Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исторический аспект
Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов С начала 20-х до 60-х гг. проблема коллектива считалась традиционно педагогической, хотя отдельные аспекты изучались и в рамках других наук. С начала 60-х г. интерес к коллективу в силу изменившихся социально-политических условий проявился СО стороны всех, общественных наук. Философия исследует коллектив, как социальную общность людей, в его отношении к личности, закономерности и тенденции соотношения личного И общественного интереса и их учет в управлении развитием общества. Социальная психология интересуется закономерностями коллективо образования, взаимоотношениями, коллектива и личности на психологическом уровне, структурой и становлением системы деловых и личных связей и отношений. Социологи изучают коллектив как социальную систему в целом и как систему более низкого порядка по отношению к обществу. Юриспруденция - криминалистика рассматривают коллектив как одну из разновидностей социальных групп с позиции среды, формирующей мотивы и условия отступления от норм общественной жизни. Педагогику интересуют вопросы создания коллектива и: использования его возможностей для всестороннего развития личности, Т.е. как инструмента для целенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно через коллектив. Основной целью воспитания, считал А.В.Луначарский, должно быть Bceстopоннеe развитие такой личности, которая умеет Жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. "Мы хотим - писал он- воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, ЖИЛ бы общественной жизнью гораздо БОЛЬше, чем личными интересами". В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности. Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности, считал А.в.Луначарский. .Н.Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. Она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллектива. Н..Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение. К ним прежде всего относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении коллективистических отношений; связь детского коллектива с широкой социальной средой и основы гуманизации межличностных отношений; самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации и др. Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе Первой опытной станции по народному образованию руководил С.Т.Шацкий. Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающего широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка. Опыт первых щкол-коммун оказал большое влияние на становление коллективистической системы воспитания в масштабах всей страны. В современной педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намного опередивший в то время практику воспитания. Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес АС. Макаренко. Он доказал, что никакой метод, не может быть выведен из представления о паре: учитель + ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива. Он первым всесторонне обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, методика параллельного деЙСТВИЯ отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить. ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед. Последовательное развитие идеи АС.Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В.АСухомлинского. Усматривая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития Личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса как единства обучения и идейной жизни воспитанников,.активного взаимодействия коллектива учащихся с педагогическим Коллективом. Н.А.Сухомлинский в основу своей воспитательной системы творческого развития личности положил идею направленного развития у ребенка субъектной позиции. В последние десятилетия педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитатеЛЬНЫХ коллективов..{Т.Е.Конникова, л.и:Новикова, м.д.Виноградова,.А,Н_Мудрик, О.С Богданова, И.Б.Первин и др.), на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности'(Л.Ю.ГОРдин, м.п.Шульц и др.), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (Н.М.;Коротов и др.), разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С.Кузнецова, Н.Е.Щуркова и др.). Современная концепция воспитательного коллектива ('Т.А..Kyракин, JI:И.Новикова, А.Б.Мудрик) рассматривает его как cвoeобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята. Детский коллектив является средством достижения стоящих перед обществом.воспитательных задач, а для ребенка он выступает прежде всего своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями
Роль коллектива в развитии личности Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта., Опыт приобретается Воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других, и прежде всего классного коллектива, он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива, воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может ИХ игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять. свою деятельность. Это вовсе не означает что школьник должен пассивно приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях не только подчинения, но и противопоставления и руководства. В конечном итоге это приводит к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязании и самоуважение, Т.е. принятие или неприятие себя как личности. Ничем не заменима роль коллектива В организации трудовой деятельности детей. стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи. Через участие в делах воспитанники включаются в экономические отношения. Познание практической экономики, соединение с участием в труде на предприятиях, обеспечивает Воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду. Коллективная жизнедеятельность открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала Личности, эстетическая деятельность способствует эмоциональному развитию воспитанников, Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, ЧТО он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни.
Date: 2015-10-19; view: 453; Нарушение авторских прав |