Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение жанра радиопередачи с имиджем ее ведущего





Звучание голоса всегда неумышленно соотносится с имиджем того, кто произносит текст, заставляет слушающего «довообразить» его визуальный облик и даже некоторые поведенческие характеристики. Несколько примеров. «Хрипотца» или «тремоляция» голоса могут сигнализировать о немолодом возрасте или плохом физическом состоянии. В сочетании с другими просодическими характеристиками тембровое воздействие позволяет приписывать радиоведущему весьма разнообразные интеллектуальные, моральные и деловые качества. Гибкость, звучность, легкость, подвижность в регистрах, большой диапазон, тембральность, обаяние – все эти голосовые качества желательно иметь радиоведущему. Но, конечно, это в идеале. Из общих правил следует отметить, что важно, чтобы голос не был слишком неприятным, чересчур резким.

Каждый из жанров, который используется на радио требует определенного имиджа радиоведущего. Как уже было сказано, имидж ведущего воспринимается через его голос и речь.

В.Н. Шеин в работе «Современная радиожурналистика: теория и практика» (учебное пособие для специальности аудиовизуальная журналистика. Минск, 2010 г) высказывает точку зрения на жанры, которые используются в белорусском радиоэфире. За основу классификации Шеин взял функционально-предметные признаки. Следуя классификации, жанры разделены на:

– информационные (информационное радиосообщение; радиообзор печати; радиоотчет; хроникальное радиоинтервью; хроникальный радиорепортаж).

– аналитические (радиокорреспонденция; радиобеседа; радиокомментарий; аналитическое радиоинтервью; журналистское расследование).

– Документально-художественные (радиоочерк; радиокомпозиция; радиофильм).

По методу коммуникации в эфире автор разделяет эти жанры на текстовые, разговорные и смешанные. Так к текстовым жанрам относит информационное радиосообщение, радиоотчет, радиообзор печати.

Разговорные жанры представлют радиокомментарий; радиокорреспонденция; радиорепортж; беседа у микрофона (монологическое выступление); радиоречь (выступление у микрофона); радиоинтервью; радиобеседа (коллективная); радиодискуссия.

Смешанные жанры: радиокомпозиция; радиофильм; радиоинтермедия; радиоочерк.

Некоторые жанры не четко закреплены в своих группах. Эта подвижность определяется изменением задач выступления, смещением функциональных акцентов: на информационное отражение фактов, их анализ или на их изображение.

Формообразующим выразительным средством – как уже было сказано выше – является речь. Речь заменяет радийному журналисту и видеоряд, используемый на телевидении, и иллюстрации, размещаемые на страницах газет. Слушатель у радиоприемника не видит ни событий, освещаемых в репортаже, ни героев, о которых повествуется в портретной зарисовке; он слышит лишь слова, произнесенные журналистом и украшенные такими выразительными средствами, как музыка, документальные шумы (звуковые эффекты) и монтаж. Далее в его воображении рождается образ, «видение» услышанного.

Таким образом, происходит мысленная визуализация информации, воспринимаемой исключительно на слух (В.Н. Шеин «Современная радиожурналистика: теория и практика»)[12].

Теперь определим характеристики имиджа радиоведущих, работающих в различных жанрах. На современных белорусских ФМ-станциях преобладают разговорные жанры. Ведущему именно развлекательной программы можно простить сипение, кашель, ведь такие программы должны максимально быть приближены к обычному живому общению, где возможны погрешности. Одной из главных задач ведущего является создание настроения. Следовательно, его речь жива и динамична, в ней отсутствуют термины, элементы доказывания и зачастую формальной логики вообще. Слушатель представляет себе ведущего молодым человеком, разбирающемся в моде, сведущего в вопросах современной жизни. В речи ведущего возможно использование сленга, если программа ориентирована на молодого слушателя.

Имидж ведущего, работающего в информационных жанрах иной. По тембру голоса и интонации – это снова молодой человек или молодая женщина. Голос уверенный. При прочтении новостей на станциях не используют ведущих, обладающих теми или иными особенностями голоса (слишком высокий или низкий, например). В данных жанрах недопустимы речевые ошибки, сленг и прочие вольности, доступные для ведущих, работающих в разговорных жанрах.

Документально-художественные жанры практически не встречаются в белорусском ФМ-эфире. Требования к «голосам», работающим в таких жанрах определяются конкретной художественной задачей той или иной передачи.

Формирование имиджа радиоведущего, его репутации в глазах слушателей, коллег – это задача, разрешить которую в одночасье не представляется возможным. Создание индивидуального имиджа – это продуманный и хорошо организованный процесс, на его решение требуются затраты эмоциональных, интеллектуальных и материальных ресурсов. Своеобразный, непохожий на других, имидж приходит с годами, в течение которых ведущий ведет кропотливую, но очень интересную работу – завоевание любви слушателя. Достигнув уважения аудитории, ведущий будет вынужден поддерживать свой имидж.

Российский радиожурналист Барабаш Наталья в своей книге «Как Завоевать Доверие Аудитории И Стать Классным Радиоведущим»[13] делит радиоведущих на 3 типа. Это «ведущий-информатор», «ведущий-собеседник», «ведущий-наставник». Основанием для деления радиоведущих на типы, по мнению автора, служит уровень личностного вмешательства радиожурналиста в толкование сообщаемой им информации. Это напрямую связано с тем, в какой степени журналист свободен в выражении своих чувств и эмоций, насколько комфортно он чувствует себя в рамках своей программы.

«Ведущий-информатор». Его вмешательство в информацию, которую он сообщает слушателям, минимально. Задача информатора просто сделать эту информацию интересной и увлекательной, не комментируя ее. Аудитория доверяет высказываниям этого типа ведущих ровно в той мере, в какой она доверяет радиостанции, на которой этот ведущий работает. «Ведущему-информатору» необходимо найти интересную форму подачи материала (слова, акценты, выражения) и использовать личное обаяние – обаяние голоса, тембра, особенно, если речь идет о новостной программе, которая ограничена жесткими рамками формата радиостанции. Такой способ самовыражения доступен многим ведущим, так как отличительная черта работы в эфире ведущих этого типа заключается, в основном, в подборе нужных слов, выражений, лишь слегка эмоционально «окрашенных», это отлично подходит для начинающих радиоведущих.

Иногда ведущий – «информатор» может сделать новостную программу отчасти «авторской». То есть он сам полностью отвечает за подбор новостей, может «разбавлять» новости собственными ремарками, просто для того, чтобы придать дополнительную эмоциональную окраску передаваемым фактам – для лучшего восприятия их аудиторией. Ведущий может найти свой «фирменный» стиль и интонацию, которая нравится аудитории. В этом случае на первый план выходят собственная энергетика журналиста, выработанный им стиль, манера поведения у микрофона, что и завораживает слушателя. Работе у микрофона «ведущего-информатора» присущи следующие особенности: эмоциональное и интонационное соответствие формату радиостанции, способность создавать нужное настроение, умение делать любую информацию интересной для слушателей.

Ведущий-собеседник

Степень личностного вмешательства в сообщаемую им информацию довольно высока: он может делать собственные выводы, комментарии по поводу события, сообщаемого аудитории, однако, при этом ведущий «связан» своим радиообразом. Доверие аудитории к «ведущему-собеседнику» ограничено рамками его роли в эфире, а степень самовыражения – определенным эмоциональным настроем его программы на радиостанции.

Несмотря на то, что индивидуальность автора здесь очень важна, тем не менее, журналист создает сам или совместно с руководством станции некую неотшлифованную форму передачи, которую уже потом заполняет содержанием и энергетикой. Ведущий-»собеседник» придумывает отличительные черты как своего «образа», так и программы, наполняет ее текстами, дополняет «эмоциональным гримом» (эмоциональный грим – это некий эмоциональный настрой в подаче информации тем или иным ведущим, которую он сообщает аудитории, что позволяет делать передачу более яркой, запоминающейся).

Аудитории нравится артистичность, непринужденность, шарм таких ведущих, остроумные шутки и розыгрыши, но при этом слушатели отдают себе отчет, что с ними общается не реальный живой человек, а всего лишь «образ», перед которым стоит задача – не наставлять или поучать слушателя, а развлекать, создавать настроение, даже в том случае, когда он затрагивает серьезные проблемы.

Воздействие ведущего-»собеседника» на слушателя происходит, главным образом, за счет разнообразия различных актерских приемов, ухищрений и, конечно же, оригинальности текстов. Темы, поднимаемые в программе, могут быть разными: более или менее серьезными – главное, чтобы радиожурналист сумел раскрыть суть, привлечь внимание публики, донести информацию под определенным углом зрения, оставаясь в рамках своего «образа». Ведущему-»собеседнику» необходимо обладать быстрой реакцией, чтобы вовремя изменить интонацию, подобрать нужное слово для конферанса, для придания композиции той или иной эмоциональной окраски. Одна из отличительных черт такого ведущего – своеобразная игра со слушателями. Манера вести себя у микрофона оставляет ощущение, что ведущий-»собеседник» – яркая, неординарная личность, но при этом всегда несколько скованная рамками «образа», программы, формата радиостанции.

Ведущий-наставник

Работа в эфире «ведущих-наставников» характеризуется максимальным личностным вмешательством журналиста в сообщаемую им аудитории информацию. Журналист «пропускает» информацию сквозь призму собственного мировоззрения, анализирует ее, сопоставляет с другими жизненными коллизиями и делает определенные выводы, которыми делится со слушателями. Он открыто выражает свои мысли и эмоции, причем делает это от собственного лица, не отгораживаясь от аудитории придуманным им же «образом», как это происходит в случае с ведущим-»собеседником».

Слушатели подчас доверяют такому ведущему как своему близкому другу, задумываются над его комментариями. Способность найти отклик в сердцах слушателей может прийти к ведущему с годами посредством накопленного жизненного, духовного опыта, осознания своей роли, своего места в этом мире. Рамки, форма программы, а также наполнение ее и словами, и эмоциями – полностью прерогатива «ведущего-наставника».

Например, такой ведущий сам выбирает темы своих передач, в соответствии с темами программ журналист подбирает музыкальное сопровождение, сам приглашает гостей в студию, с которыми обсуждает ту или иную проблему, сам решает – быть красноречивым или сдержанным, веселым или грустным, мягким или саркастичным. Все это зависит от того, какой вопрос он поднимает в данный момент, какое у него настроение.

В эфире он не лукавит, не играет какую-то роль, он живой человек, и ему доверяет аудитория. Ведущие-»наставники» могут позволить себе быть разными, оставаясь при этом самими собой. Такой радиоведущий может вести разные программы на нескольких радиостанциях, тон, настроение ведущего в рамках одной программы может резко меняться и даже не слишком соответствовать общей эмоциональной направленности радиостанции, но при этом их отношение к людям (например, своим собеседникам, гостям передачи) и к жизни в целом, жизненную позицию, мироощущение, эмоциональный настрой принимают и слушатели, и, конечно, руководство радиостанций, на которых выходит в эфир программа.

«Ведущего-наставника» нельзя заменить кем-то другим. Гораздо проще дать другому радиожурналисту того же типа вести другую программу с похожим содержанием и эмоциональным настроем, но не подражающим предыдущему, а своим собственным. «Ведущий-наставник» сам создает форму, рамки своей программы, наполнение, ее начало и конец. Эта форма – дело его рук. Содержание программы ведущего-»наставника» не играет решающей роли. Он может поднимать любые темы, даже самые банальные, но сильная положительная или отрицательная энергетика его программ делает его мысли и высказывания оригинальными, неповторимыми, они привлекают слушателя, заставляют его размышлять.

Существуют и иные классификации радиоведущих[14]. Выделяются ведущие –лидеры, ведущие-скептики, ведущие-собеседники.

Так собеседник тяготеет к личностному общению. Манера его подарчи ориентирована на беседу и понимание. Лидер – это молодой ведущий. В его программах минимум комментариев и сомнений, аргументации. Скептик – один из самых популярных типов ведущих на современных ФМ-станциях. Его главная эмоция – ирония.

Таким образом, подводя итоге данной главы, следует отметить, что ведущий на радио – это, фактически, лицо, визитная карточка радиостанции. Специфика ведущего радио заключается в его «незримости»: зачастую радиослушатели даже примерно не представляют, как выглядит их любимый ведущий, однако это является своего рода «тайной», которая притягивает слушателя к данной волне.

Имидж ведущего почти не коррелирует с его реальным внешним видом и на 100% отождествляется слушателем с голосом, тембром, настроением, интонациями, манерами и манерой, речевыми оборотами, языком, чистотой речи, юмором, скоростью речи, ситуативными оборотами и другими характеристиками ведущих.

Слушатель поневоле дорисовывает образ ведущего в своем сознании, подгоняя недостающие черты под свои предпочтения – именно поэтому так важно «попадание» имиджевых характеристик в образы, наиболее лояльно воспринимаемые слушателем – наставник, собеседник, информатор, лидер, скептик.

Конечно, основной тон, манеру ведущего задает формат радиопередачи, однако, как правило, у ведущего всегда есть свой основной имидж-образ, ради которого слушатель раз за разом возвращается к любимой волне.


2 Имидж ведущих радиостанции «Минская волна»

Date: 2015-10-18; view: 723; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию