Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа с правовыми понятиями на уроках права





Специалисты считают, что «обучение понятиям – первейшее дело, касающееся всех учителей» (Стоунс.Э., «Психопедагогика»), а «цель формирования большинства научных понятий состоит в том, чтобы научить человека ориентироваться с помощью этих понятий в соответствующей области действительности – распознавать явления, сопоставлять их, обнаруживать свойства, характерные для объектов данного класса и т.д.» (Талызина Н.Ф., «Управление процессом усвоения знаний»).

Работа над формированием терминологического аппарата учащихся предполагает решение ряда проблем

  1. Oсознание наличия терминологических проблем в изучении учащимися истории и обществознания.
  2. Знание причин терминологической неграмотности, как-то: нежелание учащихся работать с терминами; непонимание их значения в силу неподготовленности ученика; слишком сложно сформулированное определение термина в учебнике и т.д.
  3. Необходимость подобрать и разработать методы эффективной работы с терминологическим аппаратом.

Плохое усвоение терминов создает на уроке большое число проблем.

Находясь в состоянии терминологической неграмотности, учащиеся теряют интерес к предмету в целом, прекращают активно работать на уроке, не могут быстро ориентироваться в тексте параграфа и т.д.

Каковы же методы освоения исторической и обществоведческой терминологий?

Традиционно учащимся, попавшим в ситуацию терминологического затруднения, рекомендуют обращаться к словарям и энциклопедиям. Но, открыв их, они тут же сталкиваются с новыми трудностями. Многие определения терминов часто даются без выделения основополагающих признаков, грешат многословием, запутанностью, сложностью.

В этой ситуации у ученика происходит внутреннее психологическое отторжение, у него опускаются руки. Не лучше обстоит дело и со словарями в учебниках.

Например, в учебнике «Обществознание» А.И. Кравченко и Е.А. Певцовой для 9 кл., дается сразу 4 (!) варианта термина «цивилизация»:

1. Историческая эпоха, пришедшая на смену «варварству»;

2. Высший этап развития человечества;

3. Культурно-географическое образование, например, восточная, западная и т.д.;

4. Глобальная цивилизация, охватывающая планету.

Ученик 9 класса не может самостоятельно понять эти термины, следовательно, требуется подробное разъяснение преподавателя. Но и в этом случае осмысленное изучение термина крайне затруднено.

Первый метод предполагает трехэтапный алгоритм работы:

1. Вычленение существенных признаков из определения термина: некий этап в развитии общества;

2. Подбор сходных, родственных терминов для анализа: этап, эпоха, уровень развития общества;

3. Приведение конкретных примеров, характеризующих термин: цивилизация Египта, мусульманская цивилизация и т.д.

В некоторых ситуациях при изучении терминов можно использовать литературные приемы. Например, «монархия – республика» - это антонимы, а «самодержавная – абсолютная» - синонимы.

Хороший результат дает ситуация, когда понятие можно сравнивать, т.е. находить общее и различное. Революция и реформа, монархия и республика, ислам и христианство, Коран и Библия (последние термины обычно появляются в курсе истории средних веков и их усвоение для шестиклассников, особенно слабых, бывает проблематичным).

Не следует забывать и старый, проверенный метод работы учеников с индивидуальными карточками. Они могут быть составлены в нескольких вариантах:

1. Простое перечисление терминов, значение которых следует раскрыть;

2. Для наиболее слабых – записать определения, по которым ученик должен определить термин;

3. Выписываются несколько терминов (не менее шести, но не более 12-15), а ученик должен распределить их по темам. Например: аскет, рыцарь, трехполье, оброк, турнир, монах, икона, замок.

Задание: выпишите термины, относящиеся к сословию феодалов, духовенства, крестьянства. Такое задание можно оформить в виде разборной «ромашки», где середина – название сословия, а к ней надо подобрать соответствующие «лепестки».

Подобная работа может быть организована как групповая. Каждый ученик получает карточку с названием темы, объединяющей ряд терминов. Ребята должны будут сформировать группы, самостоятельно определив, к какой из них они могут примкнуть. Заключительным этапом задания может быть работа по формулировке понятий. Каждая группа озвучивает сформулированные понятия, в то время как другие группы выступают в качестве проверяющих.

4. Следующий вариант задания рассчитан на сильных учащихся: на карточке написано название одной из недавно изученных тем, а отвечающий должен сам вспомнить и написать значение терминов, относящихся к заданной теме.

Неплохо зарекомендовали себя и специальные «терминологические» тесты. Все вопросы в них – это значения терминов, а из двух – трех предложенных вариантов ответов учащийся должен выбрать правильный ответ. Такие тесты можно использовать несколько раз в одном и том же классе, как для закрепления, так и для повторения изученного материала.

Наличие в кабинете интерактивной доски позволило бы расширить возможности учителя и учеников для работы по изучению терминов и понятий, но эта возможность есть пока не во всех школах.

Приведенные в работе примеры заданий по устранению терминологической неграмотности учащихся, конечно же, не исчерпывают всех возможностей работы учителя в этом направлении. Главное их достоинство в том, что они довольно-таки просты в применении, и в то же время позволяют рассчитывать на неплохой результат даже в слабом классе.







Date: 2015-10-19; view: 1904; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию