Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цели и задачи социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы
Главная идея пятилетия – повышение уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики, ее девиз – ”человек – инновации – благосостояние“. Способность адаптироваться к международной конкуренции в современном мире, который быстрыми темпами идет по пути глобализации, становится важнейшим условием успешного и устойчивого развития. Для того чтобы выжить в этой жесткой конкурентной борьбе, необходимо создать эффективную, гибкую, быстро реагирующую на изменения внешних условий экономическую систему. А это смогут осуществить лишь высокообразованные, физически здоровые и всесторонне развитые люди, выступающие как генераторы новых идей и главные источники их реализации. Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей. Для её реализации необходимо выполнить следующие задачи: § рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат; § работу органов государственного управления в интересах человека в целях удовлетворения его потребностей; § благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального и физического совершенствования человека; § опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры – основы совершенствования человеческого капитала; § внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества; § осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране; § повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села; § инновационную направленность развития экономики, более действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств; § расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС; § национальную безопасность страны. [9]
Важность и актуальность стоящих перед страной задач определяют следующие приоритетные направления развития национальной экономики. Всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения. В условиях глобализации и жесткой конкурентной борьбы за рынки сбыта и сырьевые ресурсы, построения нового постиндустриального информационного общества важнейшим ресурсом экономического развития становится человек, его творческий потенциал, умения, навыки, способности к разработке новых идей и их эффективной реализации. Поэтому приоритет отдается совершенствованию систем материального и духовного развития человека, качественному преобразованию систем образования, здравоохранения и других отраслей сферы услуг, способствующих формированию всесторонне развитого человека. Необходимо значительно повысить эффективность социальных программ, усовершенствовать механизмы предоставления социальной помощи, создать условия для полной занятости трудоспособных граждан. Требуется реформировать всю систему образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим профессиональным, путем совершенствования образовательных программ и стандартов, большей ориентации на потребности НТП и рынка труда, четкого определения границ обязательств государства в области образования на разных его уровнях. В здравоохранении следует конкретизировать систему государственных гарантий, реорганизовать систему оказания медицинской помощи за счет усиления роли первичной медико-санитарной помощи, внедрить новые организационно-правовые формы медицинских организаций, обладающих большей самостоятельностью в использовании ресурсов и применении новых методов оплаты труда. Инновационный путь развития экономики, энерго- и ресурсосбережение.В XXI веке смогут занять достойное место в мировом сообществе только страны, идущие по пути инновационного развития, обеспечившие структурную перестройку и модернизацию экономики и на этой основе рост конкурентоспособности продукции. Реализация этого приоритетного направления требует повысить роль научных исследований и разработок, превратить научно-инновационный потенциал в один из важнейших ресурсов устойчивого экономического роста. Развитие науки, стимулирование инноваций должны быть нацелены на рост предложения инновационной продукции и услуг путем формирования рынков инновационного капитала и информационно-консультационных услуг, совершенствования нормативной и правовой базы оборота интеллектуальной собственности и ее защиты, улучшения системы кадрового обеспечения экономики. На основе инноваций необходимо создать благоприятные условия для внедрения в производство передовых ресурсосберегающих технологий. Для Беларуси как страны, ввозящей сырьевые и энергетические ресурсы и расходующей их на производство единицы продукции в 2 – 3 раза больше, чем экономически развитые государства, указанный приоритет имеет стратегическое значение. Высокий интеллектуальный ресурс страны должен быть задействован на обеспечение перехода от материало- и энергоемкого производства к наукоемкому ресурсосберегающему и экологически чистому производству. Экономия средств на импорте сырья и транспортировке готовой продукции будет содействовать обеспечению положительного сальдо внешней торговли товарами, даст возможность получить дополнительные конкурентные преимущества. Это позволит заблаговременно подготовиться к ситуации, когда конкуренция за доступ к сырью и энергоресурсам резко обострится, учитывая невозобновляемость этих ресурсов, усложнение условий и удорожание стоимости их добычи и связанный с этим рост цен. Наращивание экспортного потенциала страны. Для Республики Беларусь, относительно бедной природными ресурсами, но имеющей развитый промышленный и научно-технический потенциал, всегда было и остается приоритетным направлением наращивание экспорта и совершенствование его структуры за счет востребуемой на мировых рынках наукоемкой, конкурентоспособной, ресурсосберегающей и экологически чистой продукции. Это тот сектор экономики, который обеспечивает приумножение валютных поступлений в страну и как локомотив выступает сегодня важнейшей движущей силой экономического роста для традиционных, но жизненно важных отраслей и производств. Развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села. Земля была и остается одним из главных элементов нашего национального богатства. Поэтому экономический рост невозможен без эффективного ее использования, достижения продовольственной безопасности страны. В предстоящем пятилетии в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы необходимо осуществить широкомасштабные меры по реформированию сельскохозяйственного производства, финансовому оздоровлению предприятий и организаций, привлечению инвестиций, в том числе частных, развитию социальной инфраструктуры села с тем, чтобы максимально приблизить жизненные стандарты сельских жителей к городским, повысить уровень привлекательности сельского образа жизни. Развитие малых и средних городов. Индустриализация страны привела к чрезмерному росту крупных и больших городов со всеми ее негативными последствиями – скученность населения, сверхнормативный уровень загрязнения окружающей природной среды, недостаточное развитие периферийных проблемных регионов и малых городов, усиление территориальных различий в уровне жизни населения. В связи с этим необходимо повысить уровень комплексного развития производительных сил регионов, обеспечить размещение в малых и средних городах новых предприятий, филиалов и цехов действующих, расширение сферы услуг, прежде всего за счет малого предпринимательства. Это будет способствовать росту занятости, повышению уровня и качества жизни населения независимо от мест его проживания. Жилищное строительство было и остается одним из важнейших приоритетов социально-экономического развития страны, являясь основным звеном в системе стимулирования развития не только строительного комплекса, но и сопряженных отраслей и производств, материальной основой улучшения демографической ситуации и всестороннего гармоничного развития человека. Для решения этой проблемы необходимо обеспечить возведение жилых домов высоких потребительских и эксплуатационных качеств с высокой степенью благоустройства и низким уровнем энергопотребления. При этом особое внимание следует уделить снижению стоимости строительства, созданию благоприятных условий для расширения сферы источников его финансирования, внедрению и развитию системы стройсбережений и ипотечного кредитования, улучшению жилищных условий многодетных семей, малообеспеченных, нетрудоспособных и других нуждающихся категорий граждан. [9]
Задание: ознакомьтесь с Программой социально-экономического развития на 2006-2010 годы [9] и определите, какие конкретные меры запланированы для реализации целей и задач указанных выше.
Государственная Программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы ставит перед государством и обществом следующие цели и задачи [2]: Основными целями Программы являются возрождение и развитие села на основе укрепления аграрной экономики, повышения доходов сельского населения, уровня социально-бытового и инженерного обустройства сельских населенных пунктов, сохранения и оздоровления экологии в них и рационального использования государственных и иных инвестиций. Поставленные цели носят комплексный характер и могут быть достигнуты при условии одновременной реализации двух приоритетных направлений, к которым относятся:
1) устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий, способствующее формированию необходимых условий для жизнеобеспечения населения, придания привлекательности сельскому образу жизни и труда, достижения установленных социальных стандартов.
Для этого потребуется: · улучшить благосостояние сельского населения, повысить уровень доходов работников сельского хозяйства до уровня доходов работников всех отраслей народного хозяйства; · преобразовать сельские населенные пункты в благоустроенные поселки - качественно новые типы сельских поселений - агрогородки, развить в них жилищное, коммунальное, культурно-бытовое строительство; · создать условия для развития многообразия типов сельских населенных пунктов (включая семейно-наследственные, хуторские и др.); · обеспечить надежное, безопасное и эффективное электроснабжение, повысить уровень и качество водо- и газоснабжения сельских поселений; · модернизировать дорожную сеть в сельской местности, обеспечить регулярное автобусное сообщение агрогородков и других населенных пунктов с районными центрами; · улучшить состояние здоровья сельского населения за счет доступности и повышения качества первичной медико-санитарной помощи; · повысить образовательный уровень учащихся сельских школ, привести качество образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда; · сохранить и развить культурный потенциал сельских территорий, улучшить доступ различных групп сельского населения к культурным ценностям; · внедрить современные технологии бытового обслуживания сельского населения, в том числе с использованием производственной базы городов, обеспечивать возможность получения услуг по месту жительства; · повысить эффективность работы предприятий системы Белорусского республиканского союза потребительских обществ по торговому обслуживанию сельского населения, расширить номенклатуру оказываемых услуг; · усилить роль физкультуры и спорта в профилактике правонарушений, преодолении алкоголизма, наркомании в среде молодежи; · привлекать и закреплять для работы в социальной и производственной сферах села молодых специалистов, повышать уровень занятости сельского населения, сохранять и создавать новые рабочие места;
2) формирование микро- и макроэкономической систем хозяйствования в рыночных условиях, обеспечивающих развитие и последовательное повышение эффективности агропромышленного производства.
Для решения производственных задач предусмотрены:
· углубление специализации путем адаптации сельскохозяйственного производства к почвенно-климатическим условиям, трудовым ресурсам, инфраструктуре агропромышленного комплекса республики и конъюнктуре мирового рынка; · реализация комплекса мер по увеличению производства растениеводческой и животноводческой продукции, совершенствованию работы перерабатывающих предприятий; · объединение субъектов хозяйствования АПК на всех уровнях производства посредством создания вертикально и горизонтально интегрированных структур; · техническое и технологическое переоснащение сельскохозяйственного производства, основанное на оптимизации структуры и состава машинно-тракторного парка в земледелии и животноводстве, широкое внедрение в сельскохозяйственное производство индустриальных технологий; · реформирование внутрихозяйственной организации сельскохозяйственных предприятий на основе создания среды для хозрасчетной деятельности и реализации механизмов приватизации в первую очередь экономически несостоятельных сельскохозяйственных организаций; · решение проблемы кадрового обеспечения АПК на основе реформирования сети учебных заведений и образования учебно-производственных региональных комплексов, повышения качества подготовки специалистов и закрепляемости их на селе посредством создания надлежащих жилищно-бытовых и других условий; · совершенствование научного обеспечения АПК путем комплексного решения научно-исследовательских,технологических и опытно-конструкторских задач, укрепления связи науки с производством посредством создания региональных научно-консультативных центров. Программа разработана на основе реально складывающихся возможностей экономики страны и с учетом преимущественного привлечения средств регионов и хозяйств. При этом предусмотренные в ней мероприятия не ограничиваются только рассматриваемым периодом. Проблема развития села является постоянной заботой государства.
Задание: Подумайте и определите, какая роль отводится молодежи в процессе возрождения села.
3. Внешняя политика как часть идеологии белорусского государства, актуальные приоритеты внешнеполитической деятельности Республики Беларусь. Республика Беларусь как суверенное государство появилась на политической карте мира 19 сентября 1991 года, когда Верховный Совет БССР принял закон о переименовании Белорусской ССР в Республику Беларусь. Однако первый шаг нашей страны на пути к реальному суверенитету был сделан 27 июля 1990 года, когда белорусский парламент принял Декларацию о государственном суверенитете Белоруссии, которой в августе 1991 года был придан конституционный статус. Следующим этапом суверенизации нашей страны стали известные события в Вискулях 8 декабря 1991 года, когда лидеры России, Украины и Беларуси – Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич подписали Заявление и Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. В Соглашении руководители трех славянских республик, в декабре 1992 года учредившие Союз ССР, констатировали, что отныне СССР как субъект международного права и как геополитическая реальность прекращает свое существование. Несколько позже, 21 декабря 1991 года в Алма-Ате прошла встреча лидеров 11 стран бывшего СССР (отсутствовали республики Балтии и Грузия), на которой был обсужден весь комплекс вопросов, связанных с созданием Содружества Независимых Государств. Итогом встречи стало принятие алма-атинского протокола, Декларации и ряда других документов. В специальном соглашении главы 11 стран – учредителей СНГ договорились о создании высших координирующих органов СНГ – Совета глав государств и Совета глав правительств. Полностью суверенной (и дэ-юрэ, и дэ-факто) Республика Беларусь стала 25 декабря 1991 года, когда президент СССР М.С. Горбачев сложил с себя полномочия Верховного главнокомандующего вооруженными силами СССР и передал важнейший атрибут государственной власти – право применения ядерной «кнопки» президенту России Б.Н. Ельцину. [3, с.442-443] С распадом Советского Союза и провозглашением независимости Беларусь вышла на мировую арену как новое независимое государство со своими геополитическими интересами, и как европейская страна с многовековой историей развития белорусской государственности. Молодое белорусское государство коренным образом отличалось от всех предшествующих исторических форм существования белорусской нации. Это было действительно новое государство, которому еще предстояло сформулировать основы своей внутренней и внешней политики, определить национальные интересы. Все это предстояло сделать в непростой международной обстановке, которая сложилась к началу 90-х годов прошлого века. С окончанием холодной войны международные отношения утратили системообразующее начало, роль которого на протяжении почти полувека играла жесткая конфронтация двух противостоящих и примерно равновесных в военном отношении военно-политических блоков. Система международных отношений, долгое время державшаяся на страхе ядерной войны и глобального уничтожения, лишилась его, оказавшись незащищенной от множества старых и новых проблем. Современных же механизмов, способных поддержать международную безопасность на должном уровне, создано не было. В результате процесс формирования новой системы международных отношений затянулся на долгие годы, и до настоящего времени международная система по-прежнему находится в переходном состоянии. Центральное место во внешней политике любого государства занимают национальные интересы. Категория «национальный интерес» является ключевой в политологии и теории международных отношений. Под национальными интересами понимаются официально выраженные или осознанные потребности страны, направленные на обеспечение благоприятных условий для ее развития. Национальные интересы определяются характером исторических процессов, геополитическими условиями, внутренней и международной ситуацией, вероятностными или возможными угрозами. На уровне государственной политики национальные интересы, являясь важным элементом концепции национальной безопасности, представляют собой важный социально-политический ресурс, непременное условие для решения внешнеполитических задач и проблем развития страны. [3,с. 443-444] Национальные интересы белорусского народа находят свое отражение в целях и задачах белорусского государства на международной арене.
Date: 2015-10-19; view: 811; Нарушение авторских прав |