Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Модель социально-экономического развития Республики Беларусь как компонент идеологии белорусского государства
Базовыми чертами либеральной социально-экономической политики государства являются: приоритет прав и свобод человека; невмешательство или незначительное вмешательство государства в экономику; минимальный пакет социальных программ государства; поощрение деятельности негосударственных организаций социального обеспечения и социальной защиты (фондов, организаций, страховых кампаний). Образцом либеральной модели являются США. Основные положения консервативной социально-экономической модели включают: умеренное, дозированное вмешательство государства в социальную сферу; регулирование рынка труда; активную и динамичную политику доходов; расширение сферы действия трудового права. Данная модель характерна для Великобритании. Особенностями социал-демократической социально-экономической модели являются: высокая доля государственного сектора, в котором преобладают объекты социального назначения; финансирование из средств госбюджета социальной сферы; регулирование уровня безработицы, забота о трудоустройстве; функционирование высококачественных и общедоступных систем образования и здравоохранения. Эта модель получила распространение в скандинавских странах: Швеции, Дании, Норвегии. Противоположностью рыночным моделям является социалистическая социально-экономическая политика, проводившаяся в СССР, Кубе, КНР времен Мао Цзэдуна, Северной Корее. К особенностям данной модели относятся: унификация форм собственности; монополия государства в социально-экономической сфере; административно-командные методы управления экономикой; игнорирование негосударственных организаций и частной инициативы. Каждая страна формирует собственную модель социально- экономического развития, которая соответствует ее историческим, политическим, географическим, культурным и др. особенностям. Теоретическая модель социально-экономического развития страны представляет собой совокупность принципов, целей, элементов и требований, предъявляемых к системе народного хозяйства и к социальной сфере общества, обеспечивающих их эффективное функционирование и развитие. Белорусская модель социально-экономического развития представляет собой социально ориентированную многоукладную рыночную экономику. Она сохраняет в себе традиционные принципы функционирования рыночной экономики и такие характерные для белорусского народа черты, как государственный патернализм, коллективизм. Данная модель учитывает ресурсный потенциал страны, а также геополитические, экологические, социальные, демографические особенности республики. Впервые характерные черты белорусской модели социально-экономического развития были выделены Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на итоговом заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных органов 22 марта 2002 года. К их числу относятся: 1. Сильная и эффективная государственная власть как важнейшее условие успешного управления страной, обеспечения экономической безопасности государства и граждан. Государственная власть призвана: не допускать нарушения норм и правил поведения на рынке; определять условия эффективного хозяйствования и темпы экономического роста; поддерживать оптимальную структуру производства, равномерное социально-экономическое развитие регионов; предотвращать криминализацию производства и чрезмерное расслоение общества. 2. Равноправное функционирование всех форм собственности. Соотношение государственного и частного сектора должны определяться с учетом национальных интересов. 3. Приватизация как средство привлечения заинтересованного инвестора. Для белорусской модели приватизации приемлемы лишь те инвесторы, которые связывают с Беларусью долгосрочные и перспективные планы, способны обеспечить развитие экономики страны, взять на себя обязательства по решению проблем трудящихся на принадлежащих им предприятиях. Сильная социальная политика – основа белорусской экономической модели. На современном этапе целью социальной политики является создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить общественное благосостояние и благосостояние своей семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства незащищенных групп населения. Базовыми документами, определяющими основные стратегические и тактические цели социально-экономического развития страны являются: «Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.», «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 гг.», «Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг.» и другие программные и прогнозные документы. В соответствии с Концепцией развития народного хозяйства Республики Беларусь на 2001-2015 годы, утвержденной Советом Министров в марте 2000 года, выделены следующие этапы развития белорусской экономики: 2001-2005 годы – достижение основных экономических параметров 1990 года; 2006-2010 годы – завершение формирования условий для возобновления экономического роста, реализации активной структурной политики и повышения уровня жизни народа; 2011-2015 годы – заложение основ постиндустриального общества, начало формирования нового технологического базиса производства, переход к информационной конкурентноспособной ресурсосберегающей модели экономики на основе сочетания рыночных механизмов и рычагов государственного управления. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы ставит в качестве главной цели на этот период дальнейший рост уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентноспособности экономики, создания государства, удобного для людей. Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи, как рост реальных денежных доходов населения; благоприятные условия для интеллектуального, профессионального, творческого, трудового, физического совершенствования человека; опережающее развитие сферы услуг; внедрение повышенной системы социальных стандартов; улучшение демографической ситуации в стране; повышение эффективности АПК; расширение взаимовыгодного экономического сотрудничества; инновационную направленность развития экономики и др. В Программе также сказано, что республика исчерпала возможности наращивания производства за счет экстенсивных факторов, поэтому необходимо обеспечить переход на инновационный путь развития, что включает в себя модернизацию экономики, внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, максимальное использование интеллектуального ресурса страны. Инновационная деятельность – это вид деятельности, направленный на создание, освоение и использование инноваций, представляющих собой впервые полученный результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для практического применения в целях достижения экономического и/или социального эффекта. Отличительной чертой инноваций является их особый жизненный цикл, начинающийся с момента зарождения идеи и оканчивающийся уходом товара с рынка. Инновационная деятельность шире научно-технической и включает последнюю в себя, так как для ее реализации необходимы механизмы функционирования уже целой инновационной системы. Национальная инновационная система представляет собой совокупность субъектов инновационной деятельности (научных и образовательных учреждений, инновационно ориентированных производственных предприятий и специализированных субъектов инновационной инфраструктуры) и их взаимосвязей, обеспечивающих непрерывный процесс воспроизводства инноваций. Обязательным условием их функционирования является наличие инновационно ориентированной социально-экономической и правовой среды, формируемой государством и обществом. К видам инновационной инфраструктуры относятся: бизнес-инновационные, телекоммуникационные и торговые сети, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, консалтинговые фирмы и финансовые структуры. Цели и приоритеты инновационного развития республики определены в Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг. (ГПИР 2007- 2010). Стратегическая цель этой программы - создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсосберегающей, экологозащитной, социально ориентированной экономики Беларуси, обеспечивающей устойчивое развитие и повышение качества жизни. В настоящее время инновационная инфраструктура в республике представлена научно-технологическими парками (из которых самые крупные: ЗАО «Технологический парк Могилев»; НРУП «Научно-технический парк БНТУ «Метолит»; СООО «Арвит-авто»), сетью центра трансфера технологий и инновационных бизнес-инкубаторов. Расширяется инновационная инфраструктура в регионах страны. Однако несмотря на наличие в структуре народного хозяйства Беларуси отдельных потенциально значимых и перспективных элементов национальной инновационной системы, они еще не выполняют своей важнейшей функции по обеспечению научно-технического прогресса в национальной экономике. Во многом это предопределяется неразвитостью в стране рынка научно-технической продукции и инновационной инфраструктуры, ограниченностью инвестиционных ресурсов, низкой эффективностью организационных форм, используемых субъектами инновационной деятельности. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы предусматривает совершенствование системы образования и здравоохранения. В 2007 году республика впервые вышла на высокий показатель ИРЧП (Индекс развития человеческого потенциала, который включает в себя уровень образования, продолжительность жизни, объем ВВП). По уровню образования Беларусь занимает 33 место в мире, опережая все страны СНГ, по продолжительности жизни – 72 место, по объему ВВП – 102. Из этого следует, что именно благодаря уровню образования республика находится на достаточно высоком месте по ИРЧП. Сегодня в стране около 15 % граждан имеют высшее образование. В 2005 году Советом Министров была принята Программа перехода на дифференцированные сроки подготовки специалистов с высшим образованием в Республике Беларусь на 2005-2010 годы. Программой определена двухступенчатая система высшего образования. На первой ступени ведется подготовка специалистов со сроками обучения от 4 до 6 лет (в зависимости от сложности получаемой специальности и квалификации). Вторая ступень – магистратура, сориентированная на подготовку к поступлению в аспирантуру в целях получения научной квалификации. Однако в связи с тем, что Республика Беларусь не перешла на Болонский стандарт, возникают трудности в унификации системы квалификационных характеристик. Сегодня к Болонскому процессу присоединились такие страны СНГ, как Россия, Грузия, Украина, Армения, Азербайджан, Молдова. Одной из наиболее серьезных проблем Беларуси является спад рождаемости и рост смертности. Деятельность белорусского государства, направленная на оптимизацию параметров воспроизводства населения Беларуси, осуществляется в соответствии с Законом «О демографической безопасности Республики Беларусь». В республике обеспечен масштабный охват населения медицинскими услугами, которые в основном субсидируются из государственного бюджета. В мировой практике существует несколько моделей систем здравоохранения. Одна из самых распространенных классификаций предполагает разделение общественных систем здравоохранения преимущественно на бевериджские, бисмаркские и модель Семашко (советскую модель). Бевериджские модели (Великобритания, скандинавские страны) основаны на финансировании за счет налоговых поступлений (местных, общегосударственных) и включают высокий уровень гарантий в области здравоохранения, а также полный охват населения медицинской помощью. Бисмаркская модель (Германия, Австрия, Франция) предполагает обязательное медицинское страхование, включающее страховые взносы как работника, так и работодателя. В США существует добровольное медицинское страхование, поэтому там порядка 10 % населения не имеют медицинской страховки. Российская бюджетно-страховая модель основана на сочетании страховой медицины с широкой сетью государственных медицинских учреждений. Характерными чертами советской модели являются: государственная сеть организаций здравоохранения и бюджетное финансирование; обеспечение полного охвата всего населения медицинской помощью, предоставляемой за счет бюджетных средств; реализация государственных программ в сфере здравоохранения. В 2006 году Правительством республики принята Государственная программа развития здравоохранения на 2006-2010 годы, основой которой стали вопросы технического переоснащения и внедрения новых медицинских технологий. Особое внимание уделяется преодолению различий в доступности и качестве медицинской помощи городскому и сельскому населению в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села. Объединен ряд организаций здравоохранения, обслуживающих городское и сельское население. С учетом возрастной структуры сельского населения в селах создается сеть больниц сестринского ухода. Работа сельских врачебных амбулаторий организуется по принципу общей врачебной практики. В соответствии с Программой социально-экономического развития на 2006-2010 годы, в республике планируется внедрение передовых медицинских технологий и создание научно-практических центров; реструктуризация системы оказания медицинской помощи, включая перераспределение ресурсов со стационарной формы на амбулаторно-поликлиническую, развитие медико-социальной помощи и общей врачебной практики. В целом планируется постепенный переход к страховой медицине с сохранением государственного финансирования широкой сети медицинских учреждений и услуг. Date: 2015-10-18; view: 518; Нарушение авторских прав |