Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Суды общей юрисдикции
Следующим звеном судебной системы являются суды общей юрисдикции, которые осуществляют правосудие по уголовным, гражданским и административным делам по первой инстанции, а также по второй инстанции (действуя по жалобе сторон, протесту прокурора и т.д.). Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» и Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года №1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ». Общая численность судей федеральных судов общей юрисдикции устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Председатель и судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Все остальные судьи (кроме мировых) назначаются Президентом РФ по рекомендации Верховного Суда и Высшей квалификационной коллегии судей. В настоящее время в системе судов общей юрисдикции только мировые судьи относятся к судам субъектов Федерации, все остальные суды являются федеральными (верховные суды субъектов РФ; районные суды; военные суды; специализированные суды). Суды, входящие в систему судов общей юрисдикции, подразделяются на две подсистемы: суды общие (гражданские) и военные.
Организация районных судов предусмотрена в ст. 21 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации». Районный суд в пределах своей компетенции разрешает дела в качестве суда первой и второй (апелляционной) инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные данным законом, является вышестоящей апелляционной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на их территории. Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется судьей районного суда единолично. Районные суды обладают самой широкой компетенцией в разрешении дел по существу. Они рассматривают уголовные и гражданские дела. Например, уголовные дела о преступлениях против собственности (грабежи, разбои и т.д.), причинении смерти по неосторожности, об умышленных убийствах без отягчающих обстоятельств, незаконном изготовлении, приобретении, хранении, сбыте наркотических средств или психотропных веществ; гражданские дела о восстановлении на работе, лишении родительских прав, об установлении отцовства, жилищные споры и др. Дела об административных правонарушениях тоже рассматриваются районными судами. Кроме того, районные суды на своей территории разрешают все вопросы, связанные с приведением в исполнение приговоров и решений, поступивших из вышестоящих, военных и арбитражных судов. Организация работы в районном суде определяется кругом и характером стоящих перед ним задач. Ее формы и методы во многом обусловлены штатной численностью суда, особенностями обслуживаемого им судебного района, деловыми качествами судей, их личными наклонностями, материально-техническими условиями, в которых работает суд, количеством поступающих дел. Военные суды РФ, являясь федеральными судами общей юрисдикции, осуществляют судебную власть в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральному конституционному закону от 23 июня 1999 г. «О военных судах Российской Федерации», они создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах и рассматривают подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Военным судам подсудны: • гражданские и административные дела о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений; • дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие; граждане, проходящие военные сборы; граждане, уволенные с военной службы; граждане, прошедшие военные сборы, – за преступления, совершенные ими в период прохождения военной службы или военных сборов; • дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими либо гражданами, проходящими военные сборы.
Возможность создания специализированных судов предусмотрена ФКЗ от 3 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» для рассмотрения отдельных типов гражданских дел. Существуют также суды особого вида – суды присяжных. Конституцией Российской Федерации закреплено право обвиняемого в совершении особо тяжкого преступления против жизни на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Суд присяжных заседателей образуется при суде общей юрисдикции в составе судьи и 12 присяжных заседателей. Приговоры, вынесенные судом присяжных, обжалуются (обвиняемым, его представителем) и опротестовываются (прокурором) в Верховный Суд РФ. (Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ».
Верховный Суд РФ – высший судебный орган по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющий в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов Российской Федерации, кроме Конституционного Суда РФ и арбитражных судов. Это непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к верховным судам субъектов РФ, окружным (флотским) военным судам. Положением Верховного Суда в системе судов России обусловлены те функции, которые он осуществляет, а именно: 1) в пределах своих полномочий рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам; 2) изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел; 3) осуществляет контроль за выполнением судами РФ руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда; 4) разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров России; 5) реализует право законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ; 6) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законом. Верховный Суд РФ является судом первой инстанции по ряду дел: 1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, Судебного департамента при Верховном Суде, Центрального банка, Центральной избирательной комиссии, государственных внебюджетных фондов, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций; 2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента, Федерального Собрания, Правительства, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ; 2.1) об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы; 2.2) об оспаривании ненормативны х правовых актов Генеральной прокуратуры и Следственного комитета, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации. 3) об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей и решений квалификационных коллегий судей субъектов РФ о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд РФ предусмотрено федеральным законом; 4) о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ; 5) о прекращении деятельности средств массовой информации; 6) об оспаривании решений Центральной избирательной комиссии Российской; 7) об отмене регистрации кандидата на должность Президента РФ, об отмене регистрации кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации; 8) о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы; 9) о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ; 10) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Президентом РФ в соответствии со статьей 85 Конституции; и др. Кроме того Верховный Суд Российской Федерации: 1) в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения; 2) обращается в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров; 3) выносит заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления при выдвижении Государственной Думой обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 4) принимает заключение о наличии в действиях Генерального прокурора и (или) Председателя Следственного комитета признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу; 5) разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации и т.д.; Верховный суд осуществляет в установленных законом процессуальных формах надзор за деятельностью других судов (обладает правом кассационного пересмотра их постановлений), а также дает разъяснения по вопросам судебной практики. Вместе с тем Верховный Суд РФ не имеет права командовать деятельностью нижестоящих судов. Верховный Суд Российской Федерации состоит из 170 судей Верховного Суда Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации действует в следующем составе: 1) Пленум Верховного Суда РФ (действует в составе Председателя и заместителей Председателя Верховного Суда); 2) Президиум Верховного Суда РФ (входят Председатель Верховного Суда, его заместители и судьи Верховного Суда РФ); 3) Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ - в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации; 4) Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда; 5) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда; 6) Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда; 7) Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда; 8) Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда; 9) Дисциплинарная коллегия Верховного Суда РФ - в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным законом от 7 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается законами субъектов РФ. Мировой судья рассматривает в первой инстанции: 1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы; 2) дела о выдаче судебного приказа; 3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; 4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей 50 тысяч рублей; 5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным; 6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей 50 тысяч рублей; 7) дела об определении порядка пользования имуществом; 8) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи административным Кодексом РФ. Деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом, или по инициативе Верховного Суда, согласованной с соответствующим субъектом РФ. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок. Date: 2015-10-19; view: 335; Нарушение авторских прав |