Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государства Катар





КОНСТИТУЦИЯ

(29 апреля 2003 года)

 

--------------------------------

<*> Перевод М.А. Сапроновой.

 

ЧАСТЬ I. ГОСУДАРСТВО И ОСНОВЫ ПРАВЛЕНИЯ

 

Статья 1

 

Катар - независимое, суверенное арабское государство. Его религия - ислам, основной источник законодательства - законы шариата. Официальный язык - арабский. Народ Катара является частью Арабской нации.

 

Статья 2

 

Столица государства - город Доха. Она может быть перенесена в другое место в соответствии с законом.

Государство осуществляет свой суверенитет на всей территории. Суверенитет не может быть ограничен, и никакая часть территории не может быть отторгнута.

 

Статья 3

 

Закон устанавливает флаг государства, эмблему, ордена, символы и национальный гимн.

 

Статья 4

 

Закон определяет финансовую и банковскую системы государства и устанавливает ее официальную валюту.

 

Статья 5

 

Государство охраняет свою независимость, суверенитет, территориальную неприкосновенность и целостность, безопасность и стабильность и защищает себя от любой агрессии.

 

Статья 6

 

Государство уважает международные договоры и конвенции и стремится применять все международные соглашения, договоры и конвенции, в которых оно участвует.

 

Статья 7

 

Внешняя политика государства основана на принципе поддержания международного мира и безопасности путем поощрения мирного разрешения международных споров, уважения права народов на самоопределение, невмешательства во внутренние дела других государств и сотрудничества с миролюбивыми странами.

 

Статья 8

 

Правление государством осуществляется семьей аль-Тани по мужской линии наследниками Хамада бен Халифа бен Хамада бен Абдаллы бен Исы. Правление осуществляется сыном, которого Эмир назовет наследником. В случае, если такого сына нет, полномочия по управлению страной переходят к другому члену семьи, которого Эмир назовет наследником.

Положения о правлении в государстве и порядок занятия трона регулируются специальным законом, который должен быть издан в течение года со дня вступления в силу данной Конституции. Этот закон является конституционным законом.

 

Статья 9

 

Эмир назначает своим указом наследника престола после консультаций с членами правящей семьи и Советом мудрецов государства.

Наследник должен быть мусульманином, рожденным матерью мусульманкой из Катара.

 

Статья 10

 

При назначении наследник приносит следующую присягу: "Клянусь Всемогущим Аллахом уважать законы шуры, конституцию и действующие законы, защищать независимость и территориальную целостность государства, свободу и интересы народа, быть верным государству и Эмиру".

 

Статья 11

 

Наследник принимает на себя полномочия и осуществляет функции Эмира в случае отсутствия Эмира в стране или в случаях возникновения вынужденных обстоятельств.

 

Статья 12

 

Эмир может путем издания специального указа возложить на наследника обязанность по осуществлению своих отдельных полномочий и функций.

Когда наследник присутствует на заседаниях Совета министров, он является его Председателем.

 

Статья 13

 

В соответствии с положениями двух предыдущих статей и в случае невозможности передать свои полномочия наследнику Эмир может путем издания специального указа назначить себе заместителя из членов правящей семьи для передачи ему своих отдельных полномочий и функций. Если назначенный заместителем Эмира занимал какую-либо должность или осуществлял какие-либо функции в любом учреждении, он должен прекратить осуществление этих функций или оставить свой пост на период осуществления полномочий Эмира.

Назначенный заместителем Эмира приносит перед Эмиром ту же самую присягу, что и наследник Эмира.

 

Статья 14

 

Указом Эмира устанавливается совет, именуемый "Совет правящей семьи". Эмир назначает членов этого Совета из членов правящей династии.

 

Статья 15

 

Совет правящей семьи определяет вакантность поста Эмира в случае его смерти или полной неспособности осуществлять свои полномочия. После заключения Совета правящей семьи Совет министров и Совет шуры на совместном закрытом заседании объявляют о вакансии поста Эмира и объявляют Эмиром государства его наследника.

 

Статья 16

 

В случае если наследник, объявленный Эмиром государства, не достиг 18-летнего возраста по григорианскому календарю, полномочия по управлению государством передаются Регентскому совету, назначенному Советом правящей семьи.

Регентский совет состоит из Председателя и не менее трех и не более пяти членов. Председатель и большинство членов Регентского совета должны быть из правящей семьи.

 

Статья 17

 

Ежегодное содержание Эмира, так же как и фонды, предназначенные на подарки и оказание различной помощи, определяется ежегодно решением Эмира.

 

ЧАСТЬ II. РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБЩЕСТВА

 

Статья 18

 

Катарское общество основано на принципах справедливости, взаимопомощи, свободы, равенства и высокой морали.

 

Статья 19

 

Государство защищает эти принципы общества и обеспечивает безопасность, стабильность и развитие равных возможностей для всех граждан.

 

Статья 20

 

Государство стремится укреплять дух национальной сплоченности, сотрудничества и братства всех граждан.

 

Статья 21

 

Семья - основа общества. Ее фундаментом являются религия, этика и патриотизм.

Законом предусмотрены соответствующие положения, направленные на защиту семьи, поддержание ее целостности, укрепление семейных уз, защиту материнства, детства и старости.

 

Статья 22

 

Государство заботится о подрастающем поколении и защищает его от коррупции, эксплуатации, всех видов физического, морального и духовного порабощения. Государство создает условия, способствующие развитию его способностей, основанных на правильном воспитании, во всех областях.

 

Статья 23

 

Государство поощряет развитие общественного здравоохранения, обеспечивает средства предотвращения болезней и эпидемий и осуществляет их лечение в соответствии с законом.

 

Статья 24

 

Государство способствует развитию науки и искусства, защищает национальное культурное наследие, поощряет научные исследования.

 

Статья 25

 

Образование является одной из базовых опор социального прогресса. Государство гарантирует получение образования, поощряет и прилагает усилия для его дальнейшего развития.

 

Статья 26

 

Частная собственность, капитал и труд составляют фундамент социальной структуры государства и являются личными правами, которые регулируются законом и выполняют социальную функцию.

 

Статья 27

 

Частная собственность неприкосновенна. Никто не может быть лишен своей собственности кроме как в общественных интересах и в форме, предусмотренной законом при выплате справедливой компенсации.

 

Статья 28

 

Государство гарантирует свободу экономической деятельности на основе принципа социальной справедливости и сотрудничества между частным и государственным секторами экономики в целях социально-экономического развития, увеличения объемов производства, достижения общественного благосостояния, поднятия уровня жизни и обеспечения равных возможностей трудиться в соответствии с положениями закона.

 

Статья 29

 

Природные ресурсы и богатства являются собственностью государства. Государство охраняет и целесообразно использует природные ресурсы в соответствии с законом.

 

Статья 30

 

Отношения работодателей и работников основаны на принципе социальной справедливости и регулируются законом.

 

Статья 31

 

Государство поощряет капиталовложения и обеспечивает им необходимые гарантии и льготы.

 

Статья 32

 

Закон регулирует выпуск государственных займов.

 

Статья 33

 

Государство заботится о сохранении окружающей среды и поддержании природного баланса в целях разумного обеспечения развития будущих поколений.

 

ЧАСТЬ III. ПУБЛИЧНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

 

Статья 34

 

Граждане Катара равны в своих правах и обязанностях.

 

Статья 35

 

Все равны перед законом. Запрещена дискриминация по признакам пола, происхождения, языка или религии.

 

Статья 36

 

Личная свобода гарантируется. Никто не может быть арестован, заключен в тюрьму, подвергнут обыску или ограничен в свободе местожительства или передвижения, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Никто не может быть подвергнут пыткам или жестокому обращению. Применение пыток рассматривается как преступление, подлежащее наказанию в соответствии с законом.

 

Статья 37

 

Частная жизнь является священной и неприкосновенной. Вмешательство в частную жизнь гражданина, его семейные дела, местожительство, переписку или совершение любого другого действия, которое может унизить или опорочить личность, запрещено, за исключением случаев, установленных законом.

 

Статья 38

 

Гражданин не может быть выслан из страны; нельзя препятствовать гражданину вернуться в страну из-за границы.

 

Статья 39

 

Обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет установлена в законном порядке судом при обеспечении необходимых гарантий права на самозащиту.

 

Статья 40

 

Преступления и наказания за них устанавливаются законом.

Наказание может применяться только к действиям, совершенным в нарушение действующего закона.

Наказание носит персональный характер. Положения закона не распространяются на действия, совершенные до даты вступления этого закона в силу. Эти положения не распространяются на акты, действовавшие до вступления в силу закона, однако применительно к неуголовным нарушениям решением большинства в две трети голосов членов Совета шуры может быть принято иное решение.

 

Статья 41

 

Катарское гражданство и регулирующие его правила устанавливаются законом и имеют такую же силу, как и нормы Конституции.

 

Статья 42

 

Государство гарантирует право граждан избирать и быть избранными в соответствии с законом.

 

Статья 43

 

Налогообложение основано на принципе социальной справедливости и может осуществляться только в соответствии с законом.

 

Статья 44

 

Право граждан на проведение собраний гарантировано в соответствии с положениями закона.

 

Статья 45

 

Право граждан учреждать ассоциации гарантировано в соответствии с условиями и в порядке, установленном законом.

 

Статья 46

 

Каждый имеет право обращаться к официальным властям.

 

Статья 47

 

Свобода выражения мнений и научных исследований гарантирована в соответствии с условиями и в порядке, установленном законом.

 

Статья 48

 

Свобода прессы, печатания и публикаций гарантирована в соответствии с законом.

 

Статья 49

 

Все граждане имеют право на образование. Государство стремится сделать всеобщее образование обязательным и бесплатным в соответствии с действующим законодательством и правилами, устанавливаемыми государством.

 

Статья 50

 

Свобода осуществления религиозных обрядов гарантирована всем в соответствии с законом при соблюдении требований общественного порядка и морали.

 

Статья 51

 

Право наследования устанавливается и регулируется законами шариата.

 

Статья 52

 

Каждый законно проживающий в государстве обладает правом защиты личности и собственности в соответствии с положениями закона.

 

Статья 53

 

Защита страны является долгом каждого гражданина.

 

Статья 54

 

Занятие государственных постов является сферой компетенции государственной службы. Государственный служащий при осуществлении своих полномочий обязан выражать общественные интересы.

 

Статья 55

 

Государственная собственность является неприкосновенной, а ее защита - долг каждого в соответствии с законом.

 

Статья 56

 

Конфискация общественной собственности запрещена. Наказание в виде конфискации частной собственности может быть применено только на основании судебного решения и в случаях, предусмотренных законом.

 

Статья 57

 

Долгом каждого, кто проживает в Государстве Катар или временно пребывает на его территории, является уважение Конституции, исполнение государственных законов, соблюдение общественного порядка и морали, национальных традиций и общепризнанных обычаев.

 

Статья 58

 

Высылка политических беженцев запрещена. Закон устанавливает условия предоставления политического убежища.

 

ЧАСТЬ IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЛАСТЕЙ

 

Глава 1

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 59

 

Народ является источником власти, которая осуществляется в соответствии с положениями настоящей Конституции.

 

Статья 60

 

Система управления основана на разделении властей и осуществляется в форме, установленной Конституцией.

 

Статья 61

 

Законодательная власть осуществляется Советом шуры в соответствии с Конституцией.

 

Статья 62

 

Исполнительная власть осуществляется Эмиром при содействии Совета министров в соответствии с Конституцией.

 

Статья 63

 

Судебная власть осуществляется законными судами в соответствии с Конституцией. Судебные решения выносятся от имени Эмира.

 

Глава 2

 

ЭМИР

 

Статья 64

 

Эмир является главой государства. Его личность неприкосновенна и уважаема всеми.

 

Статья 65

 

Эмир является Главнокомандующим Вооруженными силами. Он осуществляет за ними общий контроль с помощью Совета обороны, который действует под его прямым руководством.

Совет обороны формируется декретом Эмира, который определяет его полномочия.

 

Статья 66

 

Эмир представляет государство внутри него и за рубежом во всех международных отношениях.

 

Статья 67

 

Эмир осуществляет следующие полномочия:

1. Разрабатывает общую политику государства с помощью Совета министров.

2. Ратифицирует и промульгирует законы. Ни один закон не может быть издан, если он не ратифицирован Эмиром.

3. Созывает Совет министров на заседания в любое время, которое он сочтет необходимым в государственных интересах. Эмир председательствует на тех заседаниях Совета министров, которые он посещает.

4. Назначает на должности гражданских и военных служащих и прекращает их полномочия в соответствии с законом.

5. Проводит аккредитацию дипломатических и консульских представителей.

6. Осуществляет помилование и снижает меру наказания в соответствии с законом.

7. Награждает гражданских и военных лиц орденами и знаками отличия в соответствии с законом.

8. Учреждает и организует министерства и другие правительственные органы и определяет их функции.

9. Учреждает и организует консультативные советы для оказания ему помощи в управлении и контроле, определяет основные направления генеральной политики государства.

10. Выполняет любые другие функции, возлагаемые на него Конституцией и законом.

 

Статья 68

 

Эмир заключает договоры и соглашения путем издания декрета и передает их в Совет шуры с соответствующими комментариями.

Договор или соглашение вступают в законную силу после их ратификации и опубликования в "Официальной газете".

 

Статья 69

 

Эмир путем издания декрета объявляет в стране чрезвычайное положение в случае возникновения исключительных ситуаций, предусмотренных законом. В период чрезвычайного положения Эмир правомочен предпринимать любые необходимые меры для устранения причин, вызвавших угрозу национальной безопасности государства, целостности его территории, безопасности народа и его интересов, а также причин, препятствующих нормальному функционированию органов государственной власти.

Совет шуры должен быть оповещен о таком декрете в течение 15 дней со дня его издания. Если Совет шуры не заседает, он должен быть проинформирован на своем первом заседании.

Чрезвычайное положение может быть объявлено на ограниченный срок и продлено только после одобрения Советом шуры.

 

Статья 70

 

Эмир правомочен в исключительных ситуациях, требующих издания чрезвычайных законов, в период когда Совет шуры не заседает, издавать декреты, имеющие силу закона. Такие декреты-законы должны быть представлены на рассмотрение в Совет шуры на его первом заседании.

В течение 40 дней со дня представления такого декрета Совет шуры большинством в две трети голосов его членов может отвергнуть такой декрет-закон или потребовать внесения в него изменений в установленный период времени. В этом случае декрет-закон теряет свою силу со дня его отклонения Советом шуры.

 

Статья 71

 

Оборонительная война объявляется декретом Эмира; наступательная война запрещена.

 

Статья 72

 

Эмир назначает Премьер-министра, принимает его отставку и освобождает его от занимаемой должности специальным декретом.

Отставка Премьер-министра или освобождение его от должности влечет за собой отставку всего Совета министров.

В случае принятия отставки или освобождения от должности Премьер-министра Совет министров продолжает осуществлять текущие дела до назначения нового состава Совета министров.

 

Статья 73

 

Эмир назначает на должность министров своим декретом по предложению Премьер-министра, принимает их отставку и освобождает от должности.

Если отставка министра принята, ему может быть предложено продолжить исполнение его отдельных функций до тех пор, пока не будет назначен его преемник

 

Статья 74

 

При вступлении в должность Эмир на специальном заседании, созываемом Советом шуры, приносит следующую присягу: "Клянусь Всемогущим Аллахом уважать законы шариата, Конституцию и законы государства, защищать независимость государства, его территориальную целостность, свободу и интересы народа".

 

Статья 75

 

Эмир может обратиться к народу по важнейшим вопросам, представляющим государственный интерес, посредством референдума.

Вопрос, вынесенный на референдум, признается одобренным, если за него проголосовало большинство принявших участие в голосовании. Результаты голосования являются обязательными и вступают в силу со дня их объявления. Результаты референдума должны быть опубликованы в "Официальной газете".

 

Глава 3

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

 

Статья 76

 

Совет шуры осуществляет законодательную власть, одобряет общую политику правительства, бюджет страны и контролирует исполнительную власть в соответствии с Конституцией.

 

Статья 77

 

Совет шуры состоит из 45 членов, 30 из которых избираются путем прямого всеобщего тайного голосования, а 15 назначаются Эмиром из состава министров или других лиц.

Срок пребывания в Совете шуры назначенных министров заканчивается, если министры уходят в отставку или освобождаются со своих постов.

 

Статья 78

 

Система выборов определяется законом, который устанавливает условия и процедуру выдвижения и избрания членов Совета шуры.

 

Статья 79

 

Избирательные округа, на которые делится государство и избирательные участки устанавливаются декретом.

 

Статья 80

 

Член Совета шуры должен отвечать следующим требованиям:

1) иметь катарское гражданство по рождению;

2) достичь 30-летнего возраста ко дню назначения;

3) должен уметь хорошо читать и писать по-арабски;

4) не быть привлеченным к ответственности компетентным судом по обвинению, включающему позорные или бесчестные поступки, или должен быть оправдан в соответствии с законом;

5) иметь право голоса в соответствии с избирательным законом.

 

Статья 81

 

Срок полномочий Совета шуры составляет четыре календарных года начиная со дня первого заседания. Выборы нового состава Совета шуры проводятся в течение последних 90 дней вышеупомянутого срока.

Член Совета, срок полномочий которого заканчивается, может быть переизбран на следующий срок. Если выборы нового состава Совета шуры не были проведены по окончании срока его полномочий или были отложены по какой-либо причине, срок полномочий Совета шуры продлевается до избрания нового состава.

Законодательная сессия Совета шуры не может быть продлена, кроме случаев крайней необходимости путем принятия декрета, предусматривающего, что такое продление не может превышать период одной законодательной сессии.

 

Статья 82

 

Закон устанавливает судебный орган, который будет определять легитимность мандата членов Совета шуры.

 

Статья 83

 

Если по какой-либо причине место избранного члена Совета шуры становится вакантным в последние шесть месяцев до окончания срока полномочий Совета шуры, новый член Совета шуры должен быть избран в течение двух месяцев со дня появления такой вакансии.

Если место назначенного члена Совета шуры становится вакантным, должен быть назначен новый член Совета шуры для заполнения вакансии. В обоих случаях новый член Совета шуры завершает срок полномочий своего предшественника.

 

Статья 84

 

Ежегодная сессия Совета шуры составляет не менее девяти месяцев.

Совет шуры не может закончить сессию, если не был одобрен государственный бюджет.

 

Статья 85

 

Совет шуры начинает свою текущую сессию, созываемую Эмиром в октябре каждого года.

 

Статья 86

 

Эмир может созвать Совет шуры на первое заседание в течение месяца после проведения выборов.

 

Статья 87

 

Эмир или назначаемый им представитель открывает ежегодную сессию Совета шуры и произносит речь, в которой освещает состояние дел в государстве.

 

Статья 88

 

В случае необходимости Эмир путем издания декрета или по требованию большинства членов Совета шуры может созвать Совет шуры на чрезвычайную сессию.

На чрезвычайной сессии Совет шуры может рассматривать только те вопросы, для обсуждения которых он был созван.

 

Статья 89

 

Созыв и продление обычных и чрезвычайных сессий Совета шуры осуществляется путем издания декрета.

 

Статья 90

 

Эмир может своим декретом отложить заседания Совета шуры на период, не превышающий один месяц. Однако такой декрет может быть издан только один раз в течение одной сессии, за исключением случаев, когда это одобрено самим Советом. Промежуток времени, на которое было перенесено заседание Совета шуры, не рассматривается как время проведения его заседаний.

 

Статья 91

 

Совет шуры проводит свои заседания в городе Доха. Эмир может созвать Совет шуры на его заседания в любом другом месте.

 

Статья 92

 

При вступлении в должность члены Совета шуры приносят следующую присягу: "Клянусь Всемогущим Аллахом быть верным стране и Эмиру, уважать законы шариата, Конституцию и действующие законы, защищать интересы народа и выполнять свои обязанности честно и в полном объеме".

 

Статья 93

 

Совет шуры на своем первом заседании и на весь период сессии избирает из своих членов председателя и его заместителя. В случае возникновения вакансии одной или сразу двух должностей Совет шуры избирает новых руководителей на оставшийся срок своих полномочий.

Выборы осуществляются путем тайного голосования абсолютным большинством присутствующих членов. Если при первом голосовании не удалось получить требуемое большинство, второе голосование проводится между двумя кандидатами, получившими в первом туре большинство голосов. Если два кандидата получают равное количество голосов, то бросают жребий. До момента избрания председателя Совета шуры его заседания проводятся под руководством старейшего по возрасту члена.

 

Статья 94

 

В течение двух недель с начала ежегодной сессии Совет шуры избирает из числа своих членов комитеты для реализации полномочий Совета шуры. Такие комитеты могут осуществлять свои функции в период, когда Совет шуры находится на каникулах, и представляют результаты своей работы Совету шуры в начале следующей сессии.

 

Статья 95

 

Совет шуры формирует Бюро в составе председателя, его заместителя и председателей комитетов, а также Генеральный секретариат, который помогает Бюро осуществлять его функции.

 

Статья 96

 

Поддержание порядка в Совете шуры является обязанностью его Председателя.

 

Статья 97

 

Совет шуры принимает свой внутренний регламент, регулирующий внутренний порядок и осуществление его деятельности, работу комитетов, проведение сессий, процедурные вопросы, голосование и осуществление его конституционных полномочий.

Регламент устанавливает дисциплинарные наказания для членов Совета шуры, нарушающих порядок или не посещающих заседаний Совета шуры или его комитетов без уважительных причин. Вышеупомянутый регламент принимается в форме закона.

 

Статья 98

 

Заседания Совета шуры являются открытыми, но могут проводиться в закрытом порядке по требованию одной трети его членов или по требованию Совета министров.

 

Статья 99

 

Кворум на сессии Совета шуры составляет большинство присутствующих членов Совета шуры при обязательном присутствии Председателя или его заместителя. В случае отсутствия кворума заседание переносится.

 

Статья 100

 

Решения Совета шуры принимаются абсолютным большинством присутствующих членов, кроме случаев, когда требуется специальное большинство. В случае равенства голосов при голосовании голос Председателя является решающим.

 

Статья 101

 

Членство в Совете шуры прекращается в случае:

1) смерти или полной недееспособности;

2) завершения срока членства;

3) отставки;

4) отстранения от должности;

5) роспуска Совета шуры.

 

Статья 102

 

Прошение об отставке члена Совета шуры подается в письменной форме на имя его Председателя, который передает его в Совет шуры для решения вопроса о ее принятии или отклонении.

Регламент регулирует правила, относящиеся к этому вопросу.

 

Статья 103

 

Совет шуры может принять решение о прекращении полномочий члена Совета шуры, если он потерял доверие, был дисквалифицирован по основаниям, относящимся к его членству и на которых он был избран, или если он игнорировал выполнение своих обязанностей.

Резолюция о прекращении полномочий члена Совета шуры должна быть принята большинством в две трети голосов членов Совета шуры.

 

Статья 104

 

Эмир может распустить Совет шуры декретом, в котором должна быть указана причина такого роспуска. Совет шуры не может быть распущен дважды по одним и тем же основаниям.

В случае роспуска Совета шуры новые выборы должны состояться в течение шести месяцев со дня его роспуска. До избрания нового Совета шуры Эмир с помощью Совета министров осуществляет полномочия в законодательной сфере.

 

Статья 105

 

Каждый член Совета шуры имеет право предлагать законопроекты. Предложенные законопроекты передаются в соответствующий комитет для изучения, формулирования рекомендаций и представления их в Совет шуры.

Если Совет шуры принимает это предложение, он передает его в форме законопроекта в правительство для изучения и формулирования квалифицированного мнения. Этот законопроект возвращается в Совет шуры в течение этой же или следующей сессии. Любой законопроект, отвергнутый Советом шуры, не может быть снова внесен на рассмотрение этой же сессии.

 

Статья 106

 

Любой законопроект, принятый Советом шуры, передается Эмиру для ратификации. Если Эмир отказался одобрить законопроект, он возвращает его с мотивированными причинами отказа в Совет шуры в течение трех месяцев со дня его получения.

В случае если законопроект возвращен в Совет шуры в срок, указанный в предыдущем параграфе, а Совет шуры одобрил его вторично большинством в две трети всех его членов, Эмир обязан ратифицировать и промульгировать его.

Эмир может в чрезвычайных обстоятельствах приостановить действие закона на период, который он считает необходимым для соблюдения высших интересов страны.

Если законопроект не одобрен большинством в две трети Совета шуры, он не может быть снова рассмотрен на этой же сессии.

 

Статья 107

 

Проект генерального бюджета должен быть представлен в Совет шуры не позднее двух месяцев с начала финансового года и не может быть введен в силу до тех пор, пока Совет шуры его не одобрит.

Совет шуры может с одобрения правительства внести поправки в проект бюджета, и если проект бюджета не был принят до начала финансового года, предыдущий бюджет продолжает действовать до тех пор, пока не будет одобрен новый бюджет.

Закон определяет форму подготовки бюджета.

 

Статья 108

 

Совет шуры правомочен выразить правительству свою заинтересованность в общественных делах. Если правительство не способно удовлетворить этот интерес, оно должно изложить причину этого.

 

Статья 109

 

Каждый член Совета шуры может задать Премьер-министру, а также любому министру вопрос и изложить свою точку зрения относительно вопросов, входящих в его компетенцию. Только лицо, задавшее вопрос, может комментировать полученный ответ.

 

Статья 110

 

Любой член Совета шуры может представить интерпелляции министрам по вопросам их компетенции. Интерпелляция не может быть представлена, если она не поддержана одной третьей членов Совета шуры. Обсуждение интерпелляции может начаться не ранее чем через 10 дней со дня ее представления, за исключением чрезвычайных обстоятельств и при условии, если соответствующий министр согласился сократить этот срок.

 

Статья 111

 

Каждый министр несет ответственность перед Советом шуры за деятельность своего министерства. Совет шуры не может голосовать о доверии министру, за исключением случаев, когда ему адресована интерпелляция.

Голосование о доверии обсуждается по требованию самого министра или по требованию, подписанному 15 членами Совета шуры. Совет шуры не может принять резолюцию по этому вопросу ранее чем по прошествии 10 дней с даты представления требования или выражения желания министра. Голосование о доверии министру должно быть принято большинством в две трети членов Совета шуры.

Министр считается отстраненным со своего поста со дня утверждения резолюции о доверии.

 

Статья 112

 

Член Совета шуры не несет ответственность за высказанные мнения или заявления, которые он делает по вопросам, входящим в юрисдикцию Совета шуры.

 

Статья 113

 

За исключением задержания на месте преступления, член Совета шуры не может быть арестован, заключен под стражу, подвергнут обыску, в отношении него не может быть проведено расследование без предварительного разрешения Совета шуры.

Если Совет шуры не принял резолюцию в течение месяца со дня ее получения, это рассматривается как получение разрешения. Разрешение выдается председателем Совета шуры, если Совет шуры не находится на сессии.

В случае задержания члена Совета шуры на месте преступления Совет шуры должен быть проинформирован о мерах, предпринятых против обвиняемого члена Совета шуры. Если Совет шуры в это время не заседает, он должен быть проинформирован на ближайшей сессии.

 

Статья 114

 

Совмещение членства в Совете шуры и занятие других государственных должностей не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией.

 

Статья 115

 

Действия членов Совета шуры должны быть направлены за защиту интересов страны. Запрещено использовать свое должностное положение в личных интересах или в интересах своих родственников.

Закон устанавливает действия, которые ограничены для членов Совета шуры.

 

Статья 116

 

Председатель Совета шуры, его заместитель и члены Совета шуры получают вознаграждение, установленное законом. Вознаграждение выплачивается со дня принесения ими присяги перед Советом шуры.

 

Глава 4

 

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

 

Статья 117

 

На министерский пост может быть назначен только гражданин, имеющий катарскую национальность по рождению.

 

Статья 118

 

Формирование Совета министров осуществляется указом Эмира по предложению Премьер-министра.

Эмир может поручить Премьер-министру или любому министру осуществлять руководство одним или более министерствами. Полномочия министров устанавливаются законом.

 

Статья 119

 

Перед вступлением в должность Премьер-министр и министры приносят присягу перед Эмиром.

 

Статья 120

 

Совет министров помогает Эмиру в осуществлении его функций и полномочий в соответствии с положениями Конституции и действующего законодательства.

 

Статья 121

 

Совет министров осуществляет полномочия высшего исполнительного органа и руководит внутренней и внешней политикой государства в рамках его юрисдикции в соответствии с Конституцией и действующим законодательством.

Совет министров выполняет следующие функции:

1) разрабатывает законопроекты и декреты и передает их на обсуждение в Совет шуры. Если такие предложения одобрены Советом шуры, то они передаются Эмиру для ратификации и промульгации в соответствии с положениями Конституции;

2) одобряет правила и решения, подготовленные министрами и другими правительственными органами в рамках их юрисдикции для исполнения законов;

3) контролирует применение законов, декретов, правил и резолюций;

4) разрабатывает предложения по учреждению и организации правительственных департаментов, государственных учреждений и корпоративных органов в соответствии с законом;

5) осуществляет верховный контроль над финансовой и административной правительственной системой;

6) назначает и освобождает от должности гражданских служащих в случаях, когда такое назначение и освобождение не входит в юрисдикцию Эмира или является полномочиями министров в соответствии с законом;

7) разрабатывает общие правила и меры, обеспечивающие поддержание внутренней безопасности и общественного порядка на всей территории государства в соответствии с законом;

8) осуществляет управление государственными финансами и готовит проект государственного бюджета в соответствии с положениями Конституции и законодательства;

9) одобряет экономические проекты и разрабатывает способы их осуществления;

10) контролирует защиту внешнеполитических интересов государства и его участия в международных отношениях;

11) готовит доклад к началу очередного финансового года с включением детального обзора задач, требующих решения внутри страны и за рубежом. Доклад должен содержать план выработки наиболее адекватных способов достижения успешного развития государства, предусматривать необходимые условия для его развития и процветания, укрепления его безопасности и стабильности и основываться на руководящих принципах политики государства и настоящей Конституции. Такой доклад должен быть представлен Эмиру для одобрения;

12) выполняет любые другие функции, возложенные на Совет министров Конституцией и законами.

 

Статья 122

 

Министры проводят общую правительственную политику, каждый в пределах своей юрисдикции. Эмир может потребовать от Премьер-министра и министров предоставить доклады по любым государственным вопросам, входящим в круг их полномочий.

 

Статья 123

 

Премьер-министр и министры несут коллективную ответственность перед Эмиром за осуществление общей правительственной политики. Каждый министр несет индивидуальную ответственность перед Эмиром за осуществление своих функций и выполнение обязанностей.

 

Статья 124

 

Закон устанавливает вознаграждение Премьер-министру и министрам.

Все положения, относящиеся к министрам, применимы и к Премьер-министру, если законом не будет предусмотрено иное.

 

Статья 125

 

Премьер-министр председательствует на заседаниях Совета, организует эти заседания и контролирует координацию работы различных министерств в целях достижения единства и гармонии в работе правительственных органов государства.

Премьер-министр подписывает от имени и по поручению Совета министров решения, принятые Советом. Он также обязан представлять Эмиру решения Совета министров по вопросам, требующим одобрения Эмира и утверждения в соответствии с Конституцией.

 

Статья 126

 

Заседания Совета министров считаются правомочными, если на них присутствует большинство членов Совета министров при обязательном присутствии Премьер-министра или его заместителя.

Если при голосовании голоса делятся поровну, голос Премьер-министра является решающим. Меньшинство обязано подчиняться мнению большинства.

 

Статья 127

 

Совет министров устанавливает свой внутренний регламент. Совет министров имеет общий секретариат для помощи в осуществлении его функций.

 

Статья 128

 

При выполнении своих функций министры должны руководствоваться интересами государства. Ни при каких обстоятельствах министры не могут использовать свое официальное положение в личных целях или интересах своих знакомых.

Закон определяет действия, которые запрещено предпринимать министрам, а также действия, совершение которых во время пребывания министра в должности влечет за собой ответственность. Закон определяет форму такой ответственности.

 

Глава 5

 

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

 

Статья 129

 

Верховенство закона является основой государственного управления. Честность судебной власти, беспристрастность и независимость судей при отправлении судопроизводства являются гарантиями прав и свобод граждан.

 

Статья 130

 

Судебная власть является независимой и осуществляется судами различных видов и инстанций. Суды выносят свои решения на основании закона.

 

Статья 131

 

Судьи независимы и подчиняются только закону. Любое вмешательство в судебные процедуры и деятельность суда запрещено.

 

Статья 132

 

Закон устанавливает категории и подразделения судов, их полномочия и юрисдикцию.

Юрисдикция военных трибуналов ограничена рассмотрением воинских преступлений, совершаемых личным составом вооруженных сил и сил органов безопасности в рамках, установленных законом, за исключением случаев введения чрезвычайного положения.

 

Статья 133

 

Заседания судов являются открытыми, если суд сам не решает провести закрытое заседание в интересах сохранения общественного порядка или в интересах соблюдения норм морали. Во всех случаях вынесение судебного решения осуществляется на открытом заседании.

 

Статья 134

 

Судьи не могут быть отстранены со своей должности, кроме случаев, установленных законом. Данный закон также устанавливает дисциплинарные меры и порядок их применения к судьям.

 

Статья 135

 

Право на судебное разбирательство непреложно и гарантировано всем гражданам. Закон устанавливает процедуру и форму осуществления этого права.

 

Статья 136

 

Государственный обвинитель осуществляет свои действия во имя народа, контролирует выполнение законов и обеспечивает выполнение уголовного законодательства.

Закон регулирует полномочия этого органа, определяет условия и гарантии, установленные для личного состава, осуществляющего функции этого органа.

 

Статья 137

 

Судебная власть включает в себя Верховный совет, осуществляющий надзор за правильным функционированием судов и их вспомогательных органов.

Закон устанавливает состав, полномочия и осуществление функций этим Советом.

 

Статья 138

 

Закон устанавливает компетентный орган, уполномоченный разрешать административные споры и определяет его структуру и порядок осуществления полномочий.

 

Статья 139

 

Закон регулирует способ разрешения споров между судами и порядок вынесения таких решений.

 

Статья 140

 

Закон устанавливает компетентный судебный орган для разрешения споров о конституционности законов и других актов, определяет его полномочия, способ обращения в этот орган и процедуру рассмотрения таких споров. Закон также устанавливает последствия вынесенного решения о неконституционности рассмотренных актов.

 

ЧАСТЬ V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 141

 

Эмир промульгирует настоящую Конституцию, которая вводится в действие на следующий день после ее публикации в "Официальной газете".

 

Статья 142

 

Законы публикуются в "Официальной газете" после их утверждения и промульгации в течение двух недель после их принятия, если другое не предусмотрено в самих законах.

Законы вводятся в действие в течение месяца с даты их публикации.

 

Статья 143

 

Все положения законов и правил, действующие на момент введения данной Конституции в силу, продолжают действовать до тех пор, пока они не будут изменены в соответствии с законом.

Действие данной Конституции не отражается на положениях договоров и международных соглашений, участником которых является Катар.

 

Статья 144

 

Эмир или одна треть членов Совета шуры имеют полномочия по внесению поправок к одной или нескольким статьям Конституции.

Если большинство членов Совета шуры принимает поправки в принципе, Совет обсуждает их постатейно. Поправка принимается большинством в две трети членов Совета шуры. Данная поправка вступает в силу только после ее одобрения Эмиром и публикации в "Официальной газете".

Если предложение о поправке было отклонено в принципе или частично, оно может быть внесено вторично на обсуждение Совета шуры только по прошествии года с даты его отклонения.

 

Статья 145

 

Положения, касающиеся формы правления в государстве и порядка престолонаследования, не могут быть пересмотрены.

 

Статья 146

 

Положения, касающиеся прав и публичных свобод граждан, не могут быть пересмотрены, за исключением случаев, если поправки к ним имеют целью предоставление больших прав и гарантий для их осуществления в интересах граждан.

 

Статья 147

 

Полномочия Эмира, закрепленные настоящей Конституцией, не могут быть предметом пересмотра в течение всего срока его пребывания у власти.

 

Статья 148

 

Ни одна статья Конституции не может быть пересмотрена в течение 10-летнего периода с даты ее введения в действие.

 

Статья 149

 

Никакие положения данной конституции не могут быть приостановлены, за исключением периода действия чрезвычайного положения и в рамках, установленных законом.

Заседания Совета шуры не могут быть приостановлены, и неприкосновенность его членов не может быть нарушена в течение периода чрезвычайного положения.

 

Статья 150

 

Временная Конституция от 19 апреля 1972 года, действующая в государстве, отменяется. Положения, относящиеся к действующему Совету шуры, остаются в силе до тех пор, пока не будет избран новый Совет шуры.

 

 

 

Date: 2015-10-19; view: 2148; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию