Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ораторские приемы, основанные на использовании риторических фигур





Стилистические фигуры, которые называют также риторическими фигурами или фигурами речи служат созданию образной речи, усиливают ее выразительность. Стилистические фигуры – это особые синтаксические построения. Главное поле их действия – синтаксис, порядок слов.

Анáфора (единоначатие) – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание, например:

Рынок это свобода предпринимательства, рынок это изобилие товаров, рынок – это разнообразие интересов, рынок – это лучшая жизнь.

Есть книги, которые читаются, есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми, есть книги, которые хранятся в сердце нации …. (Л.И. Леонов).

Жди, когда снега метут.

Жди, когда жара.

Жди, когда других не ждут, позабыв вчера.

(К. Симонов)

Эпúфора (концовка) –это повторение слов или выражений в конце соседних, смежных предложений:

За квартиру – плати, хочешь дальше учиться – плати, хочешь, чтобы тебя лечили получше, – плати.

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В. Гоголь)

Без вдохновения бессилен талант, без работы над собой бессилен талант.

Широко распространена в художественной речи, в поэзии, в фольклоре такая яркая стилистическая фигура, как параллелúзм. Это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения:

Когда вы вспоминаете Испанию, перед вами возникает Сервантес, когда вы говорите об Италии, перед вами встает Данте, когда вы называете Англию, появляется Шекспир (из речи В. Гюго).

Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть.

Шелкова ниточка к стене льнет. Дунечка матушке челом бьет.

Хиáзм – высказывание, разделяющееся на две подобные части, во второй из которых члены словосочетания расположены в обратном порядке. Это нередко дополняется и лексическим совпадением каких-то членов.

Много разговоров, дел мало.

Улыбка на устах, а на уме коварство (Некрасов).

Свиданья тайные и тайный разговор (Гнедич).

Антитеза – это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия

Где стол был яств, там гроб стоит (Г. Державин).

Бедность учит, а счастье портит. Горька работа, да сладок хлеб. На голове густо, а в голове пусто (пословицы).

Ученье – свет, а неученьетьма.

«Война и мир».

Градация (лат. «подъем по ступеням») это такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов.

Проходили дни, месяцы, годы, но все оставалось по-прежнему;

Здесь мы имеем дело с необычным, редким, уникальным явлением.

Инвéрсия – одна из самых распространенных стилистических фигур. Суть ее в особом расположении слов, нарушающем обычный порядок. И благодаря этому слово, занимающее необычное место, резко выделяется, привлекая к себе внимание. Например:

Тамара в театр пошла – выделяется слово театр, так как обычный порядок слов: Тамара пошла в театр.

Изумительный наш народ. (И. Эренбург)

Определение изумительный вынесено вперед, в начало предложения и потому резко подчеркивается, выделяется.

Чествовали героя дня всем коллективом.

Своеобразна стилистическая фигура э ллипсис, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения:

Мы сёла – в пепел; грады – в прах;

В мечи – серпы и плуги.

(В. Жуковский)

На использовании и, напротив, неиспользовании союзов основаны такие стилистические фигуры, как многосоюзие (или полисúндетон) и бессоюзие (асúндетон).

В первой повторяющиеся союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения:

И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы …

(А. Пушкин)

Вторая фигура – бессоюзие (асиндетон) – состоит в намеренном пропуске союзов, что придает тексту динамизм, стремительность.

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон …

(А. Пушкин)

Пришел, увидел, победил (Ю. Цезарь).

Существуют приемы, основанные на необычности смысла высказывания или его частей. Сюда относятся следующие приемы: парадокс, катахреза, оксюморон и гипаллага.

Парадокс – высказывание, построенное на первый взгляд, как противоречащее здравому смыслу, ложный алогизм.

Хочешь мира – готовься к войне.

Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли.


Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи.

Катахрéза – употребление слова в неправильном или в необычном для него смысле для сознательного стилистического эффекта.

Эти планы обречены на успех.

Некоторые направления современного искусства отличаются полнейшей пустотой.

Вошло вобиход: Красные чернила.

Оксюморон или оксúморон (греч. «мудро-глупое», «остроумно-глупое») соединение двух антонимических понятий, двух слов, объединенный смысл которых противоречив (обычно прилагательного с существительным).

Знакомый незнакомый.

Богатый нищий.

Но я безрадостно с друзьями радость пел (Баратынский).

Красноречивое молчание.

Гипáллага (греч. «подмена») или перенесенный эпитет – приписывание слову в высказывании того, что подходит для другого слова того же высказывания; сочетание определения-эпитета не с тем существительным, к которому оно непосредственно относится.

Доносчик записал что-то в свою подлую записную книжку.

Туристов поражает это каменное величие собора.

Рассказывай, чай, у тебя готово собранье важное гостей (Грибоедов).

На игре слов основана фигура речи, называемая «каламбур» – использование в высказывании одинакового или близко звучащих слов или разных значений одного слова, обычно в юмористических целях.

Осип охрип, а Архип осип.

Зарплату давно пора давать, всех наших сотрудников порадовать.

Массаж – это разве лечение? Это развлечение.

 

 

БиблиографическиЙ список рекомендуемой Литературы

Основная литература

 

1. Баева, О.А. Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие. М.: Новое знание, 2005. 368с.

2. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: учебник. М.: ИНФРА-М, 2009. 272 с.

3. Власова Т.И., Шарухин А.П., Данилова М.М.Профессиональное и деловое общение в сфере туризма: Учебн. пособие, М.: Издательский центр «Академия», 2008. 256 с.

Дополнительная литература

1. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. Ростов-н/Д:Феникс; М.: Цитадель-трейд, 2007. 460 с.

2. Бредемайер К. Искусство словесной атаки: практ. руководство. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 178 с.

3. Нормы русского литературного языка: учеб. пособие по культуре речи / Л.А.Константинова [и др.]. Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. 170 с.

4. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / В.И.Максимов [и др.]. М.: Гардарики, 2007. 408с.

5. Орфоэпический словарь русского языка / Авт.-сост. Новинская Н.И. 3-е изд. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 336 с.

6. Кушнер М. Умение выступать на публике для «чайников»: пер.с англ. М.: Диалектика, 2007. 368с.







Date: 2015-10-19; view: 979; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию