Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Создание, реорганизация и ликвидация коммерческой организации
Создание коммерческой организации. Коммерческие организации создаются путем их учреждения. Процесс учреждения коммерческих организаций регулируется нормами ГК РФ, федеральных законов о соответствующих организационно-правовых формах коммерческих организаций, ФЗ«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 года № 129-ФЗ[10] (далее – Закон о регистрации). Учреждение коммерческой организации можно условно разделить на три стадии: 1) Разработка документов, необходимых для регистрации коммерческой организации. 2) Государственная регистрация коммерческой организации. 3) Формирование минимального обособленного имущества коммерческой организации, гарантирующего права ее кредиторов. 1. Разработка документов, необходимых для регистрации коммерческой организации. Согласно ст. 12 ФЗЗакона о регистрации при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: - подписанное заявителем заявление о государственной регистрации; - решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; - учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); - документ об уплате государственной пошлины. Из перечисленных документов решение о создании юридического лица и учредительные документы являются документами, которые необходимо разработать учредителями для регистрации коммерческой организации. Принятие решения о создании коммерческой организации происходит на собрании лиц, учреждающих общество. Решение о создание коммерческой организации должно быть принято единогласно. Оно может оформляться в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации. На собрании лиц, учреждающих общество, должен быть принят учредительный документ коммерческой организации. Учредительным документом коммерческой организации, за исключением хозяйственных товариществ, является устав. Учредительным документом хозяйственных товариществ является учредительный договор, который заключается его учредителями (участниками). 2. Государственная регистрация коммерческой организации. Согласно ст. 8 Закона о регистрации государственная регистрация коммерческой организации осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Указанным органом в РФ является Федеральная налоговая служба (ФНС России) (абз. 2 п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506[11]). Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в ЕГРЮЛ. С указанного момента коммерческая организация считается созданной. 3. Формирование минимального обособленного имущества коммерческой организации, гарантирующего права ее кредиторов. Под формированием минимального обособленного имущества коммерческой организации, гарантирующего права ее кредиторов, понимается процесс закрепления принадлежащего учредителям имущества за создаваемым юридическим лицом. Формирование минимального обособленного имущества может происходить как до момента регистрации коммерческой организации, так и после указанного момента. Размер названного имущества коммерческой организации, а также процедура его формирования зависит от организационно-правовой формы коммерческой организации. Необходимость формирования минимального обособленного имущества обусловлена потребностью в защите имущественных прав кредиторов коммерческой организации. Обеспечительная функция проявляется в том, что размер чистых активов коммерческой организации, который определяется разницей между активом и пассивом организации, не может быть меньше размера минимального обособленного имущества. В противном случае, коммерческая организация должна уменьшить размер своего минимального обособленного имущества, а если размер чистых активов будет меньше минимального размера, установленного законом или учредительными документами, то коммерческая организация обязана ликвидироваться. Между тем следует отметить, что имущество коммерческой организации не исчерпывается минимальным обособленным имуществом, гарантирующим права его кредиторов. В ходе своей деятельности коммерческие организации вправе приобретать иное имущество, которое может не входить в состав минимального обособленного имущества. Реорганизация коммерческой организации. Реорганизация коммерческой организации осуществляется в пяти формах: - Слияние нескольких коммерческих организаций в одну. - Присоединение одной коммерческой организации к другой. - Разделение коммерческой организации на несколько новых. - Выделение из состава коммерческой организации другой коммерческой организации. - Преобразование коммерческой организации одной организационно-правовой формы в коммерческую организацию другой организационно-правовой формы. По общему правилу реорганизация коммерческой организации осуществляется по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Однако указанное правило знает исключения. Так, например, в случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц может осуществляться по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Так, например, согласно ч. 1 ст. 38 «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ[12] в случае систематического злоупотребления своим доминирующим положением коммерческими организациями, занимающими доминирующее положение, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком Российской Федерации) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. В некоторых случаях осуществление реорганизации коммерческой организации в форме слияния, присоединения или преобразования по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Так, например, нормы ст. 27 Закона о защите конкуренции устанавливают случаи, когда слияние коммерческих организаций или присоединение одной или нескольких коммерческих организаций может осуществляться с предварительного согласия антимонопольного органа. Коммерческая организация считается реорганизованной, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Суть реорганизации, в какой бы форме она ни осуществлялась, заключается в том, что все права и обязанности реорганизуемой коммерческой организации переходят к одной или нескольким другим возникающим коммерческим организациям. Названный переход прав и обязанностей именуется правопреемством[13]. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются. Таким образом, при реорганизации в форме разделения и выделения правопреемство происходит на основании передаточного акта. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица (ст. 59 ГК РФ). Одним из важных аспектов правового регулирования реорганизации коммерческой организации является проблема защиты прав кредиторов реорганизуемого юридического лица. Реорганизация юридического лица, прежде всего, может отрицательно сказаться на имущественных интересах его кредиторов, так как в ее результате может произойти уменьшение стоимости имущества коммерческой организации-должника, предвидя которую, кредиторы не стали бы вступать в правоотношения с указанной организацией. При этом следует учитывать, что уменьшение стоимости имущества может произойти как при разделении и выделении, так и в результате слияния и присоединения. В первом случае уменьшение может произойти за счет распределения имущества коммерческой организации между несколькими юридическими лицами, образованными в результате реорганизации, во втором случае - в результате перехода к коммерческой организации значительных по размеру долгов другой организации. Несмотря на указанные возможные негативные последствия для гражданского оборота от реорганизации, законодатель наделяет коммерческие организации правом на реорганизацию, устанавливая при этом гарантии прав кредиторов реорганизуемой коммерческой организации (ст. 60 ГК РФ). Суть защиты прав и законных интересов кредиторов реорганизуемой коммерческой организации сводится к следующей идее. Если кредиторы коммерческой организации, вступая с ней в имущественные правоотношения, предполагали ее известное имущественное положение, которое может быть ухудшено в результате реорганизации, то коммерческие организации вправе осуществлять реорганизацию при условии предоставления своим кредиторам возможности получить удовлетворение своих требований до начала процедуры реорганизации. Названая возможность кредиторов реорганизуемой коммерческой организации обеспечивается путем наделения их правом требования досрочного исполнения своего обязательства, т.е. исполнения обязательства до начала процедуры реорганизации. При этом следует отметить, что указанная возможность является правом кредитора, а не его обязанностью. Это значит, что если кредитор полагает, что процедура реорганизации коммерческой организации не повлечет ущемления его имущественных интересов, то он может не требовать досрочное исполнение обязательства. В таком случае обязательство подлежит исполнению правопреемниками коммерческой организации. Приведенная выше идея находит свое развитие в нормах ст. 60 ГК РФ. Так, согласно, п. 2 ст. 60 ГК РФ кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом. С целью своевременной информированностью кредиторов о реорганизации коммерческой организации нормами п. 1 ст. 60 ГК РФ устанавливается обязанность юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации. Ликвидация коммерческой организации. Под ликвидацией коммерческой организации понимается ее прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства ее прав и обязанностей к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Из приведенного легального определения понятия ликвидации следует, что она влечет прекращение коммерческой организации. Однако, здесь следует обратить внимание на то, что прекращение деятельности коммерческой организации может происходить не только в результате ликвидации. Коммерческая организация может прекратить свое существование при реорганизации. Так, например, в случае разделения организации «А» на организации «А-1» и «А-2», организация «А» прекратит свое существование. В связи с этим возникает вопрос о различии между реорганизацией и ликвидацией. Существенным признаком, позволяющим отграничить институт реорганизации коммерческой организации от института ее ликвидации, является наличие или отсутствие правопреемства при прекращении коммерческой организации. Если прекращение коммерческой организации влечет правопреемство, то это реорганизация. В вышеприведенном примере после прекращения организации «А» все ее права и обязанности перешли в порядке правопреемства к организациям «А-1» и «А-2». Если же прекращение коммерческой организации не влечет правопреемство, т.е. перехода ее прав и обязанностей к другим лицам, то это будет являться институтом ликвидации коммерческой организации. Таким образом, в отличие от реорганизации, ликвидация является таким прекращением коммерческой организации, которое не влечет перехода прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам. Общие правила, регулирующие ликвидацию коммерческой организации, закрепляются в ст. 61-65 ГК РФ, которые сводятся к следующему. Коммерческая организация может быть ликвидирована: - по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами; - по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Также коммерческая организация может быть ликвидирована в случае признания ее несостоятельной (ст. 65 ГК РФ). Процедуру ликвидации коммерческой организации можно разделить на 5 основных шагов. Date: 2015-10-19; view: 472; Нарушение авторских прав |