Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Работа с правовыми понятиями на уроках права
Специалисты считают, что «обучение понятиям – первейшее дело, касающееся всех учителей» (Стоунс.Э., «Психопедагогика»), а «цель формирования большинства научных понятий состоит в том, чтобы научить человека ориентироваться с помощью этих понятий в соответствующей области действительности – распознавать явления, сопоставлять их, обнаруживать свойства, характерные для объектов данного класса и т.д.» (Талызина Н.Ф., «Управление процессом усвоения знаний»). Работа над формированием терминологического аппарата учащихся предполагает решение ряда проблем
Плохое усвоение терминов создает на уроке большое число проблем. Находясь в состоянии терминологической неграмотности, учащиеся теряют интерес к предмету в целом, прекращают активно работать на уроке, не могут быстро ориентироваться в тексте параграфа и т.д. Каковы же методы освоения исторической и обществоведческой терминологий? Традиционно учащимся, попавшим в ситуацию терминологического затруднения, рекомендуют обращаться к словарям и энциклопедиям. Но, открыв их, они тут же сталкиваются с новыми трудностями. Многие определения терминов часто даются без выделения основополагающих признаков, грешат многословием, запутанностью, сложностью. В этой ситуации у ученика происходит внутреннее психологическое отторжение, у него опускаются руки. Не лучше обстоит дело и со словарями в учебниках. Например, в учебнике «Обществознание» А.И. Кравченко и Е.А. Певцовой для 9 кл., дается сразу 4 (!) варианта термина «цивилизация»: 1. Историческая эпоха, пришедшая на смену «варварству»; 2. Высший этап развития человечества; 3. Культурно-географическое образование, например, восточная, западная и т.д.; 4. Глобальная цивилизация, охватывающая планету. Ученик 9 класса не может самостоятельно понять эти термины, следовательно, требуется подробное разъяснение преподавателя. Но и в этом случае осмысленное изучение термина крайне затруднено. Первый метод предполагает трехэтапный алгоритм работы: 1. Вычленение существенных признаков из определения термина: некий этап в развитии общества; 2. Подбор сходных, родственных терминов для анализа: этап, эпоха, уровень развития общества; 3. Приведение конкретных примеров, характеризующих термин: цивилизация Египта, мусульманская цивилизация и т.д. В некоторых ситуациях при изучении терминов можно использовать литературные приемы. Например, «монархия – республика» - это антонимы, а «самодержавная – абсолютная» - синонимы. Хороший результат дает ситуация, когда понятие можно сравнивать, т.е. находить общее и различное. Революция и реформа, монархия и республика, ислам и христианство, Коран и Библия (последние термины обычно появляются в курсе истории средних веков и их усвоение для шестиклассников, особенно слабых, бывает проблематичным). Не следует забывать и старый, проверенный метод работы учеников с индивидуальными карточками. Они могут быть составлены в нескольких вариантах: 1. Простое перечисление терминов, значение которых следует раскрыть; 2. Для наиболее слабых – записать определения, по которым ученик должен определить термин; 3. Выписываются несколько терминов (не менее шести, но не более 12-15), а ученик должен распределить их по темам. Например: аскет, рыцарь, трехполье, оброк, турнир, монах, икона, замок. Задание: выпишите термины, относящиеся к сословию феодалов, духовенства, крестьянства. Такое задание можно оформить в виде разборной «ромашки», где середина – название сословия, а к ней надо подобрать соответствующие «лепестки». Подобная работа может быть организована как групповая. Каждый ученик получает карточку с названием темы, объединяющей ряд терминов. Ребята должны будут сформировать группы, самостоятельно определив, к какой из них они могут примкнуть. Заключительным этапом задания может быть работа по формулировке понятий. Каждая группа озвучивает сформулированные понятия, в то время как другие группы выступают в качестве проверяющих. 4. Следующий вариант задания рассчитан на сильных учащихся: на карточке написано название одной из недавно изученных тем, а отвечающий должен сам вспомнить и написать значение терминов, относящихся к заданной теме. Неплохо зарекомендовали себя и специальные «терминологические» тесты. Все вопросы в них – это значения терминов, а из двух – трех предложенных вариантов ответов учащийся должен выбрать правильный ответ. Такие тесты можно использовать несколько раз в одном и том же классе, как для закрепления, так и для повторения изученного материала. Наличие в кабинете интерактивной доски позволило бы расширить возможности учителя и учеников для работы по изучению терминов и понятий, но эта возможность есть пока не во всех школах. Приведенные в работе примеры заданий по устранению терминологической неграмотности учащихся, конечно же, не исчерпывают всех возможностей работы учителя в этом направлении. Главное их достоинство в том, что они довольно-таки просты в применении, и в то же время позволяют рассчитывать на неплохой результат даже в слабом классе. Date: 2015-10-19; view: 1904; Нарушение авторских прав |