Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Национально-государственное самосознание и национальная идея белорусского народа






Современная Беларусь представляет собой переходное общество как в политическом, так и в общецивилизационном понимании. Находясь на стыке двух цивилизаций (западной и восточной), Беларусь испытывает на себе влияние каждой из них. М данной связи встает вопрос о принадлежности белорусов к определенной культурной, географической и духовной общности, обусловливающей их специфику, отличие от других народов.

Среди цивилизационных концепций исторического развития интерес представляют теории Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина, С. Хантингтона С позиций Н. Данилевского развитие цивилизаций имеет циклический характер, постепенно проходя стадию зарождения, когда происходит процесс формирования «самобытной цивилизации» на основе принадлежности к одной языковой группе; период развития, в ходе которого оформляется культурная и политическая независимость; цивилизационную стадию, представляющую собой расцвет творческого, культурного, социального потенциала; стадию упадка, характеризующуюся распадом культурно-исторического типа.

Подобно Н. Данилевскому, О. Шпенглер также рассматривает исторический процесс как рождение, рост и разрушение культурных типов. В книге «Закат Европы» (1918-1922) он приходит к выводу о гибели западной культуры, находящейся на цивилизационной стадии развития. С его позиций, цивилизация – это кульминационная стадия развития любой культуры, ее распад, признаки которого проявляются в росте научно-технического прогресса, обезличивании человека, снижении творческой активности. В теории А. Тойнби отвергается тезис о замкнутости культурных типов и непроницаемости цивилизаций, а в качестве связующего фактора он предложил создание универсальной церкви. В основе классификации С. Хантингтона также положен религиозный признак, в соответствии с которым он разделяет все существующие цивилизации на англо-саксонскую, католическо-протестанскую, православно-славянскую,мусульманскую, конфуцианскую, синтоистскую, латиноамериканскую и африканскую. Беларусь в его концепции оказывается на границе католическо-протестанской и православно-славянской цивилизации.

Интерес представляет также классификация П. Сорокина, основанная на системе ценностей культуры, главные из которых - истина, добро, красота и их единство – польза. В соответствии с данным признаком П. Сорокин выделяет три типа культуры: идеациональная, базирующаяся на трансцендентной вере (буддистская, культура брахманской Индии, культура Средневековья); идеалистическая, образующая единство трансцендентной и рационально-чувственной составляющих (античная); чувственная, предполагающая приоритет чувственной реальности (культура современного Запада).

Национальное самосознание формируется на базе мировоззренческих основ, принадлежности к определенному цивилизационному типу. Беларусь, находясь на стыке цивилизаций, впитала в себя особенности как православно-славянской, так и католическо-протестанской цивилизаций, что привело к сочетанию в белорусском менталитете восточного мистицизма и западного рационализма. Национальное самосознание проявляется в самоидентификации с устойчивой, исторически сложившейся общностью (нацией), основанной на единстве языка, культуры, традиций, а также ощущении своей уникальности, самобытности, отличия от других народов: «мы – белорусы».

Помимо названных признаков в структуру национально-государственного самосознания входит наличие государственности. Кристаллизованным выражением национального самосознания является национальная идея, которая проявляется в высоком самосознании народа и осознании им своего особого исторического пути. Наличие национальной идеи характерно для каждого народа. Так, В. Соловьев использовал в своем докладе (Париж, 1888) термин «русская идея» для обозначения русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, ее христианского наследия и будущности. Впервые русская идея была сформулирована псковским монахом Филофеем в XVI веке для обозначения особой миссии русского народа: «Москва-Третий Рим», в 30-х годах XIX века граф С. Уваров представил ее в виде формулы «православие – самодержавие – народность». Во Франции в роли национальной идеи выступает лозунг французской революции «Свобода. Равенство. Братство». Национальная идея особенно проявляется в периоды национального возрождения, а также когда существование нации находится под угрозой.

Белорусская национальная идея также имеет глубинные корни, связанные с тем историческим путем, который прошел белорусский народ в его борьбе за свободу, за право «людзьмi звацца». Суть белорусской национальной идеи заключается в стремлении белорусского народа к свободе, самостоятельности, благосостоянию, в любви к своей Родине, особенно к малой родине («роднаму куту»), желании сохранить белорусский язык и культуру. Приобщение к национальной идее наделяет человека чувством патриотизма (от греч. patris– родина, отечество), выражающемся в любви и преданности к своей Родине, гордости за ее успехи и горечи за неудачи.

В результате обретения Республикой Беларусь независимости встал вопрос о формировании национально-государственной идеи, которая обозначается на основе консенсуса интереса всех граждан, проживающих на территории Беларуси. При этом необходимо учитывать интересы не только титульной нации, но и других национальностей, а также различных политических сил. Доминантой такой идеи выступает «построение сильной и процветающей Беларуси».

По мнению С.Г. Паречиной, национально-государственная идея включает три основных компонента, имеющих фундаментальное значение для белорусского государства, - независимость, стабильность, благосостояние.

Функциями национально-государственной идеи являются:

- интегративная, так как она выступает ценностно-нормативным фактором объединения общества;

- объяснительная, заключающаяся в обосновании существующего политического строя и общественного порядка Республики Беларусь;

- целеполагающая, поскольку она формулирует цели, консолидирующие общество, и закрепляет направления общественного развития.

Таким образом, ценностная сердцевина национально-государственной идеи проста и понятна каждому жителю Беларуси – процветание Беларуси и благосостояние ее граждан.

Date: 2015-10-18; view: 400; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию