Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности ответственности контролирующих лиц при банкротстве
Изменения, внесенные в 2009 г. в законодательство о несостоятельности (банкротстве), интересны прежде всего попыткой творческого подхода законодателя к закреплению ответственности так называемых теневых директоров (shadow directors). Обратимся к содержанию п. 1 ст. 251 британского Закона о компаниях 2006 г. (Companies Act 2006). В нем сказано, что теневым директором является физическое лицо, в соответствии указаниями или инструкциями которого обычно действуют директора компании. При этом известны судебные решения, более подробно раскрывающие суть понятия теневого директора. Например, судья Милетт отмечал, что для признания лица теневым директором компании следует установить следующее: а) кто является директорами компании (де-факто или де-юре); б) получали ли данные директора компании персональные указания (инструкции) в отношении ведения дел компании от лица, которое привлекается к ответственности как теневой директор; в) действовали ли они согласно полученным указаниям (инструкциям); г) являлось ли для них такое поведение обычным (постоянным)*(1240). В отличие от британского, отечественный законодатель пошел несколько по иному пути в части определения рассматриваемого понятия. В апреле 2009 г. в Закон о банкротстве*(1241) было введено понятие лица, контролирующего должника. Под ним закон понимает лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем двух лет до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом. Понятие лица, контролирующего должника, было введено законодателем с целью расширения круга лиц, на имущество которых возможно обращение взыскания по долгам банкрота. В частности, контролирующим должника лицом могут быть признаны: - члены ликвидационной комиссии; - лицо, которое в силу полномочия, основанного на доверенности, нормативном правовом акте, специального полномочия могло совершать сделки от имени должника; - лицо, которое имело право распоряжаться 50% и более голосующих акций акционерного общества или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью. В 2013 году в этот список был включен руководитель должника*(1242). В соответствии со ст. 10 Закона о банкротстве, если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам. Причем Закон о банкротстве четко распределяет бремя доказывания: пока не доказано иное, предполагается, что должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц при наличии одного из следующих обстоятельств: - причинен вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника; - отсутствуют документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством РФ, либо они содержат недостоверную информацию к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом. Размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица равен совокупному размеру требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов и требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся не погашенными по причине недостаточности имущества должника. В законодательстве установлена возможность освобождения контролирующего должника лица от ответственности за вред, причиненный имуществу кредиторов, если докажет, что оно действовало добросовестно и разумно в интересах должника или что его вина в признании должника несостоятельным отсутствует. Возможно уменьшение размера ответственности контролирующего должника, если им будет доказано, что размер вреда, причиненного имущественным правам кредиторов по вине этого лица, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счет этого лица. Закон также определяет порядок и сроки подачи заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. В частности, заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности может быть подано в ходе конкурсного производства конкурсным управляющим по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов, а также конкурсным кредитором или уполномоченным органом. Производство по делу о банкротстве не может быть прекращено до вынесения арбитражным судом определения по требованиям о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности. В случае прекращения процессуальных действий по делу о банкротстве арбитражный суд по своей инициативе может приостановить производство по делу о банкротстве до вынесения определения по требованиям о привлечении указанных лиц к ответственности. Следует также отметить, что привлечение к субсидиарной ответственности по обязательствам должника контролирующих должника лиц не препятствует предъявлению требований участниками должника о возмещении убытков органами юридического лица по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 53 ГК РФ, и принятыми в соответствии с ним федеральными законами, в части, не покрытой размером субсидиарной ответственности. Законодатель также предпринимает попытки распространить понятие "контролирующее лицо" за пределы действия законодательства о банкротстве, применять понятие "контролирующее лицо" к ситуациям, когда такое лицо причинило убытки обществу, но общество еще не отвечает признакам несостоятельности. Так, первоначальная редакция проекта изменений в ГК РФ*(1243) содержала ст. 53.3 "Лица, контролирующие юридическое лицо" и 53.4 "Ответственность лиц, контролирующих юридическое лицо". Под действие указанных статей попадал, по мнению делового сообщества, слишком широкий круг лиц. Эти статьи фактически лишали смысла учреждение хозяйственных обществ с целью ограничения своей ответственности по обязательствам, возникающим в ходе ведения предпринимательской деятельности. Законодатель частично прислушался к мнению коммерсантов, убрав из законопроекта эти статьи. Тем не менее существующая на сегодняшний день в проекте редакция ст. 53.1 все-таки вводит понятие "лица, имеющего фактическую возможность определять действия юридического лица, включая возможность давать указания членам органов управления"*(1244). Указанная статья не раскрывает это понятие, однако устанавливает требование к такому лицу действовать в интересах общества разумно и добросовестно, как и к органам управления общества. Более того, в соответствии с этой статьей такое лицо совместно с органами управления несет солидарную ответственность за убытки, причиненные обществу по его вине. Причем соглашение об исключении или ограничении ответственности лица, имеющего фактическую возможность определять действия юридического лица, включая возможность давать указания членам органов управления, ничтожно*(1245).
Date: 2015-10-19; view: 475; Нарушение авторских прав |