Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этюд на литературной основе
Этюд, созданный на литературном материале, является промежуточным звеном между этюдом собственного сочинения и работой над пьесой. Для начала целесообразно выбирать литературный материал, близкий и понятный современной молодежи, не обремененный сложными психологическими ситуациями, но заключающий в себе острый, действенный конфликт, активную борьбу. На первых порах нужно избегать также воплощения образов с ярко выраженной характерностью, связанной с возрастными, социальными, национальными, историческими и иными условиями и особенностями жизни действующих лиц. Не укрепившись в технике органического действия, начинающий актер легко соскальзывает на путь внешнего изображения образа, на играние самой характерности. Практика подсказывает, что в первом полугодии целесообразнее отдавать предпочтение произведениям, изображающим современную жизнь. Этим требованиям отвечает избранный нами фрагмент из романа К. М. Симонова «Живые и мертвые». Хотя в нем излагаются трагические события Великой Отечественной войны, в которой сегодняшнее молодое поколение не участвовало, но идея его глубоко современна. В нем выведены образы советских людей, которые по своему возрасту, складу мышления, пониманию гражданского долга, патриотизму так же близки современной молодежи, как и поколению их отцов. Предположим, что для работы выбран эпизод возвращения Синцова из окружения. Само собой разумеется, что нельзя ни сыграть, ни даже правильно понять этот эпизод, если не знать всего, что ему предшествовало. Необходимо внимательно вчитаться в роман, чтобы извлечь из него нужные обстоятельства и предысторию жизни действующих лиц. Более того, необходимо узнать и дальнейшую их судьбу, понять ту жизненную перспективу, которая заставляла их вести себя так, а не иначе. Только углубляясь в творчество автора, исполнители смогут прояснить до конца смысл избранного ими события и найти верную логику своего поведения в нем. Обычно после ознакомления с литературным материалом пытаются тотчас же определить идею произведения, его сверхзадачу и сквозное действие. Все это необходимо выяснить, чтобы поставить работу на верные рельсы. Но чрезмерная поспешность в определении сверхзадачи и сквозного действия может отрицательно сказаться на всей последующей работе. Глубокая идея не лежит на поверхности и не может быть постигнута сразу, с помощью одного только разума. Для этого необходимо деятельное участие воли и эмоции артиста, пытливое проникновение в сокровенную сущность произведения. Руководствуясь первым впечатлением, можно сказать, что в романе «Живые и мертвые» автор хотел прославить героизм советских людей, защитников Родины, и отдать дань павшим на поле боя. С этим трудно спорить. Но такое определение слишком общо и не раскрывает еще всего идейного смысла произведения, не позволяет уловить его особое неповторимое звучание. Такая рациональная формулировка не может увлечь артиста, дать горючий материал для его творческой фантазии. Она логически верна, но творчески бесплодна, потому что оторвана от живой плоти произведения. При определении сверхзадачи надо понять не только то, что побудило писателя взяться за перо, но и найти свое собственное отношение к изображаемому, то есть ответить на вопрос: что я, как актер, собираюсь сказать зрителю, принимая на себя задачу воплотить образы романа? Поиски ответа на этот вопрос не должны прекращаться до самого конца работы. Но если трудно сразу докопаться до сверхзадачи,токакой-то прицел на нее должен быть с самого начала. Пусть это будет пока приблизительное, рабочее определение сверхзадачи, но без нее актер не сможет выйти на сцену и начать действовать. Верно вскрыть конфликт — это и значит сделать первый шаг к познанию идейного содержания пьесы. Режиссер-педагог ставит перед учениками вопрос: какое событие происходит в данной сцене? Если ответ не приходит сразу, лучше перейти к последовательному изложению фабулы, сперва отмечая все мельчайшие внешние факты, а затем проникая в их внутренний смысл. Пусть с помощью наводящих вопросов педагога ученики расскажут, как произошло столкновение двух честных советских людей Синцова и Крутикова и почему на протяжении короткого диалога они становятся врагами. Важно отчетливо представить весь ход развития события, понять причину конфликта. В этом эпизоде молодой лейтенант Крутиков, честно исполняющий воинский долг, своим недоверием и подозрительностью жестоко оскорбил собрата по оружию, нанес ему глубокую нравственную травму. Политрук Синцов, испытавший на себе всю тяжесть неравной борьбы с врагом, горечь первых поражений, окружение, плен, бессилие перед превосходящими силами противника, перенесший смертельную опасность, голод, холод, ранения и крайнее физическое напряжение,— прорывается наконец к своим. Но в тот момент, когда все тревоги и лишения, казалось бы, остались позади, когда он вправе был рассчитывать на поддержку и дружеское участие, происходит нечто прямо противоположное его ожиданиям: перед самоотверженным, мужественным патриотом вырастает стена недоверия и подозрительности. В таком пересказе события фактически содержится и его оценка, то есть отношение к тому, что произошло. Отсюда один шаг к пониманию идейного замысла автора, который с большой остротой ставит вопрос о доверии к человеку, поднимает проблему социалистического гуманизма. Если ученики сами придут к этим выводам — они уже напали на верный след, имеют прицел на сверхзадачу, которая будет все более уточняться и конкретизироваться по мере дальнейшего изучения роли. На первое время этого достаточно, чтобы понять, в каком направлении искать. Предположим, смысл происшедшего между Синцовым и Крутиковым конфликта студенты определили так: герой встречен как враг. После этого можно уже приступить к анализу сценического события в процессе самого действия. Лишь в непосредственном общении с партнером, осуществляя логику поведения роли и оправдывая ее собственным вымыслом, исполнители будут не только понимать происходящее на сцене, но и реально ощущать себя в обстоятельствах жизни роли. Часто работа начинается с того, что садятся за стол и пытаются мысленно охватить весь ход сценических событий. Но воображать себя действующим — это еще не то, что действовать реально. Нельзя, сидя за столом, ощутить во всей конкретности процесс сценической борьбы. Гораздо продуктивнее сразу же обращаться к действию, познавая роль не только умом и воображением, но и всеми другими элементами духовной и физической природы человека-артиста. Ведь не только воображение побуждает нас к действию, но и само действие является сильнейшим возбудителем творческого воображения. Чтобы начать действовать, необходимо ориентироваться в обстоятельствах, которые приводят к нему. Актер не может выйти на сцену,, не зная, что произошло с ним до того как с персонажем. Это особенно важно учитывать при работе над литературным отрывком, в котором раскрывается одно из звеньев в общей цепи к столкновению политрука Синцова с лейтенантом Крутиковым, нужно хорошо разобраться в том, что непосредственно предшествовало ему. В данном случае речь идет о встречах Синцова с солдатом Ефремовым и старшим политруком. Независимо от того, будут ли эти эпизоды включены в инсценировку или нет, без них нельзя до конца понять всего, что произошло в сцене ночного разговора Синцова с Крутиковым. Автор дает нам точное описание встречи Синцова с Ефремовым. Синцов не предполагал, что он давно уже пересек линию фронта и находится в расположении своих частей. «Наконец, когда почти совсем стемнело, он вышел из лесу на перекопанное противотанковым рвом поле. Он пробрался через этот ров и дошел до каких-то выселок — трех домиков с тянущимися сзади них плетнями. Он поднялся на взгорок и подошел к крайнему домику. Кругом было тихо. Домик показался ему нежилым, но, когда он подошел еще ближе, из-за угла дома навстречу ему вышел немолодой боец с ведром в руке. И именно это и было как чудо! И именно то, что боец шел так запросто с ведром в руке к колодцу, не оставляло сомнений: Синцов вышел к своим». Дальше автор подробно описывает, как произошла встреча Синцова с солдатом, как они две-три секунды смотрели друг на друга, как Синцов сделал два шага навстречу бойцу, а тот попятился, как Синцов протянул вперед обе руки, как дребезжало ведро в руке бойца, когда ее начал трясти Синцов, как в глазах бойца загорелась довольная искорка и т. п. Но если актеры начнут изображать все эти «как», этюд пойдет по пути поверхностной иллюстрации авторского текста и не приведет к желаемой цели. Как же воплотить все то, о чем рассказывает автор? Для этого исполнителям важно самим испытать нечто подобное. Пусть актер поставит себя в обстоятельства действующего лица и искренне ответит на вопрос: а как бы действовал я, именно я, а не герой симоновского романа, если бы оказался в обстоятельствах Синцова и неожиданно встретил бойца с ведром в этой прифронтовой полосе? Уметь ответить на такой вопрос действием, а не словесной формулировкой — значит сделать первый и очень важный шаг в овладении ролью. Этот рекомендуемый Станиславским подход к роли нередко вызывает возражение. Говорят, что внутренний склад и логика поведения актера никогда не будут полностью совпадать с логикой чувств и поступков действующего лица. Причем талантливый автор, как правило, находит более интересную логику, чем актер. Но здесь уместно вернуться к коренному вопросу сценической методологии Станиславского, а именно: может ли ограничиться актер ролью докладчика авторского текста, иллюстратора чужого замысла? Актер, по словам Станиславского, не простой посредник между автором и зрителем, не комиссионер, а самостоятельный творец сценического образа. В таком случае он неминуемо должен повторить творческий процесс писателя и сравнить свои находки с теми, что нашел автор. Если автор и актер идут в искусстве от жизни, от естественных законов человеческого поведения, то непременно, хотя бы в главном и решающем, возникнут точки соприкосновения между ними. При дальнейшем углублении в роль и более точном учете предлагаемых обстоятельств эти отдельные точки будут соединяться сперва в короткие, а потом в более длительные отрезки жизни. Это будет не только жизнь роли или жизнь актера в обстоятельствах роли, но это будет новое, живое создание, «унаследовавшее черты артиста, его родившего, и роли, его, артиста, оплодотворившей». Если поставить себя в обстоятельства Синцова при встрече с бойцом Ефремовым, непременно зародятся моменты ориентировки, взаимного изучения, проверки возникающих догадок, выяснения обстоятельств, установления взаимоотношений. У исполнителя роли Синцова возникнет потребность убедить бойца, рассеять его сомнения, поделиться своей радостью, уцепиться за него как за якорь спасения и т. п. Верные эмоциональные ощущения, вызванные работой воображения, натолкнут актера на нужные действия, а логически верные, санкционированные чувством правды действия рефлекторно вызовут и нужные эмоции. Бесполезно спорить о том, что должно появиться раньше — чувство или действие: одно от другого неотделимо, но фиксировать надо логику действий, а не логику чувств, которую зафиксировать невозможно. Только после такой предварительной работы можно обратиться к тщательному изучению авторского текста, сравнить логику своего поведения в заданных обстоятельствах с логикой, созданной автором, обнаружить моменты слияния и моменты расхождения с ним, уточнить последовательность действий и выправить отклонения от логики автора. Эти отклонения в большинстве случаев происходят от недостаточно глубокого понимания всех предлагаемых обстоятельств пьесы. Приведем пример такого отклонения. Предположим, исполнитель роли бойца Ефремова проявит слишком большую осторожность и недоверие к объяснениям Синцова, будет требовать от него все новых и новых доказательств и начнет вести себя с ним официально. Возможно ли, что солдат, встретивший незнакомого человека вечером, во фронтовой полосе, будет себя вести именно так? Конечно, возможно. Но кроме обстоятельств этой встречи автор сообщает нам и другие детали—подробности жизни солдата Ефремова. Это пожилой человек, хорошо знающий жизнь и людей, а главное, испытавший на себе всю тяжесть вражеского окружения. Он не отравлен ядом подозрительности, недоверия к человеку, как его начальник, лейтенант Крутиков. Он почти сразу поверил Синцову потому, что почувствовал сердцем всю меру пережитых им страданий и радость возвращения к своим. По особому чувству такта, свойственному людям простым, умудренным жизненным опытом, он не досаждает ему своими расспросами, а прежде всего старается помочь человеку, попавшему в беду. Если исполнитель роли Ефремова этого сразу не понял и пошел в своей работе по ложному пути, то расхождение с логикой автора заставит его глубже вникнуть в литературный материал и тем самым приблизиться к пониманию сценического события и характера изображаемого лица. Встрече Синцова со старшим лейтенантом Крутиковым предшествует и другая встреча — со старшим политруком. Если не принять во внимание ее, то разговор Синцова с Крутиковым мог бы пойти по другому руслу. В самом деле, превозмогая усталость, Синцов рассказал политруку обо всем, что ему пришлось испытать, и расстался с ним успокоенный, с сознанием выполненного долга. Но он понял также, что обстоятельства утери документов выглядят неправдоподобно, и это его встревожило. Сообщив о себе все, что нужно, и утолив голод, Синцов ощутил сильнейший упадок сил. После непродолжительного глубокого сна его с трудом разбудил боец Ефремов, и с этого, собственно говоря, начинается главный эпизод — его встреча с Крутиковым. Как добиться, чтобы исполнитель роли лейтенанта совершенно искренне и убежденно встал на позицию недоверия к Синцову? Ведь студент, которому будет поручена эта роль, прочитав роман, не может не сочувствовать его героям и не порицать поведения Крутикова. Начинающий актер в таком случае легко может начать играть отношение к образу, то есть изображать отрицательный персонаж, что никак не соответствовало бы нашим педагогическим целям. Возникает вопрос: чем же должен жить на сцене актер, если его личная сверхзадача или «сверх-сверхзадача», как говорил Станиславский, противоположна сверхзадаче роли. Если при этом предложить актеру честно решить, как бы он стал действовать в данных условиях от своего лица, он может наметить логику поведения, прямо противоположную тому, что требуется для создания сценического конфликта. Чтобы внести ясность в этот вопрос, необходимо остановиться на понятии «контрдействие». Без этой противоборствующей силы не может проявиться и сквозное действие, а стало быть, и идея произведения. И чем больше исполнитель роли Крутикова будет сочувствовать идее, тем активнее он будет бороться с Синцовым. Противодействие Крутикова и его оскорбительное недоверие к Синцову еще более укрепит нашу симпатию к герою и ненависть ко всему, что мешает людям жить. Созданные автором обстоятельства этой встречи не ограничиваются только внешними фактами. Исполнитель роли Крутикова имеет достаточно оснований, чтобы оправдать логику своего поведения. Кто он такой? Молодой лейтенант, только что попавший на фронт из военной школы и с первого дня испытавший жестокую бомбежку. Он уже «трое суток почти не спал и, изнемогая в борьбе с чувством страха, все-таки ревностно делал завалы и рыл окопы и рвы, и ставил противотанковые ежи, и устал, как устают все люди». Не удивительно поэтому, что необходимость разговаривать среди ночи с побывавшим в плену человеком, отрывая время от сна, вызывала в нем раздражение. «И так устал, как собака,— говорит он,— а тут еще...» Враждебные отношения, сложившиеся между Крутиковым и Синцовым, объясняются и тем, что Синцов решительно отказался выполнить все те воинские формальности, которых в соответствии с дисциплинарным уставом требовал от него Крутиков. И если с человеческой точки зрения Крутиков проявил нечуткость и черствость к товарищу, попавшему в беду, то с точки зрения воинского устава он поступил правильно. Может ли он в этих суровых условиях верить на слово человеку, неспособному предъявить ни одного убедительного доказательства своей правоты? В самом деле, является человек с вражеской стороны без документов, выдает себя за старшего политрука. Начальство требуетотКрутикова строжайшей воинской бдительности. Враг засылает переодетых в советскую военную форму разведчиков, шпионов. Его беспечность может привести к гибели сотен и тысяч людей. Поведение молодого офицера Крутикова в этих условиях можно также понять и оправдать. Наконец, неопытность в подобных делах, растерянность, неуверенность в себе, обидное для него ощущение морального превосходства своего комиссара, да и самого Синцова,— все это сделало Крутикова, может быть, более жестоким, чем он был на самом деле. Автор называет его недобрым, но нельзя изображать доброго или злого человека вообще, а нужно понять, в чем конкретно проявляются эти качества. Если перевести понятие «недобрый» на язык действия, можно сказать, что недобрый человек тот, кто склонен в окружающих прежде всего видеть недостатки. Что же способствовало формированию этих негуманных качеств в характере советского офицера? В искусстве всегда интересны лишь те частности, в которых отражается общее, типическое. Задача художника в данном случае не просто создать образ малосимпатичного лейтенанта, а раскрыть в поведении Крутикова черты, свойственные многим людям, воспитанным в определенных исторических условиях, когда нарушались нормы социалистической законности. Вспомним, например, что в те жестокие времена каждый побывавший в окружении брался на подозрение, подвергался преследованиям, а попавшему в плен предписывалось по воинскому уставу покончить жизнь самоубийством. Само возвращение из плена с точки зрения юридической считалось актом противозаконным. Поэтому наряду с беспримерным героизмом в людях развивались и недоверие, подозрительность, негуманное отношение к человеку. По мере углубления в материал и изучения логики поведения действующих лиц будет постепенно проясняться и сверхзадача произведения. Станет ясным, что, называя свой роман «Живые и мертвые», Симонов имел в виду не только различные судьбы своих героев, участников Отечественной войны, из которых одни остались живы, а другие погибли, но нечто более значительное и глубокое. Сила романа в том и заключается, что автор воспел подвиги советских людей и в то же время страстно осудил антигуманистическую сущность культа личности, пробуждавшего к жизни худшие стороны человеческой души. Поэтому столкновение в этой сцене двух равных по общественному положению, но различных по душевному складу людей есть встреча того живого и мертвого, что боролось в недавнем прошлом в советском обществе. Идея сценического произведения только тогда становится художественно убедительной, когда она раскрывается не в рассуждениях автора, а в конкретных столкновениях, действиях, борьбе. Поэтому главное внимание должно быть обращено на создание верной партитуры действия, на абсолютную точность взаимодействия партнеров, при котором поведение одного ставилось бы в зависимость от поведения другого. Каждый из участников должен самостоятельно готовиться к исполнению роли: изучать обстоятельства места и времени, уточнить логику и последовательность своих действий, мыслей, создавать киноленту образных ви́дений, то есть глубоко распахивать почву, укреплять корни, от которых произрастет его будущее сценическое создание. Актер должен превосходно знать, зачем он выходит на сцену, почему действует так, а не иначе, чего добивается от партнера. Но к а к будет осуществляться действие, какие при этом возникнут приспособления —интонации, жесты, мимика, мизансцены, ритм и т. д.— это должно решаться в процессе живого взаимодействия с партнером, в совместной репетиционной работе исполнителей. Опасно начинать работу над ролью с фиксации результата творчества. Это может помешать живому общению с партнером и непосредственному восприятию той реальной обстановки, в которой действует актер. Неопытному актеру свойственно заранее решать в своем воображении не только как он будет сам действовать, но и как, по его мнению, должен действовать партнер. В результате при встрече с партнером чрезвычайно важный и интересный момент взаимной ориентировки, прощупывания друг друга комкается, а то и вовсе пропускается. Предположим, исполнитель роли Синцова, зная, что лейтенант отнесется к нему недоброжелательно, заранее настроил себя на то, что он будет вести себя с Крутиковым враждебно, хотя тот еще не дал ему для этого никакого повода. Чтобы исправить допущенное нарушение логики, педагог может предложить исполнителю роли Крутикова стать на некоторое время доброжелательным, чутким. На таком упражнении, построенном от противного, ученики лучше всего обнаружат свои ошибки. Им станет ясно, что первая реплика Синцова: «Здравствуйте, разрешите войти!» — направлена лишь на прощупывание партнера, на выяснение его намерений, но не может быть окрашена никаким определенным отношением к Крутикову, которого он еще не знает. Автор обостряет конфликт тем, что оба собеседника встречаются в состоянии смертельной усталости и предстоящий разговор отрывает у них время от отдыха. Как сценически выразить эту смертельную усталость, которая накладывает отпечаток на поведение обоих партнеров? Если внешне изображать физическую вялость, потерю координации, смыкающиеся веки, зевоту, нервный озноб и т. п., это будет игрой состояния. Нужно найти правильную логику поведения уставшего человека. Она состоит не в том, чтобы демонстрировать усталость, а, напротив, чтобы стремиться преодолеть ее. Усталость в данном случае — обстоятельство, осложняющее действие. Напряженность во взаимоотношениях возникает с ответной реплики Крутикова: «Обратитесь как положено». И эта реплика вызывается пока не враждебностью, а, как говорит автор, «беспощадным служебным рвением». По-видимому, неофициальное «здравствуйте» Синцова, человека с запятнанной, по представлению Крутикова, репутацией, показалось ему слишком фамильярным, неуважительным к его командирскому званию. Но в ответ на формальное требование лейтенанта Синцов «молча посмотрел на него, снял с табуретки его фуражку, переложил ее на стол и сел», демонстративно отклоняя те официальные отношения, которые предложил ему лейтенант. Все пережитое в тылу врага давало ему право ожидать иного, более чуткого отношения к себе. Поступок Синцова может означать упрек, вызов либо требование уважения к себе, то есть действие его может получить различную окраску в зависимости от того, как сложатся в данный момент их взаимоотношения, как прозвучит предшествующая этому поступку реплика лейтенанта, как он посмотрит на Синцова. Фиксировать эти нюансы действия не следует, даже если автор и дал бы нам подробнейшее описание душевного состояния героя. Ведь, как мы уже условились, игра актеров не есть иллюстрация авторского текста, а самостоятельное творчество, создающее новую жизнь. Эта жизнь не может быть законсервирована в однажды и навсегда найденном рисунке роли. Больше всего нужно дорожить тонкостями во взаимодействии партнеров, возникающими «здесь, сегодня, сейчас». Они придают свежесть и неповторимость сценическому действию. Нужно фиксировать логику действий, условия их возникновения, но не форму их проявления, которая всегда должна нести в себе элемент новизны. В отличие от искусства представления и ремесла процесс живого органического творчества актера всегда предполагает некоторую импровизационность. Но свобода в выборе сценических приспособлений должна опираться на твердо установленную логику действия. Это те рельсы, по которым будет развиваться творчество. Нужно многократно прощупывать весь ход развития сценического события, добиваясь абсолютной точности взаимодействия партнеров, и в то же время всячески избегать фиксации приспособлений, так легко перерождающихся в штамп. Если на каждой репетиции и на каждом спектакле происходит лишь точное повторение предыдущего, без привнесения чего-то нового, сегодняшнего, то можно с полной уверенностью сказать, что роль не развивается, а мертвеет, соскальзывает на проторенный путь представления. После того как Синцов демонстративно сел перед лейтенантом, переложив без спросу его фуражку, тот с еще большей настойчивостью требует выполнить его приказание. Он дважды командует: «Встать!», все более повышая тон и, наконец, чтобы заставить Синцова подчиниться, хватается за пистолет. — Не пугайте — пуганый,— не шевельнувшись, сказал Синцов.— Я политрук, по званию вам равен, а стоять мне тяжело. Вот я и сел. Тем более что вы тоже сидите. Но Крутиков продолжает упорствовать: — Где ваши документы?— спрашивает он, зная заранее из состоявшегося у него предварительного разговора с политруком, что документов нет. — Нет у меня документов,— отвечает Синцов. — А пока нет документов, вы для меня не политрук! Встать! И все же Синцов не подчинился настойчивым требованиям лейтенанта, подкрепленным угрозой. Он остался сидеть. «Они долго смотрели друг на друга,— пишет автор,— и, кажется, старший лейтенант понял, что может хоть стрелять в этого человека, но заставить его встать не в силах». И лейтенант прекращает на этом свои ставшие уже бессмысленными требования о формальном соблюдении воинского устава, меняет тон и переходит к допросу Синцова, к разговору, который «не предвещал ничего хорошего». Здесь завершается первый эпизод события. В нем определились и взаимоотношения действующих лиц: Крутиков занял позицию следователя, пытающегося разоблачить подосланного шпиона, а Синцов попал в положение подсудимого, которому волей-неволей приходится оправдываться перед оскорбляющим и унижающим его Крутиковым. Важно, чтобы, разбираяэтот отрывок, ученики отчетливо ощущали весь ход развития события, умели бы его расчленить на составные части. Конечно, членение большого события на мелкие эпизоды в какой-то мере условно; иной раз один эпизод так незаметно переливается в другой, что трудно нащупать между ними точную грань. И тем не менее, чтобы не заблудиться, необходимо, как говорил Станиславский, точно знать все промежуточные станции и полустанки, то есть все большие и малые этапы развития роли. Попробуем ответить на вопрос: что же произошло в разобранном эпизоде? При этом следует избегать распространенного приема результативного определения эпизодов, когда обозначается лишь общий, эмоциональный смысл события, например: «досадное недоразумение», «нашла коса на камень», «из огня да в полымя» и т. п. Такого рода определения мало что дают актеру — они лишены конкретности. В них нет ясного указания на то, что же происходит на сцене и каковы действия партнеров. В нашем примере сценическое событие не так уж элементарно. Несомненно, здесь происходит острое столкновение двух людей, которое приводит ко взаимной враждебности. Кто же ведет инициативу в этом столкновении? Кто нападающий, а кто обороняющийся? Кто выходит победителем, а кто терпит поражение? Постановка этих вопросов и точный ответ на них необходимы при определении каждого сценического эпизода. С точки зрения внешнего хода событий Синцов, оказавшийся на положении арестованного, вынужденный оправдываться перед Крутиковым, занимает позицию оборонительную. Крутиков в этой сцене хозяин положения, а Синцов ведет с ним неравную борьбу. Но если поглубже вникнуть в смысл происходящего, то оно представится нам в ином свете. Все говорит о моральном превосходстве Синцова, который, несмотря на огромную физическую слабость, проявляет в разговоре с Крутиковым большую силу духа. Он не роняет перед ним своего достоинства, не малодушничает, не пугается угроз, хотя и не в силах доказать свою правоту. Крутиков же, напротив, неуверенный в себе и в других, цепляющийся за букву закона, всячески старается подчеркнуть свое превосходство, унижая Синцова подозрениями и мелочными придирками. Но, пытаясь унизить Синцова, он тем самым разоблачает себя как слабого и трусливого человека. Поэтому первая стычка с Синцовым, по существу, оборачивается поражением Крутикова. Испробовав все средства принуждения, он отказывается наконец от нелепого намерения поставить перед собой в стойку «смирно» обессилевшего политрука. Автор тонко замечает, что, если бы Крутиков просто не верил Синцову, он не был бы виноват, но «он был виноват в том, что не желал верить, и Синцов инстинктивно чувствовал это». Первое же столкновение этих двух людей раскрывает моральное превосходство одного и ущербность другого. Это неудавшаяся попытка человека слабого, но облеченного властью одолеть сильного, но нуждающегося в помощи именно потому, что тот лучше и сильнее его. Это столкновение героя с посредственностью, мужественности с трусостью, душевного благородства с бездушным формализмом, высокого гуманизма с неоправданной жестокостью. Как в капле воды отражается солнце, так и в этом столкновении различных человеческих характеров находит отражение сверхзадача произведения. Здесь говорится о том живом, прогрессивном, что составляет лучшие качества советского человека, дает ему силы переносить любые испытания, и о том мертвящем, бездушном, что пытается помешать живому. В следующем эпизоде, который можно определить словами «пристрастный допрос», Синцов вынужден снова повторить историю своих странствований и борьбы в тылу врага, то и дело обороняясь от провокационных вопросов. Симонов не дает последовательного текста этого рассказа, который должен быть создан самим актером на основании изучения романа. В развитие того, что дается автором, исполнитель роли Крутикова также не может оставаться нейтральным слушателем, он будет стараться уличить Синцова во лжи, дискредитировать его подвиги. Родится диалог, который может вначале протекать в импровизационном порядке, а затем, путем отбора нужных слов, станет таким же обязательным текстом, как и текст самого автора. После того как Крутиков подверг сомнению и отклонил все объяснения Синцова, борьба между партнерами вновь обостряется. Синцов потерял всякую сдержанность и терпение после замечания лейтенанта: «Странная история: ранение в голову, без памяти упали, а после этого чуть не сорок километров прошли». Тогда Синцов, как пишет автор, встал во весь рост, скинул ватник и начал показывать Крутикову свои ранения, предъявляя ему реальные доказательства того, что ему пришлось испытать. «Видели?— он ткнул пальцем в белый двойной шрам у себя на боку.— Это я специально для вас гвоздем проткнул. А это,— он показал на забинтованную голову,— тоже для маскировки. Там нет ничего. Развязать?» Под напором новых доводов и наступательных действий партнера Крутиков оборвал разговор и отпустил Синцова. В этом новом эпизоде он вынужден был снова отступить перед Синцовым, не желая признать себя неправым. Далее идет эпизод отправки красноармейца Ефремова с запиской в особый отдел дивизии. Простой солдат оказался дальновиднее своего командира, разглядев в Синцове друга, а не врага. Его молчаливая борьба с Крутиковым прямо ложится на сквозное действие разобранной нами сцены, дополняет и завершает ее. Но это уже вопрос построения этюда и инсценировки, которая может быть решена по-разному. Создавая этюды на литературной основе, ученики встречаются с новыми для них творческими и техническими задачами, которые должны быть практически решены. Важно, чтоб они ощутили на собственном опыте, что значит подлинно, органично действовать в предлагаемых автором обстоятельствах, обогащенных собственным вымыслом; как чужие, авторские слова сделать своими; как подходить к определению сценического события, как строить борьбу; как приблизиться к ощущению непрерывно развивающегося сквозного действия и пониманию конечной цели творчества—сверхзадачи; что значит, идя от себя, осуществлять логику действия роли; как перевести на язык действия описательную прозу. Нельзя ожидать, что все эти возникающие перед учениками задачи могут быть решены на протяжении первого полугодия второго курса, на материале одного лишь литературного этюда. Чтобы закрепить приобретенные знания, нужно постоянно совершенствовать артистическую технику и накапливать необходимый опыт на новых этюдах. Во втором полугодии почти тот же круг вопросов будет решаться на более сложном драматургическом материале. Представится также возможность более глубоко подойти и к изучению творческого метода или, вернее, отдельных его элементов, так как в полном своем объеме метод работы актера над ролью раскроется лишь на третьем курсе при постановке пьесы. Date: 2015-10-19; view: 687; Нарушение авторских прав |