Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Элементарные сведения по гигиене и культуре профессионального использования голосового аппарата
Люди, страдающие хроническими заболеваниями голосового аппарата, не должны стремиться стать певцами, педагогами, юристами и другими специалистами "голосовых" профессий, так как именно это может помешать им впоследствии быть полноценными профессионалами, ведь частые заболевания голоса ограничат их творческие возможности, особенно это касается молодых педагогов и певцов. Однако профессиональное благополучие голоса зависит не только от хорошего состояния органов голосового аппарата, но также и от состояния сердечно-сосудистой, нервной, мышечной, дыхательной (трахеи, бронхов, плевры, легких) систем, органов брюшной полости, хорошего слуха и зрения, хо-рошо развитой памяти. Бывают частыми случаи, когда голосовой аппарат в норме, а с "голосом" большие затруднения. Тогда надо искать те глубокие причины, которые вызывают эти расстройства голосовой функции, а причин может быть множество, так как все выше перечисленные системы принимают участие в работе организма человека, выступающего перед аудиторией (педагога, лектора, артиста, юриста и так далее). Именно поэтому отбор абитуриентов по медицинским показателям при поступлении в учебные заведения на факультеты голосоречевых профессий должен быть очень строгим. На какие органы при отборе абитуриентов должен обратить внимание фониатор, чтобы не пропустить патологических изменений, препятствующих нормальному развитию и профессиональной эксплуатации голоса? Миндалины. Большие миндалины затрудняют движение отдельных частей мягких резонаторов, что приводит к нарушению четкой артикуляции. Воспаленные миндалины дают частые воспаления гортани (ларингиты), трахеи (трахеит). Аденоидные разращения. Аденоидные разращения в носоглотке приводят к хроническим катаррам носа, а также постоянно раздражают своими выделениями слизистую нижележащих отделов дыхательных путей (глотки, гортани, трахеи), а голосу придают излишний носовой оттенок и гнусавость. Зубы. Больные кариозные зубы нередко вызывают хронические заболевания миндалин, вызывают воспаление слизистой глотки, что приводит к расстройству голосовой функции. Органы слуха. Хороший слух, здоровый голосовой аппарат - это одно из первых условий в голосоречевых профессиях. Иногда элементарное нарушение гигиены (серные пробки в ухе) приводят к падению слуха. Железы внутренней секреции. Гормоны многих из них оказывают большое влияние на процессы формирования, роста и развития организма. Огромное значение придается мозговому придатку (гипофизу), щитовидной, зобной и половым железам, а также гормонам надпочечников (адреналов) и поджелудочной железы (инсулины). Все это очень важно для нормальной жизнедеятельности организма, особенно растущего. С нарушением работы какой-либо железы может быть связана задержка анатомического развития голосового аппарата, поэтому надо очень внимательно наблюдать подростков в период мутации. Очень часто бывает, что человек "голосовой" профессии обладает хоро-шим здоровьем, прекрасными голосовыми данными, но, нарушая правила гигиены голоса при отсутствии дисциплины или низком уровне культуры, он утрачивает лучшие качества голоса и не может достичь истинного мастерства и высокого профессионализма. Каждый, кто эксплуатирует профессионально свой голосовой аппарат, обязан иметь элементарные знания по гигиене голоса и режиму профессиональной работы. Это есть составная часть профессиональной культуры, куда включаются и элементарные медицинские знания (меры предосторожности и первой доврачебной помощи). Надо знать правила гигиены, соблюдать их и учить других быть культурными в этом плане. Эти сведения должны входить в программу обучения всех учебных заведений, готовящих специалистов голосоречевых профессий, чтобы ликвидировать этот пробел и дать элементарные и доступные сведения об анатомии, механизме голосообразования и гигиене голоса. Гигиенические требования должны обязательно учитываться в профессиональном обучении и трудовой деятельности, тогда отпадет необходимость в кабинетах профессиональных заболеваний в наших поликлиниках (голосовых заболеваний). В работе могут быть внешние и внутренние раздражители: Внутренние: 2. деятельность нервной системы; 3. работа органов дыхания, сердца; Внешние: Только максимально устранив отрицательное влияние раздражителей, создав благоприятную для занятий или для работы атмосферу, мы можем получить желаемый результат в любой творческой деятельности. Думаю, что правильнее будет рассмотреть гигиенические правила и способы, помогающие справиться с профессиональными трудностями, а потом рассмотреть самые распространенные заболевания и необходимые элементарные медицинские сведения.
Какие условия необходимы для профессионального становления голоса? 1. Психологический климат, моральная обстановка. Хочу сослаться на В.Ф.Туровскую, достаточно опытного педагога, которая писала о значении психических процессов в звукообразовании. "Психика, - говорила она, - является основным элементом звукообразования; средством воздействия на правильную координацию голосового аппарата; организующим началом для приведения ученика в рабочее состояние; истоком, несущим в себе возможности как эмоционального, так и психического разряда". 2. Грамотность наставников в области физиологии и гигиены. 3. Система в занятиях и репетициях. Нерациональное пользование голосом (чужая тесситура, длительное пение) приводит к заболеваниям органов, участвующих в голосообразовании, а именно: острые и хронические профессиональные ларингиты, узелки на связках, кровоизлияния в голосовые связки и даже трахею (наблюдение Л.Д.Роботнова). Конечно, каждый организм индивидуален в своих реакциях. Надо научить студентов прислушиваться к своему организму, узнать его возможности. Это и ускорит обучение, и предохранит от срыва. Программа специального учебного заведения должна быть подчинена основной задаче: полноценной, профессиональной подготовке специалистов, включая и голосовую подготовку. Для этого надо необходимое количество часов регулярных занятий, тогда возникает планомерное обучение, тренинг, выработка необходимых голосовых, слуховых навыков, мышечного контроля. Навык мышечного контроля при пении - это умение "слушать" мышцы голосового аппарата, знать свои ощущения при правильном пении, что поможет справиться с трудностями при акустических изменениях, то есть ориентироваться не на слух, а на привычные, наработанные ощущения. Это помогает хорошо петь в хоре, когда свой голос не слышен. 4. Очень вредно не только петь в больном состоянии, но также и присутствовать на репетициях. Очень важно научиться отличать неполадки в голосовом аппарате вследствие простуды или от неправильного голосообразования. 5. Надо избегать переутомления голоса. Утомление может накапливаться и наслаиваться до срыва. При чрезмерной нагрузке ослабевают гортанные мышцы, голос теряет свежесть, звучность, становится тяжелым, не поддается контролю, выделяется много слизи, случаются кровоизлияния. Лекарство одно - молчание, отдых. Требуется бережное, внимательное и серьезное отношение при воспитании и использовании молодых голосов. В профессиональной деятельности с целью сохранения здоровья устанавливаются охранные нормы. Для педагогов, лекторов, экскурсоводов и других физиологические нормы позволяют использовать голос без ущерба для его качества не больше четырех академических часов в день с перерывом между ними в 15 минут. Оперные певцы могут быть заняты в день не больше 5 часов (для солистов). Правильное использование физиологических функций организма предупреждает заболевания. 6. Вред перенапряжений моральных и физических. Профессиональная гигиена указывает на то, что некоторые профессии умственного труда можно отнести к категории физического по затрате физической энергии. Например, оказалось, что игра в течение часа трудной пьесы на фортепиано сопровождается большей затратой физической энергии, чем восхождение в течение часа на высокую гору. 7. Никогда не форсируйте звук. 8. Недопустимо бесконтрольное, многократное пение трудных произведений и высоких нот. Великий педагог-вокалист М.Гарсиа говорил об этом так: "Злоупотребление высокими звуками разрушило гораздо больше голосов, чем старость". 9. Режим занятий в учебных заведениях. 10. Невероятно вредна работа в хоре, пока нет правильных вокальных навыков. 11. При любой вокальной работе обязательно распеваться. # будит эмоциональную сферу; 12. Необходимые качества характера. 13. Поддерживать постоянно голосовую форму. Желательно, чтобы консультации проходили у педагога, с которым человек занимался раньше. Это обеспечит быстрое восстановление певческих навыков, дававших в свое время хороший результат. Менять педагога допустимо только в начале обучения, пока вы ищете путь и вокальные ощущения. Бегать от одного педагога к другому не стоит. Даже если у этих педагогов хорошие школы, но требования, методы, терминология всегда отличаются, и это может породить хаос и растерянность у ищущего. Хорошая, светлая голова всегда помогает в работе. Физиолог Нагель указал, что легкие, гортань и резонаторы барана по своему анатомическому строению почти тождественны с таковыми же у человека, и если баран не поет, то только потому, что у него "голова баранья". Немцы говорят: "Мы поем головой, а не гортанью". 14. Надо уметь организовывать свои силы и время в день выступления. Надо знать, можно ли вам спать пред выступлением, так как для одних сон дает хороший физический и творческий тонус для голоса, а для других - расслабление, вялость, сипоту. Ясно одно: надо продумать свой режим в день выступления. Избегайте в этот день утомительной физической работы. Категорически запрещается употребление всяких тонизирующих и успокаивающих средств, особенно незнакомых, так как вы не знаете реакции своего организма на них. 15. Очень важен ритм жизни. Задача отдыха - снять утомление, восстановить работоспособность. Вся жизнь человека строится на чередовании активной деятельности и отдыха. Благодаря такому чередованию (сокращению и расслаблению) сердце человека способно работать в течение всей жизни. Сон восстанавливает энергию нервных клеток, об этом нельзя забывать. Для взрослого человека сон должен быть 7-8 часов, спокойным и глубоким. Возможность организовать свой рабочий и жизненный режим зависит не столько от объективных жизненных условий, сколько от психических качеств человека, от его воли, собранности, от умения подчинить свою жизнь основной задаче. 16. Конечно, важна и проблема питания. Надо знать, что перед пением не стоит употреблять в пищу орехи, семечки, печенье, растительное масло, шоколад, виноград, так как мелкие частицы этих продуктов, осаждаясь в складках слизистой, могут помешать четкой работе голосового аппарата. Частицы пищи вызывают чувство щекотания, першения и желание откашляться, а это мешает процессу работы голоса. Этот долгий перечень необходимых условий и требований к жизни и профессиональному поведению человека, занимающегося голосовой практикой, необходимо усвоить, если вы серьезно относитесь к своей деятельности. Большой педагог Ф.Витт советовал: "Относитесь бережно к своему голосу и своему аппарату - это такой нежный орган. Только при разумном отношении к нему вы сохраните голос до глубокой старости". Вот еще несколько более конкретных, личных гигиенических правил и советов:
Date: 2015-10-19; view: 308; Нарушение авторских прав |