Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Англосаксонская правовая семья





Кафедра теории права

Кузьмин Иван Дмитриевич

Курсовая работа

 

 

Студента 1 курса (14 группы)

Научный руководитель:

Цинцадзе Н.С., к.и.н.,

доцент

 

 

Тамбов 2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ АНГЛОСАКСОНСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

1.1 История возникновения англосаксонской правовой семьи

1.2 Этапы развития англосаксонской правовой семьи

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ АНГЛОСАКСОНСКОЙ СИСТЕМЫ ПРАВА

2.1 Этапы и особенности англосаксонской системы права

2.2 Характеристика основных черт англосаксонской системы права

 

ГЛАВА 3. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВ АНГЛОСАКСОНСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

3.1 Правовая система США

3.2 Правовая система Австралии

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Англосаксонская правовая семья наиболее распространена в мире правовых семей. Ею охватывается территория таких государств, как Англия, США, Канада, Австралия, Северная Ирландия, Новая Зеландия, и многих других. Почти третья часть населения земного шара в настоящее время живет по принципам, изначально заложенным в данную правовую семью и, в особенности, в ее ядро – английское право.

Англосаксонскую правовую семью часто называют еще семьей общего права (common law). От других правовых семей она отличается прежде всего тем, что в качестве основного источника права в ней признается судебный прецедент. Согласно существующим правилам суд при решении какого бы то ни было вопроса является формально связанным решением по аналогичному вопросу, вынесенным вышестоящим судом или судом той же инстанции. Признание прецедента источником права дает возможность суду фактически творить право.

Сегодня эта семья имеет важнейшее значение в развитии мировой правовой системы. Без понимания развития, знания её истории невозможно понять юридические системы большинства стран.

В процессе достижения определенной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:

• исследовать историю возникновения англосаксонской правовой семьи;

• определить основные этапы развития англосаксонской правовой семьи;

• изучить этапы и особенности англосаксонской системы права;

• проанализировать характеристика основных черт англосаксонской системы права;

• рассмотреть отличительные черты правовых систем государств как представителей англосаксонской правовой системы.

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ АНГЛОСАКСОНСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

 

1.1 История возникновения англосаксонской правовой семьи

англосаксонский правовой государство

Возникновение общего права в Англии связано с периодом англо-саксонского права как права местного, локального, действовавшего на ограниченных территориях и очень скупо, сжато регулировавшего отдельные стороны жизни. После нормандского завоевания (1066 г.) начинается период развития общего права. Оно создавалось королевскими судами, которые обращали главное внимание на вопросы, процедуру и доказательства. Частные лица, как правило, не могли обращаться непосредственно в королевский суд. Они должны были просить у короля выдачи приказа, позволяющего перенести рассмотрение спора в королевский суд. Первоначально даже приказы издавались в исключительных случаях.[1]

Постепенно список тяжб, по которым они издавались, расширялся. В ходе деятельности королевских судов сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в последующем эти суды. Сложилось правило прецедента. Однажды сформулированное судебное решение в последующем становилось обязательным и для всех других судей. "Английское общее право образует классическую систему прецедентного права или права, создаваемого судьями". Отсюда некоторая стихийность и необозримость правового массива, отсутствие логики и порядка в его построении.

Развитие товарно-денежных отношений, рост городов, упадок натурального хозяйства привели к необходимости выйти за жесткие рамки закрытой системы уже сложившихся прецедентов. Эту роль взял на себя королевский канцлер, решая в порядке определений процедуры споры, в связи с которыми их участники обращались к королю. Так рядом с "общим правом" сложилось "право справедливости".

На этой почве возник дуализм судопроизводства: помимо судов, принимающих нормы "общего права", существовал суд Лорда-канцлера. "Право справедливости", как и "общее право", является составной частью прецедентного права, но прецеденты здесь созданы иным путем и охватывают иные отношения, чем "общее право". Несмотря на сходные черты "общего права" и "права справедливости", прецеденты их судов фиксировались раздельно. Это привело к дуализму английской правовой системы, который продолжался более двух веков вплоть до судебной реформы 1873 - 1875 гг. Она объединила "общее право" и "право справедливости" в единую систему прецедентного права.

С XV в. начался новый этап в развитии английской правовой системы, связанный с появлением «права справедливости», суть которого заключалась в том, что постепенно стал складываться особый порядок апелляции к монарху – рассмотреть дело «по совести», «по справедливости». Разбирательство дел осуществлял лорд-канцлер, который по существу выполнял функции самостоятельного судьи. Впоследствии, в результате проведенной судебной реформы (1873–1875), нормы общего права и права справедливости составили основу единой системы прецедентного права Англии.[2]

Англосаксонская правовая семья (система общего права) включает правовые системы Англии, США, Канады, Австралии и др. Они складывались вне зависимости от процесса становления европейского континентального права.

Англосаксонское право возникает как сумма юридических прецедентов, которые становились обязательными для всех судов (общее право), в процессе осуществления правосудия королевскими судами. Вместе с общим правом складывается право справедливости, создаваемое королевским канцлером при решении по определённой процедуре споров, с которыми их участники обращались к королю. Здесь также создаются юридические прецеденты, только формируются они другим путём. Деление прецедентного права на общее и право справедливости было преодолено в ходе судебной реформы 1873-75гг. Создано в результате такой реформы единое прецедентное право. Второстепенными источниками права считаются законы-статусы. Растёт объём подзаконных актов, являющихся продуктом делегированного правотворчества[3].

В настоящее время англосаксонская правовая система права распространена во многих странах мира (в Северной Ирландии, Уэльсе, Шотландии, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и ряде других). Хотя в некоторых странах, входящих в систему англосаксонского права, идет процесс правовой автономии (США, Канада, Австралия), однако в рамках данной правовой семьи остаются общими характер и особенности правовой деятельности, используемые юридические понятия, термины и конструкции, тип правового мышления и другие юридические элементы.[4]

 

1.2 Этапы развития англосаксонской правовой семьи

 

В своем становлении англосаксонская правовая семья прошла четыре главных этапа:

1) до 1066 г. (нормандского завоевания Англии) - отсутствие общего для всех права; основным источником права являлись местные обычаи, различные для каждого региона;

2) 1066 - 1485 гг. (от нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) - централизация страны, создание в противовес местным обычаям общего права для всей страны, которое отправляли королевские суды; [5]

3) 1485 - 1832 гг. - период расцвета общего права и его упадка; нормы общего права стали отставать от реальной действительности: во-первых, общее право было слишком формальным и громоздким, что снижало его эффективность; во-вторых, дела, которые было сложно либо невозможно решать, опираясь на общее право, стали разрешаться посредством возникшего "права справедливости", которое самостоятельно творил английский лорд-канцлер (представитель короля), исходя из принципов справедливости;

Право справедливости формировалось из решения лорд-канцлера, действовавшего от имени короля и совета, даровавших ему свои полномочия рассматривать жалобы и апелляции на решения обычных королевских судов. Обращения в таких случаях поступали непосредственно к королю. Его просили вмешаться в рассмотрение дела или спора, "чтобы оказать милосердие по совести и по существу".

Решения лорд-канцлера как "исповедника" и блюстителя совести короля по всем этим вопросам выносили на основе доктрины "королевской справедливости" и корректировали процедуру деятельности обычных королевских судов - судов общего права и применяемые ими принципы.

Сложившаяся в результате подобной деятельности судов на протяжении ряда веков правовая система Англии приобрела и сохранила вплоть до наших дней двойственный характер. Наряду с нормами права, возникающими в результате деятельности обычных королевских судов, в нее входят нормы "права справедливости", дополняющие или корректирующие нормы общего права.

4) 1832 г. - наши дни - судебная реформа 1832 г. в Англии, в результате которой судьи получили возможность по своему усмотрению решать юридические дела, опираясь как на общее право, так и на собственное убеждение справедливости (т.е. при рассмотрении дел судьями принимаются во внимание как образцы решения подобных дел в прошлом - судебные прецеденты, так и мнение судей, основанное на их собственном понимании справедливости, - "судьи творят право, право есть то, что говорят о нем судьи"); распространение данной системы на английские колонии, где они внедрились, согласуясь с местной спецификой.[6]

 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ АНГЛОСАКСОНСКОЙ СИСТЕМЫ ПРАВА

 

2.1 Этапы и особенности англосаксонской системы права

 

В целом англосаксонское право имеет следующие признаки:

– основным источником права является судебный прецедент

– такое решение суда по конкретному делу, которое в установленном порядке приобретает значение общеобязательного правила поведения;

– наряду с юридическим прецедентом определённое значение имеет законодательство;

– в англосаксонской правовой семье в ряде государств отсутствуют писаные конституции;

– большое значение в прецедентном праве имеет процессуальное право (доказательственное), которое по многим позициям предопределяет формирование норм материального права;

– ведущую роль в формировании права играет судебная практика, соответственно велико значение судов в системе других органов государства;

– отсутствует деление права на частное и публичное.[7]

Современный период развития англосаксонского права — период кардинальной правовой реформы, суть которой состоит в увеличении законодательной деятельности, унификации искового производства, слиянии судов общего права и права справедливости. В данный период существенно повысилась роль законодательного регулирования, возросло значение закона среди других источников права. Законодательное изменение привело к модификации структуры и содержания права, а также самого юридического мышления, правовой доктрины и образования. Если раньше английские юристы обучались главным образом на практике, то в сейчас приоритет получило университетское образование. При выработке законопроектов учитывается опыт зарубежных стран, в том числе относящихся к романо-германской семье права, идут заимствование и унификация других правовых ценностей. Таким образом, наблюдается постепенное сближение названных правовых систем.

Прецедентное право Англии существенно повлияло на правовое развитие многих стран мира. В сферу его воздействия попали США, Канада, Австралия, Индия, Новая Зеландия, другие страны. Однако в самой Великобритании господство общего права не повсеместно. Оно применяется лишь в Англии и Уэльсе. В Шотландии и Северной Ирландии, а также ряде островных территорий оно не получило распространения. В рамках стран англосаксонской системы издавна идет конструктивное правовое сотрудничество, многие прецеденты, выработанные английскими судами, стали достоянием других государств либо учитывались их судьями, и наоборот.

Вместе с тем в последнее время несколько стран (в том числе Канада и Австралия) заявили о своей правовой автономии. В Соединенных же Штатах Америки правовой "суверенитет" начал складываться гораздо раньше — еще в XVIII в., со времен борьбы за независимость. Но сам по себе процесс правовой суверенизации государств, входящих в систему англосаксонского права, еще не означает их "ухода" из сложившейся правовой семьи, так как влияние английского права не ограничивается прецедентами, оно обусловливает общий тип юридического мышления, характер и особенности правовой деятельности, используемые категории, понятия, конструкции и другие юридические элементы.

Судебная власть Англии отличается силой, не уступающей законодательной и исполнительной властям. Высшие суды обладают обширными полномочиями: участвуют в создании общего права и права справедливости; им принадлежит существенная роль в утверждении прав и свобод; в их компетенции находятся любые споры; они сами регламентирую порядок своей работы; высшие инстанции вправе отдавать по определенным вопросам приказы администрации, а также приговаривать к тюремному заключению за неуважение к суду. Главным источником английского права продолжает оставаться судебный прецедент – решение одной из высших судебных инстанций, имеющее обязательную силу как для них самих, так и для нижестоящих судебных инстанций. Один из главных принципов судебного прецедента, состоит в том, что сходные дела решаются сходным образом.[8]

Правовая картина современного мира складывается из множества существующих и функционирующих правовых систем. Все они в той или иной мере взаимосвязаны и оказывают воздействие друг на друга.

Разная степень их взаимосвязи и взаимодействия обусловлена тем, по всей видимости, что одни национальные правовые системы имеют больше общих признаков и черт, чем остальные, другие же, наоборот, отличаются доминирующим характером специфических черт и особенностей по отношению друг к другу, имеют между собой гораздо меньше общего, чем особенного.

Сравнивая современную правовую культуру, лежащую в основе двух основных правовых семей - англосаксонской и романо-германской, западные исследователи на примере США и Франции указывают, в частности, на то, что если американцы как представители англосаксонской правовой семьи, будучи "прямыми наследниками древнего англосаксонского легализма и религиозного пуританизма", в большинстве своем с особым трепетом и уважением относятся к правовым догмам, непосредственно затрагивающим их интересы, отдельным правовым институтам и нормам, так же как в целом и к самому праву, то во Франции с отношением к праву дело обстоит несколько иным образом.

Принципиальное отличие англосаксонской правовой системы в том, что главным источником права в ней является норма, сформулированная судьями, а правовое регулирование строится на юридической практике, прецедентах. Такой подход делает нормы права более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо-германской системы, а также придает праву большую аморфность и меньшую определенность. Деление права на частное и публичное отсутствует, нет кодексов европейского типа. Отрасли права выражены не столь четко, как в континентальных правовых системах.

В подготовке и квалификации юристов в данной правовой семье также имеются особенности. Если в романо-германской правовой семье правосудие всегда осуществляется судьями с университетским юридическим образованием, то в англосаксонской семье судьи приобретали свою квалификацию, работая адвокатами и изучая практику судопроизводства. Университетский диплом, а также профессиональные экзамены лишь недавно стали предпосылкой для того, чтобы стать адвокатом или судьей.

Еще одним признаком этой семьи служит ориентация норм англосаксонского права на разрешение одной, отдельно взятой проблемы вместо общего правила поведения, призванного урегулировать будущие подобные ситуации.[9]

2.2 Характеристика основных черт англосаксонской системы права

 

В англосаксонской правовой семье основными чертами являются:

1) common law - основанное на прецедентном праве, которое существует наряду с так называемым статутным правом (statute law), базирующимся на актах парламента;

2) слабое развитие кодификации;

3) архаичность форм закрепления права. Например, считаются действующими все законодательные акты, начиная с Великой хартии вольностей 1215 г.;

4) слабое влияние римского права, что приводит к отсутствию четкого деления права на публичное и частное, полная свобода завещания, а также громоздкость и запутанность юридических формулировок.

Структура англосаксонского права обычно строится не по отраслевому принципу, как в романо-германских странах, а по формально-юридическому, т. е. на основе источников права. Система категорий английского права порой непонятна юристу романо-германской школы. Если в странах романо-германского права процессуальное право обычно рассматривают как вторичное по отношению к праву материальному, то все внимание английских юристов веками было обращено на судебную процедуру и очень медленно переносится на нормы материального права.[10]

Среди источников английского права главное значение принадлежит судебному прецеденту. Вторым по значению источником права является закон. Однако в силу исторических особенностей структуры английского права значение закона в ней не идет ни в какое сравнение с ролью законодательства и кодексов в странах континентального права. Обычай, доктрина и разум также стоят в ряду источников права, хотя их значение и не так велико.

Прецедентное право сочетается со статутным, при этом роль последнего возрастает. Английский суд обладает широкими возможностями усмотрения в отношении законов.

Ежегодно английским Парламентом издается 80 законов, итоги его законотворчества составляют 50 томов. Английское законодательство отличается казуистичностью, обусловленной влиянием судебной практики. Англия не имеет писаной Конституции. Ее заменяют законодательные акты, изданные старейшим в мире Парламентом, которому более 700 лет. Контроль за ним осуществляется исключительно общественным мнением, имеющим реальное значение в английской практике, а также через соблюдение права европейского сообщества, имеющего приоритет над обычным правом.

Возрастание роли законодательства непосредственно не означает потери судебным прецедентом своих позиций. Ряд институтов регулируются прецедентным правом (ответственность вследствие нарушенных обязательств и другие гражданские правонарушения). Кроме того, в силу исторически сложившихся особенностей английской правовой системы любые вновь принятые законы вообще не могут функционировать без множества сопутствующих судебных прецедентов.

В XX веке резко возрастает роль делегированного законотворчества, т.е. издания законодательных актов органами исполнительной власти.

Обычай как источник права а Англии имеет второстепенное значение. Обычное право существовало еще до возникновения общего права, но применение обычая имеет ограниченный характер. Так, по закону 1265 года подлежит применению исключительно старинный обычай (возникший до 1189 г.). Это ограничение касается только местных обычаев, для применения которых следует доказать давность его возникновения. В торговой сфере обычаи применяются свободно, даже появляются новые. В общественной жизни велика также роль обычаев, особенно конституционных, которые восполняют отсутствие соответствующих положений законов.

С течением времени английское право распространилось далеко за пределы самой Англии, при этом оно изменялось благодаря особым условиям тех стран, которыми оно воспринималось. Степень изменения была различной и зависела прежде всего от прочности связей между этой страной и Великобританией, от специфики географических условий, а также от особенностей и влияния местных цивилизаций.[11]

Основным источником англосаксонского права является судебный прецедент. Прецеденты создаются в Англии только высшими судебными инстанциями: Палатой лордов, Судебным комитетом Тайного Совета, Апелляционным судом и Высоким судом. Нижестоящие суды прецеденты не создают. Прецедентное право Англии имеет императивный характер, т. е. каждая судебная инстанция обязана следовать прецедентам, выработанными ею самой и вышестоящими судами. Судебная система Англии организована так, что, во-первых, решения высшей инстанции – Палаты лордов – обязательны для всех судов; во-вторых, Апелляционный суд, состоящий из двух отделений (гражданского и уголовного), обязан соблюдать прецеденты Палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов; в-третьих, Высший суд связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций, и его решения обязательны для всех нижестоящих судов; в-четвертых, окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают.

Продукт деятельности судов — общее право, или common law, — это весьма своеобразный феномен, не имеющий аналогов в других правовых системах. Процесс его становления начался еще в XII в. Основу общего права составили нормы обычного права, использованные разъездными королевскими судами при рассмотрении дел и выраженные в судебных отчетах. Такие обычные нормы считались общими для всего королевства. Позднее общее право включило в себя и нормы законодательства, получившие судебное истолкование. Дело в том, что акт английского парламента (статут) считается правом лишь после того, как он неоднократно применен и истолкован судом. В будущем суды ссылаются не на норму, а на её судебное истолкование, которое порой может существенно отличаться от первоначального текста. По этой же причине акт законодательства нередко обрастает нормами судебного истолкования его положений.

В современной американской правовой системе прецедент имеет важное юридическое значение: он и пример, и образец, и «путеводитель» в извилистых коридорах иного, но схожего юридического решения.

Фундаментом для становления общего права стали местные обычаи и обобщения практики королевских судов. Даже в настоящее время в общем праве сохранились многие элементы (институты, термины) права, сложившиеся еще в период его формирования. Использование древних форм, особого юридического языка, умение находить нужный судебный прецедент исключают возможность работы в судебных органах лиц без специальной юридической подготовки. Ф. Энгельс характеризовал английское общее право так: "Адвокат здесь все: кто достаточно основательно потратил свое время на эту юридическую путаницу, на этот хаос противоречий, тот в английском суде всемогущ. Неопределенность закона повела, естественно, к вере в авторитет решений прежних судей в аналогичных случаях: этим она только усиливается, ибо эти решения точно так же взаимно противоречат друг другу".

Английские юристы относят к прецедентной норме («ratio decidendi»), во-первых, юридическое заключение по делу и, во-вторых, аргументацию, мотивировку решения. Эти два элемента составляют сущность решения. Остальная его часть есть «попутно сказанное» («obiter dictum»). Она имеет лишь убеждающий характер и не является обязательной для других судов. На практике весьма трудно отличить obiter dictum от ratio decidendi. Для этого выработано множество методов, приемов их различения, но все они недостаточно эффективны.

Ratio decidendi лишь с большой степенью условности можно назвать нормой права. Англичане вообще предпочитают не формулировать в своих судебных решениях правила общего характера, у них существует презумпция неприменения широких правовых принципов. В отличие от континентальных юристов их тип правового сознания скорее индуктивный, чем дедуктивный. В основе суждений, заключений по делу лежит анализ частного случая, казуса. Судья «примеривает» конкретный случай не к уже готовой норме, а к ранее происшедшему казусу, имеющему правовое значение случаю, и устанавливает их сходство, подобие, после чего выносит заключение об относимости прецедента к рассматриваемому им делу или их несовпадении. Такой механизм лишь с большой натяжкой можно назвать нормоприменительным. Описание прецедентного урегулирования через модель «норма — ее реализация» является данью романо-германской правовой традиции, которая в нормативности видит обязательный элемент права.

Основной принцип, соблюдающийся при отправлении правосудия, состоит в том, что сходные дела решаются сходным образом. Доктрина прецедента отличается сугубо принудительным характером. Нередко английские суды обязаны следовать более раннему решению. Прецедентное право состоит из норм и принципов, применяемых судьями в процессе вынесения ими решений. Но это не значит, что правило прецедента полностью сковывает судью. Поскольку полное совпадение обстоятельств разных дел бывает не так уж часто, то усмотрением судьи решается, признать обстоятельства сходными или нет, от чего зависит применение той или иной прецедентной нормы. Судья может найти аналогию обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд они не совпадают. Наконец, он вообще может не найти никакого сходства обстоятельств и тогда судья сам создает правовую норму, становится как бы законодателем. Судебные решения имеют традиционную структуру, которая включает: анализ доказательств, мнение судьи по поводу спорных фактов; мотивы, которыми руководствовался суд при вынесении решения; правовые выводы. Но прецедентом здесь является только правоположение, на котором основано решение. Лишь оно носит обязательный характер.

 

ГЛАВА 3. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВ АНГЛОСАКСОНСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

 

3.1 Правовая система США

 

Структура права США, хотя в целом аналогична английской, имеет довольно большое число специфических черт. Самые существенные различия возникают благодаря совершенно иному государственному устройству США, вследствие которого внутри американской правовой системы существует федеральное право и право штатов, в то время как английскому праву этот момент совершенно не знаком.[12]

Правовая система США сложилась под влиянием английского права, которое было распространено на территории Северной Америки оставшимися там переселенцами из Англии. Однако общее право Англии применялось в колониях с оговоркой «в той мере, в какой его нормы соответствуют условиям колонии». Хотя американская правовая система и восприняла правовые традиции и правовую культуру Англии, но в США на первый план выдвинулась идея самостоятельного развития национального права. После провозглашения независимости были приняты федеральная Конституция 1787 г. и конституции штатов. В некоторых штатах были приняты уголовные, уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные кодексы. Таким образом, в американском праве сложилась дуалистическая система, сходная с английской правовой системой. Однако американская правовая система весьма существенно отличается от английской системы права. Это различие связано с федеративным устройством США. Штаты обладают значительной самостоятельностью в вопросах законодательства и создания судебных прецедентов. Помимо того, что каждый штат имеет свою правовую систему, в США существует и федеральная система права.

В отличие от английского права, правовой системе США также присуще наличие такого правового института, как контроль судов за конституционностью законов. Высший конституционный контроль осуществляет Верховный суд США. Верховный суд США и под его контролем все другие суды – федеральные и штатов – осуществляют контроль не только за конституционностью законов федерации и штатов, но и за применением общего права. Любое судебное решение может быть аннулировано в случае признания его противоречащим конституционной норме. Конституционный контроль как средство обеспечения единства правовой системы весьма важен для законодательной и правоприменительной практики органов государственной власти.

Наличие писаной Конституции, содержащей Билль о правах, является весьма важной отличительной чертой правовой системы США по сравнению с системой английского права. В правовой системе Великобритании, как известно, нет писаного текста конституционного акта, как нет и аналога американского Билля о правах. Однако неточно утверждение относительно того, что в Англии вообще нет конституции. Последняя представляет собой не отдельный конституционный акт, а совокупность таких актов. Среди них можно назвать, например, Акт о Парламенте 1911 г., Акты о министрах короны 1937, 1964 и 1975 гг., Акт о народном представительстве 1969 г., Акт о местном управлении 1972 г.

С наличием писаной Конституции как одной из особенностей правовой системы США связаны и некоторые другие ее особенности. Одна из них - право Верховного суда США толковать текст и содержание Конституции страны, а также право высших судебных инстанций различных штатов толковать их собственные конституции. Все развитие права США, а также различия между федеральным правом и правом отдельных штатов толкованием Верховного суда были подогнаны под определенные формулы Конституции США. Без учета этого толкования, путем лишь одного ознакомления с текстом того или иного закона и Конституции нельзя определить, соответствует ли этот закон Конституции или не соответствует, является ли он конституционным или же не является таковым. Акты толкования Конституции играют в процессах правотворчества и правоприменения США весьма важную теоретическую и практическую роль. Деятельность Верховного суда США по толкованию Конституции страны есть проявление судебного контроля за законностью федеральных законов и законов, принимаемых на уровне штатов легислатурами. Наличие такого контроля - тоже особенность правой системы США по сравнению с правовой системой Англии.

Американское право, развиваясь в рамках общего права, имеет и свои особенности. Первые английские колонии на территории Америки в начале XVII в. принесли с собой и принципы общего права, но они плохо приживались на новой исторической родине. Поселенцы жили под влиянием идеи свободы личности, которой не находили в общем праве. Поэтому действовали акты местных властей, религиозные нормы, примитивные кодексы.[13]

Уровень демократизма любой конституции определяется прежде всего объемом закрепленных в ней прав и свобод, их гарантированностью и другими элементами - правовым положением центрального представительного органа, объемом его полномочий, структурой. Конституция США первоначально почти не содержала положений о правах и свободах граждан; в то время права и свободы содержались в конституциях штатов, и отказ закрепить их в Основном Законе страны диктовался стремлением ограничить возможности их требований на национальном уровне. Тем не менее ряд важных норм можно найти в тексте Конституции. Так, в разделе 9 ст. I говорится о запрещении приостановки действия habeas corpus, если того не потребуют общественная безопасность в случае мятежа или вторжения. Тот же раздел запрещает принимать билли об оплате и законы ex post facto, немаловажное значение имеет и норма раздела 2 ст. III о рассмотрении всех уголовных дел судом присяжных, а также положение раздела 3 данной статьи, где определяется состав преступления государственной измены и его ограничительные условия. Нельзя и упомянуть и о норме раздела 2 ст. VI: "Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и вольности граждан других штатов". Названные положения являлись лишь зачатками будущих правовых норм, впоследствии включенных в конституционный текст, а также содержащихся в других юридических актах и судебных решениях. Здесь нельзя не упомянуть и о том, что из числа полноправных граждан фактически были исключены негры и индейцы (см. абз. 3 раздела 2 ст. VI).

Принятый в 1787 г. текст Конституции сравнительно краток. Он состоит из преамбулы и семи статьей, расчлененных на разделы. Принятые позднее поправки к Конституции США не включаются непосредственно в ее первоначальный текст, как это делается во многих других странах, а публикуются дополнительно к первоначальному тексту и нумеруются отдельно.

В тексте Конституции США, принятом в 1787 г., ничего не говорилось о правах и свободах граждан. Эти вопросы были затронуты в поправках 1791 г. (их называют обычно американским Биллем о правах) и некоторых других. В поправках к Конституции, в частности, записаны положения, которые запрещают конгрессу издавать законы, ограничивающие свободу вероисповедания, свободу слова и печати, право мирно собираться (поправка I), и устанавливают судебные гарантии неприкосновенности личности (поправки IV - VIII). Поправки запрещают штатам отказывать лицам, подчиненным их власти, "в равной для всех защите закона" (поправки XIV, разд. 1). Но в реальностиэти положения неоднократно нарушались.

Американская революция выдвинула на первый план идею самостоятельного национального американского права, порывающего со своим "английским прошлым". Принятие писаной федеральной конституции в 1787 г. и конституций штатов, вошедших в состав США, - было первым и важным шагом на этом пути. Предполагался полный отказ от английского права, а вместе с ним от правила прецедента и других характерных черт "общего права". В ряде штатов были приняты уголовные, уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные кодексы, были запрещены ссылки на английские судебные решения, вынесенные до провозглашения независимости. Однако перехода американской правовой системы в романо-германскую правовую семью не произошло. Лишь некоторые штаты, бывшие ранее французскими или испанскими колониями (Луизиана, Калифорния), приняли кодексы романского типа, которые, однако, в дальнейшем постепенно оказались как бы поглощены "общим правом". В целом же в США сложилась система, сходная с английской - прецедентное право во взаимодействии с законодательством.[14]

В структуре общего права можно выделить группу английского права, куда входят Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Австралия, некоторые бывшие английские колонии, а также право США, которое имеет своим источником английское право, но отличается большим своеобразием. Оно проявляется в следующем:

1) в отличие от Великобритании в США имеется федеральная Конституция;

2) в дуализме правовой системы, поскольку наряду с прецедентным правом действует система законодательства. Но законодательные нормы входят в правовую систему США лишь после их неоднократного применения и истолкования судами, и ссылки делаются на судебные решения;

3) в федеральной системе США штаты обладают существенной самостоятельностью, и суды одного штата не обязательно должны ссылаться на судебные решения другого штата, а могут принять иные решения;

4) в значительной маневренности, гибкости, приспособленности права к изменяющимся условиям, так как высшие судебные инстанции не связаны собственными прецедентами;

5) в кодифицированном характере законодательства многих штатов, например, уголовные кодексы действуют во всех штатах, во многих приняты гражданские и гражданские процессуальные кодексы, а в некоторых штатах - и уголовно-процессуальные;

6) в наличии судебного контроля за законностью федеральных законов и законов, принимаемых на уровне отдельных штатов. Особую роль здесь играет Верховный Суд США, имеющий право толкования Конституции страны, а высшие судебные инстанции штатов - конституции своих штатов.

Централизация, которой характеризуется развитие американской федерации, усиление государственного вмешательства привели к значительному увеличению объема федерального законодательства, а также к росту нормотворчества высших звеньев исполнительной власти: президента, федеральных служб и т.д. В статутном праве США имеются кодексы, которые, не знает английское право.

Как и в Англии, значение обычного права в США велико в области функционирования государственной власти. Конституция США не всегда охватывает многие существенные стороны государственной жизни. Этот пробел восполняется не только с помощью текущего законодательства, но и путем признания сложившихся обычаев, устоявшихся традиций.

Существенной спецификой обладает англосаксонское право в развивающихся странах Азии и Африки. Она обусловлена сохранением здесь значительного "пласта" традиционных отношений. Поэтому английское общее право действовало здесь не в чистом виде, а с поправкой на местные условия. До независимости общее право колоний включало также решения местных колониальных судов, система которых обычно строилась по английской модели. Кроме того, повсеместно действовали системы судов традиционного права. В этих условиях термин "справедливость" помимо обычного своего значения понимался как средство корректировки местного традиционного права с позиций права европейского. Типичной для английских колоний была формула, согласно которой при отсутствии ясно выраженной нормы суд руководствовался принципом "правосудия, справедливости и доброй довести". Упор при этом делался не на связанность колониальных судов прецедентами, а на свободу судейского решения выработке новых норм прецедентного права.

3.2 Правовая система Австралии

 

Австралия, как и США является бывшей британской колонией. Что ярко отразилось на её юридической системе. Она была почти полностью сформирована британскими судами, которые создавали новую правовую систему чрезвычайно похожей на существующее британское законодательство, лишь незначительно меняя его.

Официальный акт британских властей о распространении на Австралию общего права и парламентских актов принят в 1828 г. Основными источниками австралийского права до сих пор являются судебный прецедент общего права и закон.

Тогда же было утверждено преимущество постановлений Палаты лордов и английских апелляционных инстанций над решениями австралийских судов. Оно действовало даже в условиях, когда Австралия получила возможность самостоятельно формировать свою правовую и судебную системы (по Конституции 1900 г.). Только с 60-х гг. XX в. австралийское общее право начало освобождаться от рассмотрения его как части английского права и, наконец, решением Судебного комитета Тайного совета в Лондоне было закреплено как самостоятельная система права. Однако авторитет английских судей настолько укоренился в сознании австралийских судей, что они традиционно ссылаются в своих решениях на заморских коллег.

Общее право и законодательство Австралии отличаются от английского и североамериканского. Если в США каждый штат имеет собственное общее право, то в Австралии общее право является единым для всех штатов (их шесть) и территорий (Северная и Австралийская столичная). Единство общего права обеспечивается Верховным судом Австралии. Его решения по жалобам на постановления суда любого штата являются обязательными для всех судов. Решения Верховного суда Австралии и верховных судов штатов и территорий имеют силу прецедента. Нижестоящие суды такой прерогативой не обладают. Однако верховные суды не считают себя связанными своими решениями, тогда как для низших судов они являются обязательными.

В отличие от общего права, единого для всех субъектов Австралийского Союза, законодательство представляет собой систему законов, принятых как общефедеральным парламентом, так и отдельными штатами. Законодательные полномочия субъектов федерации довольно широки. Большинство общественных отношений (отношения земельной собственности и ряда других видов отношений собственности, договорные отношения, ответственность за причинение вреда и т.п.) регулируется законодательством штатов. Регулирование определенной части общественных отношений находится в совпадающей компетенции Союза и штатов. В исключительной компетенции Союза находится регулирование важной и значительной части общественных отношений (определение юрисдикции судов и некоторые иные вопросы правосудия, вопросы найма и увольнения, пенсионное обеспечение, брак и развод /кроме частных вопросов/, банковское я авторское право и др.). В случае коллизий между законами Союза и штатов приоритет имеют общесоюзные законы.

Кодификация нормативных актов происходит на уровне штатов. Например, уголовное право кодифицировано в штатах Квис-левд, Западная Австралия и Тасмания. Граждане Квисленда гордятся своим Уголовным кодексом 1899 г., разработанным для Англии юристом Дж. Стифеном в 1877 г. Не принятый в Англии, он стал действующим в их штате. В остальных штатах и территориях проведена консолидация актов по отдельным видам преступлений (убийство, кража и др.).

На общесоюзном уровне приняты законы, которые регулируют деятельность компаний (Закон о корпорациях 1989 г.), защиту от различных видов загрязнения окружающей среды (такие акты принимаются и в штатах, например, в Южной Австралии в 1987 г.). Изданы законы о жалобах на действия должностных лиц, о страховании, о борьбе с распространением наркотиков и др. Особое внимание уделено регулированию правового положения коренных жителей Австралии — аборигенов.

Современное реформирование законодательства проводится с целью установления единообразия законов Союза и штатов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В своем становлении англосаксонская правовая семья прошла четыре главных этапа:

1) до 1066 г. (нормандского завоевания Англии) - отсутствие общего для всех права;

2) 1066 - 1485 гг. (от нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) - централизация страны, создание в противовес местным обычаям общего права для всей страны, которое отправляли королевские суды;

3) 1485 - 1832 гг. - период расцвета общего права и его упадка; нормы общего права стали отставать от реальной действительности;

4) 1832 г. - наши дни - судебная реформа 1832 г. в Англии, в результате которой судьи получили возможность по своему усмотрению решать юридические дела, опираясь как на общее право, так и на собственное убеждение справедливости.

На современном этапе развития в англосаксонской правовой системе возросло значение закона среди других источников права. Законодательство постепенно стало приобретать большое значение в правовом регулировании общественных отношений. Повышение роли законодательной деятельности связано с теми процессами, которые идут в объединенной Европе. При этом учитывается опыт других государств, в том числе правовых систем, относящихся к романо-германской семье права. Наблюдается процесс постепенного сближения правовых систем Англии и других стран континентальной Европы.

Среди источников английского права главное значение принадлежит судебному прецеденту. Вторым по значению источником права является закон. Однако в силу исторических особенностей структуры английского права значение закона в ней не идет ни в какое сравнение с ролью законодательства и кодексов в странах континентального права. Обычай, доктрина и разум также стоят в ряду источников права, хотя их значение и не так велико.

В англосаксонском праве существуют два вида норм: законодательные и прецедентные. Законодательные представляют собой правила поведения общего характера. Прецедентные - определенная часть судебного решения по конкретному делу, а судебный прецедент - конкретное решение суда по конкретному делу, которое служит образцом для всех последующих аналогичных дел (т.е. судьи не только применяют право, но и сами творят нормы, обязательные для последующих судей, т.е. прецеденты).

При создании судебного прецедента судья не создает новую правовую норму, он обобщает то, что вытекает из общих начал права, заложенных в человеческой природе. На самом деле судья имеет право не применять судебный прецедент из-за каких-либо особенностей рассматриваемого дела, также он может вывести новое правило или по своему усмотрению выбрать прецедент из их огромного количества и по-своему его объяснить. Следовательно, судья имеет весьма широкие полномочия.

В англосаксонской правовой семье основными чертами являются:

1) common law - основанное на прецедентном праве, которое существует наряду с так называемым статутным правом (statute law), базирующимся на актах парламента;

2) слабое развитие кодификации;

3) архаичность форм закрепления права. Например, считаются действующими все законодательные акты, начиная с Великой хартии вольностей 1215 г.;

4) слабое влияние римского права, что влечет отсутствие четкого деления права на публичное и частное, полная свобода завещания, а также громоздкость и запутанность юридических формулировок.

Отрасли английского права выражены не столь четко, как в континентальных правовых системах. Отсутствие резко выраженного деления права на отрасли обусловлено преимущественно двумя факторами. Во-первых, все суды имеют общую юрисдикцию, т.е. могут разбирать разные категории дел: публичные и частноправовые, гражданские, торговые, уголовные и т.д. Во-вторых, английское право развивалось постепенно путем судебной практики и законодательных реформ по отдельным вопросам. В Англии нет кодексов европейского типа, поэтому право представляется однородным. Английская доктрина не знает дискуссий о структурных делениях права. Она вообще предпочитает результат теоретическому обоснованию.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Специальная литература

1. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 – 410 с. (Серия «Учебники для вузов»).

2. Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А. и др. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: "Зерцало", под ред. Марченко М.Н.. - 2004 г. – 800 стр.

3. Борисов Г. А. Теория государства и права: учебник / Г. А. Борисов. –Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – 292 с.

4. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. и., проф. В. С. Нерсесянца. — М.: Норма, 2004. — 832 с.

5. Теория государства и права. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. – 1998

6. Теория государства и права. Мелехин А.В. Учебник. 2007 – 633 с.

7. Теория государства и права. Морозова Л.А. Учебник. 2002 – 414 с.

8. Теория государства и права: Учебник. Н.И. Матузов, А.В. Малько. Юристъ, 2004 – 270 с.

9. Фетищев Д. Становление прецедентного права в англосаксонской правовой системе // Российский следователь. 2007. № 24. С. 11-16.

10. Чекин А.Н., Акимов А.Н. Правовая культура на примере стран романо-германской и англосаксонской правовых семей // История государства и права. 2006. № 10. С. 2-5.

11. Электронное учебное пособие «Теория государства и права». Бошно С.В. М. 2007.

12. Юнусов А.А. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в странах с англосаксонской правовой системой // Военно-юридический журнал. 2007. № 12. С. 14-18.

13. http://pravouch.com

14. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. — Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000.

 


 

Date: 2015-10-19; view: 14019; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию