Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебный вопрос № 1. Личность как активный субъект





Лекция

по учебной дисциплине «Политология и социология»


Тема № 6. Личность как социальный тип и деятельный субъект

 

Учебные и воспитательные цели:

1. Дать представление о сущности и структуре личности как социальной системы, процессе ее социализации в обществе.

2. Показать механизмы социальной деятельности и социального поведения личности в системе социального контроля общества.

 

Материальное обеспечение

 

1. Мультимедийный комплекс.

2. Классная доска, мел, указка.

 

Литература

1. Социология. Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М.: Юнити, 2006, с. 252-270.

2. Мухаев Р.Т. Социология. М.: Юнити, 2005, с. 158-170.

3. Фролов С.С. Социология. М.: Гардарики, 2006, с. 68-79.

 

Учебные вопросы

 

1. Личность как активный субъект.

2. Понятие социализации личности, ее способы и этапы.

Раздел гуманитарной или социальной науки, изучающий личность, всегда вызывает повышенный интерес и внимание. И это понятно, ведь речь идет о каждом из нас.

Основания, в силу которых социология должна заниматься проблемами человеческой личности, весьма просты: вся общественная жизнь – совокупность явлений и процессов, происходящих между людьми, поэтому особенности людей воздействующих друг на друга, не могут быть безразличны для исследователя этих процессов.

Но речь идет не только об особенностях, они, как известно, могут изменяться. Речь идет об установлении того, существуют ли какие-то основные элементы, составляющие неизменную «природу человека», постоянным образом определяющую поведение людей, познание которой могло бы стать основой предвидения человеческого поведения в различных ситуациях. Мы стремимся получить сведения, которые могли бы помочь нам лучше разобраться в себе, в других людях, хотя это и непросто.

Непросто потому, что личность наряду с культурой, пожалуй, самое емкое, многомерное, трудноуловимое понятие. Уложить личность как целостную социальную многомерность в рамки логически строгих научных конструкций не просто – «личность» постоянно сопротивляется, стремится выйти из этих рамок. Но всякая наука, в том числе и социология, изучает типичное, повторяющееся. Даже исследуя неповторимое, индивидуальное наука обязана выделять определенные показатели, критерии по которым можно, и следует анализировать индивидуальность. Научно-социологический анализ личности вследствие этого, волей-неволей формирует столь подвижный объект изучения, пренебрегает частностями, не отвлекаясь на «сиюминутное», хотя, может быть и очень привлекательное, яркое.


Учебный вопрос № 1. Личность как активный субъект

Из ранее пройденного материала мы усвоили, что элементами любых социальных систем, являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные организации и системы, принятых в обществе норм и ценностей, т.е. через культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него системоформирующее воздействие. Человек становится т.о. не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру. Социология не рассматривает личность во всем ее многообразии, т.е. как продукт природы, а изучает ее как совокупность общественных отношений, т.е. как продукт общества.

Личность изучается комплексом наук. Социология – одна из решающих, определяющих в этом комплексе, но она все-таки не способна заменить все остальные: философию, этику, психологию, социальную психологию, педагогику и т.д. На социологию личности они оказывают значительное влияние. Прежде всего, это относится к таким наукам как философия и психология. Философские концепции в большей степени оперируют таким понятием как «Человек», которое включает в его биологическую, и ментальную и культурную природу. Они сосредотачиваются на изучении смысла жизни, сущности человека, общих закономерностей его развития как существа био-социального.

Психологические теории обращают внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения в различных ситуациях, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. Вовлекая в круг своих размышлений данные самых различных наук, социология между тем, преимущественно концентрируется на одном ресурсе изучения личности – личность как источник социальной жизни, как ее единственный реальный носитель и деятель, как далее неразделимый элемент социальной жизни, социальных взаимодействий институтов и т.д.


Социологов интересуют, прежде всего, социальные качества, которые формируются у людей в процессе общежития, взаимодействия с другими людьми, несколько абстрагируясь от всего остального. Для социолога личность – это то социально-типическое, что делает людей похожими друг на друга.

Что мы понимаем под категорией личности? Существует несколько подходов:

1. Личность – есть конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная интеграция в индивиде социально значимых черт и социальных отношений данного общества.

2. Личность – это единичный человек, как система устойчивых качеств, свойств реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко – в социальной жизни.

3. Личность – интегральное социальное качество, которое формируется у индивида, в процессе включения его в систему общественных отношений, освоения им материальных и духовных продуктов человеческой культуры.

Наиболее отражающим сущность личности на наш взгляд является определение, в котором под личностью понимается «устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения».

При таком подходе, на наш взгляд, ничто человеческое (за исключением немногого, сугубо инстинктивного, чисто биологического) в том числе темперамент, эмоции, присущие данному человеку, не исчезают в его личности. Но личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта, следовательно, наличие у личности врожденных способностей, темперамента и предрасположенности к той или иной деятельности не отрицается.

На возникновение и развитие личностных черт, формирование личности оказывают влияние следующие факторы:

§ Биологическая наследственность, которая сама по себе не формирует личность, так как культура и опыт с генами не передаются. Но учет ее в изучении личности очень важен так как:

- во первых, наследственность создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность находиться под водой и т.п.;

- во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

§ Физическое окружение. Некоторые исследователи считают, что групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах. В действительности, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. Таким образом, можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.

§ Культура. Определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени находится то или иное общество (например, уход за детьми, их обучение общению посредством язык, одобрение или неодобрение их поступков поощрением или наказанием). Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которых в силу различных обстоятельств другие общества предложить не могут. Например, личностные различия, сформировавшиеся в условиях мусульманской и христианской культур. Каждое общество развивает или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Иногда их называют модальной личностью (т.е. наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями присущими культуре общества в целом). Такие личности, воплощающие в себе средние общепринятые черты можно найти в каждом обществе. О модальных (или базисных) типах говорят тогда, когда речь идет о «средних» американцах, французах и т.п. Это так называемый социально одобряемый тип личности для данного общества. Наряду с модальным типом, в социологической литературе встречается понятие «нормативная личность», та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры.


Личностные образцы усваиваются членами общества с раннего детства. Чем более устойчива, стабильна жизнь общества, (а, следовательно, и постоянны культурные нормы), тем менее изменчивы личностные образцы. В стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах, поведении и фантазиях меньше и меньше отрывается от навязанного «идеального» стереотипа.

Трудно найти общепринятый тип личности также в сложных обществах, состоящих из множества субкультур, т.к. каждая из них наделена собственными личностными образцами.

§ Групповой опыт. Новорожденный не имеет своего собственного «Я». Долгое время, развиваясь, он начинает различать физические границы собственного тела, учится устанавливать различия между другими людьми по именам, и только примерно к полутора годам начинает использовать понятие «Я», осознавая себя отдельным человеческим существом. Формирование человека как личности – это построение собственного «Я» на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями, это постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт. Ребенок, лишенный в детстве человеческого окружения не может стать личностью, так как у него полностью отсутствует представление как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных ему существ.

Как считает американский психолог, и социолог И. Кули, каждый человек строит свое «Я», основываясь на восприятии им реакций других людей, с которыми он вступает во взаимодействие. Каждый ребенок, по его мнению, действия которого оцениваются и вознаграждаются, будет ощущать чувство уверенности в своих силах. В тоже время даже самый талантливый и одаренный, усилия которого будут оценены ближайшим окружением как неудачные, будет не уверен в своих способностях. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает умный он или глупый, привлекателен или некрасив.


§ Уникальный индивидуальный опыт. Невозможно в обыденной жизни создать условия, в которых хотя бы два ребенка имели абсолютно одинаковое окружение, даже у близнецов не получится испытывать одни и те же радости и огорчения. Потому, что каждый личностный опыт уникален, никому в точности не удается повторить его. Индивидуальный опыт уникален еще и тем, что личность не просто суммирует этот опыт, но и интегрирует его, каждое событие, явление она как бы соотносит со своим прошлым опытом, а также опытом своих близких, знакомых. Поэтому и процесс интеграции опыта и его результат неповторимы, уникальны.

Вместе с тем в личности они представлены лишь в тех проявлениях, которые значимы для социальной жизни.

Проблема «личность и общество» в самой социологии выступает в двух основных относительно-независимых, но тесно связанных ракурсах:

I. Осмысление того, каким образом устроена социальная жизнь как социальные институты, общности, общество в целом соотносится с потребностями единичной личности. Здесь выделяется как бы два «этажа» социальных процессов:

1) Стремление личности по-новому обустроить свои отношения, социальные институты, культуру с тем, чтобы найти эффективные, с точки зрения личных потребностей (гражданское общество, идея приоритета личности и т.д.).

2) Проявление независимости социальных институтов, общества от личности (индивид застает как готовые, устойчиво функционирующие социальные связи, институты и не вправе их переустраивать, изменять по своему разумению).

II. Осознание того, как личность взаимодействует с другими в конкретном социуме, насколько способна проявить свою независимость, автономность.

В структуре личности можно выделить два компонента:

· Совокупность отношений с внешним миром;

· Внутренние индивидуальные отношения и качества.

Совокупность разнонаправленных связей с внешним миром, их характер определяется с одной стороны положением личности в обществе (его статусом и ролью), с другой конкретными предметами его деятельности.

Важнейшие компоненты структуры личности: память, культура и деятельность.

Память – это система знаний, которые интегрировала личность в процессе жизненного пути.

Культура личности – совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в процессе практической деятельности.

Деятельность – целенаправленное воздействие субъекта на объект субъектом деятельности всегда выступает человек, или персонифицируемая им социальная общность, а объектом могут быть и человек и материальные либо духовные условия жизни.

В какой мере общество способно влиять на личность, насколько общество обуславливает внутренний мир личности (тюремный эксперимент Филиппа Зимбордо).

Влияние среды – это в том числе влияние определенной социокультурной обстановки, включая традиции, принятые нормы поведения. Культурные стандарты той или иной социальной роли существенно сказываются на поведении конкретной личности в данном обществе.

В любом обществе выполнение определенных функций требует послушания. Личность достаточно «отзывчиво» реагирует на требования, стандарты, принятые в обществе, ожидания от нее. Любая социальная группа стремится, чтобы личность вела себя более или менее идентично принятым в данной общности нормам, ожиданиям. Войдя в общность, пользуясь теми преимуществами, которые она представляет, ты обязан платить солидарностью и даже в определенной степени идентичностью своего духовного мира. Ты должен вести себя, так как в этой общности принято, ты должен выполнять свою роль в общности, так как от тебя ждут, причем в зависимости от:

- сплоченности социальной общности;

- наличия жестких регламентов поведения обязывающая сила воздействия социальной общности будет различно.

Каковы же механизмы обуславливания социальной средой поведения конкретной личности, рассмотренные в контексте ролевой теории?

1. Механизм отбора. Для осуществления тех или иных функций личность должна обладать определенными способностями, уровнем подготовки, биологическими качествами. Не любая личность может рассчитывать на ту или иную социальную роль. В обществе, где сложились элементы сословной организации (как в явной, так и в неявной форме), могут быть требования и по социальному, национальному происхождению.

- Это ведет к тому, что еще до воспитания носители роли, социальная среда отбирает в круг исполнителей того или иного статуса людей с определенными свойствами, качествами (пример – формирование офицерства в дореволюционный период, и после революции (аристократизм поведения).

- В различных ситуациях принципы отбора могут уточняться. Особенно когда роль идет об отборе для выдвижения. Так в условиях глубоких перемен общества требуются люди, прежде всего решительные, энергичные, способные идти на обострение ситуации.

- По мере выбора происходит углубление именно тех качеств и способностей, которые необходимы личности для избранного вида деятельности.

2. Механизм предписывания. Социальная среда через образец выполнения социальной роли функционально и социокультурно предписывает личности тот стандартный набор, прежде всего моральных, трудовых и т.д. качеств, которыми она должна обладать, которым должна соответствовать. Данные предписания могут выслушать как в виде жестко фиксированных требований (воинских уставов), так и в виде своеобразных пожеланий к личности. В системе формализованных социальных институтов есть те формальные требования, стандарты, следовать которым строго обязательно. Особенно жестко механизмы предписывания действуют в условиях армии. Там шире и ролевой набор, подлежащий предписанию и контроль за их выполнением. Соответствуя в полной мере этим предписаниям, личность получает достаточно высокую вероятность эффективного решения своих целей, ощутимые гарантии того, что она получит воздаяние, признание, материальное вознаграждение, кадровое продвижение.

3. Механизм социального контроля. Общество, социальная группа не только отбирают людей для выполнения тех или иных ролей, не только предписывают (предлагают) им образцы соответствующего ролевого поведения, но и контролируют, чтобы тот, кто взял на себя ту или иную роль, исполнял ее в соответствии с определенными ролевыми нормами.

Жесткость социального ролевого контроля зависит от того:

а) насколько формализованы роль (военные);

б) Насколько важен тот или иной компонент ролевого поведения.

Контроль осуществляется в самых различных формах: от воздействия общественного мнения до репрессий.

Итак, внешняя социальная среда, а точнее функции, социальные роли, выполняемые индивидом в социальных институтах и общностях, обуславливают важнейшие черты, свойства личности.

4. Механизм санкций – реакция группы (общности) на поведение индивида в социально значимых ситуациях.

Санкции могут быть:

а) негативными (наказания);

б) позитивными (поощрения).

Обычно в обиходном языке под санкциями подразумеваются только наказания.

Далее санкции можно разделить на:

- Формальные – реакции формальных институтов на определенное поведение.

- Неформальные – реакции общественного мнения, неформальных институтов.

Кроме того: игровые, этические, сатирические, религиозные и т.д.

 

Выводы

1. Личность в социологических теориях выступает как система социально-значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества или социальной общности, как продукт общественного развития.

2. Основными факторами, обуславливающими формирование личности являются: биологическая наследственность; физическое окружение, культура, групповой опыт и уникальный индивидуальный опыт.

3. Основными элементами структуры личности являются память, культура, деятельность.


 







Date: 2015-10-19; view: 2192; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию