Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Болезнетворные факторы внешней среды





Ситуационные задачи

Учебная дисциплина – Патологическая физиология

Блок естественнонаучных, математических и медико-биологических

Дисциплин

Специальность 060101(65) «Лечебное дело»

Уфа 2012


БОЛЕЗНЕТВОРНЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Задача 1

Одну группу мышей облучали рентгеновскими лучами в дозе 10 Гр в течение 10 минут, другую – в такой же дозе в течение 140 минут.

В каком случае повреждающее действие радиации будет сильнее и почему?

1) у мышей первой группы

2) у мышей второй группы

3) результат одинаковый в обеих группах

Задача 2

В первые 30 минут пребывания летчика на высоте 8000 м произошла разгерметизация кабины. У летчика появились признаки высотной декомпрессионной болезни: общая слабость, головокружение, тошнота, тахикардия, повышение АД, одышка, парестезии, кожный зуд, мышечно-суставные и загрудинные боли, нарушение зрения.

• Объясните происхождение этих симптомов.

Задача 3

Больной К. доставлен в медицинский пункт. Отмечается гиперемия лица; пульс 130/мин, АД – 140/90 мм.рт.ст. Дыхание частое и поверхностное. Температура тела – 39°С. По свидетельству сопровождавшего, пострадавший, ликвидируя аварию, в течение часа работал при температуре около 60°С и высокой влажности воздуха.

1. Какое нарушение теплового баланса имеет место в данном случае?

2. Объясните механизмы учащения пульса при повышении температуры тела.

Задача 4

Шофер в течение суток находился в автомобиле, занесенном снегом. Кожа побледнела, дыхание и пульс едва определялись. АД – 70/40 мм.рт.ст., температура тела (ректальная) – 30°С.

1. Какая фаза гипотермии наблюдалась у больного?

2. Каковы механизмы описанных симптомов?

Задача 5

У мальчика 10 лет после длительного пребывания на солнце с непокрытой головой появилось общее возбуждение, гиперемия лица, участился пульс, повысилось АД и температура тела до 39°С.

1. Какое нарушение терморегуляции наблюдалось у мальчика?

2. Чем отличается это нарушение терморегуляции от гипертермии?

3. Каковы механизмы наблюдаемых патологических явлений?

Задача 6

Ребенок 14 лет поступил в клинику по поводу туберкулезного гонита (воспаление коленного сустава). Болен в течение 2 лет. Начало заболевания связывает с ушибом коленного сустава при падении. Часто болел простудными заболеваниями. Ребенок пониженного питания.

1. Что явилось причиной заболевания?

2. Какие условия способствовали развитию заболевания?

Задача 7

Больной 16 лет доставлен в больницу в тяжелом состоянии с термическим ожогом II степени (площадь ожога достигает 30% поверхности тела). Сознание помрачено, АД – 80/50 мм рт. ст., пульс 120/мин, слабого наполнения, дыхание частое и поверхностное, температура тела – 37,7°С. Анализ крови: эритроциты - 5,5х1012/л, НЬ – 170 г/л, показатель гематокрита – 0,52 л/л, лейкоциты – 20х109/л.

1. Какой вид шока развился у больного?

2. Каковы механизмы выявленных нарушений?

3. Каков механизм гемоконцентрации, развившейся у больного?

Задача 8

Больной Л., 9 лет, в течение длительного времени наблюдал за работой электросварщиков. Доставлен в приемный покой с жалобами на ощущение жжения и "песка" в глазах, резко выраженную светобоязнь, слезотечение. Объективно: конъюнктива обоих глаз гиперемирована, отечна, выраженное слезотечение.

1. Как называется подобное поражение глаз?

2. Чем оно вызвано?

3. Каковы механизмы развития?

Задача 9

Больная С., 26 лет, медсестра, доставлена машиной скорой помощи с пляжа, где провела не более получаса, с жалобами на сильную головную боль, сердцебиение, одышку, слабость, тошноту. Из анамнеза выяснено, что больная страдает порфирией (общее название наследственных болезней, обусловленных нарушением обмена порфиринов и синтеза гема). Объективно: состояние средней тяжести, на коже спины, груди, живота - ожоги I степени, t° тела - 37,7°С. Дыхание везикулярное, частота дыхания 36 в мин. Тоны сердца приглушены, ритмичны, 100 мин-1.

1. Почему столь непродолжительное пребывание на пляже вызвало такие серьезные последствия?

2. Как называется это явление? Какова его этиология?

3. Какие факторы способствовали развитию данной патологии?

Задача 10

Больной К., 43 лет, во время ликвидации аварии на АЭС получил дозу облучения 2000 БЭР (20 Гр). В течение недели неуклонно прогрессировали тошнота, рвота, вздутие живота, кровавый понос, лихорадка. На восьмые сутки состояние значительно ухудшилось. При осмотре: состояние тяжелое, t тела – 39,8°С. Питание пониженное, кожные покровы сухие, дряблые, множе­ственные точечные геморрагии. Дыхание жесткое, 40 в мин. Тоны сердца глухие, неритмичные. АД 60/40 мм рт.ст. Живот резко вздут, кишечные шумы не выслушиваются. Стула не было последние 5 суток.

Общий анализ крови: Нв - 80 г/л, эритроциты - 2,5х1012/л; лейкоциты -1;6х109/л; лейкоцитарная формула: базофилов - нет; эозинофилов - нет; миелоцитов - нет; юных - 12%; палочкоядерных -23%; сегментоядерных - 70 %; лимфоцитов - 2%; моноцитов -1%. Тромбоциты - 40,0х109/л. Общий анализ мочи: цвет - красно-бурый, уд. вес - 1028; белок - ++; сахар - отрицательный. В осадке: эритроциты во всех полях зрения.

На девятые сутки наступила смерть при явлениях паралитической непроходимости кишечника, шока, выраженной дегидратации.

1. Назовите патологию, развившуюся у пациента.

2. Объясните механизм развития основных патологических процессов (шока, обезвоживания, паралитической непроходимости кишечника, сепсиса).

Задача 11

Техник К., 26 лет, в течение нескольких часов находившийся в зоне аварии на АЭС, экстренно доставлен в клинику с жалобами на тошноту, рвоту, головную боль, повышение t тела, общую слабость, сонливость. В течение следующих суток пребывания в стационаре отмечалось дальнейшее повышение температуры тела, лабильность пульса, АД с тенденцией к гипотензии, появление менингиальных симптомов, смена периодов сонливости и эйфо­рии, нарастающее помрачение сознания вплоть до сопора. В анализе крови нейтрофильный лейкоцитоз и лимфоцитопения.

1. Назовите патологию, развившуюся у пациента.

2. Обоснуйте Ваше заключение. 3. Объясните патогенез указанных симптомов.

Задача 12

Водолаз Т., 26 лет, работая под водой в кислородном изолирующем аппарате, в силу необходимости вынужден был нарушить инструкцию и опуститься на глубину свыше 20 метров. При этом у него внезапно развился приступ судорог с потерей сознания. Водолаз был быстро извлечен на поверхность и освобожден от снаряжения. Приступы судорог повторились ещё несколько раз, затем были купированы противосудорожными средствами.

1. Объясните патогенез указанных симптомов. 2. Как предупредить их развитие при глубоководных спусках?

Задача 13

Физик Т., 35 лет, доставлен в клинику 5 дней назад с жалобами на головную боль, головокружение, тошноту и рвоту. В результате несчастного случая подвергся общему облучению гамма-лучами в дозе 200 БЭР (2Гр). В настоящее время чувствует себя хорошо, никаких жалоб не предъявляет. В анализе крови лейкоцитопения, лимфоцитопения, резко снижено количество ретикулоцитов.

1. Какой период лучевой болезни имеется у больного в настоящее время?

2. Как объяснить его жалобы при поступлении?

3. Каков механизм изменений со стороны крови и к каким последствиям могут привести эти изменения?

Задача 14

Больной Н.,32 лет, лечится в клинике по поводу острой лучевой болезни. Две недели тому назад в результате несчастного случая подвергся общему облучению потоком нейтронов (доза - 500 БЭР или 5 Гр).

При поступлении отмечались рвота, понос, головная боль, повышение t тела, эритема, колебания АД и ЧСС. Через 2 дня наступило улучшение самочувствия, беспокоила лишь общая слабость. На 14 день состояние больного вновь ухудшилось. Температура тела повысилась до 39°С, диагностированы пневмония, стоматит и гингивит. На коже и слизистых появились точечные кровоизлияния; в мокроте, моче и кале примесь крови. Отмечались олигурия, гиперазотемия. В анализе крови: эритроциты - 3,5х1012/л; Нв - 70 г/л; ретикулоцитов нет; лейкоциты - 1,5 х 109/л, тромбоциты - 25 х 109/л.

1. Объясните механизм развития геморрагического синдрома,

2. инфекционных осложнений и токсемии?

Задача 15

Больной А., 40 лет, поступил в клинику с жалобами на общую слабость, быструю утомляемость, нарушение сна, головные боли, снижение аппетита, поносы. Считает себя больным в течение последних 2 лет. Заболевание развивалось постепенно, без видимых причин. Последние 10 лет работал рентгенологом. Техникой безопасности нередко пренебрегал. Анализ крови: эритроциты - 3,7х1012/л, Нв - 85г/л, ретикулоциты - 0,1%, лейкоциты -3,8х109/л, лимфоциты - 14%. В мазке много гиперсегментированных нейтрофилов.

1. Назовите патологию, развившуюся у пациента.

2. Объясните механизм развития астенического синдрома, изменения
со стороны системы крови и пищеварения.

Задача 16

Рабочий К., 38 лет, через 30 мин. после выхода из кессона ощутил зуд кожи и сильные колющие боли в мышцах голени и коленных суставов. Появились одышка и сердцебиение. Внезапно наступила слепота.

1. Назовите патологию, развившуюся у пациента. 2. Объясните патогенез указанных симптомов.

2. Укажите меры помощи больному и меры предупреждения подобных проявлений.

Задача 17

Летчик В., 40 лет, поступил в госпиталь для определения годности к летной работе. С этой целью был подвергнут испытанию в барокамере. Через 5 минут после "подъема" на высоту 5000 метров стал жаловаться на головную боль, головокружение. Появились одышка, цианоз кончиков пальцев, лицо побледнело. АД повысилось со 120/70 до 130/75 мм рт.ст., пульс 120 в мин, слабого наполнения. Внезапно пульс и дыхание стали урежаться, АД снизилось, испытуемый потерял сознание.

1. Назовите развившийся патологический процесс. 2. Укажите его основной патогенетический фактор. 3. Назовите и обоснуйте меры помощи пострадавшему.

Задача 18*

На высоте 10000 м произошла аварийная разгерметизация пассажирского авиалайнера. В течение нескольких секунд барометрическое давление в салоне самолета стало равным атмосферному давлению на данной высоте (170 мм рт. ст.). Экипаж не смог произвести срочного снижения, самолет продолжал полет на указанной высоте еще несколько минут.

1. Какие патологические процессы, возникшие в организме у пассажиров в связи с этой аварийной ситуацией, могут угрожать их здоровью и привести к смерти? 2. Каковы причины возникновения и механизмы развития этих патологических процессов? 3. Какой из названных Вами процессов представляет собой наибольшую опасность для жизни пассажиров и почему?

Задача 19.

Придя домой с пляжа, на котором Михаил П., 18 лет, провел 6 часов, он почувствовал слабость, головокружение, пульсирующую боль в голове, озноб, тошноту. Через 30 мин после этого у него началась рвота; температура - 39° С. Прием аспирина и спазмалгина облегчения не принесли, состояние еще более ухудшилось, хотя температура снизилась до 37°С, и Михаил вызвал скорую помощь. По дороге в больницу он потерял сознание, в связи с чем был доставлен в реанимационное отделение.

1. Какой патологический процесс развился у пациента? Ответ обоснуйте. 2. Каковы его возможные причины, стадии и механизмы развития? 3. Почему состояние пациента продолжало ухудшаться на фоне снижения температуры тела? 4. В чем причина потери сознания пациентом?

2. Болезнетворные факторы внешней среды

Date: 2015-10-19; view: 2616; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию