Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы обучения





Соотношение обучения и развития – одна из стержневых проблем педагогики. В педагогических исследованиях эта проблема зачастую сводится к анализу организации учебного процесса. Изучив вопрос влияния обучения на развитие, Л. С Выготский (1896–1934) сделал следующие выводы: 1) обучение создает зону ближайшего развития, которая затем переходит в сферу актуального развития; 2) обучение двигает вперед развитие, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. Обучение должно идти впереди развития. И главный вывод: педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день, те зону ближайшего развития.

В российской педагогике существует две группы концепций развивающего обучения, по-разному трактующих закономерности и принципы этого процесса: 1) концепции, ориентированные на психическое развитие (Л. В. Занков, З. И. Калмыкова, Е. Н. Кабанова-Меллер); 2) концепции, учитывающие личностное развитие (П. А. Цукерман, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, С. А. Смирнов).

Не утратили своей актуальности и дидактические мысли польского педагога А. Б. Добровольского (1872–1954). Исходя из убеждения, что обучение есть один из аспектов учения, дидактик заявляет: «учение» – это понятие прошлого. Основополагающим в новом воспитании становится понятие «учиться», лозунгом которого выступает следующий тезис: «как можно больше самостоятельности, активности и самовыражения». Соответственно сформирован главный принцип его дидактики: учиться человек должен сам. Учение должно быть самообучением, самообразованием. И только тогда, когда это невозможно или требует слишком больших и ненужных усилий, непроизводительных и неэффективных затрат времени и сил, только тогда – с помощью педагога. Но и в этом случае действует принцип: как можно более самостоятельно.

Обучение как совокупность действий внешних и внутренних обеспечивает человеку возможность узнавать природу, общество и культуру, принимать участие в их формировании и одновременно содействует многостороннему развитию навыков, способностей и талантов, интересов и симпатий, убеждений и жизненных установок, приобретению профессиональной квалификации. Одним из средств и мощным фактором развития личности является реализуемое в обучении содержание образования.

Содержание образования, проблемы контроля эффективности образования, принципы государственной политики в области образования

При ориентации на реализацию преимущественно образовательной функции знаниеориентированной школы содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. При таком подходе знания выступают как абсолютная ценность и заслоняют собой самого человека.

В свете идеологизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования, при котором абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности; гуманное отношение к развивающейся личности, становлению ее индивидуальности; создает возможность для самореализации личности в культурно-образовательном пространстве. Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие природных особенностей человека (здоровья, способности мыслить, чувствовать, действовать), его социальных качеств (быть гражданином семьянином тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).

Различие подходов к сущности содержания образования обусловлено целями и задачами образования на разных этапах развития общества.

Содержание образования. Понятие содержания образования включает в себя следующие компоненты.

1. Когнитивный опыт личности – система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности. Знания как основной элемент содержания общего образования – это результат познания действительности, законов развития природы, общества и мышления. Содержание образования включает в себя следующие виды знаний:

› основные понятия и термины, отражающие и повседневную действительность, и научные знания;

› факты повседневной деятельности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;

› основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между различными объектами и явлениями действительности;

› теорию, содержащую систему научных знаний об определенной совокупности объектов, взаимосвязях между ними и методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;

› знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;

› оценочные знания; знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе.

Указанные значения отличаются друг от друга функциями в обучении и используемыми технологиями. Основные функции знаний: 1) средство создания общей картины мира;

2) инструмент познавательной и практической деятельности; 3) основа целостного научного мировоззрения.

2. Опыт практической деятельности, те опыт осуществления способов деятельности. Знания о способах осуществления деятельности содержатся уже в первом компоненте содержания общего образования и базовой культуры личности. Однако одних знаний недостаточно, необходимо усвоить опыт их применения, т. е. умения и навыки, выработанные человечеством. Внешние (практические) и внутренние (интеллектуальные) умения и навыки могут быть общими для всех учебных предметов (составить план, выделить существенное, сравнить, сделать выводы и т. д.) и специфическими, формирующимися и проявляющимися только в рамках учебных предметов (решение математических задач, постановка опытов по химии и др.). К общеинтеллектуальным навыкам и умениям близки общеучебные, такие, как конспектирование, аннотирование, работа с учебниками, словарями, справочниками и т. п.

Система общих интеллектуальных и практических умений и навыков является основой конкретных видов деятельностей и обеспечивает способность людей к сохранению культуры. К этим видам деятельности относятся познавательная, трудовая, художественная, общественная, ценностно-ориентированная, коммуникативная.

3. Опыт творческой деятельности, который обеспечивает готовность обучающегося к поиску решения новых проблем, творческому преобразованию действительности. Конкретным содержанием опыта творческой деятельности и ее основными чертами являются:

› самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

› видение новой проблемы в знакомой ситуации;

› самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый способ;

› нахождение различных способов решения проблемы и альтернативных доказательств;

› построение принципиально нового способа решения проблемы, являющегося комбинацией уже известных способов.

Особенность содержания данного элемента базовой культуры личности состоит в том, что для осуществления ее процедуры нельзя указать схему действий. Эти системы создаются самим индивидом.

4. Опыт отношений личности. Этот компонент содержания образования представляет собой систему мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений личности. Его специфичность состоит в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям.

Культура чувств – особый феномен, являющийся следствием социального развития личности. Опыт отношений человека, его знания и умения составляют условие формирования системы ценностей, интересов, идеалов, а в конечном итоге и мировоззрения личности.

Все компоненты содержания образования и базовой культуры личности взаимосвязаны. Нельзя считать человека воспитанным, если, зная нормы поведения, он соблюдает их равнодушно. Осведомленность о мировоззренческой идее, использование ее для объяснения явлений действительности – но без убеждения в истинности этой идеи, без эмоционального отношения – еще не является частью мировоззрения человека, выступающего критерием его образованности и воспитанности.

Долгое время общее образование понималось упрощенно: лишь как звено, предшествующее профессиональному образованию и составляющее базу последнего. В теории содержания образования введение общеобразовательных предметов в профессиональных учебных заведениях (естественно-научных и гуманитарных) не рассматривалось должным образом. В настоящее время общее образование может быть представлено, с одной стороны, как сквозная линия всей системы непрерывного образования, а с другой – как общеобразовательная подготовка человека, предшествующая профессиональной. И в этом случае в содержание образования входят три основных цикла предметов: естественно-научный, гуманитарный, трудовой и физической подготовки.

Знания основных закономерностей развития природы, способов и средств их использования на благо человека дают предметы естественно-научного цикла (биология, физика, химия, география, математика и др.). Математика, кроме того, вооружает человека формализованным языком выражения зависимостей в виде формул, графиков, что является средством развития логического мышления. Гуманитарные предметы (история, литература, обществоведение, родной и иностранный языки и др.) помогают понять законы общественного развития, социальную природу самого человека. При этом важная роль в гуманитарном образовании принадлежит художественным дисциплинам: изобразительному искусству, музыке и пению, риторике, формирующим эстетические и нравственные чувства. Наконец, трудовое обучение, физкультура и основы безопасности жизнедеятельности укрепляют здоровье, формируют умения и навыки, необходимые будущему труженику и защитнику Отечества.

Таким образом, современное российское общее образование одновременно является и политехническим.

Теории формирования содержания образования. Основные из этих теорий – концепции материального и формального содержания образования – сложились в конце XVIII – начале XIX в. Сторонники теории материального содержания образования (теории дидактического материализма) основной целью образования полагали передачу обучаемым как можно большего объема знаний из различных областей науки (Я. А. Коменский, Г. Спенсер и др.). Сторонники теории формального содержания образования (теории дидактического формализма) считали обучение средством развития способностей и познавательных интересов обучаемых, их внимания, памяти, представлений, мышления. При этом источником знаний они полагали разум. Из чего следует, что прежде всего необходимо развивать ум и способности человека. При отборе содержания образования сторонники теории дидактического формализма руководствовались развивающей ценностью таких предметов, как математика и классические языки (Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, И. Гербарт и др.).

Критикуя обе эти концепции, К. Д. Ушинский (1824–1870/71) утверждал, что школа должна развивать интеллектуальные силы человека, обогащать его знаниями, приучать пользоваться ими. Он сформулировал идею единства дидактического материализма и дидактического формализма – так в конце XIX в. появилась теория дидактического прагматизма формирования содержания образования (теория дидактического утилитаризма). Сторонники этой концепции считали, что источник содержания образования заключен в общественной и индивидуальной деятельности обучаемого.

Содержание образования должно быть представлено в виде междисциплинарных систем знаний, и их освоение требует от обучаемых коллективных усилий, практических действий по решению поставленных перед ними задач.

Теорию функционального материализма разработал польский педагог и психолог В. Оконь (Okon, р. 1914). По его мнению, в содержании отдельных предметов должна отражаться их ведущая идея (например, в биологии – идея эволюции, в математике – идея функциональных зависимостей, в истории – историческая обусловленность и т. д.), т. е. при отборе содержания образования необходимо руководствоваться мировоззренческим подходом.

В 1950-е гг. была разработана теория территориальной структуризации содержания образования, появление которой связано с внедрением в учебный процесс программированного обучения. Данная концепция отвечает на вопрос, каким образом передать обучающимся знания, как правильно их структурировать, разделить на части, связанные содержательно и логически.

Date: 2015-10-19; view: 756; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию