических явлений оказывается значительное число психических состояний, сопровождающихся субъективным ощущением спокойствия или даже эйфории. С другой стороны, тревожность иногда вполне адекватна реальной ситуации и не должна интерпретироваться как патология. Норма как приспособленность к условиям жизни. Большое распространение получила тенденция определять психическую норму и патологические отклонения от нормы в терминах приспособления или адаптации к среде. При этом полагается, что личность - это «социо-биологический процесс, начинающийся с зачатия и оканчивающийся со смертью» (Hunt, 1944, р. IV), и что поведение ее подчиняется задаче выживания. Условием выживания является успешная адаптация к среде, в случае человека - в первую очередь к социальной среде. Нетрудно указать ряд связанных с таким подходом трудностей. Дело в том, что в биологии, откуда заимствованы понятия «приспособление» и «адаптация», они приобретают свой смысл в объективно существующей ситуации естественного отбора и, более того, определяются через эту ситуацию: приспособлены к среде те организмы, которые выживают и дают потомство в условиях естественного отбора. Между тем к человеческому, т. е. социальному, культурному существованию принцип естественного отбора не применим: присущая биологическим объектам, однозначная и непосредственная связь между адаптацией и выживанием здесь разорвана. Сложность среды, в которой живет человек, и его связей со средой рождает ситуацию, когда требования адаптации к разным подсистемам и аспектам этой среды (сиюминутной и долгосрочной адаптации и т.п.) могут вступать в противоречие друг с другом. Так, адаптация к микросоциуму может означать дезадаптацию к макросоциуму, причем выживание может иметь или не иметь место в обоих случаях, но выживать при этом будут качественно разные личности. Примерами могут служить как антиобщественные (социально-патологические) группы в относительно «здоровом» обществе, так и ростки высших форм общественной организации в обществе отсталом или деградировавшем. Один из путей, по которому идет теория нормальных и патологических явлений психической жизни человека, состоит в конкретизации понятия «адаптация», которое интерпретируется в смысле соответствия поведения социальным нормам. Этот подход будет рассмотрен ниже. На другом пути за основу берется понятие «выживание». При этом считается, что все способствующее выживанию является нормальным, а все, что работает против него, ненормальным. Однако получаемый таким образом критерий нормы не удовлетворителен уже на уровне здравого смысла - хорошо известно, что не все виды психической патологии непосредственно угрожают физическому существованию человека или сокращают его длительность. С другой стороны, не всякое поведение, наносящее урон физиологическим процессам в организме (включая и поступки, приводящие к его гибели), вызовет диагноз патологии психики. Статистические критерии. В этом случае нормальным признается то, что присуще большинству представителей рассматриваемой популяции. Патологическим при этом можно считать резкие, необычного характера психические проявления. Статистическое определение легко допускает количественную формулировку: норма определяется как некоторым образом выбранный диапазон вокруг «средней психики», а к. области патологии относится все, что выходит за пределы этого диапазона. При попытках выяснить онтологическое содержание статистического определения нормы (что и кто включается таким определением в границы нормального?) мы неизбежно сталкиваемся с рядом трудностей и парадоксов: 1. Определение нормы как среднего, типичного для популяции исключает из этой категории все необычные психические проявления не только отрицательного, но и положительного характера; гениальность при таком подходе есть одна из форм патологии. 2. Статистически определяемая норма зависит от того, каковы границы соответствующей популяции: поведение нормальное для одной популяции может восприниматься (а значит, и быть согласно статистическому определению нормы) редчайшей аномалией в рамках другой популяции. За примерами нет нужды обращаться к этнографии; достаточно сравнить многие черты психики и поведения мужчин и женщин. 3. С предыдущей проблемой тесно связана другая. Статистические методы выявляют норму состояния объекта при данном состоянии среды его существования. В отсутствие содержательных представлений о нормах автохтонного, эндогенного развития данного объекта (речь здесь идет, разумеется, о развивающихся, живых объектах), т.е. об эволюционной норме, об инвариантах развития для некоторого диапазона или набора сред развития и т. п., использование таких статистик может привести к абсурду - так, осмотр деревьев в обработанном дефолиантами лесу заставит утверждать, что отсутствие листьев есть нормальное состояние лесной растительности, а мокрые носы, зафиксированные во время эпидемии гриппа, можно посчитать нормальным состоянием человечества. 4. До сих пор, говоря о статистическом определении психической нормы, мы отвлекались от вопроса о параметрах описания психических состояний, т. е. о тех чертах психики или характеристиках поведения, распространенность которых в популяции как раз и оценивается статистическими методами. Названные выше трудности возникают уже при использовании одномерных статистик (например, при расчете нормального диапазона значений IQ). Если же мы зададимся целью статистически установить признаки и границы психической нормальности человека в целом, то мы неминуемо должны будем прибегнуть к много- параметрическому описанию. А уж тут мы окажемся в ситуации, где каждый шаг вырастает в непреодолимое затруднение. Оказывается, что многомерное статистическое описание ставит под сомнение саму возможность выделения области нормального. Соответствующий ход рассуждений показан, например, в одной из работ Ю.Б.Гиппенрейтер (1983) применительно к определению «нормального характера»: Пусть «нормальными будут считаться такие степени отклонения какого-нибудь свойства от математического среднего, которыми обладает половина популяции; тогда по 1/4 популяции разместятся на обоих полюсах "оси" этого свойства в зонах "отклонения" от нормы. Если мы теперь возьмем не одно, а два независимых свойства, то при тех же условиях в "нормальной" зоне окажется уже 1/4 часть популяции, а остальные 3/4 попадут в зону "отклонения"; при пяти независимых свойствах "нормальным" окажется один человек из 32, а при десяти свойствах - один из 1024! Так что иметь "нормальный" характер по всем его измерениям очень трудно, и такое явление довольно редко» (там же, с. 20). Вывод, который с неизбежностью следует из такого рассуждения, состоит в том, что нормальные характеры не существуют, ибо «характер - это уже само по себе отличие, особенность, индивидуальность» (там же). Если не существует норма, то, видимо, не существует и патология - просто каждый индивидуальный характер есть образование sui generis (уникальное в своем роде). Однако трудности многомерного статистического описания начинаются раньше, чем мы приходим к вышеуказанному парадоксу. Дело в том, что само представление психики (и таких ее подсистем, как характер или личность) как совокупности независимых атрибутов (а это есть непременное условие возможности статистического описания) противоречит всей традиции. общебиологических представлений. Как пишет А.Н.Леонтьев, «понятие "индивид" [по Леонтьеву в цитируемой книге понятие более широкое, чем характер. - В.Л.; В.Р.] выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях жизни. Индивид как целостность - это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходят не только процесс дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного "слаживания". Процесс такого внутреннего слаживания хорошо известен, он отмечался Дарвином, описывался в терминах коррелятивного приспособления Кювье, Плато, Соборном и другими. Функцию вторичных коррелятивных изменений организмов, со-здающих целостность их организации, особенно подчеркнул в своей "гипотезе корреляции" А.Н.Северцов» (Леонтьев, 1975, с. 173-174). Приведенный расчет едва ли применим и к личности, даже к «личности в узком смысле слова», ибо, как говорит Леонтьев - автор означенной кавычками концепции, «понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков, это не "полипняк"» (Леонтьев, 1975, с. 175). Опора на опыт и интуицию. Этот подход к различению патологии (и нормы можно считать своего рода противоположностью статистическому подходу. Он обычно формулируется в русле критики чрезмерного доверия к диагностическим тестам, надежность и валидность которых устанавливаются статистическими методами. «Интуитивисты» утверждают, что только интуиции, опирающейся на обширный опыт клинической работы и на результаты длительного и экстенсивного обследования данного пациента (в том числе с помощью различных экспериментальных приемов), может быть доверено суждение о нормальности или ненормальности текущего состояния и вообще процесса развития данного индивида. Предполагается, что опытный клиницист заведомо избегает типичных пороков тестово-ста-тистических методов - упрощения, фрагментарности описания и т.п. Реально в основе интуитивного критерия лежит та или иная комбинация уже существующих критериев. Однако ясно, что для решения задачи выяснения содержания понятия нормы такая постановка вопроса неплодотворна, поскольку это содержание оказывается здесь перенесенным в область не-вербализованного, а значит, и не подлежащего обсуждению личного опыта диагноста. Норма как предписание или запрет. Такое - «нормативное» - понимание норм существует прежде всего в этике и праве. Его принципиальное отличие от рассмотренных ранее понятий состоит в том, что если медико-биологические нормы констатируются как данное (независимо от того, каким методом это делается), то норму этическую или правовую задают как должное. Два различных подхода к пониманию нормы (и отклонения от нее) контрастируют в представлении о невменяемости психически больного: нарушение правовой нормы (должного) в этом случае не ставится в вину нарушителю, а рассматривается как следствие того, что от него не зависит (данного) - психической ненормальности. Можно, однако, вспомнить в этой связи и о том, что в рамках психоаналитической традиции используются, представления, где, наоборот, психические отклонения (в традиционном понимании - данное) описываются в терминах волевого (хотя и бессознательного) выбора поведения, например «бегство в болезнь». Норма как идеал. Предписания и запреты задают должное, необходимое или желательное поведение. Но его можно задать и иначе: в виде идеала, образца для подражания. При этом если нормой-идеалом служит человек, избранный в качестве такового потому, что он выполняет соответствующие нормы, то мы имеем различие лишь в форме задания одной и той же нормы (совокупности норм). Но идеал, однако, далеко не всегда задается именно так. Рассмотрим для иллюстрации нормативные аспекты такого феномена, как религия. В каждой религии имеются более или менее отчетливые этические представления, чаще всего выражаемые явно в виде норм (заповедей). Человек, соблюдающий религиозно-этические нормы «праведный человек»), сам оказывается нормой в смысле образца для подражания - но в том только отношении, что он соблюдает указанные нормы: при этом не исключено, что в каких-то чертах своей личности и поведения он не является образцовым. Стремление к целостности - в том числе и целостным антропологическим представлениям - приводит в некоторых развитых религиозных системах к перемещению акцента с отдельных норм на идеальный образ человека, воплощаемый в живой, конкретной личности, «образцовость» которой никак уже не обусловлена выполнением норм, не санкционируется и не измеряется ими. Предельное выражение эта логика достигает в христианской антропологии с ее идеей боговоплощения: абсолютный идеал из области трансцендентного переносится в посюсторонний мир и в облике Богочеловека становится идеалом совершенства. Оставляя в стороне заведомо уводящие за пределы нашей темы проблемы религиозной антропологии, ограничимся иллюстрацией того факта, что такая антропология прямо связывается с проблемой понимания нормы и патологии. Вот что пишет современный церковно-православный автор: «Христианский взгляд на человечка зиждется на утверждении двух, одинаково неприемлемых гуманистическим и секулярным сознанием положений: "заданном" богоподобном величии человека (Быт. 5, 1) и "данном" настолько глубоком его падении, что самому Богу потребовалось прийти, чтобы прежде падший воскресити образ. Отсюда христианством достаточно четко определяются направления воспитания человека и, необходимые средства, а следовательно, и искомый критерий......подлинно нормальный человек - это Христос, новый человек (Еф. 2, 15), а так называемый "обычный" человек далеко не нормален, не здоров, ибо все его свойства повреждены и искажены...» (Осипов, 1984, с. 57). Религия, как известно, есть мировоззрение, всегда связанное с определенной и явно выражаемой системой ценностей. Наука (в том числе психологическая наука) в стремлении к познанию объекта (в данном случае человека) таким, каков он есть, напротив, предъявляет к себе требование объективности, независимости результата от ценностей исследователя. Между тем в целом ряде направлений современной психологии (в первую очередь в психоанализе) это требование не выполняется, а практическая работа опи-рается на безусловно ценностные представления. Вспомним в этой связи слова З.Фрейда из «Лекций по введению в психоанализ»: «Мы все больны». Действительно, в рамках психоанализа было осуществлено беспредельное расширение понятия невроза, охватившего практически все человечество. Фрейдовская терапия, представляющая собой, по словам английского философа Ф.Рифа, «нравственную педагогику», исходит из того, что человек «хронически болен» и что «всякое исцеление необходимо делает его уязвимым для новой болезни» (Rieff, 1965, р. 305). Сам Фрейд считал возможным говорить «о светском духовном руководстве» как о «функции, которую аналитик... должен выполнять по отношению к публике» (Rieif, 1965, р. 302). Аналогию с ролью духовника подсказывает и предложение учеников Фрейда О.Ранка и Г.Закса каждой семье иметь своего аналитика (Rieff, 1965). Не случайна поэтому выраженная в литературе тенденция не просто усматривать в психоанализе некоторый вариант новой религии или, пользуясь выражением Э.Фромма, «псевдорелигии» (Fromm, 1959), но и утверждать, что действовал при этом его основатель по уже известному образцу: «Фрейд действительно следовал, разумеется бессознательно, теологическим прецедентам при разработке своей системы» (LaPierre, 1959, р. 48-49) 2. Для нашей темы выявление и прояснение смысловых связей между медико-биологическим понятием нормы и патологии и пониманием нормы как «норматива» или как идеала оказывается, таким образом, важным потому, что именно «идеальные представления» лежат в основе практической работы огромного числа психоаналитиков и психотерапевтов разных школ и направлений, руководителей и инструкторов всевозможных терапевтических групп и т.д. Дело в том, что всякий человек, оказывающий помощь другому в решении так называемых психологических проблем (эмоциональных, коммуникативных и т.п.), с неизбежностью опирается на некоторое представление об идеале человека или по меньшей мере желаемых, ценимых (им, психотерапевтом, но необязательно пациентом) чертах человеческой личности и поведения. Фактически психотерапевт, сколь бы он не претендовал на исключительно отстраненный, инструментальный характер своих действий, всегда навязывает пациенту ту или иную (сложившуюся в более широком социуме) концепцию эмоциональной, коммуникативной и т.п. нормальности и ведет его к демонстрации соответствующего поведения. Именно с этим связаны часто раздающиеся в западной публицистике упреки в адрес психологов в том, что они стремятся перехватить у церкви жреческие функции, обслуживают истеблишмент, нивелируют индивидуальность, культивируют расхожие социальные стереотипы и многое другое. 2 Более подробно об этике фрейдизма и психоаналитическом идеале человека см. (Рокитянский., 1975). Социальная и субъективная полезность психотерапевтической и пси-хокоррекционной работы здесь не обсуждается и не ставится под сомнение. Нам важно лишь зафиксировать, что в рамках такой работы понятие нормы онтологически фиктивно, а критерий различения нормы и патологии оказывается в каждом конкретном случае не более чем одним из бытующих в данной субкультуре образов нормальности. Это приводит нас к еще одному подходу к пониманию нормы, подходу, который вырос из стремления выявить и объективно описать реально действующие в различных обществах и определяющие поведение их членов регулятивы - нормы, стандарты, эталоны и т. д. поведения. Социальные критерии нормы. К этой группе можно отнести все те представления, в которых мерилом нормальности поведения служит его соответствие социальным нормам, т. е. требованиям социальной среды, к которой принадлежит индивид. Два обстоятельства делают невозможным при таком подходе однозначное определение нормального и патологического поведения: (1) множественность «социумов», к которым принадлежит каждый индивид, и (2) неоднородность предъявляемых социумом требований. В силу этих обстоятельств поведение индивида регулируется не единым набором норм, а множеством требований, хотя и связанных между собой, но не совпадающих и подчас не согласуемых друг с другом (требования семьи, референтной группы, рабочего коллектива, социальной среды и т.д.; явные и скрытые нормы, юридические и нравственные и т.п.). Попытка отразить эту ситуацию предпринята, в частности, концепцией культурного релятивизма, согласно которой каждой культуре присущи свои нормы и, следовательно, свои представления о нормальном и патологическом поведении 3. Очевидно, что последовательно придерживаясь этого подхода и переходя ко все более мелким подразделениям социальной среды, мы для каждого индивида получим множество критериев нормы и патологии вплоть до представления, что «все нормально по отношению к самому себе, т. е. если предположить, что каждый индивид есть sui generis» 4 (Mowrer, 1948, р. 140). 3 Культурно-антропологические данные, послужившие материалом для подобных обобщений, можно найти в работах Рут Бенедикт, в одной из которых (Benedict, 1959) приводятся примеры культур, где нормальным (общепринятым, поощряемым) является поведение, которое с точки зрения европейской культуры можно отнести к патологии. 4 Sui generis (лат.) — здесь следует переводить как «сам себе норма». Отвлекаясь теперь от вопроса о границах социальной среды как источника требований к поведению, посмотрим, каким образом социальные нормы выполняют роль критерия нормальности. В первую очередь здесь можно указать на позицию, согласно которой нормальным признается поведение, соответствующее социальным нормам (конформное), а патологическим - отклоняющееся от этих норм (девиантное) 5. При таком определении к области патологии оказываются отнесенными не только все виды преступного поведения (независимо от его мотивов и причин), но и различные неконформистские (радикальные, новаторские и проч.) элементы общества, способные играть положительную роль в его развитии. Критика, указывавшая на эти следствия отождествления нормы с конформизмом (говорилось даже о «патологическом конформизме» - Pharos, 1967), исходила чаще всего из другого представления о нормальном (идеальном) поведении: из требования его общественной полезности, которое может допускать и некоторую степень плодотворного конфликта между индивидом и его средой. Ясно, однако, что при таком подходе содержание понятий «норма» и «патология» ставится в зависимость от представлений об общественной пользе, т.е. от той или иной социально-политической или даже футурологической доктрины. Многозначность социального критерия нормальности побудила ряд авторов, не допускающих иных, кроме социального, подходов к решению данной проблемы, прийти к выводу об отсутствии в дихотомии «норма -патология» какого-либо объективного содержания. Так, Фарсе заключает разбор существующих определений следующими словами: «Неизбежное следствие вышеизложенного состоит в том, что определение ненормальности (неприспособленности, патологии и т. д.) возможно лишь относительно совокупности ценностных суждений. Характеризовать кого-либо как ненормального - значит утверждать, что он нуждается в лечении 6. Короче говоря, некто решил, что пациенту нужно помочь изменить его поведение -родственник, суд или, положим, сам пациент. Разумеется, психиатру или клиническим психологам никак не подобает решать вопрос о наличии отклонений от нормы. После того, как некто решает, что пациент нуждается в лечении, психиатр или психолог может высказать мнение о том, как наилучшим образом добиться желаемых изменений. Но принятие решения лечить в связи с ненормальностью должно основываться на чьей-либо системе ценностей - оно не подлежит ведению психиатрии или психологии» (Pharos, 1967, р. 501). Сходным образом описывает ситуацию Шаш (Szasz, 1961, 1970), который занимает позицию крайнего ее неприятия, называя изоляцию и лечение душевнобольных преследованием инакомыслящих. 5 Об устойчивости такого понимания нормы см. (Семичов, 1984, с. 460). 6 Соответствующее английское слово treatment означает также обработка, воздействие и др. Теоретико-личностные представления. В попытках построить целостное представление о психической норме и психической патологии, не сводимое исключительно к медико-биологическим феноменам и свободное от социально-психологической «интерференции», обращаются к такому спасительному конструкту, как личность, - достаточно общему и содержательному, но в то же время и не столь расплывчатому и непроясненному, как психика. Различаясь в своих конкретных взглядах на структуру, границы и генезис личности, соответствующие направления признают ряд общих принципов, делающих возможным само выделение личности как самостоятельной реальности, таких как целостность личности и присутствие некоторых устойчивых индивидуальных характеристик, не меняющихся или медленно меняющихся со времени достижения индивидом определенного этапа в своем развитии. При таком подходе мерилом нормального развития становится сохранность личности, а к патологии относится все, что связано с повреждением или распадом личности, ее смертью как целого. Изучение психических механизмов, поддерживающих существование личности и обеспечивающих ее нормальное функционирование, и составляет задачу теории личности, различные решения которой предлагаются разными психологическими направлениями. Выделение же патологических (в вышеуказанном смысле) факторов составляет задачу патопсихологии. Для целей проводимого здесь анализа существенны не различия в содержании существующих теоретико-личностных представлений о норме и патологии, а общее им всем признание таких реальностей, как личность, ее нормальное развитие и патологические отклонения в ее развитии. Следует заметить, однако, что утверждения, касающиеся сохранности и повреждения личности, как правило, явно или неявно опираются на структурно-функциональные представления о психических явлениях, согласно которым личность состоит из элементов или структур, обладающих своим функциональным назначением и определенной функциональной автономией (при нормальном функционировании личности все составляющие ее структуры и элементы исправно выполняют свои функции, а патология означает выпадение тех или иных функций или нарушение их координации). В свою очередь основанием для суждения о реальности таких элементов и структур является наличие некоторой феноменологии, которая ставится им в соответствие, а наличие корреляционных связей между фиксируемыми замкнутыми группами феноменов позволяет постулировать структурные связи на собственно онтологических уровнях личности. Как следствие структурно-функционального определения, несмотря на теоретическое постулирование личности как некоторой целостности, конкретные модели не содержат онтологического образа самой этой целостности, а распадаются на уже знакомые нам ограниченные наборы операционально задаваемых характеристик. (В рамках нашей темы это означает сведение патологии личности к патологическим симптомам, т. е. к уже рассмотренной выше концепции нормы - патологии.) Такие модели выглядят недо-статочно мощными и универсальными (и, как следствие, недостаточно убедительными), а само понятие «личность» предстает своего рода эвфемизмом понятия «психика» 7. Еще одним онтологическим дефектом структурно-функциональных описаний личности является то, что в них игнорируются происходящие в онтогенезе изменения. Можно выделить два типа изменений: (1) связанные с «текущим» функционированием личности и (2) связанные с ее формированием и развитием. Оба этих типа изменений делают необходимым процессуальное представление личности - как процесса функционирования и как процесса развития 8. Встающая в связи с этим проблема соотнесения структурного и процессуального описаний требует в свою очередь для своего решения, с одной стороны, подключения системно-структурной методологии и, с другой стороны, учета традиционных психологических проблем (связанных с реконструкцией динамики личностных процессов и генезиса личности и ее структур). Пока эти задачи не решены и теоретико-личностные представления необходимой меры сложности отсутствуют (см., например, (Developmental approaches..., 1983)). 7 Для полноты обзора отметим, что в отечественной литературе известны и попытки резко различить эти два понятия: для этого психику, вообще психическое, замыкают внутри биологических границ индивида, а личность полностью выводят за эти границы, утверждая, что пространством ее существования является «бытие данного индивида в других индивидах и для других индивидов» (Петровский А.В., Петровский В.А., 1982, с. 17). Этот путь с логической неизбежностью возвращает нас к социальным критериям нормы. 8 В отечественной литературе возможность такого представления уже отчетливо наметилась (см., напр.: Братусъ, 1980, Братусъ, Лишин, 1982: Брушлинский, 1982). Выше мы перечислили и кратко охарактеризовали некоторые понятия о норме, с которыми приходится сталкиваться психологам. Было видно, что эти понятия во многом дополняют друг друга (даже когда вступают в противоречие). Создается впечатление, что все они отражают разные уровни и аспекты единой, хотя и, вероятно, сложной реальности. Ради реконструкции этой реальности есть смысл попытаться уточнить и конкретизировать связи внутри выделенного нами набора концептуализаций. Достаточно полное научно-практическое представление о некоторой реальности предполагает, что мы знаем а) по каким признакам ее можно опознать (феноменологический аспект), б) каковы ее причины (генетический аспект) и в) что в отношении этой реальности можно, желательно или необходимо делать (прагматический аспект). В медицине, где объектом изучения и воздействия служат патологические явления, названные аспекты выступают соответственно в виде а) диагноза, б) этиологии и патогенеза, в) терапии и гигиены. Рассмотренные выше представления о норме (и ненормальном) различаются, однако, как по степени раскрытия в них того или иного аспекта, так и по содержанию. Наименее содержательным является статистическое определение. Его можно считать не столько самостоятельным определением, сколько методом квантификации качественных определений. В отношении большинства других концепций можно усмотреть общую закономерность: они представляют собой ту или иную редукцию искомого целостного описания и объяснения - будь то в норме или в патологии. Действительно, мы имеем биологическую редукцию (сведение к адаптации - дезадаптации) и социологическую (сведение к социальным нормам); нозологический подход редуцирует феномен психической патологии к ограниченному набору конкретных заболеваний (нозологических единиц), замыкая отдельные (патологические) модусы существования целостной психики в рамках нозологических (ана-томо-физиологических, либо теоретико-личностных) конструктов; симптоматический подход и опора на субъективный отчет представляют собой уже редукции нозологического подхода как результат критики его объяснительных притязаний. Сама эта тенденция к редукционизму, очевидно, не случайна: за стремлением эмансипировать от целого частный, но логически прозрачный и в этом смысле надежный аспект феномена всегда стоит неясность, зыбкость понятий, в которых описывается целое. Лучше (легче и спокойнее) говорить, например, об отдельном, многократно описанном симптоме, чем о том, что при этом происходит с психикой... Еще одно отмечавшееся нами деление рассмотренных понятий - это деление на онтологические и деонтологические, на описывающие данное и задающие должное. Но и это разграничение, как показывает критический анализ, не столь уж ясно н очевидно. С одной стороны, мы имеем многочисленные попытки психиатрической ревизии традиционно правовых понятий (преступник - это больной); с другой - в рамках так называемого «антипсихиатрического» направления происходит социологическое переосмысление душевных болезней как ярлыков, навешиваемых обществом на тех, кто ему не угоден. При том, что оба этих крайних направления подвергаются обоснованной критике, сама возможность их появления, их живучесть и как бы сохраняемое ими за собой право на внимание со стороны теоретиков свидетельствует все о том же - о недостаточной проясненности центральных психологических понятий. Итак, можно ли сказать что-нибудь определенное в отношении той реальности, которая выступает за рассмотренными выше подходами? Создается впечатление, что ни одна из рассмотренных выше концептуализа-ций нормы не позволяет уловить объект психологии, реальность психического в ее самобытности и целостности. Цель данного обзора и не состояла в том, чтобы определить, тем более - модельно представить, эту целостность. Можно, однако, указать некоторые безусловные методологические требования к подобной модели. При любом задании той целостности, по отношению к которой мы будем пытаться определять нормы ее онтологических проявлений, т. е. назовем ли мы эту целостность личностью, психикой, индивидом, человеком и т. п., соответствующая модель должна обеспечивать различение этой целостности и а) внешних по отношению к ней (системных) факторов ее развития, б) ее собственных системно организованных структурных компонентов (охватывающих всю иерархию уровней отражения и отображения ею условий своего развития и существования) и в) различных аспектов и форм гносеологического постижения и моделирования этой целостности как фиксированной онтологической реальности. Корректная, собственно психологическая, постановка проблемы нормы возможна, видимо, только в рамках теоретико-психологических моделей этой степени сложности.
Литература БратусьБ.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1980. №2. БратусьБ.С., Лишин О.В. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология, 1982. № 1. Брушлинский А.В. Взаимосвязь процессуального и личностного аспектов мышления // Мышление: процесс, деятельность, общение / Под ред. А.В.Брушлинского. М.: Наука, 1982. Гиппенрейтер Ю.Б. Понятие личности в трудах А.Н.Леонтьева и проблема исследования характера // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1983. № 4 Леонтьев А.Н. Деятельность. Личность. Сознание. М., 1975. Осипов А. Богословские аспекты прав человека // Журнал Московской патриархии. 1984. № 5. Петровский А.В., Петровский В.А. Л.С.Выготский и проблема личности в современной психологии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1982. № 4. Рокитянский В.Р. Этика фрейдизма. Психоаналитический идеал человека в изображении современных американских интерпретаторов наследия Фрейда // Вопросы философии. 1975. № 6. Семичов С.Б. Теоретическая подоплека новейшей американской классификации психических заболеваний // Журнал невропатологии и психиатрии имени С.С.Корсакова. 1984. Т. XXX, № 5, вып. 3. BenedictR. Patterns of culture. Boston. 1959. Developmental approaches to the self / B. Lee, G. G. Noam (eds.). N.Y., L., Plenum Press, 1983. Diagnostic and statistical manual of mental disorders. 3-rd edition — DSM-III. Washington, D.C., APA, 1980. Fromm E. Sigmund Freud's mission. N.Y., 1959. Hunt J. McV. Personality and behavior disorders. N.Y., 1944. LaPierre R. The Freudian ethic. An analysis of the subversion of American character. N.Y., 1959. Mowrer OH. What is normal behavior // L.A.Pennington, I.A. Berg (eds.). Introduction to clinical psychology. N.Y., 1948. O'KelleyL.I., MuckierF.A. Introduction to psychopathology. 1955. Phares E.J. Deviant personality // H. Helson et al. (eds.). Contemporary approaches to psychology. Princeton, 1967. RieffPh. Proud: The mind of the moralist. L., 1965. Szasz T.S. The manufacture of madness. A comparative study of the inquisition and the mental health movement. N.Y., 1970. Szasz T.S. The myth of mental ilness: Foundations of a theory of personality. N.Y., 1961.
Date: 2015-10-19; view: 3876; Нарушение авторских прав |