Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы удержания внимания





Вступление способно захватить слушателей. Но как же сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления, чтобы «...избежать ситуации, когда четверть слушателей занята «перевариванием» содержания выступления, а три четверти борются со сном»?

Сохранению внимания способствуют следующие факторы:

1. Логическая организация речи (последовательность, непротиворечивость, обоснованность). В этом случае оратор ведет мысль аудитории за собой.

2. Построение изложения, по ходу которого возникают вопросы, а ответы на них рождаются в процессе совместного поиска или последующего изложения.

3. Проблемная ситуация в речи, подача фактов или идей в противопоставлении.

4. Содержательность, то есть новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи.

5. Доступность изложения. Включение терминов и способы определения понятий продумываются заранее. Помогает сделать выступление понятным и доходчивым использование примеров, наглядных пособий, художественных средств языка, паузы для осмысления услышанного.

6. Выразительность речи оратора – меняющаяся интонация, красочные словесные образы, оригинальные сравнения, меткие выражения. Сопоставим, к примеру, два высказывания: «Лектор должен учитывать настроение, характер внимания и уровень понимания каждого слушателя, стараясь корректировать по ходу изложения материал своего выступления; не отходя от замысла в целом» и, об этом же, А.П. Чехов: «Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает ноты, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то скрипки... То же самое и я, когда выступаю. Передо мной полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя – победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти... Каждую минуту я должен иметь ловкость выхватывать самое важное и нужное и так же быстро, как течет моя речь, облекать свою мысль в такую форму, которая была бы доступна разумению гидры и возбуждала бы ее внимание, причем надо зорко следить, чтобы мысли передавались не по мере их накопления, а в известном порядке...».

7. Разнообразные приемы изложения: диалогизация речи, вопросно-ответный ход, обращение к слушателям.

8. Драматизациюречи: эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий.

9. Прием провокации: заявление нечто такого, что вызывает несогласие аудитории (а, следовательно, привлекает ее внимание), а затем приход вместе с ней к конструктивным выводам.

10. Прием вызова сопереживания. Оно возникает, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом возникает заинтересованная тишина.

11. Прием доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.

12. Непринужденная манера изложения, которая проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса.

13. Убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: «Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка».

14. Умеренный темп речи.

15. Пауза, во время которых происходит осмысление материала.

16. Использование юмора.

17. Постоянный зрительный контакт.

Во время выступления нередко наступает момент, когда внимание слушателей ослабевает. А.Ф. Кони образно назвал невнимание утомленным вниманием. Для мобилизации внимания существует целый арсенал приемов.

При первых признаках утомления аудитории следует воспользоваться приемами, стимулирующими непроизвольное внимание. Проще всего изменить звучание голоса: интонацию, темп речи, силу звука. Этой же цели служит пауза.

Можно привести пример, затрагивающий непосредственные интересы слушателей, или рассказать короткую забавную историю (анекдот). Так называемые «освежающие отступления» звучат неожиданно и потому позволяют слушателям отдохнуть.

Советуем время от времени переключать внимание слушателей, это мобилизует его, оно как бы получает толчок. Переключение внимания происходит, например, когда оратор умело завершает один вопрос и называет следующий. Еще больший эффект дает показ наглядных пособий, а также предложение что-то записать, ответить на вопрос, сделать несложное вычисление, сопоставить два мнения – словом, любая работа слушателей.

Диалог с аудиторией инициирует все виды внимания.

В некоторых случаях помогает прямое указание на то, что рассматриваемый вопрос очень важен, пригодится в дальнейшем и т.п. Этот прием стимулирует волевое внимание, однако злоупотреблять им, конечно, не стоит.

 







Date: 2015-10-19; view: 1502; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию