Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Литературная эпоха Возрождения

 

Слово «Возрождение» возникло в 50х годах 19 века.

Противопоставление Средневековья Ренессансу началось в 19 веке.

 

Рост городов и усиление влияния средневекового бюргерства; изменения в социальном положении рыцарства, его перерождение в дворянство; борьба между светской и церковной властью; процесс формирования европейских наций, национальных государств, языков и литератур.

Кризис официального католицизма и схоластического рационализма

Ренессансный гуманизм как новое течение в культуре Западной Европы. Проблема античного наследия в Средние века. Расширение умственных запросов, рост образования и светской городской культуры как условие и причина возникновения движения за возрождение греко-римской древности. Синтез христианской идеологии и античной учености как основная цель ренессансного движения. Возрождение гуманистами античных знаний о природе, античной философии, риторики, поэтики и поэзии. «Подражание» древним и «соревнование» с ними.

 

Проблема культурного и лингвистического двуязычия.

 

Реформации. Причины: изменившаяся интеллектуальная среда в Европе. Критический дух эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на все явления культуры, в том числе и на религию. Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог критически пересмотреть церковную структуру, а мода на древние рукописи и первоисточники обратила внимание людей на несоответствие первохристианства и современной церкви. Учение о человеческой личности. Влияние Реформации на духовную жизнь эпохи Возрождения, ее соперничество с ренессансным гуманизмом.

 

(Косиков)

Протестантизм – антигуманистическое направление.

Первородный грех раскрыл эгоистическую, злую, природу человека.

Потом Каин взревновал к Авелю. Т.е. история человечества началась с убийства. По сути, вся история человечества – это убийство. Лютер и Кальвин чувствовали, насколько сильно человек поражён грехом. Они считали, что без Божьей помощи человек спастись не может.

Идеи гуманизма противоположны этому. На первом плане у гуманистов идея разума. Они признавали, что человек «скотина». Но он «скотина» разумная. И если культивировать разум, т.е. божественную природу в человеке, то можно прожить.

Постановка человека в центр мира в ренессансном обществе – это советская пропаганда.

Согласно основам христианства, человек находится в центре созданного Богом мира. Во всём мире нет ничего выше человека, но человек не пытается соревноваться с Богом или занять его место. Гуманисты считали, что, развивая разум, мы поднимаемся к Богу. Но сместить Бога они ни в коем случае не хотели. Гуманисты интересовались Античностью, потому что находили у античных философов разум.

 

Итальянская литература.

 

Родиной всего европейского В. явилась Италия. На рубеже 13-14 веков в творчестве Данте начинают проявляться отдельные черты В. Само же движение начинается в 14 в. у писателей следующего за Данте поколения.

В Италии 2,5 века, 3 этапа.

1й этап – 14 век. Литература раннего Возрождения (Треченто). Петрарка, Боккаччо: народные и учёные элемента переплетаются и взаимно дополняют друг друга.

Петрарка.

Произведения Петрарки распадаются на две неравные части: итальянскую поэзию („Canzoniere“) и разнообразные сочинения, написанные на латыни.

Если латинские произведения Петрарки имеют больше историческое значение, то мировая слава его как поэта основана исключительно на его итальянских стихах. Сам Петрарка относился к ним с пренебрежением, как к «пустякам», «безделкам», которые он писал не для публики, а для себя, стремясь «как-нибудь, не ради славы, облегчить скорбное сердце». Свою возлюбленную он называет Лаурой и сообщает о ней только то, что впервые увидел её в церкви Санта-Кьяра 6 апреля 1327 г. и что ровно через 21 год она скончалась, после чего он воспевал её ещё 10 лет. Двухчастный сборник посвящённых ей сонетов и канцон («на жизнь» и «на смерть мадонны Лауры»), традиционно называемый Canzoniere, центральное по значению сочинение Петрарки на итальянском языке. Нет речи о любовных отношениях, любовь как поклонение (куртуазная литература со скрытыми цитатами из римских классиков). Завершает в 1372 – в окончательном виде сборник включает 366 стихотворений, в нем 29 канцон и 317 сонетов.

Латинское творчество:

Сюда относятся, во-первых, две его автобиографии: одна, неоконченная, в форме письма к потомству („Epistola ad posteros“) излагает внешнюю историю автора, другая, в виде диалога Петрарки с блаженным Августином — «О презрении к миру» („De contemptu mundi“" или „De secreto conflictu curarum suarum“, 1343), изображает его нравственную борьбу и внутреннюю жизнь вообще. Источником этой борьбы служит противоречие между личными стремлениями Петрарки и традиционной аскетической моралью; отсюда особый интерес Петрарки к этическим вопросам, которым он посвятил 4 трактата („De remediis utriusque fortunae“, „De vita solitaria“ ("Об уединённой жизни"), „De otio religioso“ ("О монашеском досуге") и „De vera sapientia“ ("Об истинной мудрости"). В поединке с Августином, олицетворяющим религиозно-аскетическое мировоззрение, побеждает всё же гуманистическое миросозерцание Петрарки.

Петрарка в этих трактатах, а также в переписке и других произведениях, старается примирить свою любовь к классической литературе (латинской, так как по-гречески Петрарка не научился) с церковной доктриной, причём резко нападает на схоластов и на современное ему духовенство.

Особенно — в «Письмах без адреса» („Epistolae sine titulo“), переполненных резкими сатирическими выпадами против развратных нравов папской столицы — этого «нового Вавилона».

Эти письма составляют четверокнижье, все из них адресованы то реальным, то воображаемым лицам — своеобразный литературный жанр, навеянный письмами Цицерона и Сенеки и пользовавшийся громадным успехом как вследствие их мастерского латинского слога, так и в силу их разнообразного и актуального содержания.

+эпическая поэма «Африка», где воспеваются подвиги Сципиона и др.

 

Бокаччо.

 

Раннее творчество Боккаччо: поэма «Фьезоланские нимфы», «Элегия мадонны Фьяметты» - автобиографизм и риторический психологизм.

Зрелое творчество Боккаччо: влияние Петрарки. «Декамерон». Связь сборника со средневековыми и античными культурными традициями. Ренессансная утопия и общество рассказчиков; функция обрамляющего повествования в сборнике.

 

Век Литература зрелого Возрождения (Кватроченто)

 

Упрочение ренессансной идеологии в крупных итальянских городах XV в. Расширение интеллектуального кругозора гуманистов; освоение греческого культурного наследия. Влияние неоплатонизма на литературу эпохи Возрождения. Возрастающая роль древних языков; возрождение античных литературных жанров и расцвет неолатинской поэзии. Флоренция - крупнейший культурный центр Кватроченто. Опыты создания гуманистической поэзии на итальянском языке. Кружок Лоренцо Медичи.

 

Возникновение ренессансной рыцарской поэмы. «Влюбленный Роланд» Боярдо.

Боярдо смело нарушил установившуюся традицию, согласно которой суровый Роланд не мог быть влюбленным. Нарушая традицию, придворный поэт шел навстречу современной ему аристократической публике. Боярдо превратил грубоватых героев каролингского цикла в рыцарей Круглого стола и наделил их характерами придворных кавалеров с утонченной и изнеженной культурой, с стремлением к наслаждению. Содержание поэмы — бесконечные фантастические приключения отдельных рыцарей; в ней нет единого стержня. Несмотря на свои недостатки, поэма имела огромный успех, начиная тот жанр, который был доведен до совершенства продолжателем Боярдо — Ариосто.

 

3й этап – 16 век Литература позднего Возрождения (Чинквеченто).

Жанр рыцарской поэмы ренессанса: «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо, В основе произведения лежат события Первого крестового похода под предводительством Готфрида Бульонского, завершившегося взятием Иерусалима и основанием первого на Ближнем Востоке христианского королевства.

 

 

«Неистовый Роланд» Ариосто - продолжение поэмы «Влюблённый Роланд» Маттео Боярдо. Состоит из 46 песен, одна из длиннейших поэм европейской литературы.

В основе произведения — предания каролингского и артуровского циклов, перенесённые в Италию из Франции в XIV веке. Как и у Боярдо, от каролингских эпических песен остались только имена персонажей, а вся сюжетика взята из бретонского рыцарского романа. Сюжет «Неистового Роланда» крайне запутан и распадается на множество отдельных эпизодов. Тем не менее все содержание поэмы можно свести к четырнадцати сюжетным линиям, из них восемь больших (Анджелика, Брадаманта, Марфиза, Астольфо, Орландо, Ринальдо, Родомонт, Руджеро) и шесть малых (Изабелла, Олимпия, Грифон, Зербино, Мандрикардо, Медоро). И есть еще тринадцать вставных новелл. Главные сюжетные линии поэмы — безответная любовь сильнейшего христианского рыцаря Роланда к катайской царевне Анджелике, приводящая его к безумию, и счастливая любовь сарацинского воина Руджьера и христианской воительницы Брадаманты, которым, согласно поэме, предстоит стать родоначальниками феррарской герцогской династии д'Эсте.

 

Комедия дель арте. вид итальянского народного (площадного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски.

Основные персонажи:

Количество масок в комедии дель арте очень велико (всего их насчитывается более ста), но большинство из них являются родственными персонажами, которые различаются только именами и незначительными деталями.

Северный (венецианский) квартет масок:

Панталоне— венецианский купец, скупой старик;

Доктор — псевдо-учёный доктор права; старик;

Бригелла— первый дзанни, умный слуга;

Арлекин— второй дзанни, глупый слуга;

Южный (неаполитанский) квартет масок

Тарталья, судья-заика;

Скарамучча, хвастливый вояка, трус;

Ковьелло, первый дзанни, умный слуга;

Пульчинелла (Полишинель), второй дзанни, глупый слуга;

 

Изабелла (также, Лучинда, Витториа и т. п.), юная влюблённая; часто героиню называли именем актрисы, игравшей эту роль;

Коломбина, Фантеска, Фьяметта, Смеральдина и т. п., — служанки.

 

Труппы, игравшие комедии масок, были первыми в Европе профессиональными театральными труппами, где закладывались основы актёрского мастерства. Фарсовые и буффонно-площадные истоки+влияние на нее гуманистической традиции; характерные типы и «маски»; сценарий и импровизация.

 

Немецкая литература.

 

Специфика северного гуманизма: использование филологической образованности для решения богословских вопросов.

 

«Письма тёмных людей» (лат. Epistolæ Obscurorum Virorum) как гуманистическая сатира на церковный обскурантизм — анонимно изданная в Германии книга в двух частях (1515 и 1517 гг.), содержавшая в себе сатиру, направленную против схоластики и клира. Книга была написана группой гуманистов. В ней пародировалась переписка невежественных, умственно и морально убогих монахов и теологов. Суть книги состояла в полемическом ответе на писания Иоганна Пфефферкорна и его сподручных, например, на "Ручное зерцало" (1511) —- кёльнские доминиканцы Ортуин Граций, Арнольд Тонгрский и прочие противники Рейхлина и гуманизма обрисовывались как «тёмные люди», полные амбиций и откровенной злобы к свободной мысли.

+ «Диалоги» фон Гуттена - антиклерикальный памфлет.

 

Возникновение и популярность «литературы о глупцах».

«Корабль дураков» Бранта - сатирическая поэма. Нравоучительные сентенции, народные пословицы и поговорки пронизывают всю ткань его произведения. Пафос книги — в патриотической задаче пробуждения разума и исправления нравов в немецком отечестве. Брант остро ощущает необходимость и неизбежность перемен в жизни общества. Книга Бранта стала истоком целого направления немецкой литературы XVI в. — «литературы о дураках», её влияние сказалось и в других странах Европы.

 

Ганс Сакс - главный поэт немецкого Возрождения, майстерзингер и драматург. С самого начала поддержал Реформацию в варианте Мартина Лютера. Первоначально получил известность как поэт именно стихами, объяснявшими идеи реформации. Гансу Саксу принадлежат более 6000 произведений. Произведения совершенно различны. Так, например, среди песен встречаются как духовные, так и светские. Один и тот же материал часто встречается в разных вариантах.

Кроме того, ему принадлежат комедии и трагедии, сюжеты которых восходят к античности, средневековью или библейской традиции. Часто они носят дидактический и/или сатирический характер. Наиболее известны фарсы «Школяр в раю», «Корзина разносчика».

 

Эразм Роттердамский.

создатель «христианского гуманизма», антидогматизм, рационализм и просветительство. «Похвала глупости». Это небольшое сочинение по словам автора было написано от нечего делать — во время продолжительного, при тогдашних путях сообщения, переезда его из Италии в Англию. Сатира написана в жанре иронического панегирика, что было обусловлено сочетанием двух тенденций, характерных для эпохи Возрождения: обращение к античным авторам (поэтому панегирик) и дух критики общественного уклада жизни (поэтому иронический).

 

Французская литература.

1я половина 16 века:

Средневековая традиция – Маро.

«Гептамерон» Маргариты Наваррской

Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

 

2я половина 16 века:

Плеяда: теоретическая программа в «Защите и прославлении французского языка» Дю Белле (соревнование с древними, развитие литературы на национальном языке, жанровая реформа, назначение поэзии и призвание поэта).

Творчество Ронсара. Обращение Ронсара к греко-римскому культурному и поэтическому наследию. Разработка высокого лирического канона: тематика и мифологическая топика в «Одах» и «Гимнах». «Любовные стихи» и «Оды» (1552), «Гимны» (1555—1556), «Эклоги» и «Любовь к Марии» (1560), «Рассуждение о бедствиях нашего времени» (1562), «Краткое изложение поэтического искусства» (1565), незавершённая поэма «Франсиада» (1572).

 

Поздний ренессанс – опыты Монтеня. Познание человека как цель Монтеня; изменчивость и многозначность человеческой природы; множественность философско-этических суждений о ней; критический анализ античных и современных мнений о человеке. Никакого чёткого плана не наблюдается, изложение подчиняется прихотливым извивам мысли, многочисленные цитаты чередуются и переплетаются с житейскими наблюдениями. Совсем короткие главы чередуются с пространными. Монтень — родоначальник жанра эссе, которому было суждено большое литературное будущее.

Это ряд самопризнаний, вытекающих преимущественно из наблюдений над самим собой, вместе с размышлениями над природой человеческого духа вообще.

 

Испанская литература

 

Рыцарский роман средневековой традиции (15, расцвет - 16 век) – Амадис Гальский.

Повесть «Ласарильо с Тормеса» положила начало плутовскому роману.

Сервантес «Дон Кихот». Пародийный замысел романа. Столкновение рыцарских книжно-поэтических идеалов с действительностью как источник романических коллизий; изображение жизни Испании. Дон Кихот как «мудрец», Дон Кихот как «безумец»; фольклорно-мифологическое происхождение и функция образа Санчо Пансы. Серьезная и буффонно-плутовская стихии в романе; роль вставных эпизодов; стилистика романа и традиции гуманистической риторики.

 

Драматургия: Лопе де Вега. он отказался от принятого тогда принципа единства места, времени и действия, сохранив лишь последнее, и смело объединял в своих пьесах элементы комического и трагического, создав классический тип испанской драмы.

 

Пьесы Лопе де Вега затрагивают различные темы: социально-политические драмы из отечественной и иностранной истории, любовные истории. Фуенте Овехуна. Учитель танцев. Собака на сене.

Лопе де Вега в своих многочисленных комедиях («Собака на сене» и др.) обнаруживает исключительный талант комического писателя. Его комедии насыщены яркой, подчас несколько плакатной веселостью. Особая роль в них отводится слугам, история которых образует как бы параллельную интригу пьес. Именно они, — остроумные, лукавые, сыплющие меткими пословицами и поговорками, — большей частью являются средоточием комической стихии произведения.

 

Английская литература

 

Развитие драмы во второй половине XVI – начале XVII в.

Кристофер Марло. Обработка народной легенды в «Трагической истории Доктора Фауста», коллизия в «Мальтийском еврее». Космизм художественного мира Марло и титанизм его героев; гиперболизм как конструктивный принцип Марло-драматурга. Марло как предшественник Шекспира.

 

Шекспир.


<== предыдущая | следующая ==>
Проблема истины | 

Date: 2015-10-18; view: 514; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию