Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исследования Карла Лешли
Американский нейролог К. С. Лешли (К. S. Leshley) не был удовлетворен общепринятыми представлениями о мозге и сознании. Он посвятил свою жизнь попытке найти «энграммы», т. е. физические (вещественные) следы памяти в мозгу, которые предположительно являются основой для нашей способности запоминания. В написанной в 1950 г. статье («In search of the Engram», «В поисках энграммы») Лешли обобщил результаты своих исследований (здесь цитируется по «Brain Physiology and Psychology", «Физиология и психология мозга», Лондон, 1966). В ней он сообщает, что относительно большая часть мозговой коры человека может быть удалена путем операции без причинения вреда способности запоминания. Далее можно было систематически удалять различные части мозга у подопытных животных, хотя ни разу не было зафиксировано выпадение приобретенных в ходе тренировки реакций. Лешли, а также другие исследователи показали, кроме того, что поражения, распространенные на очень обширные области мозга, в общем-то независимо от их месторасположения, ограничивают способность к запоминанию приблизительно пропорционально объему пораженного участка. Лешли воспринимал эти факты как чрезвычайно загадочные. В конце статьи он пишет почти беспомощно: «Иногда, когда я рассматриваю имеющиеся факты о локализации следов памяти, я чувствую себя вынужденным сделать неизбежный вывод, что научение невозможно. Трудно представить себе механизм, который не выполняет условия, необходимые для его функционирования. С другой стороны, это умение, очевидно, все же временами появляется, несмотря на все, что противоречит существованию способности к научению». (Его опыты с университетскими студентами были, вероятно, менее вдохновляющими). Пенфилд со временем пришел к тому же мнению, что и Лешли, а именно: что следы памяти не «хранятся» в коре головного мозга. Когда он изучал изменения, происшедшие в результате процессов научения и происходящие в глубинных отделах мозга — в так называемой области гиппокампа, он пришел к похожим результатам. Если нормально функционирует только одна половина структуры гиппокампа, то, по его данным, другую половину можно удалить путем операции, не повредив способность к запоминанию. ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА В КАЧЕСТВЕ «ЗЕРКАЛА» Если задуматься над приведенными наблюдениями при изучении связи между поражениями мозга и потерей памяти, то напрашивается естественно понятный образ: образ зеркала. И оно может сохранять свою функцию, даже если большие и (в определенных пределах) любые его части разрушены, если только осталась сохранной достаточная часть отражающей поверхности. Действует ли наш мозг приблизительно таким же образом? Если да, то что в нем тогда «отражается»? Образ мозга — как зеркала — наполнится смыслом, если мы представим себе, что отражаемое — это «сверхчувственная» действительность. Согласно духовно-научным исследованиям Рудольфа Штайнера, так оно и есть. То, что мы не считаем наши мысли, чувства, воспоминания и другие душевные феномены чем-то «сверхчувственным», что мы, естественно, вообще, не воспринимаем никакой другой действительности, кроме физической, связано с тем, что мы воспринимаем, как бы отражаем впечатления окружающего нас мира прежде всего только через физическое тело, через наши органы чувств и нашу нервную систему. Молниеносные химические процессы, которые происходят в нашей нервной системе, когда мы видим, слышим, думаем, чувствуем и т. д., и которые могут быть обнаружены при помощи электронного микроскопа и энцефалограммы, являются не инициаторами нашей душевной активности, а вызываются ею. При определенных обстоятельствах эта «зеркальная» функция может, однако, как известно, быть перенята силовым полем. Феномены, описанные в начале этой главы, оказываются понятными с этой точки зрения. Вспомним, что переживание «панорамы памяти» часто сопровождается совершенно особенными впечатлениями, например встречами с умершими людьми. Подобные сверхчувственные переживания становятся возможными, если эфирное силовое поле по какой-либо причине до определенной степени освобождается от связи с физическим телом и начинает действовать как в некотором роде «отражающий орган». Date: 2015-10-19; view: 752; Нарушение авторских прав |