Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Парадигматика и синтагматика языка





Основоположник учения о парадигматических и синтагматических отношениях между единицами языка Ф. де Соссюр писал: «С одной стороны, слова в речи, соединяясь друг с другом, вступают между собой в отношения, основанные на линейном характере языка, который исключает возможность произнесения двух элементов одновременно…Эти элементы выстраиваются один за другим в потоке речи. Такие сочетания, имеющие протяженность, можно назвать синтагмами. Все отношения распространения единицы в пределах ее уровня можно назвать синтагматикой. В широком смысле все отношения вхождения единицы в единицу высшего уровня и отношения членения ее на единицы или элементы низшего уровня, «отношения иерархии», «отношения по вертикали» можно назвать парадигматикой».

Парадигма – группа слов или словоформ одного слова, объединенных одним или несколькими категориальными значениями. По числу значений парадигмы могут быть более тесными или менее тесными, т.е. образовывать разные порядки: например,

1) парадигмы первого порядка: словоформы одного слова, противопоставленные по одному признаку – по падежам одного числа:

 

дом

дома

дому

 

2) парадигмы второго порядка: словоформы одного слова, противопоставленные по двум признакам – падежам и числам:

дом дома

дома домов

дому домам

3) парадигмы третьего порядка: парадигмы первого и второго порядка от слов одного рода, рознящихся по категории одушевленности – неодушевленности:

 

дом дома бык быки

дома домов быка быков

дому домам быку быкам

Чаще всего отношения парадигматические и синтагматические понимаются в диапазоне иерархии – применительно к каждому уровню отдельно. В таком случае синтагматикой будет последовательность единиц этого уровня в речи, парадигматикой будет группировка единиц этого уровня в классы на основе оппозиций единиц друг от друга по их дифференциальным признакам. Последовательности слов в речи дают пример синтагматики на уровне слов. Группировки слов в классы – синонимов, антонимов, частей речи – дают пример различных проявлений парадигматических отношений.

Или еще одно определение: Синтагматика есть отношения единиц по принципу «и – и», парадигматика – отношения по принципу «или – или». Наконец, иногда под парадигматикой понимают только совокупность словоформ одного слова (например: иду – идешь – идет…и т.д.), синтагматика будет при этом представлена разнородными единицами. Нижеследующая схема иллюстрирует такой случай и одновременно показывает три разных типа парадигм:

 

Синтагматика (по горизонтали)

213

Парадигматика я иду – в кино

(по вертикали) ты идёшь – в театр

он идёт – домой

мы идём – к знакомым

 

Парадигма № 1 – пример парадигмы как группы словоформ одного слова; № 2 – пример более широкой парадигмы как группы слов, объединенных несколькими категориальными грамматическими значениями; № 3 – пример еще более широкой парадигмы, объединяющим ее принципом является лишь то, что все эти слова и словосочетания отвечают на вопрос куда?

И парадигматика, и синтагматика свойственны всем уровням языковой структуры.

 

 

Обязательная литература

1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М.: Просвещение, 1979. – С. 202 – 219.

2. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М.: Просвещение, 1975. – С. 227 – 229.

3. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М.: Высшая школа, 1990. – С. 150 – 173.

4. Емец Т.В. Введение в языкознание.Магнитогорск, 2006, 129с.

 

ТЕМА 5

Письменная речь

План лекции

1. Основные особенности письменной речи. Виды письма.

2. Графические системы.

3. Орфография и ее принципы.

 







Date: 2015-10-18; view: 1014; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию