Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция Тема 3: «Теоретические основы конфликтологии и структурные характеристики конфликта»





План.

1. Понятие и структура конфликта.

2. Классификация конфликтов.

3. Причины и динамика (этапы, развитие) конфликтов.

1. Понятие конфликта и его структура

Для решения задач по управлению конфликтами в организации или других социальных системах нас интересуют конфликты в социальном взаимодействии. Под социальным взаимодействием будем понимать различные способы и формы взаимосвязи между субъектами в процессе функционирования в общем для них социальном пространстве. Главным источником со­циального взаимодействия, определяющим его характер, являются мотивы субъектов и их интересы. В зави­симости от направленности интересов, а также способов их реализа­ции социальное взаимодействие может иметь три формы: сотрудничество, конкуренция и конфликт. В процессе сотрудничества внимание взаимодействующих субъ­ектов акцентируется на общих интересах, в конкурентном взаимо­действии реализуются столкнувшиеся интересы конкурирующих между собой субъектов в правовом и этическом поле. В конфликт­ном же взаимодействии разрешение противоположных интересов субъектов происходит на основе нанесения взаимного ущерба или противоборства. В этом и состоит основное отличие конфликта от других форм социального взаимодействия.

На прошлой лекции мы определили понятие конфликта как отношение между субъектами социально­го взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов, убеждений) и/или сужде­ний (мнений, взглядов, оценок и т.п.). Так, например, во время дискуссии, спо­ра, критики или конкуренции, которые схожи с конфликтом по со­циальному взаимодействию, очевидным является наличие противо­положно направленных мотивов и/или суждений у субъектов такого взаимодействия. Но если дискуссия, спор или другие приведенные нами формы социального взаимодействия осуществляются в рамках правовых и нравственных норм, и в них нет противоборства, то мы не можем квалифицировать их как конфликт. В этом как раз и состоит та грань, за которой подобные формы социального взаимодействия переходят в конфликт. Иначе говоря, нарушение правовых или нравственных норм в сложных формах социального взаимодействия приводят к противоборству субъектов данного взаимодействия или к конфлик­ту. Данный вывод имеет глубокий практический смысл в работе с конфликтами. Дело в том, что сложные формы социального взаи­модействия, о которых шла речь выше, несут в себе потенциал кон­фликта, поэтому, если мы хотим избежать перехода их в конфликт, необходимо быть бдительным и корректным в таком взаимодействии и, прежде всего, не нарушать правовые и этические нормы. Если же мы хотим спровоцировать конфликт, то достаточно в процессе дис­куссии, спора, критики и т.п. нарушить этические нормы, например, оскорбить своего оппонента или превысить свои полномочия.

Конфликт как сложный социально-психологический феномен имеет свою структуру, обращение к которой необходимо для анали­за конфликта. Структуру конфликта можно представить следующей схемой:

 

Рассмотрим подробнее каждый структурный элемент конфликта.

Стороны конфликта (субъекты конфликта, конфликтанты) — это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в открытом или скрытом противоборстве. Субъекты конфликтного взаимодействия многообразны, и в про­цессе анализа конфликта их важно дифференцировать по различ­ным основаниям. Самое общее деление субъектов конфликта может быть произведено по носителю мотивов. Это могут быть такие субъекты как личности (личностные субъекты), со­циальные группы, организации, государства, коалиции государств и т.д. Важно иметь в виду, что в реальном конфликте выделенные субъекты могут пересекаться.

Например, конфликт между органи­зациями может сопровождаться конфликтом между руководителя­ми этих организаций или другими их представителями. И наоборот, конфликт между руководителями двух организаций может породить конфликт между самими организациями.

Не менее важно учитывать деление субъектов по функциональ­ному признаку, в соответствии с которым можно выделить явные и неявные (закулисные, скрытые, латентные) субъекты, а также ак­тивные и пассивные субъекты. Анализируя тот или иной конфликт, следует учитывать, что явные субъекты конфликта всегда на виду, их несложно выявить, но не всегда они выполняют главную роль в противоборстве. Часто главным действующим лицом в конфликте выступает скрытый субъект. Он может выступать в роли инициато­ра или подстрекателя конфликта, и если при анализе конфликтно­го взаимодействия акцентировать внимание только на явных субъ­ектах, можно допустить ошибку, не дойти до истинной причины противоборства. Не менее опасны в конфликте активные субъекты, которые могут выступать в качестве явных или скрытых субъектов противоборства. Выявление таких субъектов не составляет особого труда, но работа с ними всегда носит сложный характер.


Предмет конфликтаэто то, из-за чего возникает конфликт. Пред­метом конфликта может быть вещественная реальность (территория, финансы, предметы, материальные ресурсы и т.д.) и духовная реаль­ность (авторитет личности, социальный статус, полномочия и обязан­ности, взгляды и убеждения, имидж и репутация организации и т.д.). При анализе предмета конфликта следует иметь в виду, что он может быть реальным или надуманным, и тогда мы будем иметь дело либо с реальным (предметным) конфликтом, либо с мнимым (беспредмет­ным). Каждый из выделенных конфликтов по предмету должен иметь свои подходы к разрешению. Если в первом случае стратегия в разре­шении конфликта должна строиться на работе с предметом конфлик­та или на изменении отношения к предмету со стороны конфликтую­щих, то во втором случае основные усилия должны быть направлены на устранение мнимых представлений у их носителей.

Образ конфликтной ситуацииэто субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимодействия предмета кон­фликта. При анализе данной составляющей конфликта следует учи­тывать степень адекватности восприятия субъектом предмета кон­фликта. Здесь мы можем столкнуться со следующими вариантами:

1. Образ конфликтной ситуации завышен (ОК > П), т.е. субъ­ект воспринимает предмет конфликта неоправданно значимым, «из мухи раздул слона».

2. Образ конфликтной ситуации занижен (ОК < П), т.е. субъект существенно занижает оценку конфликта.

3. Образ конфликтной ситуации адекватен (ОК = П), когда пред­мет конфликта оценивается субъектам реально, объективно.

При этом важно заметить, что каждый из трех вариантов состо­яния образа конфликтной ситуации находит свое отражение в по­ведении субъекта в конфликте. Так, при завышенном восприятии предмета поведение субъекта будет отличаться активностью, стрем­лением к выигрышу в противоборстве, сопровождаться агрессией. При заниженном образе конфликтной ситуации субъект будет вести себя пассивно, проявлять сниженный интерес к проблеме, демон­стрировать готовность к уступкам. При адекватном же восприятии предмета конфликта от субъекта можно ожидать конструктивного поведения, стремления к конструктивному разрешению проблемы.

Очевидно, работа с личностью должна быть направлена на обеспечение адекватного восприятия ею предмета конфликта. Возможные варианты взаимодействия субъектов конфликта на основе оценки образа конфликтной ситуации.

ВОЗМОЖНЫЙ ВАРИАНТ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ ВЕРОЯТНОСТЬ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА СТРАТЕГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СУБЪЕКТАМИ КОНФЛИКТА
       
    ок>п ок>п Поведение первого субъекта: активен, агрессивен, стремится к выигрышу Низкая Работа с конфликтующими сторона­ми, чтобы обеспечить их адекватное восприятие предмета конфликта
    Поведение второго субъекта: активен, агрессивен, стремится к выигрышу        
  ок>п ок<п Поведение первого субъекта: активен, агрессивен, стремится к выигрышу Мнимое разрешение конфликта за счет уступ­ки второго субъекта В первую очередь необходимо ра­ботать с первым субъектом, чтобы он объективно оценил предмета конфликта Второму субъекту необходимо раскрыть опасность недооценки предмета конфликта
    Поведение второго субъекта: пассивен, готов на уступки        
    ок<п ок<п Поведение первого субъекта: пассивен, готов на уступки Мнимое разрешение конфликта за счет уступки одного или обоих субъ­ектов Работа с конфликтующими сторона­ми, чтобы обеспечить их адекватное восприятие предмета конфликта. Разъяснение им последствий ухода от проблемы
    Поведение второго субъекта: пассивен, готов на уступки        
  ок>п ок = п Поведение первого субъекта: активен, агрессивен, стремится к выигрышу Средняя Работа в основном с первым субъ­ектом. Разъяснение ему опасности занятой позиции
    Поведение второго субъекта: конструк­тивен, реально оценивает ситуацию, готов к компромиссу, конструктивному раз­решению конфликта        
    ок<п ок=п Поведение первого субъекта: пассивен, готов на уступки Высокая ■ Работа в основном с первым субъ­ектом. Разъяснение ему проблем, которые могут возникнуть в связи с занятой позицией: это может, напри­мер, спровоцировать неконструктив­ные действия второго субъекта
    Поведение второго субъекта: конструк­тивен, реально оценивает ситуацию, готов к компромиссу, конструктивному раз­решению конфликта        
    ок<п ок=п Поведение второго субъекта: конструк­тивен, реально оценивает ситуацию, готов к компромиссу, конструктивному раз­решению конфликта Высокая ■ Активно вести работу по скорейше­му конструктивному разрешению проблемы
    Поведение второго субъекта: конструк­тивен, реально оценивает ситуацию, готов к компромиссу, конструктивному раз­решению конфликта        
           

Позиции конфликтующих сторонэто определенным образом выстроенная система отношений оппонентов к элементам конфликтной ситуации, ко­торая проявляется в соответствующем поведении, это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе, это их откры­тые требования. Характерной особенностью позиции как структурно­го элемента конфликта является ее открытость. Поэтому медиатору не представляет труда установить позиции конфликтующих. Это, по­жалуй, самое простое при анализе конфликта. Но здесь следует иметь в виду то обстоятельство, что в позиции конфликтанта находят от­ражение многие структурные элементы конфликта — предмет, образ конфликтной ситуации, влияние других субъектов и другое. Поэтому позиция иногда может быть нечетко выражена, быть устойчивой или гибкой, принципиальной или беспринципной и т.д.



Мотивы конфликтаэто истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъект социального взаимодействия к конфликту. Мотивы выступают в форме потребностей, интересов, це­лей, идеалов, убеждений и т.п. Оценка мотивов конфликта является самым важным и сложным моментом его анализа. С одной стороны установленные мотивы конфликта позволяют предметно работать с конкретными субъектами противоборства, а с другой стороны выяв­ление мотивов представляется весьма сложным делом. И проблема здесь заключается в том, что субъекты конфликта часто скрывают свои мотивы или не осознают их. Решение данной проблемы возмож­но на основе дифференцированного подхода к мотивам конфликта. При этом мотивы следует различать по уровням:

1. Низший уровень — влечения, желания, хотения.

2. Средний уровень — потребности и интересы.

3. Высший уровень — убеждения, принципы, идеалы.

Низший уровень мотивов характеризуется недостаточной осо­знанностью субъектом конфликта своих намерений в конфликтном взаимодействии. Часто такой субъект в конфликте выражает инте­ресы закулисных субъектов, выступая марионеткой. В этом случае его мотивы скрыты от медиатора не по воле субъекта. Характерным признаком неосознанности мотивов является нечеткая позиция конфликтанта. В этом случае он не может четко сформулировать свои требования.

Основу среднего уровня мотивов составляют интересы субъек­та, которые характеризуется достаточной осознанностью им своих устремлений в конфликте. Такие мотивы субъектом конфликта ча­сто скрываются за его позицией в конфликте, которая находит до­вольно четкое выражение. Иногда конфликтант скрывает мотивы среднего уровня под видом высших мотивов (убеждений, идеалов, принципов).

Высший уровень мотивов характеризуется высокой осознаннос­тью субъектом конфликта своих действий. Ценность и значимость для конфликтанта таких мотивов настолько высока, что он открыто заявляет о них. В данном случае позиция и мотивы субъекта конфлик­та адекватны, т.е. его требования открыто опираются на его мотивы.

Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть особую связь мотивов с позицией. Позиция всегда опирается на мотивы, среди ко­торых могут быть истинные, ложные или неосознанные. Эту связь схематично можно выразить в следующей речевой конструкции:

Позиция: Я требую... Мотив: Потому что у меня...







Date: 2015-10-19; view: 411; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию