Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика новых школ





Конец XIX – ХХ вв. в западной педагогике появляется значительное количество инновационных идей и проектов экспериментальных школ. Модели альтернативного образования получают разные названия: «свободное воспитание», «свободное образование», «новое воспита­ние», «новые школы», «прогрессивные школы», «эксперименталь­ные школы», «открытое обучение», «необходимые школы», но при всём их различии, они могут быть по пра­ву объединены на основе общих критериев: так или иначе они строятся на формах организации, проти­воположных тем, что укоренились в традиционных школах, — на не­стандартных учебных программах, либерализации управленческих отношений, организационных принципах и методах преподавания, ко­торые базируются на ценностях свободы. Во основе их деятельности лежат принципы: признание индивидуальных приоритетов образования и обеспечение демократических норм взаимодействия детей и взрослых; преодоление классно-урочную форму образования (меняются сами основы урочной дидактики, уроки заменяются студийными формами, в класс возвращается внеурочная деятельность, меняется дизайн комнаты для занятий: дети садятся в общий круг или объединяются в малые группы); инновационные школы становятся двигателем реформ образования во многих странах, стимулируют поиск новых педагогических средств и организационных решений, предлагая радикальные про­граммы реконструкции сферы образования.

В философии образования чётко обозначилось гуманистичес­кое течение, тесно связанное с гуманистической психологией (А. Комбс, А. Маслоу, К. Роджерс). В центре философского рас­смотрения — процессы самоопределения, самовыражения, самореализации личности (Я - копцепция) в образовании; автономия и сво­бода личности; педагогическая антропология; демократическое об­щение и самоуправление; преодоление противоречий педагогичес­кой (преподавательской) деятельности и поиск новых дидактических принципов.

Одновременно в философии образования складывается крити­ческое течение, ориентированное на обобщение идей реформатор­ской педагогики и обоснование альтернативных путей развития обра­зования (Иван Иллич, Паулу Фрейри).

В конце XIX – ХХ вв. было создано значительное количество альтернативных школ, анализировать их деятельность в данной работе не представляется возможным, и потому, ограничимся перечислением создателей и видных деятелей свободного воспитания, а подробно рассмотрим лишь особенности организации образования в вальдорфских школах и школах Монтесорри. Итак, это Сесил Редди, Алфред Норт Уайтхед, Эллен Кей, Франсиско Феррер, Эдмон Демолен, Селестен Френе, Густав Винекен, Герман Литц, Георг Кершенштейнер, Петер Петерсен и многие другие.

Основные отличительные особенности новых школ (всего участниками движения было выработано 30 признаков) приводятся в «Очерках понимающей педагогики Е.А. Александровой[63]:

ü по своему типу эти школы были чаще всего частными загородными интернатами; природа — обязательный элемент естествен­ной воспитательной среды;

ü дети занимались сельскохозяйственным и ручным трудом;

ü большое значение придавалось физической культуре, которая была гармонически соотнесена с интеллектуальной и художественной деятельностью; образование становилось интегральным в противовес изучению традиционных предметов;

ü личностному развитию придавалось первостепенное значение, а усвоение знаний рассматривалось как средство; нравственное воспитание (развитие воли, характера, ответственности) осуществля­лось в структуре практической деятельности детей, а не в рамках пре­подавания;

ü культивировались инициатива, критическое мышление и са­мостоятельность; ставка делалась на активные методы учёбы и инте­ресы детей; учебный материал непосредственно связывался с практи­ческим опытом;

ü все образовательные процессы строились на принципе вы­бора; в среднем звене обучения дети имели широкие права выбора учебных программ; число одновременно изучающихся предметов ог­раничено;

ü отношения между взрослыми и детьми строились на демо­кратической, дружественной основе, школьная жизнь определялась самоуправлением.

В настоящее время движение нового образования объединяет различные проекты в более чем 50 странах мира, действует под эгидой ЮНЕСКО, организует семинары и конференции. Выпускаются жур­налы, в частности в Англии — «Новая эпоха в школе и семье».







Date: 2015-10-18; view: 839; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию