Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства





К основным средствам архитектурной композиции относятся пропорции, ритм, контраст, нюанс, симметрия, асимметрия. Самая старая известная нам работа по этой теме — античный трактат «Десять книг об архитектуре» — служила учебником всем архитекторам с XV по XIX века.

Пропорции — один из важнейших методов достижения выразительности, выражает соотношение частей между собой, а также по отношению ко всему произведению в целом. Пропорции в архитектуре часто привязываются к параметрам человека. Все сооружения служат человеку и должны быть ему соразмерны. В древние времена части человеческого тела стали естественной основой всех единиц измерения. И сейчас все размеры мы сравниваем с человеческим ростом, это важно и с точки зрения эргономии, и с психологической. Один из самых известных способов пропорционирования, введенный Леонардо да Винчи, называется «золотое сечение».

 

Рис. 3. Графическое построение пропорции «золотого сечения»

 

 

Рис. 4. Пример членения фасада в золотых отношениях (церковь Вознесенья в Коломенском)

 

Пропорцией называют определенное соотношение, соразмерность частей между собой и с целым, являющееся средством достижения единства. Это относится к соразмерности линейных размеров (высота, ширина), площадей и объемов. Охватывая все сооружение или ансамбль, пропорции образуют в своем единстве пропорциональный строй. С их помощью могут быть выражены монументальность, торжественность или, наоборот, скром. ость, простота; применением того или иного пропорционального строя зданию может быть придана зрительная легкость или тяжеловесность. Таким образом, работа над пропорциями — это не изолированный отвлеченный процесс, а одна из сторон общего процесса проектирования, направленного на решение конкретных задач.

Наиболее простой является модульная система пропорций, которая характеризуется кратностью всех размеров сооружения некоторой единой величине, называемой модулем. Эта величина служит мерой всех частей сооружения и используется для создания соразмерности, т.е. полного взаимного соответствия размеров здания и его частей.

Другая система пропорций строится на принципе геометрического подобия. Эта система имеет широкое применение, так как в практической работе архитектору приходится иметь дело именно с геометрическим, линейным выражением различных математических зависимостей.


Рис. 5. Примеры подобия линейных элементов в архитектуре: а - членение отрезков на подобные части; б- членение антаблемента на подобные части (Пантеон в Риме); в - членение фасада и его элементов на подобные части (палаццо Строцци во Флоренции)

 

Пропорциональная зависимость существует как между линейными, вертикально расположенными элементами зданий, так и между вертикальными и горизонтальными элементами. Первая зависимость может быть выражена геометрическим подобием отрезков, вторая — подобием фигур- прямоугольников. Подобие отрезков и фигур связывает отдельные элементы в определенную зависимость, что и приводит их в единое гармоничное целое. Уже в своем простейшем выражении — геометрическом подобии отрезков — пропорция иллюстрирует взаимосвязь, взаимообусловленность и строгую согласованность входящих в нее членов.


Рис. 6. Подобие фигур как графическое выражение пропорциональной зависимости

Пропорциональная зависимость, наблюдающаяся при подобии прямоугольников, графически представлена на рис. 6. Признаком подобия здесь является параллельное или перпендикулярное расположение диагоналей соответственно расположенных фигур. Это свойство диагоналей позволяет практически строить и находить пропорциональные отношения при проектировании и исследовании произведений архитектуры.

 

Контраст — резкое противопоставление качеств объекта, например объемов, пространств, вертикалей.

Нюанс, в отличие от контраста, изображает сходство объектов с незначительными отличиями. Исходным состоянием является полное совпадение, идентичность, тождество.

Симметрия — соответствие в расположении частей относительно центра. Это одно из самых сильных средств композиции, которое обычно обеспечивает ей статичность. Вертикальные оси симметрии присутствуют в композиции центрических зданий (рис. 7, а). Вертикальные плоскости симметрии присутствуют в композиции отдельных зданий, ансамблей, интерьеров. Эту симметрию называют зеркальной. В вертикальных и горизонтальных проекциях плоскости симметрии превращаются в оси (рис. 7, б). В сложных композициях может быть несколько таких осей, которые в этом случае подразделяются на главные и второстепенные (рис. 7, в).

Рис. 7. Основные виды симметричных композиций:
а — вилла Ротонда в Виченце; б — здание биржи в Ленинграде; в - старое здание библиотеки им. В. И. Ленина в Москве

В произведениях архитектуры абсолютно строгая симметрия встречается редко, что объясняется сложным функциональным содержанием зданий. В большинстве случаев применяют так называемую частично нарушенную симметрию — дисимметрию (например, при строго симметричном по форме плане несимметричное расположение некоторых помещений или при симметричном фасаде свободное расположение деталей) (рис. 8).

Рис. 8. Пример дисимметрии в архитектурной композиции (карельская деревянная изба)

 

Асимметрия — понятие, противоположное симметрии, создает динамическое развитие композиции. Сочетание симметрии и асимметрии влияет на баланс гармонии и равновесия. При асимметричном построении композиции ее отдельные элементы располагаются так, что оси симметрии полностью или частично отсутствуют. При этом неровные по величине и разные по форме части располагаются так, что создают зрительное равновесие, чем сохраняют единство композиции (рис. 9).

 

Рис. 9. Пример несимметричной композиции (собор Мирожского монастыря в Пскове)

 

В современной архитектуре асимметричный прием композиции получил широкое распространение. Это объясняется стремлением к наиболее ограниченной связи формы со сложным функциональным содержанием современных зданий и желанием придать композиции динамичность, более свободный живописный характер, максимально сблизить ее с природой.

 

В сложных композициях симметрия и асимметрия обычно сопутствуют друг другу. Выбор того или иного приема построения композиции в каждом конкретном случае зависит от функциональных особенностей здания, места его расположения (значение здания в ансамбле площади, улицы и т. д.) и идейно-художественного замысла.

Ритм — чередование соизмеримых элементов с закономерной частотой. Ритм может придать торжественный или динамический строй сооружению.

Метр и ритм в архитектуре проявляются как закономерное повторение и чередование элементов (архитектурных деталей, форм, объемов). Это чередование используют в качестве специфического средства композиции как для отдельных зданий, так и для ансамблей. Существует два вида повторяемости — метрическая и ритмическая. Простейший ее вид — метр — основан на чередовании одинаковых элементов с равными интервалами между ними (рис. 10, а). Более сложный вид повторяемости — ритм — основан на закономерном изменении форм и интервалов. Этот порядок помимо повторности характеризуется изменением каких-либо свойств элементов и интервалов: нарастание или убывание их числа, размеров, форм и т. д. (рис. 10, б). Метр и ритм в архитектуре часто выступают в единстве, образуя еще более сложные — метроритмические сочетания (рис. 10, в).

Все эти закономерности выступают прежде всего как непосредственное выражение функциональных и конструктивных особенностей здания. Вместе с тем метр и ритм являются мощным средством художественной выразительности. Метрическое построение характеризует покой, статичность композиции; ритмическое — выражает направленность, динамичность (рис. 11).

При современном строительстве массовых зданий индустриальными методами метрическая структура играет значительную роль в композиции. Примером может служить метрическое расположение квартир жилых зданий, школьных классов, больничных палат, рабочих помещений различных учреждений и лабораторий. Их внутренний строй подчеркивается чередованием одинаковых конструктивных элементов — стеновых панелей, оконных проемов и т. д. На этом равномерном фоне часто создаются ритмические акценты, связывающие элементы метрического ряда в целостную композицию. Такими акцентами служат балконы, эркеры, проемы лестничных клеток, входы.


Рис. 10. Схема метрического и ритмического расположения элементов: а - метрические ряды; б -- ритмические ряды; в -- метроритмические сочетания.

 

 

Метроритмические закономерности широко используют в комплексной ансамблевой застройке, где метрические и ритмические ряды образуются уже не отдельными архитектурными элементами, а группами зданий и пространством между ними.

Рис. 11. Пример метроритмических и ритмических построений в архитектуре:
а — библиотека им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде; б — Московский государственный университет на Ленинских горах

 

Другим важным средством композиции можно назвать принцип соподчиненности по массе, вытекающий из геометрии тел. Вместе элементы должны создавать целостность формы, когда отсутствуют случайные элементы, а сама форма образует единство, при отсутствии которого композиция теряет гармонию.

Основные свойства архитектурно-пространственных форм

Прежде чем рассмотреть различные закономерности композиции, надо познакомиться со свойствами пространственной формы материальных предметов. Под свойствами пространственной формы понимается совокупность всех ее зрительно воспринимаемых признаков:

1. геометрический вид (конфигурация)

2. величина

3. положение в пространстве

4. масса

5. фактура

6. текстура

7. цвет

8. светотень

Архитектурная форма определяется в основном способом её образования, зависящим от материально-технических и эстетических условий; в любом случае архитектурная форма сохраняет свои объективные свойства. Субъективно характер формы может меняться в зависимости от условий зрительного восприятия [2].

Архитектурно-пространственные формы (в частности, здания) обладают рядом зрительно воспринимаемых свойств, которые важны для их характеристики. Вот их главные свойства.

1. Геометрический вид (конфигурация) - основное свойство формы архитектурного сооружения, он определяется соотношением размеров формы по трем координатам пространства (ширине, высоте, глубине). Если все три измерения относительно равны, форма имеет объемный характер. Если одно измерение намного меньше двух других, форма имеет плоский характер. Если одно измерение намного больше двух других, форма имеет линейный характер.

Кроме этого вид формы определяется стереометрическим характером очертания поверхности фигуры. В связи с этим композиционные элементы можно разделить на несколько групп: -- к первой группе относятся формы, образованные параллельно-перпендикулярными плоскостями (куб, параллелепипед); -- ко второй относятся формы, образованные плоскостями и имеющие неперпендикулярные грани (пирамиды, призмы, многогранники); -- третья группа включает все тела вращения и формы, образованные криволинейными поверхностями (шар, цилиндр, конус и др.); -- к четвертой группе относятся разнообразные сложные стереометрические фигуры, имеющие прямолинейные и криволинейные поверхности.

В архитектурной композиции наиболее употребительна первая группа фигур — кубы и параллелепипеды. Это объясняется следующими обстоятельствами:

-- прямоугольные элементы наиболее удобны для организации жизненных процессов и ориентации человека в пространстве;

-- прямоугольные элементы легко соединяются в группы;

-- внутреннее пространство прямоугольных элементов нетрудно разделить на им подобные пространства меньшего размера;

-- вертикальные и горизонтальные плоскости этих элементов соответствуют наиболее развитой конструктивной стоечно-балочной системе.

Формы других стереометрических тел труднее сочетаются между собой. Их применение эффективно в особых случаях, при организации единичных крупных пространств.

2. Размеры архитектурной формы (величина)- свойство ее протяженности по высоте, ширине, глубине по отношению к размерам человека и в сравнении с другими смежными формами.

3. Положение формы в пространстве -- соотношения форм и их элементов по отношению к координатам пространства и к зрителю может быть вертикальным, горизонтальным, фронтальным, профильным, ближе, дальше, выше, ниже зрителя или линии горизонта. Положение формы по отношению к осям координат определяется наибольшей по площади поверхностью формы или доминирующей осью. По положению доминирующей оси форма может быть вертикальной (по оси Н), горизонтальной (по осям X и У). Все остальные положения будут промежуточные. По ориентации наибольшей поверхности типовыми положениями формы в пространстве будут фронтальное, профильное или горизонтальное. Положение формы по отношению к зрителю или другим формам определяется в горизонтальной и вертикальной плоскостях. По горизонтальной плоскости форма может находиться ближе-дальше, слева-справа. По вертикальной плоскости, в частности по отношению к горизонту — выше-ниже. По расположению между собой формы могут находиться:

-- на некотором расстоянии;

-- примыкать друг к другу;

-- врезаться друг в друга.

Наиболее активное взаиморасположение в композиции — врезка одного элемента в другой. Наиболее пассивное — примыкание.

4. Масса здания в зрительном восприятии зависит от визуальной оценки количества материала архитектурной формы. Наибольшей массой обладают кубические или шарообразные плотные формы, и меньшей - многопустотные, плоские и гладкие.

5. Фактура материала - свойство, характеризующее внешнее строение поверхности формы (шероховатая, гладкая и др.). Фактурность материала зависит от плотности и величины микроискажений поверхности. Один из пределов представляют гладкие поверхности, у которых элементы фактуры столь малы, что они зрительно не различаются. Другой предел - когда элементы фактуры по своей величине воспринимаются как самостоятельные элементы формы и количество их достаточно мало, так что все они ясно различимы. В этом случае элементы фактуры поверхности становятся уже элементами членения (рельефа) поверхности.

6.Текстура (рисунок) отражает линейную структуру материала на поверхности (например, текстура древесины). Различные текстуры используются как декоративный элемент. В выявлении текстуры значительную роль играет цвет.

Фактура и текстура представляют собой активные средства художественной выразительности. Эффект фактуры и текстуры используется прежде всего для того, чтобы передать естественные качества материала, раскрыть его эстетическое своеобразие. Если фактура или текстура материала очень выразительны, то их воздействие на наблюдателя может быть сильнее, чем воздействие самой формы изделия. Однако чрезмерная броскость фактуры или текстуры может быть неприятна. Фактура и текстура поверхностей должны подбираться с учетом размеров изделия и величины пространства, в котором оно будет функционировать.

 

7. Цвет в архитектурных композициях - свойство поверхности отражать или излучать свет разного спектрального свойства. Его характеризуют цветовой тон (оттенки), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность поверхности).

8. Светотень - свойство, выявляющее распределение светлых и темных участков по поверхности формы. Светотень усиливает и облегчает зрительное восприятие архитектурной формы.

Наиболее выявляет объем и фактуру архитектурной формы направление света под углом 45°к горизонту и к вертикальной плоскости. Роль естественного и искусственного освещения архитектурно-пространственной композиции (как объемной формы, так и интерьера) в создании художественного образа особенно важна.

Качественные характеристики света - прямого, рассеянного и отраженного - связаны с ориентацией здания и состоянием естественной среды. Прямой свет может освещать южный, восточный и западный фасады сооружений, проникая в интерьеры в качестве бокового или верхнего света. Он создает радостное настроение, однако в рабочих и учебных помещениях слепит.

Естественный свет, отраженный экранами, увеличивает освещенность. Рассеянный свет, отраженный от небосвода, не выявляет формы, поэтому не применяется при глубоких рельефах, однако удобен для рабочих помещений.

Искусственное освещение объемов архитектурных сооружений используется на уровне уличного, магистрального освещения и подсветки ряда памятников архитектуры. Искусственный свет включился в интерьер более органичной массой осветительных приборов, светящихся потолков, световых отражателей. Отраженный свет в интерьере создает иллюзию легкости форм. Осветительные приборы в интерьере иногда приобретают самостоятельное значение, участвуя в решении композиционной задачи, выделяя главное - тектонику, форму.

Все рассмотренные свойства архитектурной формы проявляются в их совокупности и единстве, образуя сложные композиционные закономерности.

Форма, как таковая, и ее изменения по виду (линейная, плоскостная, объемная), по геометрическому строению (параллелепипед, цилиндр, конус, шар и т. п.). По указанным двум направлениям, особенно по второму, возможны многие варианты соотношений (плоско-криволинейное, выпукло-вогнутое, разные степени криволинейности и т.д.)

Тела вращения, плоскостные и линейные формы.

Форма композиционного элемента в зависимости от соотношения величин измерений по трем координатам может быть объемной, плоскостной и линейной. Объемная форма характеризуется относительным равенством величин по трем координатам. Наиболее типичные объемные формы — куб, шар. В этих фигурах измерения по всем трем направлениям равны

Плоскостная форма характеризуется развитостью по двум координатам при подчиненной третьей. Наиболее типичным примером является плоскостной параллелепипед

сложные формы

плоскостной параллелепипед

 

При изучении композиции объемно-пространственной формы наибольшее значение имеет развитие восприятия и понимания отношений величин и возникающих из них таких явлений, как зрительная динамика, соподчинение, выше, правее, левее, усиление или ослабление массивности и др.. Поверхности могут занимать разнообразные положения, всевозможные повороты и наклоны под различными углами, то есть возможно бесконечное количество вариантов соотношений только двух поверхностей по их положению в пространстве.

 

 

Изменение цвета создает бесконечное разнообразие отношений. В композиционном использовании всех этих свойств решающее значение имеют три основных вида качественных соотношений между ними — контраст, нюанс, тождество (повторение).

В контрасте сопоставляются сильно различающиеся состояния какого-либо свойства (большое с малым, вертикальное с горизонтальным, массивное с пространственным, плоское с объемным, плоскостное с рельефным и т. п.).

В нюансе сопоставляются близкие состояния какого-либо свойства. В тождестве повторяются состояния свойств.

На основе этих соотношений могут возникать различные композиционные связи и гармонические взаимоотношения в объемно- пространственных формах. Контраст и нюанс нельзя понимать статически, как неизменные отношения. Это такие отношения состояний свойств формы, которые способствуют возникновению художественной выразительности композиции в целом. Поэтому контраст и нюанс могут быть названы композиционными средствами.

Прием контраста или нюанса не может быть искусственно, формально присвоен той или иной композиции — он должен явиться следствием действительных свойств данного объекта — функциональных, конструктивных, тектонических. Только в тех случаях, когда контрастные или нюансные отношения соответствуют логике построения композиции, они становятся сильным средством эмоциональной выразительности.

Когда в форме начинает преобладать одно из измерений, возникает зрительное движение в направлении этого измерения. Отчетливо оно возникает при восприятии правильных геометрических форм. Это явление называется динамикой, и под ним понимается не физическое, а зрительное движение.

Динамика возникает не только в направлении преобладающего измерения (в высоту, ширину или глубину), но и в направлении, по которому в зрительном движении человек воспринимает развитие пространства.

В противоположность динамике относительное отсутствие зрительного движения называется статикой. Под этим понимается зрительная неподвижность формы, состояние покоя. Квадрат на плоскости и куб как объемная форма могут служить примерами статических форм. Прямоугольники и параллелепипеды, в которых одно измерение больше других в два и более раз, — пример динамических форм.

Динамика, в элементарном виде возникающая в простейших геометрических формах, в построении пространственной композиции приобретает значение важного композиционного средства, при помощи которого может быть достигнута художественная целостность композиции. Неорганизованная динамика элементов, несогласованность их зрительных движений может создать распад композиции на отдельные несвязанные части, то есть разрушить главное ее качество — единство.

 

К числу важных средств композиции относится напряженность - свойство, характеризующее активность воздействия композиции на человека.

Рассмотренные выше элементы и понятия — виды композиции, основные свойства пространственной формы; некоторые основные композиционные средства составляют богатейшую палитру для решения самых разных композиционных задач.

 

Одной из важных проблем в создании художественного образа архитектуры является соотношение экстерьера и интерьера, проблема архитектурной массы и пространства. Она имеет разные варианты решения: соответствие, доминанта, контраст и др. Однако во всех случаях художественное решение интерьера должно способствовать раскрытию, выявлению задуманной в архитектуре идеи.

Ансамбль в архитектуре – это совокупность зданий и прилегающей среды, приведенная к единству и получившая определенный художественный облик. Ансамбль не всегда возникает сразу, на основе единого замысла. Иногда он создается на протяжении длительного времени, разными архитекторами, в разных исторических стилях. Но он обладает художественным единством, целостностью и гармонией. Ансамбли бывают городские, загородные и парковые. По мнению Т.Л.Кильпе, пространственная композиция ансамблей может быть нескольких типов:

глубинно-пространственная перспектива, раскрытая вдоль площади или улицы;

замкнутое пространство, ограниченное зеленью или застройкой;

свободное пространство без строгих границ;

панорама, раскрывающаяся с высоких точек зрения, на набережных и т.п., где имеет значение силуэт застройки.

Один из главных приемов построения архитектурного ансамбля – это организация его композиционных доминант. Ими могут быть здания, выделяющиеся своими большими размерами и выразительным архитектурным обликом, исторические монументы и памятники, центры площадей. При этом важным является верно соизмерить все части ансамбля и определить четкие соотношения между свободной территорией и зданиями.

Масштабность в архитектуре — понятие сложное, многоплановое, значительно более емкое, чем понятие «масштаб», которое является указателем того, во сколько раз изображение на чертеже меньше натурального размера.

Масштабность в архитектуре (иногда применяется в этом же смысле термин «масштаб в архитектуре») -- это, во-первых, соразмерность сооружения человеку и окружающей среде, во-вторых, восприятие человеком величины и значительности этого сооружения. Таким образом, масштабность в архитектуре определяется не только соразмерностью, но и эмоциональной оценкой формы. Соизмеримость с человеком здесь следует понимать не только как соотношение архитектурных форм с абсолютными размерами человека, но и как степень соответствия величины сооружения тому назначению, которое придал ему человек. При этом первый аспект соотношений стабилен, второй изменяется вместе с развитием общества.
Значительность здания, его крупно-масштабность не равнозначна его большим размерам. Понятия масштабности и размеров архитектурного сооружения не находятся в прямой зависимости.

Очень часто маленькое по абсолютной величине здание имеет крупный масштаб, о нем говорят, что оно крупномасштабно, а большое здание может иметь мелкую масштабность. Достаточно сравнить, например, небольшое здание мавзолея на Красной площади в Москве, решенное величественно, крупномасштабно, и огромное по абсолютным размерам здание гостиницы «Россия», масштабный строй которой мелок, незначителен.

Масштабность, как и все другие средства композиции, — это закономерность, вытекающая из материальной природы архитектуры. Масштабность архитектурных сооружений обусловливается их функциональным назначением, местом и значением в ансамбле улицы, площади, города, характером идейно-художественного замысла. Большое влияние на трактовку масштабности оказывают конструкции и строительные материалы.

Общественным зданиям, как правило, соответствует несколько укрупненная, приподнятая масштабность; для уникальных общественных зданий, играющих организующую роль в ансамбле, характерен величественный, монументальный масштаб; жилым зданиям присуща более скромная, естественная масштабность.

На формирование масштабной выразительности здания оказывает влияние масштаб архитектурной среды, в которой оно будет находиться, и значение его в этой среде. В зависимости от конкретных условий масштабный строй нового сооружения должен подчиниться масштабу архитектурного окружения или быть противопоставленным ему.

Масштабность может быть качеством не только здания или ансамбля, это качество присуще и крупным пространственным архитектурным образованиям: площадям, улицам, районам, населенным местам. Формирование архитектурного масштаба в значительной степени зависит от природных факторов (большие водные поверхности, горы и др.). Здесь масштабный строй имеет свои закономерности, но строится на тех же принципах.


Здание, решенное в соответствующем ему масштабном строе, не только гармонично, красиво, оно целесообразно. Если масштабный строй не соответствует содержанию здания, его окружению, мы говорим, что здание немасштабно, масштабность нарушена.

В создании масштабного строя используют различные художественные приемы: членение объема здания, пластическую разработку деталей, фактуру материала, цвет.

Расчленение архитектурного объема по горизонтали и вертикали зрительно укрупняет его. Здание, расчлененное поэтажными тягами или ярусами пилястр, будет казаться больше, чем такое же по объему здание, но решенное единым приемом — гладкой стеной или ордером, охватывающим всю высоту. Но масштабность его не станет крупнее, скорее наоборот. Архитектурные членения объема создают впечатление большой физической величины, но размельчают масштабность.

Так, колокольня Новодевичьего монастыря в Москве (рис. 12, а), расчлененная шестью ярусами, украшенными мелким декором, кажется выше колокольни Ивана Великого в Московском Кремле (рис. 12, б), хотя она ниже последнего на 9 м. Но колокольня Ивана Великого, решенная в крупных нерасчлененных формах, более величественна, монументальна, крупномасштабна.

Представления о масштабе, так же как и о других средствах композиции, изменяются, обогащаются и дополняются в процессе развития архитектуры.

Рис. 12. Взаимосвязь абсолютных размеров здания, архитектурных пленений и масштабности:
а — колокольня Новодевичьего монастыря в Москве; б — колокольня Ивана Великого в Московском Кремле

 

Date: 2015-10-19; view: 3619; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию