Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ТЕМА 4. Рынок, его структура и функции
4.1 Институциональные основы рыночной экономики. Сущность рынка, его функции. Структура рынка. 4.2 Рыночный механизм. Спрос, предложение, цена. Эластичность спроса и предложения. 4.3 Конкуренция, ее формы, методы, социально-экономические следствия. Сущность монополии. Монополия и конкуренция. Антимонопольная политика государства. 4.4 Возможности и ограниченности рынка. Государство в рыночной экономике. 4.5 Рыночная инфраструктура, ее роль в регулировании экономических процессов. 4.1 Институциональные основы рыночной экономики. Сущность рынка, его функции. Структура рынка. Рынок, во-первых, понимается как место, где происходит процесс покупки-продажи результатов людской деятельности, а, следовательно, как сфера предпринимательской деятельности – бизнеса. Во-вторых, рынок – это совокупность экономических отношений между людьми в сфере обмена, посредничеством которых осуществляется реализация результатов людской деятельности. В таком аспекте рынок выступает как экономическая категория. В-третьих, рынок – это место, где происходит окончательное признание обществом воплощенной в результаты деятельности работы. Трактуя так широко понятие “рынок”, не следует в то же время отождествлять его с рыночной экономикой. Рынок – это лишь элемент рыночной экономики, куда рядом с рынком входят сферы производства, распределения и потребления. Характерные признаки современного рынка. Во-первых, современный рынок есть рынок покупателей. Вторым обязательным признаком современного рынка есть его конкурентной характер. Третий признак современного рынка – стабилизация отношений между субъектами рынка на основе интеграции. Субъекты и объекты рынка. Что же выступает объектами рыночных отношений? То есть, что становится предметом покупки-продажи на современном рынке? Широкое толкование рынка, приведенное выше, свидетельствует о том, что объектами рыночных отношений в современной экономике становятся все результаты общественной деятельности. То есть, ими могут быть материальные продукты работы (средства производства, предмет потребления, услуги, жилье и т.п.); интеллектуальные продукты работы (информация, научные идеи); рабочая сила; ценные бумаги (акции, облигации); валюта, заемные капиталы и т.д. Поскольку в рыночные отношения вступают разные субъекты, а в сферы обмена поступают разные товары и услуги, то в стране формируется довольно сложная рыночная структура, которая включает разнообразнейшие виды рынков. Их можно рассматривать в разных аспектах. С точки зрения объектов обмена, рынки бывают: рынок средств производства, рынок товаров народного потребления, рынок услуг, рынок ссудных капиталов, рынок ценных бумаг, рынок валюты, рынок информации, рынок научно-технических разработок, рынок рабочей силы, рынок жилья и т.д. В середине этой структуры можно говорить о продовольственном рынке, рынке зерна, нефти, золота и др. То есть, рыночная экономика составляется из большого количества отдельных рынков. Каждый товар или услуга имеет свой рынок. С территориальной точки зрения, рынок может быть внутренним и внешним. Внутренний рынок в свою очередь может быть национальным, региональным и локальным (местным). Национальный – это весь внутренний рынок данной страны, ограниченный рамками ее границ. Региональный – рынок отдельного территориального подраздела (республики, края, области, района). Локальный – рынок какой-то местности, которая включает определенную совокупность населенных пунктов. Региональные и локальные рынки, в отличие от национальных, не имеют четко очерченных границ. Рынки бывают сбалансированные и несбалансированные. Сбалансированный – рынок, на котором поддерживается полное (по общему объему, структуре, ассортименту и качеству товаров) соответствие между спросом и предложением. В условиях сбалансированного рынка обеспечивается полная реализация (с наименьшими затратами) всех предложенных товаров, а также наиболее полное удовлетворение платежеспособного спроса. Несбалансированный рынок – тот, на котором нет определенной ответственности между спросом и предложением. Количественная несбалансированность рынка может оказаться как в чрезмерном превышении предложения над спросом (что усложняет реализацию товаров), так и в превышении спроса над предложением (что создает напряжение на рынке и усложняет удовлетворение спроса). В рыночные отношения вступает множество субъектов – производителей, потребителей, посредников. Поэтому на рынке складывается определенная конъюнктура. Конъюнктура рынка – это совокупность экономических условий, которые составляются на рынке в каждый данный момент, от которых зависит процесс реализации. Конъюнктура рынка определяется экономическими показателями, которые характеризуют состояние рынка. Это соотношения спроса и предложения, уровень цен, вместительность рынка, платежеспособные возможности потребителей, состояние товарных запасов и др.
4.2 Рыночный механизм. Спрос, предложение, цена. Эластичность спроса и предложения. Рыночная экономика – это специфическая социально – экономическая система. Она, как и будь – какая система, имеет свой механизм функционирования, действие которого наиболее полно проявляется в центральном звене этой системы – на рынке. Составные элементы их в принципе четыре: спрос, предложение, цена и конкуренция. Спрос – это форма выражения потребности. На рынке мы имеем дело не со спросом вообще, а со спросом платежеспособным, то есть обеспеченным соответствующей суммой денег. Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые есть или в каждый данный момент могут быть доставлены на рынок. Цена – это, как было выяснено раньше, денежное выражение стоимости. На рынке, как правило, различают три вида цен: цену спроса, цену предложения и цену равновесия. Цена спроса – это предельно максимальная цена, которую покупатели еще согласны платить за товар. Цена предложения – это предельно минимальная цена, которую продавцы еще согласны взять за свой товар. Цена равновесия – это цена, которая устанавливается при уравновешенности спроса и предложения. Конкуренция – это процесс соперничества между субъектами рыночных отношений за наиболее выгодные условия производства, реализации и покупки товаров и услуг. Взаимодействие названных элементов и представляет собой рыночный механизм. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса. Кривая спроса – кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы приобрести покупке.
Кривая спроса
Рис.4.1 - Кривая спроса
Изменение цены означает движение по кривой спроса. На спрос влияют не только цены, но и другие факторы: увеличение (снижение) доходов потребителя, изменение вкусов, ценовые и дефицитные ожидания, колебание затрат на рекламу, изменение цен товаров - субститутов и прочие. Неценовые факторы сдвигают самую кривую спроса. Эластичность – мера реакции одной сменной на смену другой, выраженная как отношения процентных изменений. Эластичность спроса по цене – отношение процентного изменения величины спроса на товар к заданному процентному изменению его цены при прочих равных условиях: а) эластичный спрос – когда величина спроса меняется на больший процент, чем цена, и потому общий доход возрастает по мере того, как падает цена; б) неэластичный спрос – когда величина спроса меняется на меньший процент, чем меняется цена, и общий доход уменьшается в меру падения цены; в) спрос единичной эластичности – когда величина спроса и цена меняются на одинаковый процент и, итак, общий доход остается неизменным в меру изменения цены; г) абсолютно эластичный спрос – когда кривая спроса строго горизонтальная; д) абсолютно неэластичный спрос – когда кривая спроса строго вертикальная. Абсолютно неэластичной кривой спроса приписывается численное значение, равное 0, поскольку любое изменение в цене не проводит никакого изменения в величине спроса. Термин «неэластичный спрос» применим к численным значениям от 0 до 1 (естественно, не включая концы интервала). Спрос с единичной эластичностью, как показывает название, определяется численным значением, равным единицы, эластичный спрос подходит для любого численного значения, большего 1. Абсолютно эластичный спрос, который представляется горизонтальной прямой спроса, численно не может быть определенный, поскольку в меру приближения кривой спроса к линии, параллельной оси абсцисс, знаменатель формулы эластичности хочет нуля, а именно численное значение эластичности хочет бесконечности. а) эластичный спрос б) неэластичный спрос в) спрос с единичной эластичностью
г) абсолютно эластичный спрос д) абсолютно неэластичный спрос
Рисунок 5.2 – Влияние эластичности спроса на поведение кривой спроса Факторы ценовой эластичности спроса: 1) заменимость: чем больше заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем более эластичным будет спрос на него; 2) удельный вес в доходе потребителя: чем больше места занимает продукт в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него; 3) необходимость продукта (предметы роскоши и предметы первой необходимости): спрос на предметы необходимости обычно есть неэластичным, спрос на предметы роскоши обычно эластичный; 4) фактор времени, спрос на продукт обычно тем более эластичны, чем дольше период времени для принятия решения. Предложение — это количество товаров, которое находится на рынке или могут быть туда доставлены. Она определяется производством, но не тождественны ему. Есть случаи, когда и в урожайный год "дары" сельского хозяйства отсутствуют на полках магазинов. Закон предложения утверждает: чем выше цена на товар, тем больше предложение товара, и наоборот. Итак, устанавливается прямо пропорциональная зависимость между ценой и величиной предложения. Конечно, для производителя более прибыльным является предлагать товар по высоким ценам (при условии, когда высокие цены гарантированы). Основные понятия, связанные с предложением, в значительной мере аналогичны понятиям, связанным со спросом. Так, аналогично к спросу рыночное предложение формирует предложение благ отдельными фирмами. Предложение отдельной фирмы определяется ее производственными возможностями, согласно которым для каждой конкретной цены фирма может предложить к продаже определенные объемы блага. Поэтому предложение аналогично к спросу также характеризуется набором объемов определенного блага, которые производители (поставщики) желают и могут продать на рынке, и соответствующих цен. Рыночное предложение блага состоит из суммы объемов блага, которые отдельные фирмы могут и хотят предложить к продаже за каждой конкретной цены. Функция предложения — зависимость объема предложения блага от него цены. Кривая предложения — графическое отображение функции предложения. На рисунке кривая предложения обозначена буквой S (англ. suplly ) и двигает снизу вверх, слева направо
Рис. 5.3 - Кривая предложения (Р – цена, Q – количество товара, S – предложение) Эластичность — это мера чувствительности одной сменной относительно другой. Точнее, это числовой показатель процентных изменений, которые происходят в одной величине в случае изменения на 1 % другой величины. Предположим, что величина предложения стала, как в случае с рыбой, которая быстро портится. Эта рыба привезена на рынок, чтобы продать любой ценой. Это крайний случай абсолютно неэластичного предложения, которое изображают вертикальной кривой предложения. Другой крайний случай. Предположим, что незначительное уменьшение цены вызовет снижение величины предложения, вместе с тем незначительное повышение цены вызовет большие изменения в предложении. В этом случае отношение процента изменения величины предложения к проценту изменения цены достаточно большое, его изображают горизонтальной кривой предложения. Это крайний случай предельно эластичного предложения. Между этими крайними случаями предложение называют эластичной или неэластичной в зависимости от того, или процент изменения количества больший или меньше процента изменения цены. В случае единичной эластичности процент увеличения величины предложения точно равняется процентные увеличения цены. Как видим, эластичность предложения определяют так же, как и эластичность спроса. Единое отличие заключается в том, что величина реагирования предложения на увеличение цены положительная, а спроса — отрицательная. Эластичность предложения равняется отношению процента изменения величины предложения к проценту изменения цены. 4.3 Конкуренция, ее формы, методы, социально-экономические следствия. Сущность монополии. Монополия и конкуренция. Антимонопольная политика государства. Выделяют две основные группы методов конкуренции: ценовые и неценовые. Высшими формами монополистические объединений есть картели, синдикаты, тресты и концерны. Картель ( от французского слова – союз ). Участники картеля делят между собой рынки сбыта, определяют цены, договариваются о нормахпроизводства и сбыта продукции. Эта норма называется квотой. Согласно квоты каждый из участников картеля не должен превышать объем производства и сбыта. За нарушения – штраф в общую кассу. Каждый из участников картеля сохраняет свою производственную и коммерческую самостоятельность. Синдикат ( от греческого слова – согласие ). Это такое монополистическое объединение, в котором предприятия, которые у него входят, теряют свою коммерческую самостоятельность. Сбыт товаров, а часто и закупку сырье осуществляет контора синдиката. Каждый участник синдиката (предприятие, фирма) получает от конторы соответствующую часть прибыли, которая зависит от квоты производства и других условий. Трест ( от английского слова – доверие ). Это такой вид монополий, где участники теряют не только коммерческую, но и производственную самостоятельность. Всеми делами ведает правление треста, а бывшие собственники предприятия становятся владельцами акций. На эти акции они получают определенную часть прибыли – дивиденды, согласно вложенному капиталу. Трест, как правило, объединяет однородные предприятия. Концерн ( от английского слова – предприятие, фирма ). Это объединения формально самостоятельных предприятий разных областей производства, транспорта, торговли, банков и страховых компаний на основе полной финансовой зависимости от владельцев контрольного пакету акций. Ядром концерна есть большое промышленное предприятие, трест, банк или социально созданное главное общество – холдинг. Диверсификация – новое явление в экономике развитых стран мира, которое начало развиваться с середины 50-х гг. ХХ ст. Сущность ее состоит в проникновении больших фирм в области, которые не имеют прямой производственной связи с основной областью их деятельности. Мотивами, которые побуждают монополию к диверсификации есть: а) стремление смягчить проблему реализации, ослабить зависимость от конъюнктуры рынка в связи с падением спроса на того или другой вид продукции, которая производится; б) стремление смягчить следствия экономических кризисов. Конгломерат – это одна из форм монополии, в которой под единым финансовым контролем сосредоточенные компании, которые действуют в разных, технологически не связанных между собой областях. Олигополия предусматривает, что в отдельной области народного хозяйства действует не одна, а несколько больших корпораций, которые конкурируя одна из одной, сохраняют монополию в пределах определенного сообщества, которое вырабатывает идентичный товар. Антимонопольные тенденции. Если обобщить защиты от монополизма, которые проводятся в странах с последовательно сформированной рыночной экономикой, их можно свести к следующему: 1. Большинство развитых стран мира приняло законодательные акты, согласно которым образование объединений картельного типа между предприятиями запрещено. Это сделано с целью защиты конкуренции по ценам. 2. Одновременно законодательства предусматривают регистрацию товарных знаков и марок товаров для того, чтобы сделать возможным дифференциацию продуктов за таким важным параметром, как качество. 3. Государством регулируются, как правило, и общие условия соглашений, то есть границы, которых может составляться хозяйственный договор. Значительная часть текстов договоров заранее определяется законодателем и не может быть изменена сторонами, которые договариваются. Сделано это для того, чтобы поставщики не могли навязывать свою волю покупателям. 4. Уровень концентрации в отдельных областях настолько высокий, что у них существуют такие большие хозяйственные единицы, которые в возможности установить свое господство над рынком и без составления картельных соглашений. Поэтому в большинстве стран законодательство регулирует и этот вопрос. Для этого выделяются разные критерии монополизации рынка, о чем речь шла выше. 5. Чтобы определить, или есть цены, по которым продаются товары, конкурентными или монопольными, органы власти проводят их анализ, осуществляют контроль над прибылями и затратами, сравнивают с ценами на других, параллельных рынках. Недобросовестная конкуренция -это: а) неправомерное использование товарного знака, фирменного наименования или маркирование товара, имитация товара или имени другого предпринимателя; б) умышленное распространение неправдивых или неточных сведений о своем конкуренте; в) получение, использование и разглашение коммерческой тайны с целью причинения вреда другим предпринимателям. 4.4 Рыночная инфраструктура, ее роль в регулировании экономических процессов. Функционирование рынка предусматривает постоянное движение товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы. Для этого нужны определенные организации, которые, действуя в рамках закона, обслуживают рыночные отношения. То есть, современному рыночному хозяйству необходимая ответственная инфраструктура. Относительно рынка – это совокупность организационно-правовых форм, с помощью которых осуществляется функционирования и объединение в единое целое рыночных отношений. А это означает, что рынок составляется не только из тех, кто делает свой предпринимательский, потребительский, трудовой или государственный бизнес. Взаимные отношения между ними предопределяются большим количеством организационных форм, которые помогают субъектам рынка реализовать свои деловые интересы. Такими формами (элементами) инфраструктуры в современной рыночной экономике есть: - предприятия розничной и оптовой торговли; - кредитная система и коммерческие банки; - организационно оформленное посредничество и товарных, сырьевых, фондовых и валютных биржах; - аукционы, ярмарки и другие формы организованного внебиржевого посредничества; - система регулирования занятости населения и центры (государственные и негосударственные) содействие занятости (биржи работы); - информационные технологии и средства деловой коммуникации; - налоговая система и налоговые инспекции; - система страхования коммерческого, хозяйственного риска и страху (государственные и негосударственные) компании; - специальные рекламные агентства, информационные агентства и средства массовой информации; - торгу палаты, другие общественные и добровольные государственно-общественные объединения деловых кругов; - таможенная система; - общественные и государственно-общественные фонды, назначении для стимулирования деловой активности; - специальные зоны свободного предпринимательства и т.п. Инфраструктура выступает как механизм функционирования предпринимательства. Можно говорить о двух видах рыночной инфраструктуры: специализированной, то есть такая, которая обслуживает отдельные рынки (рынок товаров, ценных бумаг и др.); общая, то есть такая, которая обслуживает всю экономическую систему, ею занятое все экономическое пространство от производителя до потребителя. Основными элементами специализированной инфраструктуры, то есть структуры, которая содействует организационному оформлению рыночных отношений, есть биржи, системы оптовой и розничной торговли, ярмарки, аукционы, торговые дома и др. Общая инфраструктура обслуживает рыночную экономику в целом. С определенной мерой условности сюда можно отнести: денежную, финансовую, кредитную и налоговую системы. Тема 5. Теория потребительского поведения. 1. Теория поведения потребителя. 2. Условия равновесия потребителя. 3. Потребительский выбор. 4. Кривая безразличия. 5. Бюджетное ограничение.
1. Теория поведения потребителя. Потребительское поведение – это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, т.е. собственных денежных доходов. Известно, что денежные доходы оказывают прямое и непосредственное влияние на спрос, а цены – на количество покупаемых товаров. Это влияние прослеживается через особенности потребительского поведения, которое учитывает предприниматель в ценовой политике. Предприниматель должен достаточно определенно знать, на сколько следует повысить цены на товары более высокого качества и каков предел этого повышения или наоборот, насколько следует снизить цену, не рискуя торговой выручкой. Если спрос на данный товар сокращается. Ответы на эти вопросы связаны с изучением особенностей потребительского поведения. Каждый потребитель ставит три вопроса. Что купить? Сколько стоит? Хватит ли денег, чтобы осуществлять покупку? Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность вещи для потребителя, чтобы ответить на второй вопрос – исследовать цену, чтобы решить третий вопрос – определить доход потребителя. Эти три проблемы – полезность, цена и доход, и составляют сожержание теории поведения потребителя. Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять человеческие потребности. Выявлена следующая закономерность: при увеличении потребления блага Q его общая полезность (total utility) – TU постепенно возрастает, а предельная (дополнительная) (marginal utility) – MU – каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. Например, страдающий жаждой с удовольствием выпьет первый стакан воды, второй стакан принесет ему меньше удовлетворения, третий – меньше и т.д. Хотя общая полезность возрастает. Цена блага определяется не общей, а предельной полезностью. Функция полезности – функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества MU = d (TU)/ d Q Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах: 1. Множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ. 2. Ненасыщенность. Потребитель стремиться иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них. 3. Транзитивность. Постоянство вкусов. Если А,В, С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В, В и С, то он безразличен в выборе между А и С. 4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута. 5. Убывающая предельная полезность. Предельная полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель.
2. Условия равновесия потребителя.
Предположим, что потребитель удовлетворяет всего три потребности – А, В, С. Допустим, что предельная полезность (MU) блага А равна 100, его цена – 10 долл., предельная полезность В – 80, его цена – 4 долл., предельная полезность блага С – 45, его цена – 3 долл..
Распределение наших денежных средств не оптимально, так как благо В приносит нам наибольшую полезность. Перераспределяя наш доход, мы постараемся достичь такой ситуации, при которой наши взвешенные предельные полезности будут равны и в таком наборе он достигнет положения равновесия.
MU1/P1 = MU2/P2 = MU3/P3= … = MUn/Pn
3. Потребительский выбор.
Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов. Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждая последняя денежная единица, затраченная на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность. MU1/P1 = MU2/p2 = …=MUn/Pn, то MU1/MU2 = P1/P2 MU1/MUn = P1/Pn В состоянии равновесия предельные полезности денежных единиц при разных варианта использования равны. Это означает, что предельная полезность блага равна предельным затратам потребителя. MB=MC MB –дополнительные выгоды МС – дополнительные затраты
4. Кривая безразличия.
Измерения полезности с помощью абсолютной шкалы – измерение в ютилях- можно дополнить измерением полезности с помощью относительной шкалы предпочтений т.е. кривых безразличия. Допустим благо X – является яблоком, а благо – Y-апельсином. Допустим, что потребителю все равно: съесть 3 яблока и 1 апельсин, или съесть 3 апельсина и 1 яблоко. Кривая безразличия показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.
Чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем большее удовлетворение приносят представленные ею комбинации двух благ. Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия. Характеристика кривых безразличия: 1. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. 2. Выпуклы относительно начала координат. 3. Никогда не пересекаются друг с другом. 4. Через любую точку можно провести лишь одну кривую безразличия.
5. Бюджетное ограничение.
Кривые безразличия позволяют выявить потребительское предпочтение. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей. Эту информацию дает нам бюджетное ограничение (линия цен). Оно показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег. Если I- доход потребителя, Px - цена блага X, Py - цена блага Y, а X и Y – составляют соответственно купленные количества благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом: I = PxX + PyY При X=0 Y=1/Py, весь доход потребителя расходуется на благо Y При Y=0 X=1/Px, весь доход расходуется на благо X I=8 Px=0 Y=4 Py=0 X=8
Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением означает положение равновесия потребителя. Тема № 6. Издержки производства.
1. Производство – это процесс изготовления материальных благ. При этом используются факторы производства, т.е. особо важные элементы, которые оказывают воздействие на результативность производства. Основные подходы: марксистский – личный (раб. сила) и вещественный (средства производства); маржиналистский – труд, земля, капитал, предпринимательские способности. Производство требует набор факторов, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга (производство оборудования для пищевой промышленности – земельный участок и капитал в виде производственных зданий, сооружений, станков, сырья, труда рабочих и менеджеров). Отсутствие одного из факторов разрушает систему и делает невозможным производственный процесс. Факторы обладают взаимозаменяемостью (труд и капитал). Связь между набором факторов производства и объемом продукции, производимой с помощью этого набора, характеризует производственную функцию. Она определяет технологическую зависимость между затратами ресурсов и выпуском продукции. Q=TP=f(a, b, c, d, …z) Date: 2015-10-19; view: 256; Нарушение авторских прав |