Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
VI. Краткий словарь терминов ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
А Абсолют – понятие, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное. Агностицизм – философское учение, согласно которому не может быть решен окончательно вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Адживика – одна из неортодоксальных школ древнеиндийской философии. Анализ - процедура мысленного (логического) и реального расчленения предмета на составные части (признаки, свойства, отношения). Обратная процедура – синтез. Антиномия – столкновение двух противоположных утверждений, которые одновременно могут быть доказаны и опровергнуты. Антропогенез – эволюция человека от высших млекопитающих животных (обезьян) к человеку современного типа (Homo Sapiens). Антропология – учение о человеке. Антропоморфизм – перенесение человеческих черт на предметы внешнего мира. Антропоцентризм – мировоззрение, в котором центром культуры и философии является человек. Апория – логическое затруднение, противоречие, проблема. Апостериори – знание, получаемое из опыта. Апперцепция – понятие философии и психологии, обозначающее воздействие общего содержания психической деятельности, всего предыдущего опыта человека на его восприятие предметов и явлений. Априори – знание, предшествующее опыту и независимое от него. Архетип – в позднеантичной философии: прообраз, идея. В психологии Юнга: врожденные психические структуры в коллективном бессознательном, априорно формирующие активность воображения. Атараксия – душевная невозмутимость в учении античных скептиков. Атеизм – система философских и научных взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил во всех их видах и разновидностях, религию вообще. Атман – в др.-инд. религиозном умозрении и исходящих из него философских учениях – всепроникающее субъективное духовное начало, “Я”, душа. Противопоставляется Брахману как высшей объективной реальности и совпадает с ним, т.к. Брахман осознает себя и становится Атманом. Атомизм – учение о дискретном (прерывистом) строении материи. В широком смысле дискретность объекта, процесса, свойства. Атрибут – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.
Б Брахман – в древнеиндийском религиозном умозрении – высшая реальность, безличное абсолютное духовное начало, из которого возникает мир. Буддизм – религиозно-философское учение, возникшее в Др. Индии в 6-5в. до н.э. Одна из 3-х мировых религий. Бытие – филос. категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека. Всякое существование вообще.
В Волюнтаризм – направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия (в отличие от рационализма, интеллектуализма, у которых на первом месте разум, интеллект). Верификация – эмпирическая проверка суждений на предмет их истинности. Вакуум – или физический вакуум – особое состояние материи, вещественная пустота (пространство, не содеожащее в себе никакого вещества).
Г
Герменевтика – искусство и теория истолкования текстов. В древнегреческой философии – искусство понимания, толкования (иносказаний, многозначных символов). Гилозоизм – философская идея, согласно которой все предметы живой и неживой природы одушевлены. Гносеология = теория познания – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Гностицизм – философско-религиозное течение поздней античности. Впитало ряд идей эзотерической и восточной философий. Гуманизм – в широком смысле исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. В узком смысле – культурное движение эпохи Возрождения.
Д
Даосизм – наряду с конфуцианством одно из двух основных течений китайской философии. Возникло в VI в. до н.э. Основатель Лао-цзы. Дедукция – логичсекий метод вывода умозаключений от общего к частному. Деизм – религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Противостоит теизму и атеизму. Демиург – термин древнегреческой философии для обозначения “творца” (“мастера”). Д. творит космос из со-вечной ему материи, наделенной вечным беспорядочным движением, взирая на вечный прообраз-парадигму – эйдос. Детерминизм – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Ядро Д. – положение о существовании причинности (связи явлений, когда одно с необходимостью порождает другое). Диалектика – в широком смысле учение о противоположностях и развитии. Дискретный – разделенный, прерывный. Догма – положение, истинность которого принимается на веру и не может подвергаться никаким сомнениям и изменениям. Дуализм – философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального. Противостоит монизму . З
Западничество – направление русской антифеодальной обществ. мысли 1840х гг., противостоявшее славянофилам. Путь России - идти вслед за Западной Европой.
И Идеализм – общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. Имманентное – 1) понятие, означающее внутреннее присущее к.-л. предмету, явлению, процессу то или иное свойство (закономерность). В истории философии противополагается трансцендентному. 2) филос. критика, которая рассматривает то или иное учение с точки зрения последовательного проведения его собственных предпосылок. Индетерминизм – филос. учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи (онтологический И.), либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологический И.). Противопоставляется детерминизму. Интуитивизм – идеалистическое течение в философии, усматривающее в интуиции единственно достоверное средство познания (разновидность иррационализма). Иррационализм – обозначение течений в филсофии, которые ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер бытия. Истина – адекватное отображение объекта познающим субъектом, каким он (объект) существует сам по себе, вне человека и его сознания.
К
Категории – в философии предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Категорический императив – основной закон этики Канта: “поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом”(формальное понимание этики); “поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели никогда не относился бы к нему только как к средству” (ограничение формального понимания этики). Конфуцианство – древнекитайская филос. школа, “ученые книжники”; Конфуций: этико-политическое учение, где рассматриваются вопросы нравственной природы человека, его этики и морали, жизни семьи, управления государством. Креационизм – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего. Характерен для теистического религиозного иудаизма, христианства, ислама. М Майевтика – метод философствования Сократа. Беседуя, ставя все новые и новые вопросы, побуждать других находить истину. Материализм – одно из двух главных филос. направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического и объективного, и рассматривает сознание, дух, мышление, субъективное лишь как свойство материи. Метафизика – наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Механицизм – характерное для Нового времени философское и научное представление, по которому мироздание является грандиозным и неизменным механизмом, сводящимся к физическим телам и действующими между ними постоянным силам, которые описываются законами механики. Мистицизм (мистика) – религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного “единения” с абсолютом, а также совокупность теологических и филос. доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику. Модус – термин домарксистской философии, обозначающий свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях. Монадология – филос. система объективного идеализма Лейбница. Учение о монадах (бестелесных “простых субстанциях”, “истинных атомах природы”, “элементах вещей”) для обоснования непрерывности психической жизни и всеобщей взаимосвязи происходящих в мире процессов. Монизм – способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения (в отличие от дуализма и плюрализма).
Н Народничество – идеология и движение интеллигенции, объективно отражавшие антифеодальные интересы крестьянства. Соединение радикальной буржуазно-демократической программы с идеями утопического социализма. Номинализм – филос. учение, отрицающее онтологическое значение универсалий (общих понятий), т.е. утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении. Ноосфера – в широком смысле сфера разума, формирующаяся на планете благодаря познавательной, культурной и созидательной деятельности человека. Ноосфера – сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. Ноумен – понятие идеалистической философии, обозначающее умопостигаемую сущность, предмет интеллектуального созерцания.
О
Объект – то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Часть объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом. Выделение объекта познания осуществляется при помощи форм практической и познавательной деятельности, отражающей свойства объективной реальности. Объективный идеализм – одна из основных разновидностей идеализма, в отличиии от субъективного идеализма считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало. Онтология – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Основополагающая часть метафизики. Осевое время (нем. Achsenzeit) — термин, введённый немецким философом К. Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Ясперс датирует осевое время 800—200 гг. до н. э. По его мнению, все учения осевого времени (которые в изменённом виде существуют до сих пор) отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших до этого норм, обычаев и традиций. Некоторые доосевые цивилизации (Древний Египет, Ассиро-Вавилонская цивилизация) не смогли приспособиться к изменениям и прекратили своё существование.
П Панлогизм – филос. принцип, согласно которому действительность трактуется как логическое выражение идеи, самораскрытие спекулятивного понятия, как мыслящая себя субстанция, “сам себя познающий разум”(Гегель); разновидность идеалистического рационализма. Пантеизм – филос. учение, отождествляющее Бога и мир. Парадигма – 1) понятие, используемое в античной и средневековой философии для характеристики взаимоотношения духовного и реального мира; 2) теория (модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследуемых задач. Патристика – термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 вв. (отцов церкви). Персонализм – направление современной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности – Бога. Позитивизм – филос. направление, основанное на принципе, что все подлинное, “положительное” (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Термин введен: О. Контом. Постмодернизм (англ postmodernism), постмодерн — термин, обозначающий структурно сходные явления в общественной жизни и культуре современных развитых стран, художественное движение, объединяющее ряд постнереалистических художественных направлений конца XX века. Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи "усталой", "энтропийной" культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков. Прагматизм – субъективно-идеалистическое философское учение. Философия – не размышление о первых началах бытия, а общий метод решения проблем, встающих перед людьми в различных жизненных ситуациях, в процессе их практической деятельности, протекающей в непрерывно меняющемся мире. Психоанализ – метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Вытеснение аффективных переживаний в бессознательное.
Р Рационализм - филос. направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Релятивизм - методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания. Отказ от преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий.
С Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. Симуля́кр (от лат. simulo, «делать вид, притворяться») — «копия», не имеющая оригинала. В современном значении слово симулякр введено в обиход Жаном Бодрийяром. В наше время под симулякром понимают обычно то, в каком смысле это слово использовал Бодрийяр: симулякр — это изображение без оригинала, репрезентация чего-то, что на самом деле не существует. Славянофильство - одно из направлений русской общественной и философской мысли 40-50-х г.г. 19в. с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского. Солипсизм - крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида. Сублимация - в психологии, психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие С. было введено Фрейдом в 1900 г. в разработанной им концепции психоанализа. Субстанция - объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства, материя в аспекте единства всех форм ее движения; предельное основание, позволяющее сводить чувств, многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания; источник активности, направленной на объект. Субъективный идеализм - одна из основных разновидностей идеализма, в отличие от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью. Схоластика - тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формальнологической проблематике; получила наиболее полное развитие и господство в Западной Европе в Средние века. Сциентизм - мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире.
Т
Теизм - религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолютного бытия как бесконечной божественной личности, трансцендентной миру, сотворившей его в свободном акте воли и в дальнейшем распоряжающейся им. Теодицея - “оправдание бога”, общее обозначение религиозно-философской доктрины, стремящихся согласовать идею “благого” и “разумного” божественного управления миром с наличием мирового зла, “оправдать” это управление перед лицом темных сторон бытия. Томизм - направление в схоластической философии и теологии католицизма, порожденное влиянием Фомы Аквинского. Для Т. в целом характерно стремление соединить строго ортодоксальную позицию в религиозных вопросах с подчеркнутым уважением к правам рассудка, здравого смысла. Трансцендентальный - термин, возникший в схоластической философии и обозначающий такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования, конечного, эмпирического мира. Триада - метод филос. конструирования, в античности, широко применявшийся в платонизме и неоплатонизме.
У Универсалии - общие понятия. В философской проблеме онтологического и гносеологического статуса У. ставится вопрос о том, что такое реальное бытие, каким образом существует идеальное, как возможно рациональное понятийное познание, как соотносятся мышление и действительность, общее и единичное.
Ф
Фатализм - мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Феномен - филос. понятие, означающее: 1) явление, постигаемое в чувстенном опыте; 2) объект чувственного созерцания, в отличие от его сущностной основы - ноумена (как предмета интеллектуального созерцания).. Фрейдизм - общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение Фрейда [психоанализ] для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. Э Экзистенциализм - или философия существования, иррационалистическое направление современной философии, возникшее накануне 1-ой мировой войны в России (Шестов, Бердяев). Эклектика, эклектизм, эклектицизм - соединение разнородных взглядов, идей, принципов или теорий. Эманация - филос. понятие, специально разработанное в неоплатонизме, означающее переход от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням. Эмпиризм – философское направление, считающее, что источником истинного знания является чувственный опыт. Эсхатология - религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.
Date: 2015-10-18; view: 328; Нарушение авторских прав |