Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






От падения Римской империи до Вестфальского мира





Этот период связан с развитием международных отношений феодальных государств в процессе их образования, преодоления раздробленности, возникновения крупных феодальных сослов­ных монархий, а также с началом формирования абсолютист­ских государств. Особенностью регулирования международных отношений феодальных государств явилась преемственность

 

§ 2. От падения Римской империи до Вестфальского мира 29

ими многих международно-правовых правил рабовладельческо­го периода. Вместе с тем эти нормы под влиянием государст­венности новой формации обогащались и получали дальнейшее развитие. Прежде всего это касалось характера норм междуна­родного права и их религиозной окраски. Сформировались об­щие международно-правовые правила, которыми в своих отно­шениях руководствовались государства, но они оставались обычными. Например, в качестве обычно-правовых признава­лись требования о том, что договоры должны соблюдаться, что послы государей являются неприкосновенными, что государст­во, заявившее о своем нейтралитете, не должно оказывать воен­ной помощи воюющим. Религиозная оболочка международно-правовых норм также претерпела изменения. Так, характерной особенностью клятвы в эпоху феодализма явилось то, что она служила средством установления отношений вассальной зави­симости: с юридической точки зрения договоры, заключенные между монархом и нижестоящими феодалами одного государст­ва и освященные клятвой, мало отличались от соглашений и клятвы между монархами различных стран. Например, клятва давалась при заключении Мюнстерского (1648 г.) мирного до­говора.

Другой особенностью феодального международного права в Западной Европе явилось влияние на него католической церк­ви. Папа Римский Григорий VII (XI в.) первым сделал попытку создать «мировое государство» под своей властью. Папы рим­ские в своем влиянии на международное право опирались на каноническое право, состоявшее из постановлений церковных соборов и из папских указов.

Заметное влияние на международное право в отношениях между арабскими государствами оказал ислам, причем отдель­ные положения шариата, касавшиеся, например, законов и обычаев войны, распространялись и за пределы арабского мира.

Международное право феодальных государств продолжало испытывать влияние римского права, что выражалось в циви-листической окраске ряда международно-правовых институтов. Например, это касалось институтов залога и поручительства как средств обеспечения международных договоров, института приобретения государственной территории.

В рассматриваемый период еще не было общего для всех госу­дарств международного права. Применение международно-пра­вовых норм связывалось с существованием нескольких регионов

Глава 2. Возникновение и развитие международного права

в Западной Европе, Византии, арабских халифатах, на террито­рии Индии и Китая, в Киевской, а позднее — Московской Руси.

В сфере посольского права следует выделить появление с XV в. постоянных посольств. Разрабатывается, особенно в Ви­зантии, пышный ритуал приема иностранных послов. При сле­довании послов по территории государства, где они получали аккредитацию, послам назначалось содержание со стороны ме­стных властей. Нарушение неприкосновенности послов приво­дило к суровому наказанию нарушителя и даже отлучению от церкви. В XIII в. появились первые официальные инструкции для послов (Венеция). Стало складываться суждение о том, что основанием прав и привилегий дипломатических представите­лей является суверенитет государя, от имени которого действо­вал посол. По прибытии в страну аккредитации посол вручал верительные грамоты. Послы освобождались от таможенного досмотра и уплаты пошлины, власти страны пребывания долж­ны были обеспечить охрану членов посольства. Обязанностями посла считались: ведение переговоров, изучение происходящих в стране аккредитации событий, доведение соответствующей информации до своего правительства.

Военные обычаи в средневековый период продолжали оста­ваться весьма жестокими. Различий между сражающимися вой­сками и мирным населением не проводилось. Захваченные воюющими населенные пункты подвергались разграблению, раненые бросались на произвол судьбы. Нередко война тракто­валась как судебный поединок, в котором победитель опреде­лял положение побежденного. Общепризнанным было положе­ние об обязательности объявления войны, причем объявлять войну и вести ее можно было лишь от имени монарха. В ходе военных действий применялось «право добычи», которая пере­ходила в собственность захватившей ее стороны. Даже пленные считались добычей захватившего их конкретного лица, что по­зволяло получить за них выкуп.


Ограничить жестокости войны пыталась церковь. На ряде региональных и вселенских католических соборов X—XI вв. были сделаны попытки установить «замирение по субъектам», согласно которому в военных действиях не должны были участ­вовать лица духовного звания, паломники, вдовы, купцы, дети до 12 лет. Кроме того, принимались решения о «замирении по объектам», исключавшие из сферы военных действий церкви, дома духовенства. Были также попытки установить дни, в кото-

§ 2. От падения Римской империи до Вестфальского мира 31

рые запрещалось ведение военных действий (Божий мир). По­пытка запретить отдельные виды оружия была сделана на II Ла-теранском соборе 1139 г., решением которого запрещалось ис­пользование орудий для метания и арбалетов.

В феодальный период заключалось значительное количество международных договоров, которые отражали сложнейшую ие­рархическую лестницу в виде занимающих различное общест­венное положение феодалов — собственников земли. Послед­ние нередко самостоятельно вели дипломатические отношения и заключали договоры. Предметом соглашений были договоры о мире и союзе, покровительстве, территориальных изменени­ях, плавании по рекам и морям, торговле. Уже в IX—X вв. ряд международных договоров был заключен Киевской Русью с Ви­зантией. Договоры заключались преимущественно письменные. Они составлялись на языках сторон. Договор имел личностный характер, он заключался от имени правителя. Однако постепен­но договоры стали получать более широкую основу, поскольку стали подписываться и от имени наследников монарха. Стала использоваться оговорка о неизменных обстоятельствах как ус­ловии действия договора. Способами обеспечения договЪров являлись залог людей (как правило, членов семьи монарха), за­лог ценностей и территории. Известно, например, что Корсика, принадлежавшая Генуе, была ею передана в залог Франции. В связи с тем, что Генуя не выполнила перед Францией дого­ворных обязательств, Корсика стала французским владением.

В период Средневековья стал применяться институт гаран­тии договоров со стороны третьих государств. Нередко гаран­том международных договоров был Папа Римский. В частно­сти, он гарантировал выполнение договора 1494 г. между Испа­нией и Португалией.

Покровительство иностранцам получило в Средние века бо­лее прочную юридическую базу — в международные договоры постепенно стали включаться статьи о положении иностранцев. Они, в частности, содержали обязательство сторон обеспечить переход имущества умершего иностранца к его наследникам, а не к правителю, на земле которого проживал иностранец. В це­лом положение иностранцев было очень тяжелым: они находи­лись в полной зависимости от феодального сеньора, их личная безопасность и неприкосновенность имущества не были ка­ким-либо образом обеспечены. Иностранцы, прибывающие в страну без разрешения, закрепощались, а выезд из страны об-

Глава 2. Возникновение и развитие международного права

§ 3. От Вестфальского мира до Гаагских конференций мира

лагался налогом. Лишь в период сословной монархии со сторо­ны королевской власти стали делаться попытки ограничить произвол феодалов по отношению к иностранцам.


Режим морских пространств в период Средневековья испы­тывал влияние двух различных подходов к пользованию морем. Один подход поддерживали такие развитые морские державы, как Англия, Венеция, Генуя, Испания, Португалия. Он заклю­чался в стремлении осуществлять над прибрежными водами и частями Мирового океана свой суверенитет. Подобно тому как Англия считала Ирландское море своим суверенным владением и пыталась запретить другим странам осуществлять в нем ры­боловство, Генуя претендовала на Лигурийское море, а Вене­ция — на Адриатическое. Подход к использованию морских пространств другой группы государств, например Нидерландов и Франции, был иным — они считали, что открытое море должно быть свободным для судоходства и рыболовства. В ос­нове данного подхода лежало представление о том, что Миро­вой океан должен считаться общей собственностью и быть сво­бодным для всех государств. Впрочем, в конце XVI в. Англия стала склоняться к идее о том, что пользование морем должно быть свободным для всех и ни одно государство не должно пре­тендовать на те или иные части Мирового океана.

В Средние века сложилась обычно-правовая норма о праве прибрежного государства, иметь территориальные воды. По­скольку считалось, что власть государства кончается там, где кончается сила его оружия, ширина территориальных вод в со­ответствии с «правом пушечного выстрела» стала определяться в три морские мили. Вопросы регламентации мореплавания и морской войны отражались в специальных сборниках, содержа­щих морские обычаи, судебные решения. Так, в XIV в. был из­дан сборник «Консолато дель маре» («Морской сборник»), со­державший правила нейтралитета, положения, касавшиеся во­енной контрабанды, и т. п.

Мирные средства международных споров в Средние века ста­ли обогащаться за счет достаточно широкого обращения к тре­тейским судам и арбитражу. Так, в 1317 г. в споре между королем Франции и герцогом Фламандским судьей выступил папа Иоанн XXII. В качестве арбитров выступали не только духовные лица, но и светские. Практиковалось также заключение договоров об арбитраже. Известен договор об арбитраже, заключенный в 1343 г. между Вольдемаром Датским и Магнусом Шведским. До-

говор определил, что каждая сторона должна в качестве арбит­ров назвать по 24 епископа и 12 рыцарей. Делались попытки уч­редить постоянные арбитражи, например, посредством договора между Генуей и Венецией в 1235 г. Особенностью рассматривае­мого периода было и то, что международные конфликты начи­нают становиться предметом рассмотрения вселенских соборов католической церкви, а также светских съездов государей и по­слов. Так, вопросы войны и разрешения конфликтов рассматри­вались на съездах 1201 г. в Тарасконе и 1429 г. в Луцке.

Существенное влияние на развитие международного права оказал Вестфальский трактат от 24 октября 1648 г., которым за­вершилась Тридцатилетняя война в Европе. Этим договором устанавливалась система европейских государств, их границы, принцип политического равновесия. Впервые была сформули­рована декларативная теория признания, а также признана не­зависимость Швейцарии и Нидерландов. Вестфальским догово­ром в международную практику Западной Европы в качестве общепризнанного участника международного общения была введена Московская Русь. Договор закрепил между всеми его участниками не только «право на территорию и на верховенст­во», но и равноправие европейских государств без различия их форм государственного строя и религиозной веры. В нем отра­зилась идея согласованных действий европейских держав, кото­рые были призваны решать общие проблемы на светской, а не на религиозной основе. Значение договора состоит также в том, что он явился базовым документом в развитии института международно-правовых гарантий.

Завершение периода сословной монархии характеризуется выработкой понятия «суверенитет». Оно означало политиче­ское и юридическое верховенство власти монарха над всеми феодальными властителями внутри страны и ее независимость в международных отношениях, включая независимость от рим­ской церкви.







Date: 2015-10-19; view: 355; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию