Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда





Инструкция

В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни, переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.

Прочитав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от 0 до 6, подходящий, по вашему мнению:

0 — это ко мне совершенно не относится;

1 — мне это не свойственно в большинстве случаев;

2 — сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;

3 — не решаюсь отнести это к себе;

4 — это похоже на меня, но нет уверенности;

5 — это на меня похоже;

6 — это точно про меня.

 

Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
   
  1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.
  2. Нет желания раскрываться перед другими.
  3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.
  4. Предъявляет к себе высокие требования.
  5. Часто ругает себя за сделанное.
  6. Часто чувствует себя униженным.
  7. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.
  8. Свои обещания выполняет всегда.
  9. Теплые, добрые отношения с окружающими.
  10. Человек сдержанный, замкнутый, держится ото всех чуть в стороне.
  11. В своих неудачах винит себя.
  12. Человек ответственный; на него можно положиться.
  13. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.
  14. На многое смотрит глазами сверстников.
  15. Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.
  16. Собственных убеждений и правил не хватает.
  17. Любит мечтать - иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.
  18. Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживании обид, мысленно перебирая способы мщения.
  19. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него не проблема.
  20. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.
  21. Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе, занят собой.
  22. Люди, как правило, ему нравятся.
  23. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.
  24. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.
  25. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
  26. С окружающими обычно ладит.
  27. Всего труднее бороться с самим собой.
  28. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих.
  29. В душе оптимист, верит в лучшее.
  30. Человек неподатливый, упрямый, таких называют трудными.
  31. К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.
  32. Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.
  33. Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относятся, любят его.
  34. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.
  35. Человек с привлекательной внешностью.
  36. Чувствует себя беспомощным, нуждается в том, чтобы кто-то был рядом.
  37. Приняв решение, следует ему.
  38. Принимая, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других людей.
  39. Испытывает чувство вины, даже если винить себя как будто не в чем.
  40. Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.
  41. Всем доволен.
  42. Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.
  43. Чувствует вялость: все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.
  44. Уравновешен, спокоен.
  45. Разозлившись, нередко выходит из себя.
  46. Часто чувствует себя обиженным.
  47. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий, не хватает сдержанности.
  48. Бывает, что сплетничает.
  49. Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.
  50. Довольно трудно быть самим собой.
  51. На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает.
  52. Происходящее с ним толкует на свой лад. Способен напридумывать лишнего, словом, не от мира сего.
  53. Человек, терпимый к людям, принимает каждого таким, каков он есть.
  54. Старается не думать о своих проблемах.
  55. Считает себя интересным человеком - привлекательным как личность, заметным.
  56. Человек стеснительный. Легко тушуется.
  57. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.
  58. В душе чувствует превосходство над другими.
  59. Нет ничего, в чем бы он выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое «Я».
  60. Боится того, что подумают о нем другие.
  61. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.
  62. Человек, в котором в настоящий момент многое достойно презрения.
  63. Человек деятельностный, энергичный, полон инициатив.
  64. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.
  65. Себя просто недостаточно ценит.
  66. По натуре вожак и умеет влиять на других.
  67. Относится к себе в целом хорошо.
  68. Человек настойчивый, напористый, ему всегда важно настоять на своем.
  69. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно если разногласия грозят стать явными.
  70. Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.
  71. Пребывает в рассеянности, все спуталось, все смешалось у него.
  72. Доволен собой.
  73. Невезучий.
  74. Человек приятный, располагающий к себе.
  75. Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.
  76. Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.
  77. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг не справлюсь, а вдруг не получится?
  78. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.
  79. Умеет упорно работать.
  80. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и его отношение к окружающему миру.
  81. Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.
  82. Всегда говорит только правду.
  83. Встревожен, обеспокоен, напряжен.
  84. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.
  85. Чувствует неуверенность в себе.
  86. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.
  87. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
  88. Человек толковый, любит размышлять.
  89. Иной раз любит прихвастнуть.
  90. Принимает решения и тут же их меняет: презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.
  91. Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-то помощь.
  92. Никогда не опаздывает.
  93. Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.
  94. Выделяется среди других.
  95. Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.
  96. В себе все ясно, себя хорошо понимает.
  97. Общительный, открытый человек, легко сходится с людьми.
  98. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем может справиться.
  99. Себя не ценит, никто всерьез его не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.
  100. Беспокоится, что лица противоположного пола слишком занимают его мысли.
  101. Все свои привычки считает хорошими.

Показатели и ключи интерпретации

Ключ

Показатели Номера высказываний Нормы
  а Адаптивность 4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98 (68-170) 68-136
b Дезадаптивность 2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100 (68-170) 68-136
  а Лживость - 34, 45, 48, 81, 89 (18-45) 18-36
b Лживость + 8, 82, 92, 101
  а Приятие себя 33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96 (22-52) 22-42
b Неприятие себя 7, 59, 62, 65, 90, 95, 99 (14-35) 14-28
  а Приятие других 9, 14, 22, 26, 53, 97 (12-30) 12-24
b Неприятие других 2, 10, 21, 28, 40, 60, 76 (14-35) 14-28
  а Эмоциональный комфорт 23, 29, 30, 41, 44, 47, 78 (14-35) 14-28
b Эмоциональный дискомфорт 6, 42, 43, 49, 50, 83, 85 (14-35) 14-28
  а Внутренний контроль 4, 5, 11, 12, 13, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98 (26-65) 26-52
b Внешний контроль 25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77 (18-45) 18-36
  а Доминирование 58, 61, 66 (6-15) 6-12
b Ведомость 16, 32, 38, 69, 84, 87 (12-30) 12-24
    Эскапизм (уход от проблем) 17, 18, 54, 64, 86 (10-25) 10-20
       

Вопросы под номерами 1, 3, 20, 24, 31, 39, 46, 93 не используются ни в одной шкале.

Интегральные показатели

Адаптация: ;

Самопринятие: ;

Принятие других: ;

Эмоциональный комфорт: ;

Интернальность: ;

Стремление к доминированию: ;

Интерпретация результатов

Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых — без скобок. Результаты до зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а после самого высокого показателя в зоне неопределенности — как высокие.

 

Тест направленности личности [9]

Тест направленности личности

Данный тест называется мотивационным. Характер человека во многом определяет способ его деятельности, т.е. то, как он дей­ствует. Тест позволяет составить представление о ведущих мотивах деятельности личности. Конечно, с его помощью можно выявить только самые общие тенденции. Результаты теста свидетельствуют лишь о том, к чему человек скорее «прислушается» (внутри себя), принимая решение о своих дальнейших действиях. Напрямую связы­вать эти результаты с моральными устоями человека не следует. Человек может быть вполне морален (аморален) при любых резуль­татах теста, но он будет по-разному реализовывать свои принципы.

Инструкция. «Из трех предложенных ответов на каждый вопрос нужно выбрать два: тот, с которым вы наиболее согласны, и тот, с которым вы наименее согласны. Для удобства обработки ре­зультатов можно использовать в качестве бланка ответов табли­цу, которая приведена после текста опросника, или ее ксероко­пию. В ней можно отметить знаком «+» ответ, с которым вы со­гласны, знаком «-» — ответ, с которым вы не согласны».

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

а) одобрения моей работы;

б) сознания того, что работа сделана хорошо;

в) сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл(а) в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел(а) бы быть:

а) тренером, который разрабатывает тактику игры;

б) известным игроком;

в) выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

а) проявляет интерес к учащимся, индивидуально подходит к каждому из них;

б) вызывает интерес к предмету;

в) создает такую атмосферу, что никто не боится высказывать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

а) радуются выполненной работе;

б) с удовольствием работают в коллективе;

в) стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел(а) бы, чтобы мои друзья:

а) были отзывчивыми и при первой возможности помогали людям;

б) были верны и преданы мне;

в) были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

а) с кем складываются хорошие взаимоотношения;

б) на кого всегда можно положиться;

в) кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

а) когда у меня что-то не получается;

б) когда портятся отношения с товарищами;

в) когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

а) не скрывает, что некоторые учащиеся ему не симпатичны, насмехается над ними;

б) вызывает дух соперничества в коллективе;

в) недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

а) проводить время с друзьями;

б) ощущение выполненных дел;

в) когда меня за что-то хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

а) добился успехов в жизни;

б) по-настоящему увлечен своим делом;

в) отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь школа должна:

а) учить решать задачи, которые ставит жизнь;

б) развивать индивидуальные способности ученика;

в) воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

а) для общения с друзьями;

б) для отдыха и развлечений;

в) для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

а) работаю с людьми, которые мне симпатичны;

б) мне нравится то, что я делаю;

в) мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю:

а) когда меня ценят другие люди;

б) испытывать удовлетворение от хорошо выполненной работы;

в) приятно проводить время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

а) рассказали об интересном деле (учебе, работе, спорте), в котором мне довелось участвовать;

б) написали о моей деятельности;

в) рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

а) использует индивидуальный подход;

б) вызывает у меня интерес к предмету;

в) устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже:

а) оскорбления личного достоинства;

б) неудачи при выполнении важного дела;

в) потери друзей.

18. Больше всего я ценю в сотруднике:

а) успех;

б) возможность хорошей совместной работы;

в) здравый смысл и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

а) считают себя хуже других;

б) часто ссорятся и конфликтуют;

в) возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

а) работаешь над важным для всех делом;

б) имеешь много друзей;

в) вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

а) доступным для подчиненных;

б) авторитетным;

в) требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал(а) бы книги:

а) о том, как завести друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;

б) о жизни замечательных и интересных людей;

в) о последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были музыкальные способности, я предпочел(чла) бы:

а) быть дирижером;

б)быть композитором;

в)заниматься сольным вокалом.

24. Мне бы хотелось:

а) придумать интересный конкурс;

б) победить в конкурсе;

в) организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:
а) что я хочу сделать;

б) как достичь цели;

в) как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

а) другие были им довольны;

б) выполнить свою задачу;

в) его никто не мог упрекнуть за плохо выполненную работу

27. В свободное время я люблю:

а) общаться с друзьями;

б) просматривать развлекательные фильмы;

в) заниматься своим любимым делом.

 

Обработка результатов

Данная таблица может использоваться и как бланк для ответов. Строки соответствуют вопросам, а столбцы — шкалам.

Номер вопроса Шкала 1 Шкала 2 Шкала 3
  а в б
  б в а
  а в б
  в б а
  б а в
  б а б
  в б а
  а б в
  в а б
  а в б
  б в а
  б а в
  в а б
  а в б
  б в а
  а в б
  а в б
  а б в
  а б в
  в б а
  б а в
  б а в
  в а б
  б в а
  а в б
  в а б
  б а в

 

Для того чтобы подсчитать значения по трем шкалам, составляющим результат теста, необходимо воспользоваться приведен­ной таблицей. Для каждого вопроса прибавляйте «2» к значению той шкалы, в столбце которой указана буква варианта ответа, выбранного как «наиболее согласен», и «1» — оставшегося невыбранным. К шкале «совершенно не согласен» ничего не при­бавляйте. Если таблица использовалась как бланк для ответов, просто просуммируйте баллы в каждом столбце, причем каждый «+» считайте за 2 балла, неотмеченную букву — за 1 балл, а «-» — не считайте (принимайте их за 0).

 

Интерпретация результатов

В результате обработки результатов получились три суммы — значения по трем шкалам. Для интерпретации результатов важны не абсолютные значения шкал, а их соотношение. Три шкалы по­казывают три возможных направленности личности. Опишем, что означает наибольшее значение по каждой из них.

Наибольшее значение по шкале 1 свидетельствует о том, что у человека сильно выражена направленность на себя. В своих действиях он руководствуется вознаграждением, которое ожидает получить. Речь идет обычно не столько о чисто матери­альной, сколько о психологической выгоде (чувство удовлетворе­ния, повышение социального статуса и т.п.). Содержание работы, отношения с сотрудниками такому человеку сами по себе отно­сительно безразличны.

При наибольшем значении по шкале 2 у человека сильно выражена направленность на общение. Хорошие отноше­ния с людьми, совместная деятельность, даже, возможно, в ущерб выполнению конкретных заданий, более всего влияет на его дея­тельность. Он стремится оказать помощь людям, желает получить от них одобрение. Такому человеку необходимо эмоциональное взаимодействие с людьми, он легко попадает в зависимость от груп­пы. Высокие значения по этой шкале особенно характерны для сангви­ников и холериков. Если же высокие значения получаются у флегматика или меланхолика — можно предположить, что человек не совсем верно оценивает свои возможности и что имеется расхожде­ние между его природными данными и воспитанными ценностями.

Наибольшее значение по шкале 3 свидетельствует о направленности на дело. Для человека важнее всего обычно то, как его деятельность влияет на продвижение того дела, которым он занят. Он готов ради дела пожертвовать личными выгодами и общением с другими людьми.

Максимальное значение может быть сразу по двум шкалам. Это означает, что у человека обе направленности выражены в равной степени (т.е. имеют в среднем одинаковое значение для принятия им решений). Однако, даже если максимальное значение все же одно, следует обратить внимание на то, как соотносятся с ним значения по остальным шкалам. Чем меньше значение по каждой шкале, тем менее выражена данная направленность.

Для работы в сфере социального сервиса и туризма наиболее подходят люди, у которых направленность на общение и направленность на дело более выражены (не менее 10—13 баллов), чем направленность на себя. Должности, предполагающие необходи­мость постоянного общения, подходят людям с заметным преоб­ладанием направленности на общение. Административно-хозяй­ственные обязанности лучше выполняют люди с деловой направ­ленностью.


[1] Рамендик Д. М. Психологический практикум: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. М. Рамендик, О. В. Одинцова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009

[2] Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2011

[3] Леонтьев А. А. Психология общения. М., 2005

[4] По книге: Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002

[5] Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000

[6] По книге: Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этничечской и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб., 2005

[7] По книге: Панова Н.В. Уроки для родителей: взаимодействие образовательного учреждения с семьей в процессе реализации ФГОС. СПб., 2011

[8] Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000

[9] Рамендик Д. М. Психологический практикум: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. М. Рамендик, О. В. Одинцова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009

Date: 2015-10-19; view: 911; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию