Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика этапов подготовки публичной речи





Понятие элокуции в риторике

Элокуция – (словесное выражение) создание высказывания на уровне собственно текста, т.е. словесной ткани произведения. Автор находит наилучшие лингвистические средства выражения замысла, прежде всего на уровне лексики, подбора терминологии, общеупотребительных слов, выбора синонимов, наиболее адекватно и полно выражающих мысль автора, соответствующих выбранному функциональному стилю и жанру, нахождению оптимальных синтаксических конструкций. В результате реализации этого этапа произведение приобретает стилистическую цельность и завершенность.

Элокуция как раздел риторики дала начало стилистике (как особой стилистической дисциплине), поскольку именно в этом разделе изучались виды, особенности и достоинства слога, средства выразительности и изобразительности речи. Однако если стилистика занимается изучением функциональных стилей языка, то для элокуции основной интерес представляет стиль отдельного произведения. Качества стиля непосредственно проявляются в слоге. Понятия стиля и слога в риторике принято различать (в обиходной речи они зачастую выступают как синонимы). Стиль создает образ реальности, и в стиль включаются и предмет речи, и ритор, и аудитория. Слог – способ словесного выражения. Поэтому слог создает только образ речи, который входит в стиль составной частью. Характер слога, которым пользуется автор, может быть различным, и авторский стиль часто выступает сложным сочетанием различных типов слога.

Правила выбора лексических единиц согласно теме, цели и жанру выступления........

Общая характеристика этапов подготовки публичной речи.

Подготовка к публичному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступающего, от цели, от задач, и индивидуальных особенностей выступающего.

Докоммуникативная фаза

В докоммуникативной фазе (в фазе до выступления) выделяются два начальных этапа:

 

1) Определение темы и цели выступления

2) Оценка состояния аудитории и обстановки в целом

 

Определение темы выступления

Тему выступления следует тщательно выбирать. Если есть возможность, то нужно остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично выступающему. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других. Затем, нужно попробовать сузить темы выступления, чтобы она представляла наибольший интерес.. Главная мысли – это основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. Знание цели усиливает внимание. В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.

Возможные интонационные окраски выступлений следующие:

 

- мажорная;беспечная или юмористическая;шутливая;

сердитая или упрекающая;

мрачная;

торжественная;

предостерегающая;

вопросительная.

 

Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить

Требования к основному тезису выступления:

 

- фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели

 

выступления;

 

- суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в

 

кратковременной памяти;

 

- мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

 

После подготовки плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:

 

- Кто мои слушатели (заинтересованные, незаинтересованные)?

 

- Подготовлены они или нет?

 

- Вызывает ли мое выступление интерес?

 

- Достаточно ли я знаю по данному вопросу и имеется ли у меня

 

достаточно данных?

 

- Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?

 

- Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?

Оценка аудитории и обстановки

Спросите себя: «Кто мои слушатели?». Если ответ затруднителен, то лучше представить себе группу из двух-трех человек, к которым обращено выступление и готовить речь для них. Обязательно нужно принять во внимание следующие характеристики аудитории:

 

- возраст;

 

- уровень образования;

 

- профессия;

 

- цель прихода людей на выступление;

 

- уровень заинтересованности в теме;

 

- уровень осведомленности в данном вопросе;

 

Фактологический материал и цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Проще всего сделать презентацию и весь цифровой материал поместить туда, по ходу повествования ссылаться на нее, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.

Подготовка по существу вопросов:

 

- анализ проблемы, ситуации

 

- формирование целей, задач, общего подхода к выступлению и

 

собственной позиции

 

- подготовка речи и аргументации выводов

 

- подбор необходимых документов и материалов

 

- Учитывать возрастной и половой фактор

Коммуникативный этап (во время выступления) выступления предполагает также развитие у оратора способности распределять внимание, быстро переключаться с излагаемого материала на аудиторию и обратно. Важно научиться представлять ход мыслей слушателей и степень восприятия ими материала. Оратору, стремящемуся к достижению успеха, конструктивного результата, необходимо тщательно подготовить выступление. Такую подготовку можно представить в виде следующих составных частей:

 

· подготовка

 

· манеры поведения

 

· учитывать сложившиеся ритуалы и субординацию

 

Таким образом, действия оратора во время коммуникативной фазы выступления включают:

 

· реализацию норм культуры речи;

 

· логико-композиционное структурирование текста речи;

 

· реакцию на действия аудитории

 

Какие же ошибки типичны для выступающих? Чего не следует допускать в своей публичной речи?

 

1. Нельзя злоупотреблять иностранными словами, незнакомыми терминами и понятиями. Это затрудняет восприятие вашей речи, делает ее громоздкой.

2. Недопустимо наличие в речи выступающего слов-паразитов типа того, значит, так сказать, ну, вот и др. Такие слова загрязняют речь и затемняют смысл.

 

3. Не рекомендуется делать начало преувеличенно эмоциональным. В этом случае оратор быстро «выдыхается» и не в состоянии затем

удерживать внимание слушателей.

 

4. Не рекомендуется также говорить слишком громко. Через 8—10 минут аудитория устанет и не будет воспринимать речь, похожую на крик.

 

5. Недопустимо частое употребление союзов. Еще М.В. Ломоносов заметил, что «союзы подобны гвоздям и клею, чем их меньше, тем лучше».

 

6. Считается неприличным держаться слишком развязно.

 

7. Недопустима излишняя жестикуляция. Слушатели будут отвлекаться именно на жесты говорящего и не вникать в суть речи или же, при внимательном слушании, будут быстро уставать.

 

1. Оценка содержания выступления:

 

· тема и цель: интересны ли, не слишком ли широки; насколько отвечают ситуации;

 

· вступление: насколько интересно и нестандартно; не слишком ли шло; понятно ли и убедительно;

 

· главная часть: продуман ли план и логика выступления; вызывает 'ли интерес; нет ли лишнего материала; правильны ли приводимые доводы и доказательства; достаточно ли аргументов; есть ли слишком отвлеченный материал; все ли примеры целесообразны; убедительно выступление;

 

· заключение: достаточно ли мотивировано; насколько ясно и впечатляюще; соответствует ли поставленной цели.

 

2.Оценка выступления с позиций соответствия нормам культуры речи и стилистики:

 

· есть ли двусмысленности; достаточна ли конкретность, есть ли чрезмерная отвлеченность;

 

· непринужденен ли язык, подходит ли данной аудитории и теме; есть ли смешение стилей и насколько оно целесообразно;

 

· есть ли длинные предложения, запутанные конструкции; наблюдается ли многословие или же чрезмерная краткость;

 

· употребляются ли речевые штампы; насколько в речевом оформлении оригинально выступление, насколько ярок язык.

 

3. Оценка внешнего облика оратора:

 

· внешность и манеры: непринужденно ли поведение; есть ли уверенность, дружелюбный тон; ко всем ли обращена речь; смотрит ли на слушателей;

 

· поза: скованная или непринужденная, театральная или царственная, сутулая или прямая и т.д.; нет ли лишних движений и др.;

 

· жесты: насколько целесообразны; не слишком ли их много; насколько естественны, осмысленны, уместны.

Структура выступления

Любое публичное выступление должно состоять из 3-ех частей:

 

1. Вступление.

 

2. Основная часть.

 

3. Заключение.

 

Примерное распределение времени:

 

- вступление – 10-15%;

 

- основная часть – 60-65%;

 

- заключение – 20-30%.

 

Вступление

 

Тщательно продуманное и включающее в себя:

 

· Объяснение цели

 

· Название темы

 

· Расшифровку темы с целью точного определения содержания выступления и четкое определение стержневой идеи.

Date: 2015-10-18; view: 972; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию